Формирование ориентировки в языковых средствах рассказа (2 этап)
Если при развитии ориентировочных действий по опознанию рассказа внимание детей концентрировалось на том, что является предметом сообщения или на том, что сообщается о данном предмете, то на этапе формирования ориентировки в языковых средствах основное внимание следует уделить выяснению того, как сообщается, рассказывается о предмете или событии. На этом этапе ставятся достаточно скромные цели: детям необходимо показать, что об одном и том же событии или предмете можно рассказать по-разному. Наиболее удачным материалом для реализации намеченной цели являются, с нашей точки, зрения, парные загадки, в которых об одном и том же предмете рассказывается в разной речевой форме. Специфика подбора загадок определяется тем, что текст одной загадки оформляется в основном глагольными словами, другой – прилагательными или существительными. Первоначальное сопоставление проводится только в плане различения семантики слов, например:
Загадка № 1 Спереди – пятачок, Сзади – крючок, Посредине – спинка, На спинке – щетинка. Загадка № 2 Пятачком в земле копаюсь, В грязной луже искупаюсь.
Но на последующих логопедических занятиях, помимо семантического различения, дети учатся различать слова и по грамматической форме. Их внимание обращается на соответствие формы вопроса и формы слова. Работа с парными загадками позволяет развести смысловую и речевую сторону высказывания. Этому способствует и сравнение графических схем, которые составляются к тексту каждой загадки, как показано ниже: Загадка № 1 Зимой греет, Весной тает, Летом умирает, Осенью летает. Загадка №2 Он на солнце серебристый, Под луною – голубой,
Он и белый и пушистый, И мохнатый, как медведь,: Раскидай его лопатой, Назови его, ответь! К тексту первой загадки составляют уже знакомую схему: К тексту второй загадки составляется новая схема (схема 12), в которой графически подчеркивается наличие слов другого грамматического класса: не глаголов, а прилагательных. Эта новая часть речи маркируется фишкой другой формы – треугольником: Вторая важная задача этого этапа – закрепления у детей представления о том, что рассказ состоит из нескольких предложений. На реализацию этой цели направлена система подготовительных упражнений по различению целого текста и отдельного предложения и упражнений на включение отдельного предложения в состав рассказа. Формирование предварительных, ориентировочных умений по обнаружению существенных признаков рассказа обеспечивает возможность перехода к этапу обучения связному говорению с опорой на правила. Формирование первоначального навыка связного говорения по правилам смысловой и языковой организации текста Задача данного раздела состоит в том, чтобы ознакомить детей с правилами, т.е. закономерностями, которые лежат в основе создания связного речевого сообщения. Достижение этой задачи предполагало, во-первых, развитие мотивационно-побудительной сферы, интереса к процессу составления, придумывания рассказа и, во-вторых, обучение умению выделять и осознавать правила построения внутреннего, смыслового, и внешнего, языкового, планов рассказа. Реализация намеченных задач предусматривает поэтапную организацию логопедической работы по формированию первоначальных навыков связного говорения. Мы выделили два этапа становления таких навыков, связанных отношениями преемственности, предусматривающей переход от: § этапа развития навыка связной речи практическими методами к § этапу формирования умения осознавать правила, по которым строится рассказ. На каждом из выделенных этапов логопед формирует у детей дифференцированные навыки и умения. Остановимся более подробно на содержании каждого из выделенных этапов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|