Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование ориентировки в языковых средствах рассказа (2 этап)




Если при развитии ориентировочных действий по опознанию рассказа внимание детей концентрировалось на том, что является предметом сообщения или на том, что сообщается о данном предмете, то на этапе формирования ориентировки в языковых средствах основное внимание следует уделить выяснению того, как сообщается, рассказывается о предмете или событии.

На этом этапе ставятся достаточно скромные цели: детям необходимо показать, что об одном и том же событии или предмете можно рассказать по-разному.

Наиболее удачным материалом для реализации намеченной цели являются, с нашей точки, зрения, парные загадки, в которых об одном и том же предмете рассказывается в разной речевой форме. Специфика подбора загадок определяется тем, что текст одной загадки оформляется в основном глагольными словами, другой – прилагательными или существительными. Первоначальное сопоставление проводится только в плане различения семантики слов, например:

 

Загадка № 1

Спереди – пятачок,

Сзади – крючок,

Посредине – спинка,

На спинке – щетинка.

Загадка № 2

Пятачком в земле копаюсь,

В грязной луже искупаюсь.

 

Но на последующих логопедических занятиях, помимо семантического различения, дети учатся различать слова и по грамматической форме. Их внимание обращается на соответствие формы вопроса и формы слова.

Работа с парными загадками позволяет развести смысловую и речевую сторону высказывания. Этому способствует и сравнение графических схем, которые составляются к тексту каждой загадки, как показано ниже:

Загадка № 1

Зимой греет,

Весной тает,

Летом умирает,

Осенью летает.

Загадка №2

Он на солнце серебристый,

Под луною – голубой,

Он и белый и пушистый,

И мохнатый, как медведь,:

Раскидай его лопатой,

Назови его, ответь!

К тексту первой загадки составляют уже знакомую схему:

К тексту второй загадки составляется новая схема (схема 12), в которой графически подчеркивается наличие слов другого грамматического класса: не глаголов, а прилагательных. Эта новая часть речи маркируется фишкой другой формы – треугольником:

Вторая важная задача этого этапа – закрепления у детей представления о том, что рассказ состоит из нескольких предложений. На реализацию этой цели направлена система подготовительных упражнений по различению целого текста и отдельного предложения и упражнений на включение отдельного предложения в состав рассказа.

Формирование предварительных, ориентировочных умений по обнаружению существенных признаков рассказа обеспечивает возможность перехода к этапу обучения связному говорению с опорой на правила.

Формирование первоначального навыка связного говорения по правилам смысловой и языковой организации текста

Задача данного раздела состоит в том, чтобы ознакомить детей с правилами, т.е. закономерностями, которые лежат в основе создания связного речевого сообщения. Достижение этой задачи предполагало, во-первых, развитие мотивационно-побудительной сферы, интереса к процессу составления, придумывания рассказа и, во-вторых, обучение умению выделять и осознавать правила построения внутреннего, смыслового, и внешнего, языкового, планов рассказа.

Реализация намеченных задач предусматривает поэтапную организацию логопедической работы по формированию первоначальных навыков связного говорения. Мы выделили два этапа становления таких навыков, связанных отношениями преемственности, предусматривающей переход от:

§ этапа развития навыка связной речи практическими методами к

§ этапу формирования умения осознавать правила, по которым строится рассказ.

На каждом из выделенных этапов логопед формирует у детей дифференцированные навыки и умения.

Остановимся более подробно на содержании каждого из выделенных этапов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...