Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оформительские принципы московского художественного театра




1 Станиславский К Моя жизнь в искусстве М, 1972 С 166

2 Из письма И Е -И Н Крамскому от 31 марта 1874 г//Переписка Крамского М, 1954 С 303

3 Там же 2сент 1874 г С 253

4 Цит по Бачелис Т Шекспир и Крэг М, 1983 С 26

5 Сарабьянов Д. Суриков и европейская историческая картина второй половины XIX века // Русская живопись XIX века среди европейских школ. М., 1980. С. 151.

6 Из письма К.С. Станиславского - А.Е. Грузинскому // Станиславский К.С. Собр. соч. М., 1960. Т. 7. С. 493.

7 Виноградская И. Жизнь и творчество К.С. Станиславского. М., 1971. Т. 1. С. 37.

8 Там же. С. 105.

9 Там же. С. ПО.

10 Там же. С. 159.

11 Там же. С. 138.

12 Эскизы Врубеля хранятся в музее MX AT.

13 Виноградская И. Указ. соч. С. 140.

14 Наврозов Федор Николаевич (1843-1903), декоратор императорских театров.

15 Соллогуб Федор Львович, художник-любитель, скончался в 1890г. (Виноградская И. Указ. соч. С. 131.)

16 Один из участников постановки "Отелло" в Обществе искусства и литературы И.А. Попов вспоминал: "Константин Сергеевич показал за чаем макет сцены на Кипре. Он сам его смастерил. Вышло немного аляповато, но очень интересно по удобству для развития в нем сценического действия. На макете был показан целый квартал восточного города. Небольшая площадь и в нее вливались кривые улички. Громоздились двух- и трехэтажные дома и лачуги с плоскими крышами" (Виноградская И. Указ. соч. С. 173).

17 Цит. по: Чушкин Н. Симов - родоначальник нового типа театральных художников // Ежегодник Московского Художественного театра. 1953-1958. М., 1961. С. 377.

18 Симов В. Фрагменты воспоминаний // Нехорошее Ю. Декоратор Художественного театра

Виктор Андреевич Симов. М., 1984. С. 218. '9 Там же С. 221. 20 Там же. 2'Там же. С. 213.

22 Там же. С. 223.

23 Мы гораздо больше говорим о Станиславском как художнике-режиссере, тесно связанном с оформительскими поисками МХТ. Режиссерские опыты Немировича-Данченко были гораздо дальше от проблем зрительно-пластических. Поэтому акцент сделан на оформительских идеях Станиславского.

24 Симов В. Указ. соч. С. 227.

25 Виноградская И. Указ. соч. С. 238-239.

26 Из переписки К. С. Станиславского с В. И. Немировичем-Данченко // Ежегодник Московского Художественного театра. М., 1945. С. 318.

27 Ростоцкий Б., Чушкин Н. "Царь Федор Иоаннович" на сцене МХАТ. М.; Л., 1940. С. 67.

28 Виноградская И. Указ. соч. С. 237.

29 Ростоцкий Б., Чушкин Н. Указ. соч. С. 67, 68.

30 "Царь Федор" Алексея Толстого в Московском Художественном театре. Баку, 1925. С. 20-21. В отношении костюмов постановщиков упрекали в недостаточно точном следовании эпохе. Так, П. Гнедич на страницах "Мира искусства" писал: «... все кафтаны в "Федоре" принадлежали не XVI, а XVII веку, то же следует сказать и про головные уборы, как женские, так и мужские». Там же. С. 24.

31 Симов В. Фрагменты воспоминаний. С. 231.

32 Ростоцкий Б., Чушкин Н. Указ. соч. С. 90.

33 Там же. С. 199.

34 Там же.

35 Там же. 94.

36 Строева М. Режиссерские искания Станиславского. 1898-1917. М., 1973. С. 26.

37 Наши рассуждения подтверждаются тем, что репродукция картины Симова "Опала митрополита Филиппа" находилась в режиссерских материалах, собранных Станиславским к "Царю Федору Иоанновичу".

38 Станиславский К. Моя жизнь в искусстве. С. 248.

39 Строева М Указ соч С 60

40 Симов В Указ соч С 243

41 Там же

42 Строева М Указ соч С 60

43 Цит по кн Шах-Азизова Т Реальность и Фантазия ("Снегурочка" А Н Островского и ее судьба в русском искусстве последней трети XIX и начала XX в) // Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX в М, 1982 С 254

44 Для оформления этой картины Станиславский широко привлекает материал народного искусства, привезенный Симовым Здесь братины, ковши, туеса, квасницы, лестница старинного фасона, столбы разные и мн др

45 Из режиссерского плана "Снегурочки"— см Строева М Указ соч С 62, 63

46 Станиславский К Моя жизнь в искусстве С 251,252

47 Там же С 254

48 Нехорошее Ю Указ соч С 41

49 Шах-Азизова Т Указ соч С 254

50 Симов В Фрагменты воспоминаний С 248

51 Рудницкий К Русское режиссерское искусство 1898-1907 М, 1989 С 168

52 Там же С 168

53 В этой картине Симову долго не удавался эффект освещения, он не мог найти различные оттенки лунного света «Тут пришел мне на помощь С Т Морозов, наш главный пайщик Отыскивание "настоящей" луны крайне заинтересовало Морозова Он выписал из-за гра ницы целую серию специальных лаков мы вместе производили различные пробы над окраской сколько комбинаций было перепробовано, пока добились наиболее естественного освещения», - писал художник Симов В Фрагменты воспоминаний С 250

54 Станиславский К Моя жизнь в искусстве С 299

55 Там же С 259, 260

56 Андреев Л Письма о театре Письмо второе//Шиповник СПб, 1914 Кн 22 С 251

57 Симов В Фрагменты воспоминаний С 235

58 Симов строил планировки квартир так, чтобы с помощью открытых дверей зритель полу чил представление о расположении комнат дома (Некрасова О Виктор Симов М, 1952 С 25)

59 Цит по Чушкин Н Указ соч С 388 6«Там же С 388

61 Рудницкий К Указ соч С 84, 86

62 Левитан И Письма, воспоминания, документы М.1956 С 93 «Гладков А Мейерхольд М, 1990 Т 1 С 149, 150

64 Виноградская И Указ соч С 260

65 Из письма А П Чехова - Л В Средину от 24 сентября 1901 г // Чехов А П Поли собр соч и писем В 30 т М, 1974-1983 Т 10 (Письма) С 84

66 Цит по Чушкин Н Указ соч С 398

67 Станиславский К А П Чехов в Московском Художественном театре // Ежегодник Московского Художественного театра 1943 М, 1945 С 130

68 Чехов А П Три сестры//Чехов А П Указ соч Т 12/13 С 109

69 Строева М Указ соч С 76

70 Федоров-Давыдов А Русский пейзаж конца XIX - начала XX века М, 1974 С 30

71 Зингерман Б Пространство в пьесах Чехова // Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века С 315

72 Чехов А П Три сестры С 181

73 Чушкин Н Указ соч С 399

74 Из письма А П Чехова - К С Станиславскому от 5 февраля 1903 г // Чехов А П Указ соч Т 11 (Письма) С 142

75 Из письма А П Чехова - К С Станиславскому от 10 ноября 1903 г // Чехов А П Указ соч Т 11 (Письма) С 302

76 Из письма К С Станиславского - А П Чехову // Станиславский - К С Собр соч Т 7 С 276

77 Из письма А П Чехова - К С Станиславскому от 5 ноября 1903 г // Чехов А П Указ соч Т И (Письма) С 298

78 Чушкин Н Указ соч С 405

79 Виноградская И Указ соч С 442

80 Симов В Моя работа с режиссерами // Березкин В Художник в театре Чехова М, 1987 С 192

81 Из письма А П Чехова-О Л Книппер-Чеховой от 14 октября 1903 г //Чехов А П Указ соч Т 11 (Письма) С 274

82 Немирович-Данченко В "Вишневый сад" в Московском Художественном театре // Ежегодник Московского Художественного театра, 1943 С 174

83 Цит по Чушкин Н Указ соч С 404

84 Чехов писал Станиславскому "Кстати сказать, этот III акт сильно волнует меня Действие III акта происходит не в какой-то гостинице, а в гостиной" (Из письма А П Чехова - К С Станиславскому от 5 ноября 1903 г //Чехов А П Указ соч Т 12 (Письма) С 565-566

85 'Чехов А П Вишневый сад//Чехов А П Указ соч Т 12/13 С 235

86 Станиславский пишет Чехову "Помните, в прошлом году Симов показывал Вам макет, выработанный для тургеневской "Где тонко, так и рвется" Тогда мы решили, с Вашего одобрения, сохранить декорацию для последнего акта Вашей пьесы Я смотрю на макет теперь и нахожу, что с некоторыми изменениями он очень подходящ (для 4 акта)» (Из письма К С Станиславского - А П Чехову // Станиславский К С Собр соч Т 7 С 268, 269

87 Чушкин Н Указ соч С 406

88 Там же С 407

89 Строева М Указ соч С 127-128

90 Из письма К С Станиславского - А П Чехову//Станиславский К С Собр соч Т 7 С 271

91 Чехов А П Вишневый сад С 206

92 Цит по Зингерман Б Указ соч С 320

93 Зингерман Б Указ соч С 301

94 Чехов А П Вишневый сад С 209

95 Виноградская И Указ соч 1973 Т 3 С 86

96 Из письма А П Чехова К С Станиславскому от 23 ноября 1903 г // Чехов А П Указ соч Т И (Письма) С 312

97 Станиславский К С Моя жизнь в искусстве С 310

98 Из письма К С Станиславского - А П Чехову // Станиславский К С Собр соч Т 7 С 275

99 Из письма А П Чехова - Л С Мизиновой от 23 октября 1899 гг // Чехов А П Собр соч М, 1971 Т 25 С 282

100 Из письма - А П Чехова - Вл И Немировичу-Данченко от 22 августа 1903 г // Чехов А П Указ соч Т 11 (Письма) С 242

101 Чехов А П Вишневый сад С 219

102 Зингерман Б Указ соч С 304

103 Симов В Моя работа с режиссерами//Березкин В Художник в театре Чехова С 194

104 Там же

105 Там же С 193

106 Шах-Азизова Т Современное прочтение чеховских пьес (60-70-е годы) // В творческой лаборатории Чехова. М, 1974 С 347

107 и3 ПИСЬМа А П Чехова О Л Книппер-Чеховой от 10 апреля 1904 г // Чехов А П Указ соч Т 12 (Письма) С 581

108 Строева М Указ соч С 87

109 Соловьева И Первые встречи с Горьким // Режиссерские экземпляры К С Станиславского В 6 т М, 1986 Т 4 С 10

110 Строева М Указ соч С 88, 89 1'' Соловьева И Указ соч С 10 112 Там же

113 Строева М. Указ. соч. С. 95.

114 Гиляровский В. Когда мы были молоды // Ежегодник Московского Художественного театра, 1943. С. 228, 230, 232.

115 Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. С. 296, 297.

116 Эти материалы систематизированы и впервые опубликованы Н. Пушкиным в его статье "Симов - родоначальник нового типа театральных художников".

117 Качалов В. Из воспоминаний: Пьесы М. Горького в МХТ, встречи с М. Горьким и моя работа над ролями // Ежегодник Московского Художественного театра, 1943. С. 194.

118 Виноградская И. Указ. соч. С. 402. И9 Там же.

120 Строева М. Указ. соч. С. 106.

121 Виноградская И. Указ. соч. С. 402.

122 Режиссерские экземпляры К.С. Станиславского. Т. 4. С. 310.

123 Чушкин Н. Указ. соч. С. 421.

124 Нехорошее Ю. Указ. соч. С. 104.

125 Там же.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...