Пол (гендер) и мозг человека
Как уже отмечалось выше, психология начала свое движение по пути гендерных исследований с постановки проблемы индивидуальных и половых различий. Понятие гендера как социального или социокультурного пола вошло в нее значительно позже, в конце 60-х — начале 70-х годов. В русле рассмотрения половых различий одной из наиболее, как казалось, явно сформулированных проблем явилась проблема половых различий в организации мозга. Одни авторы убеждены в реальности существования половых различий, другие проявляют в этом вопросе определенную осторожность, что стимулирует и одних, и других к проведению тщательных клинических, электрофизиологических и других исследований и к применению разнообразных методических подходов. Так, некоторые утверждают, что лево-руких больше среди мужчин, другие — что среди женщин. О несходствах асимметрий мозга у мужчин и женщин пишут Спрингер С. и Дейч Г. в своей монографии Левый мозг, правый мозг.1 Согласно их данным, у мужчин более уязвимо доминантное полушарие мозга и чаще встречаются психические нарушения, зависящие от поражения этого полушария. Так, считается, что мужчинам более свойственен аутизм. У женщин чаще возникают поражения недоминантного полушария и соответствующие изменения психики, особенно аффективные нарушения.2 Есть данные о том, что достаточно отчетливо половые особенности выражены у детей. По-видимому, в онтогенезе у девочек быстрее развивается левое полушарие и аналитический стиль мышления, у мальчиков — правое полушарие и образное мышление.3 У мальчиков уже к 6-летнему возрасту правое полушарие специализируется в формировании пространственных представлений и воображения. Мальчики лучше, чем девочки, ори-
1 Спрингер С, Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М.: «Мир», 1983. 2 P. Flor-Henry, «Schizophrenic-like reactions and affective psychoses associated 3 Коновалов В.Ф., Бурковецкая Ж.Н. О функциональной асимметрии го 771-775. ентируются в пространстве. В возрасте 7—8 лет они успешнее решают наглядные, а девочки — словесные задания.4 Что касается взрослых, то здесь мнения разделились. Однако большинство авторов склонно признавать меньшую выраженность функциональной асимметрии мозга (ФАМ) у женщин. В исследованиях Коновалова В.Ф. и Отмаховой Н.А. показано, что специализация правого полушария у мужчин и женщин различна.5 Большинство работ, существующих в настоящее время и посвященных вопросу половых различий в ФАМ, свидетельствуют о том, что половые различия существуют в распределении вербальных и пространственных функций между полушариями.6 Есть данные о том, что женщины превосходят мужчин в тех областях, в которых прежде всего требуется знание языка, а мужчины превосходят женщин в решении задач пространственного характера.7 Существуют и различия между мужчинами и женщинами в восприятии вербальной информации.8 Они проявляются в способности правильного восприятия определенного вида информации, степени функциональной асимметрии мозга, в преобладании типа доминирования того или другого полушария. Характер половых различий в ФАМ при восприятии вербальной информации с возрастом мало меняется — у мужчин латерализация выражена больше, чем у женщин. Однако с увеличением возраста количественное соотношение изменяется: у мужчин уменьшается, а у женщин несколько увеличивается. 4 Разнообразные данные относительно связи между функциональной меж-
5 Коновалов В.Ф., Отмахова Н.А. Особенности межполушарных взаимодей 6 Спрингер С, Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М.: «Мир», 1983. 7 Подробное описание экспериментов и результатов по данной проблеме дано 8 Морозов В.П. Экспериментальное исследование восприятия человеком Проанализировав большое количество работ по данной проблематике, МакГлоун делает следующий вывод: «Существует впечатляющее скопление данных, позволяющих предположить, что мозг мужчины может быть организован более асимметрично, чем мозг женщины, как по вербальным, так и по невербальным функциям. Эта тенденция редко наблюдается в детстве, но часто важна для зрелого организма».9 В ряде работ делаются попытки объяснения различия асимметрий у мужчин и женщин. Некоторые авторы, например, Леви,10 объясняют их через эволюционные факторы: в эволюции мужчины выполняли роль охотников и руководителей, и преимущества имели те из них, кто обладал хорошими зрительно-пространственными способностями. Женщины же, занятые прежде всего воспитанием детей, постоянно использовали речевые навыки как средство общения. Данное объяснение можно принять с большим трудом, хотя бы потому, что представляется сомнительным то, что мужчины-руководители меньше, чем женщины, использовали речевые навыки. Есть и другая концепция дифференциации полов как «выгодной формы информационного контакта со средой», принадлежащая В.А. Геодакяну.11 Согласно этой концепции, существует два альтернативных аспекта эволюции: генетический (передача информации от поколения к поколению), обеспечивающий сохранение информации, и экологический (получение информации из среды), обеспечивающий изменения. Существует и специализация полов по этим двум аспектам, которые, по мнению автора, находятся не в конкурентных, а в комплементарных отношениях. В.А. Геодакян считает, что задачу сохранения генетической информации реализует больше женский пол, а изменения — мужской. В эволюционном развитии любое изменение проходит две фазы — фазу поиска и фазу закрепления. В первой фазе при выполнении новой задачи преимущество имеют
9 J. McGlone, «Sex differences in human brain asymmetry: A critical survey», 10 J. Levi, R.C. Gur, «Individual differences in psychoneurological organization», 11 Геодакян В.А., «Теория дифференциации полов в проблемах человека» // мужчины, во второй фазе — преимущество на стороне женщин. С помощью этой концепции В.А. Геодакян объясняет лучшие показатели женщин по вербальным тестам, а мужчин — по пространственно-зрительным. В то же время, несмотря на огромное количество исследований по проблеме особенностей структуры и функционирования мозга у мужчин и женщин, систематизированное описание различий их индивидуальных профилей составить достаточно трудно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|