Факторный анализ налогооблагаемой прибыли
Факторный анализ налогооблагаемой прибыливключает в себя анализ влияния: - выручки; - себестоимости проданной продукции (работ, услуг); - коммерческих расходов; - управленческих расходов – доходы от участия в других организациях; – проценты к получению; – проценты к уплате; – прочие доходы; – прочие расходы.
Налогооблагаемую прибыль можно исчислить следующим образом: Пн = В – С – КР – УР + Д + % пол. – % упл. + ПрД – ПрР, - где Пн – налогооблагаемая прибыль. Методика расчета факторных влияний на прибыль включает следующие шаги: 1. Расчет влияния фактора «Выручка от продажи». Расчет влияния этого фактора нужно разложить на две части. Так как выручка организации – это произведение количества и цены реализуемых услуг, то сначала рассчитаем влияние на прибыль от продаж цены, по которой оказываются услуги, а затем рассчитаем влияние на прибыль изменения физической массы оказанных услуг. При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции. Предположим, что цены на оказанные услуги в отчетном периоде возросли по сравнению с базисным в среднем на 19 %. Тогда индекс цены составит: (100 +19) / 100 = 1,19. Следовательно, выручка от оказания услуг в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна: 338983/1,19 = 284860 тыс. руб. Следовательно, выручка от оказания услуг в отчетном году по сравнению с прошедшим периодом увеличилась за счет роста цены на: ΔВц = 338983 тыс. руб. – 284860 тыс. руб. = + 54123 тыс. руб. А увеличение количества оказанных услуг привело к увеличению выручки в отчетном периоде на: ΔВк = 284860 тыс. руб. – 115237 тыс. руб. = +169623 тыс. руб., а общий прирост выручки составил: 54123 тыс. руб. + 169623 тыс. руб. = + 223746 тыс. руб.
1.1. Расчет влияния фактора «Цена». Для определения степени влияния изменения цены на изменение суммы прибыли от продажи необходимо сделать следующий расчет: ΔПп (ц) = (ΔВц × R0)/100, где R0 – рентабельность в базисном периоде составила: (76854 / 115237× 100 = 66,69%) ΔПп (ц) = 54123×66,69/100 = +36095 тыс. руб. То есть прирост цен на оказанные услуги в отчетном периоде по сравнению с прошедшим периодом в среднем на 19% привел к увеличению суммы прибыли на 36095 тыс. руб. 1.2. Расчет влияния фактора «Количество оказанных услуг». ΔПп (к) = (223746 – 54123) × 66,69/100 = +113122 тыс. руб. 2. Расчет влияния фактора «Себестоимость оказанных услуг». Влияние фактора «себестоимость проданной продукции на прибыль от продаж»оценим следующим образом: ΔПп (с) = В1 × (УС1 – УС0) / 100, (7) где ΔПп(с) – изменение прибыли от продаж за счет себестоимости проданной продукции; УС1 и УС0 – уровни себестоимости продукции в выручке в отчетном и базисном периодах соответственно, в долях единицы. ΔПп(с) = 338983 × (0, 8480 - 0, 3844) = + 157152 тыс. руб. Изменение себестоимости привело к уменьшению прибыли от продаж на 157152 тыс. руб. Остальные показатели – факторы от прочей деятельности не оказывают столь существенного влияния на прибыль, как факторы хозяйственной сферы. Рассмотрим их. 3. Влияние фактора «проценты к получению» на налогооблагаемую прибыль можно оценить по формуле: ΔПн(проц) = В1 × (ПРОЦ1 – ПРОЦ0), ΔПн(проц) = 338983 × (0,0184 – 0,0273) = - 3016 тыс. руб. 4. Влияние фактора «прочие доходы» на налогооблагаемую прибыль можно оценить по формуле: ΔПн(пр. д.) = В1 × (ПР.Д1 – ПР.Д0), ΔПн(пр.д) = 338983 × (0,1584 – 0,2025) = - 14949 тыс. руб. 5. Влияние фактора «прочие расходы» на налогооблагаемую прибыль можно оценить по формуле: ΔПн(пр. р.) = В1 × (ПР.Р1 – ПР.Р0), ΔПн(пр.р) = 338983 × (0,0899 – 0,1785) = - 30033 тыс. руб. Результаты факторного анализаналогооблагаемой прибыли представим в аналитической таблице 19.[6]
Таблица 19 Сводная таблица влияния факторов на прибыль отчетного периода
Анализ рентабельности
Рентабельность – показатель результативности. Анализ рентабельности включает в себя: - расчет показателей рентабельности и анализ их в динамике на основе данных форм бухгалтерской отчетности №№ 1 и 2. [6] Рассчитаем показатели рентабельности в таблице 20.
Таблица 20 Расчёт показателей рентабельности
Результаты анализапоказателей рентабельности приведем в аналитической таблице 21.
Таблица 21 Динамика показателей рентабельности, %
Как показывают данные таблицы 6на рубль выручки от оказания услуг в 2014 году приходилось 48,00 копеек прибыли, а в 2015 году – уже только 26,26 коп. Рентабельность продаж снизилась на 45,29 %.
На рубль выручки от оказания услуг в 2014 году приходилось 42,42 копейки чистой прибыли, а в 2015 году – уже только 27,6 коп. Чистая рентабельность снизилась на 34,94 %. На рубль средней стоимости активов организации в 2014 году приходилось 3,37 копейки чистой прибыли, а в 2015 году – уже только 2,47 коп. Экономическая рентабельность снизилась на 26,71 %. На рубль собственного капитала организации в 2014 году приходилось 6,07 копейки чистой прибыли, а в 2015 году – уже только 4,36 коп. Рентабельность собственного капитала снизилась на 28,17 %. На рубль выручки в 2014 году приходилось 61,56 копейки валовой прибыли, а в 2015 году – уже только 77,70 коп. Валовая рентабельность собственного капитала увеличилась на 26,22 %. На рубль затрат по оказанию услуг в 2014 году приходилось 92,30 копейки прибыли от продажи, а в 2015 году – уже только 35,61 коп. Затратоотдача снизилась на 61,32%. На рубль капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок, в 2014 году приходилось 6,07 копейки прибыли от продажи, а в 2015 году – уже только 4,36. Рентабельность перманентного капитала снизилась на 28,17 %. · факторный анализ чистой рентабельности на основе факторной модели:
Rч = Пч/ В = (В – С – КР – УР + % пол. – % упл. + Д + ПрД – ПрР ± ИОНА ± ИОНО – ТНП)/ В
Анализ проведём способом цепных подстановок: Rч0 = Пч0/ В0 = (В0 – С0 – КР0 – УР0 + % пол.0 – % упл.0 + Д0 + ПрД0 – ПрР0 ± ОНА0 ± ОНО0 – ТНП0) / В0 = (115237 – 44300 – 15627 + 3143 – 128 + 23341 – 20567 – 12220) / 115237 * 100 = 42,42 Rчусл1 = (В1 – С0 – КР0 – УР0 + % пол.0 – % упл.0 + Д0 + ПрД0 – ПрР0 ± ОНА0 ± ОНО0 – ТНП0)/ В1 × 100 = (133051 – 44300 – 15627 + 3143 – 128 + 23341 – 20567 – 12220) / 133051× 100 = 50,13 %; Rчусл2 = (В1 – С1 – КР0 – УР0 + % пол.0 – % упл.0 + Д0 + ПрД0 – ПрР0 ± ОНА0 ± ОНО0 – ТНП0)/ В1 × 100 = (133051 – 29671 – 15627 + 3143 – 128 + 23341 – 20567 – 12220) / 133051 × 100 = 61,12 %; Rчусл3 = (В1 – С1 – КР1 – УР0 + % пол.0 – % упл.0 + Д0 + ПрД0 – ПрР0 ± ОНА0 ± ОНО0 – ТНП0)/ В1 × 100 = (133051 – 29671 – 68440 + 3143 – 128 + 23341 – 20567 – 12220) / 133051 × 100 = 21,43 % Rчусл4 = (В1 – С1 – КР1 – УР1 + % пол.0 – % упл.0 + Д0 + ПрД0 – ПрР0 ± ОНА0 ± ОНО0 – ТНП0) / В1 × 100 = (133051 – 29671 – 68440 + 10750 – 128 + 23341 – 20567 – 12220) / 133051 × 100 = 27,14 %; Rчусл5 = (В1 – С1 – КР1 – УР1 + % пол.1 – % упл.0 + Д0 + ПрД0 – ПрР0 ± ОНА0 ± ОНО0 – ТНП0) / В1 × 100 = (133051 – 29671 – 68440 + 10750 + 23341 – 20567 – 12220) / 133051 × 100 = 27,24 %; Rчусл6 = (В1 – С1 – КР1 – УР1 + % пол.1 – % упл.1 + Д1 + ПрД0 – ПрР0 ± ОНА0 ± ОНО0 – ТНП0) / В1 × 100 = (133051 – 29671 – 68440 + 10750 + 21983 – 20567 – 12220) / 133051 × 100 = 26,22 % Rчусл7 = (В1 – С1 – КР1 – УР1 + % пол.1 – % упл.1 + Д1 + ПрД1 – ПрР0 ± ОНА0 ± ОНО0 – ТНП0) / В1 ×100 = (133051 – 29671 – 68440 + 10750 + 21983 – 21770 – 12220) / 133051 × 100 = 25,32 % Rч1 = Пч1/ В1 = (В1 – С1 – КР1 – УР1 + % пол.1 – % упл.1 + Д1 + ПрД1 – ПрР1 ± ОНА1 ± ОНО1 – ТНП1) / В1 (133051 – 29671 – 68440 + 10750 + 21983 – 21770 – 9181) / 133051 × 100 = 27,60 % Таким образом, чистая рентабельность снизилась на 14,82 %, В том числе: ∆ Rч В = Rчусл1 - Rч0 = 50,13 – 42,42 = +7,71 %; ∆ Rч С = Rчусл2 – Rчусл1 = 61,12 – 50,13 = +10,99 %; ∆ Rч УР = Rчусл3 – Rчусл2 = 21,43 - 61, 12 = -39,69 %; ∆ Rч % пол. = Rчусл4 – Rчусл3 = 27,14 – 21,43 = + 5,71 %; ∆ Rч %упл = Rчусл5 – Rчусл4 = 27,24– 27,14 = +0, 1 %; ∆ Rч ПрД = Rчусл6 – Rчусл5 = 26,22 – 27,24 = - 0, 92 %; ∆ Rч ПрР = Rчусл7 – Rчусл6 = 25,32 – 26,32 = -1 %; ∆ Rч ТНП = Rч1 – Rчусл7 = 27,60 – 25,32 = +2,28 %. Результаты факторного анализа чистой рентабельности представим в аналитической таблице 22. Таблица 22 Результаты факторного анализа чистой рентабельности
Таким образом, чистая рентабельность снизилась на 14,82 %, в том числе:
- от увеличения выручки от оказания услуг чистая рентабельность увеличилась на 7,71 %; - от снижения себестоимости чистая рентабельность увеличилась на 10,99 %; - от увеличения управленческих расходов чистая рентабельность снизилась на 39,69 %; - от увеличения процентов к получению чистая рентабельность увеличилась на 5,71 %; - от уменьшения прочих доходов организации чистая рентабельность уменьшилась на 0, 92 %; - от увеличения прочих расходов организации чистая рентабельность снизилась на 1,00 %; - от уменьшения текущего налога на прибыль организации чистая рентабельность увеличилась на 2,28 % Таким образом, факторный анализ показал, что наибольшее позитивное влияние на чистую рентабельность оказало уменьшение себестоимости, увеличив чистую рентабельность на 10,99 %. Наибольшее негативное влияние на чистую рентабельность оказало увеличения управленческих расходов от оказания услуг, уменьшив чистую рентабельность на 39,69 %.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|