Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторный анализ налогооблагаемой прибыли




 

Факторный анализ налогооблагаемой прибыливключает в себя анализ влияния:

- выручки;

- себестоимости проданной продукции (работ, услуг);

- коммерческих расходов;

- управленческих расходов

– доходы от участия в других организациях;

– проценты к получению;

– проценты к уплате;

– прочие доходы;

– прочие расходы.

 

Налогооблагаемую прибыль можно исчислить следующим образом:

Пн = В – С – КР – УР + Д + % пол. – % упл. + ПрД – ПрР,

- где Пн – налогооблагаемая прибыль.

Методика расчета факторных влияний на прибыль включает следующие шаги:

1. Расчет влияния фактора «Выручка от продажи».

Расчет влияния этого фактора нужно разложить на две части. Так как выручка организации – это произведение количества и цены реализуемых услуг, то сначала рассчитаем влияние на прибыль от продаж цены, по которой оказываются услуги, а затем рассчитаем влияние на прибыль изменения физической массы оказанных услуг.

При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции. Предположим, что цены на оказанные услуги в отчетном периоде возросли по сравнению с базисным в среднем на 19 %. Тогда индекс цены составит: (100 +19) / 100 = 1,19. Следовательно, выручка от оказания услуг в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна: 338983/1,19 = 284860 тыс. руб. Следовательно, выручка от оказания услуг в отчетном году по сравнению с прошедшим периодом увеличилась за счет роста цены на:

ΔВц = 338983 тыс. руб. – 284860 тыс. руб. = + 54123 тыс. руб.

А увеличение количества оказанных услуг привело к увеличению выручки в отчетном периоде на:

ΔВк = 284860 тыс. руб. – 115237 тыс. руб. = +169623 тыс. руб.,

а общий прирост выручки составил:

54123 тыс. руб. + 169623 тыс. руб. = + 223746 тыс. руб.

1.1. Расчет влияния фактора «Цена».

Для определения степени влияния изменения цены на изменение суммы прибыли от продажи необходимо сделать следующий расчет:

ΔПп (ц) = (ΔВц × R0)/100, где

R0 – рентабельность в базисном периоде составила:

(76854 / 115237× 100 = 66,69%)

ΔПп (ц) = 54123×66,69/100 = +36095 тыс. руб.

То есть прирост цен на оказанные услуги в отчетном периоде по сравнению с прошедшим периодом в среднем на 19% привел к увеличению суммы прибыли на 36095 тыс. руб.

1.2. Расчет влияния фактора «Количество оказанных услуг».

ΔПп (к) = (223746 – 54123) × 66,69/100 = +113122 тыс. руб.

2. Расчет влияния фактора «Себестоимость оказанных услуг».

Влияние фактора «себестоимость проданной продукции на прибыль от продаж»оценим следующим образом:

ΔПп (с) = В1 × (УС1 – УС0) / 100, (7)

где ΔПп(с) – изменение прибыли от продаж за счет себестоимости проданной продукции;

УС1 и УС0 – уровни себестоимости продукции в выручке в отчетном и базисном периодах соответственно, в долях единицы.

ΔПп(с) = 338983 × (0, 8480 - 0, 3844) = + 157152 тыс. руб.

Изменение себестоимости привело к уменьшению прибыли от продаж на 157152 тыс. руб.

Остальные показатели – факторы от прочей деятельности не оказывают столь существенного влияния на прибыль, как факторы хозяйственной сферы. Рассмотрим их.

3. Влияние фактора «проценты к получению» на налогооблагаемую прибыль можно оценить по формуле:

ΔПн(проц) = В1 × (ПРОЦ1 – ПРОЦ0),

ΔПн(проц) = 338983 × (0,0184 – 0,0273) = - 3016 тыс. руб.

4. Влияние фактора «прочие доходы» на налогооблагаемую прибыль можно оценить по формуле:

ΔПн(пр. д.) = В1 × (ПР.Д1 – ПР.Д0),

ΔПн(пр.д) = 338983 × (0,1584 – 0,2025) = - 14949 тыс. руб.

5. Влияние фактора «прочие расходы» на налогооблагаемую прибыль можно оценить по формуле:

ΔПн(пр. р.) = В1 × (ПР.Р1 – ПР.Р0),

ΔПн(пр.р) = 338983 × (0,0899 – 0,1785) = - 30033 тыс. руб.

Результаты факторного анализаналогооблагаемой прибыли представим в аналитической таблице 19.[6]

 

Таблица 19

Сводная таблица влияния факторов на прибыль отчетного периода

Показатели – факторы Изменение результирующего показателя, тыс. руб.
   
1. Количество оказанных услуг или произведенной продукции +113122
2. Изменение цен на оказанные услуги +36095
3. Себестоимость +157152
4. Управленческие расходы -
5. Проценты к получению -3016
6. Проценты к уплате -
7. Прочие доходы -14949
8. Прочие расходы -30034
Общее изменение налогооблагаемой прибыли +4137

 

Анализ рентабельности

 

Рентабельность – показатель результативности. Анализ рентабельности включает в себя:

- расчет показателей рентабельности и анализ их в динамике на основе данных форм бухгалтерской отчетности №№ 1 и 2. [6]

Рассчитаем показатели рентабельности в таблице 20.

 

 

Таблица 20

Расчёт показателей рентабельности

Показатель Алгоритм расчёта Расчёт
2015 г. 2014 г.
       
1. Рентабельность продаж 51519/338983× 100 = 15,20% 70937/115237 × 100 = 61,56%
2. Чистая рентабельность 64793/338983× 100 = 19,11% 61483/115237 × 100 = 53,35%
3. Экономическая рентабельность 64793/1607163× 100 = 4,03% 61483/1451200 × 100 = 4,24
4. Рентабельность собственного капитала 64793/870293× 100 = 7,44% 61483/805500 × 100 = 7,63%
5. Валовая рентабельность 51519/338983× 100 = 15,20% 70937/115237 × 100 = 61,56
6. Затратоотдача 51519/287464 × 100 = 17,92% 70937/44300 × 100 = 160,13
7. Рентабельность перманентного капитала 64793/870293× 100 = 7,44% 61483/805500 × 100 = 7,63%

 

Результаты анализапоказателей рентабельности приведем в аналитической таблице 21.

 


Таблица 21

Динамика показателей рентабельности, %

Наименование показателей рентабельности Базисный период 2014 г. Отчетный период 2015 г. Абсолютное изменение Относительное изменение Экономический смысл показателя
темп роста темп прироста
             
Рентабельность продаж (R1) 61,56 15,20 -46,36 24,69 -75,31 Показывает, сколько прибыли приходится на рубль выручки от продажи продукции (работ, услуг).
Чистая рентабельность (R2) 53,35 19,11 -34,24 35,82 -64,18 Показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль выручки от продажи продукции (работ, услуг).
Экономическая рентабельность (R3) 4,24 4,03 -0,21 95,05 -4,95 Показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль средней стоимости активов организации.
Рентабельность собственного капитала (R4) 7,63 7,44 -0,19 97,51 -2,49 Показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль собственного капитала.
Валовая рентабельность (R5) 61,56 15,20 -46,36 24,69 -75,31 Показывает, сколько валовой прибыли приходится на рубль выручки.
Затратоотдача (R6) 160,13 17,92 -142,21 11,19 -88,81 Показывает, сколько прибыли от продажи продукции приходится на рубль затрат на производство и реализацию продукции.
Рентабельность перманентного капитала 7,63 7,44 -0,19 97,51 -2,49 Показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок.

Как показывают данные таблицы 6на рубль выручки от оказания услуг в 2014 году приходилось 48,00 копеек прибыли, а в 2015 году – уже только 26,26 коп. Рентабельность продаж снизилась на 45,29 %.

На рубль выручки от оказания услуг в 2014 году приходилось 42,42 копейки чистой прибыли, а в 2015 году – уже только 27,6 коп. Чистая рентабельность снизилась на 34,94 %.

На рубль средней стоимости активов организации в 2014 году приходилось 3,37 копейки чистой прибыли, а в 2015 году – уже только 2,47 коп. Экономическая рентабельность снизилась на 26,71 %.

На рубль собственного капитала организации в 2014 году приходилось 6,07 копейки чистой прибыли, а в 2015 году – уже только 4,36 коп. Рентабельность собственного капитала снизилась на 28,17 %.

На рубль выручки в 2014 году приходилось 61,56 копейки валовой прибыли, а в 2015 году – уже только 77,70 коп. Валовая рентабельность собственного капитала увеличилась на 26,22 %.

На рубль затрат по оказанию услуг в 2014 году приходилось 92,30 копейки прибыли от продажи, а в 2015 году – уже только 35,61 коп. Затратоотдача снизилась на 61,32%.

На рубль капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок, в 2014 году приходилось 6,07 копейки прибыли от продажи, а в 2015 году – уже только 4,36. Рентабельность перманентного капитала снизилась на 28,17 %.

· факторный анализ чистой рентабельности на основе факторной модели:

Rч = Пч/ В = (В – С – КР – УР + % пол. – % упл. + Д + ПрД – ПрР ± ИОНА ± ИОНО – ТНП)/ В

 

Анализ проведём способом цепных подстановок:

Rч0 = Пч0/ В0 = (В0 – С0 – КР0 – УР0 + % пол.0 – % упл.0 + Д0 + ПрД0 – ПрР0 ± ОНА0 ± ОНО0 – ТНП0) / В0 = (115237 – 44300 – 15627 + 3143 – 128 + 23341 – 20567 – 12220) / 115237 * 100 = 42,42

Rчусл1 = (В1 – С0 – КР0 – УР0 + % пол.0 – % упл.0 + Д0 + ПрД0 – ПрР0 ± ОНА0 ± ОНО0 – ТНП0)/ В1 × 100 = (133051 – 44300 – 15627 + 3143 – 128 + 23341 – 20567 – 12220) / 133051× 100 = 50,13 %;

Rчусл2 = (В1 – С1 – КР0 – УР0 + % пол.0 – % упл.0 + Д0 + ПрД0 – ПрР0 ± ОНА0 ± ОНО0 – ТНП0)/ В1 × 100 = (133051 – 29671 – 15627 + 3143 – 128 + 23341 – 20567 – 12220) / 133051 × 100 = 61,12 %;

Rчусл3 = (В1 – С1 – КР1 – УР0 + % пол.0 – % упл.0 + Д0 + ПрД0 – ПрР0 ± ОНА0 ± ОНО0 – ТНП0)/ В1 × 100 = (133051 – 29671 – 68440 + 3143 – 128 + 23341 – 20567 – 12220) / 133051 × 100 = 21,43 %

Rчусл4 = (В1 – С1 – КР1 – УР1 + % пол.0 – % упл.0 + Д0 + ПрД0 – ПрР0 ± ОНА0 ± ОНО0 – ТНП0) / В1 × 100 = (133051 – 29671 – 68440 + 10750 – 128 + 23341 – 20567 – 12220) / 133051 × 100 = 27,14 %;

Rчусл5 = (В1 – С1 – КР1 – УР1 + % пол.1 – % упл.0 + Д0 + ПрД0 – ПрР0 ± ОНА0 ± ОНО0 – ТНП0) / В1 × 100 = (133051 – 29671 – 68440 + 10750 + 23341 – 20567 – 12220) / 133051 × 100 = 27,24 %;

Rчусл6 = (В1 – С1 – КР1 – УР1 + % пол.1 – % упл.1 + Д1 + ПрД0 – ПрР0 ± ОНА0 ± ОНО0 – ТНП0) / В1 × 100 = (133051 – 29671 – 68440 + 10750 + 21983 – 20567 – 12220) / 133051 × 100 = 26,22 %

Rчусл7 = (В1 – С1 – КР1 – УР1 + % пол.1 – % упл.1 + Д1 + ПрД1 – ПрР0 ± ОНА0 ± ОНО0 – ТНП0) / В1 ×100 = (133051 – 29671 – 68440 + 10750 + 21983 – 21770 – 12220) / 133051 × 100 = 25,32 %

Rч1 = Пч1/ В1 = (В1 – С1 – КР1 – УР1 + % пол.1 – % упл.1 + Д1 + ПрД1 – ПрР1 ± ОНА1 ± ОНО1 – ТНП1) / В1 (133051 – 29671 – 68440 + 10750 + 21983 – 21770 – 9181) / 133051 × 100 = 27,60 %

Таким образом, чистая рентабельность снизилась на 14,82 %,

В том числе:

∆ Rч В = Rчусл1 - Rч0 = 50,13 – 42,42 = +7,71 %;

∆ Rч С = Rчусл2 – Rчусл1 = 61,12 – 50,13 = +10,99 %;

∆ Rч УР = Rчусл3 – Rчусл2 = 21,43 - 61, 12 = -39,69 %;

∆ Rч % пол. = Rчусл4 – Rчусл3 = 27,14 – 21,43 = + 5,71 %;

∆ Rч %упл = Rчусл5 – Rчусл4 = 27,24– 27,14 = +0, 1 %;

∆ Rч ПрД = Rчусл6 – Rчусл5 = 26,22 – 27,24 = - 0, 92 %;

∆ Rч ПрР = Rчусл7 – Rчусл6 = 25,32 – 26,32 = -1 %;

∆ Rч ТНП = Rч1 – Rчусл7 = 27,60 – 25,32 = +2,28 %.

Результаты факторного анализа чистой рентабельности представим в аналитической таблице 22.

Таблица 22

Результаты факторного анализа чистой рентабельности

Результаты факторного анализа чистой рентабельности Изменение результирующего показателя, %
   
Выручка от продажи продукции (работ, услуг) + 7,71
Себестоимость + 10,99
Коммерческие расходы -
Управленческие расходы - 39,69
Доходы от участия в других организациях -
Проценты к получению + 5,71
Проценты к уплате + 0,1
Прочие доходы - 0, 92
Прочие расходы - 1,00
Текущий налог на прибыль + 2,28
Отложенные налоговые активы -
Отложенные налоговые обязательства -
Общее изменение чистой рентабельности отчетного периода - 14,82

 

Таким образом, чистая рентабельность снизилась на 14,82 %, в том числе:

- от увеличения выручки от оказания услуг чистая рентабельность увеличилась на 7,71 %;

- от снижения себестоимости чистая рентабельность увеличилась на 10,99 %;

- от увеличения управленческих расходов чистая рентабельность снизилась на 39,69 %;

- от увеличения процентов к получению чистая рентабельность увеличилась на 5,71 %;

- от уменьшения прочих доходов организации чистая рентабельность уменьшилась на 0, 92 %;

- от увеличения прочих расходов организации чистая рентабельность снизилась на 1,00 %;

- от уменьшения текущего налога на прибыль организации чистая рентабельность увеличилась на 2,28 %

Таким образом, факторный анализ показал, что наибольшее позитивное влияние на чистую рентабельность оказало уменьшение себестоимости, увеличив чистую рентабельность на 10,99 %. Наибольшее негативное влияние на чистую рентабельность оказало увеличения управленческих расходов от оказания услуг, уменьшив чистую рентабельность на 39,69 %.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...