Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели и задачи предмета «Физическая культура»




Железняк Ю.Д.

Ж 512 Теория и методика обучения предмету «Физическая куль­тура»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, В. М. Минбулатов. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с. ISBN 5-7695-1525-2

В учебном пособии показано, какое место в содержании общего сред­него образования занимает предмет «Физическая культура»; раскрыто его значение; обоснован системно-структурный подход к построению курса; описана технология учебно-воспитательного процесса в учреждениях об­щего среднего образования с учетом специфики дисциплины и своеобра­зия ее функций в образовании, воспитании и развитии детей школьного возраста.

Рекомендуется студентам высших педагогических учебных заведений. Может быть полезно также студентам средних профессиональных учеб­ных заведений физической культуры, преподавателям вузов, учителям физической культуры и аспирантам.

УДК 37.037(075.8) ББК75.1я73

© Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М., 2004
© Образовательно-издательский центр «Академия», 2004
ISBN 5-7695-1525-2 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2004


ОТ АВТОРОВ

Теория и методика преподавания предмета «Физическая куль­тура» — сравнительно новая учебная дисциплина в системе выс­шего профессионального образования в области физической куль­туры. Ее возникновение связано с реформированием системы об­разования в стране, необходимостью радикально повысить резуль­тативность учебно-воспитательного процесса по физической куль­туре в учреждениях общего образования — общеобразовательной школе, гимназии, лицее, колледже и др.

Долгое время в системе профессиональной подготовки учите­ля физической культуры учебный предмет «Теория и методика физического воспитания» изучался совместно с другими спортив­но-педагогическими дисциплинами (гимнастика, легкая атлети­ка, лыжная подготовка, спортивные игры, плавание и др.), вклю­чающими методику их преподавания. При этом первая дисципли­на рассматривалась в качестве формирующей профессионально-педагогический облик специалиста — педагога физической куль­туры. Существовало убеждение, что функции теории и методики обучения предмету «Физическая культура» выполняла теория и методика физического воспитания.

Реформы образования закрепили образовательную направлен­ность школьной физической культуры. Предмет «Физическая куль­тура» приобрел статус области образования, которая может быть реализована в практике путем преподавания различных, даже аль­тернативных, учебных курсов, предметов. Одновременно повыси­лись требования к уровню подготовки учителя физической культу­ры, особенно в отношении его дидактической компетентности.

В этих условиях возникла потребность в создании целостного курса теории и методики обучения предмету «Физическая культу­ра», который не повторяет содержания курса теории и методики физического воспитания и спорта, а углубляет и расширяет науч­но-теоретическую и практическую подготовку педагога физиче­ской культуры, дополняет цикл дисциплин предметной подго­товки государственного образовательного стандарта высшего про­фессионального образования РФ.

Настоящее пособие — одна из первых попыток создания цело­стного курса теории и методики обучения предмету «Физическая культура» в видении авторов.

Возможные замечания и рекомендации будут восприняты с благодарностью.


ГЛАВА 1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Цели и задачи предмета «Физическая культура»

Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая вос­питания и образования подрастающего поколения Российской Фе­дерации и многих других государств. В нашей стране целенаправ­ленно и системно оно ведется в учреждениях дошкольного, об­щего, профессионального и послевузовского образования.

В общеобразовательной школе физическое воспитание, будучи целостным процессом, по своей направленности, содержанию, формам организации, методам реализации и некоторым другим характеристикам дифференцируется на четыре основные г разновидности: 1) учебный предмет «Физическая культура»; 2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учеб­ного дня школы (лицея, гимназии, колледжа); 3) внеклассная спортивно-массовая работа; 4) общешкольные физкультурно-мас­совые и спортивные мероприятия.

Предмет «Физическая культура», представляя одноименную область общего образования, обязателен для реализации образо­вательными учреждениями и для усвоения учащимися. Програм­мой регламентируются объем учебного времени, образовательный минимум, трудоемкость для изучения, результаты, которые вы­носятся на итоговую государственную аттестацию Государствен­ным образовательным стандартом РФ общего образования.

Предмет «Физическая культура» интегрирует (объединяет) дру­гие виды физкультурной деятельности школьников в единый про­цесс физического воспитания. Данное обстоятельство в совокуп­ности с тем, что предмет выступает как инвариантная область общего образования, выполняет роль системообразующего нача­ла среди видов физкультурной деятельности учащейся молодежи. Постоянно возрастает его значимость в формировании психофи­зического состояния детей школьного возраста. Все это обуслов­ливает потребность данной дисциплины базироваться на совре­менных теории и методике обучения.

Предмет «Физическая культура» в силу специфики функций в структуре содержания общего образования значительно отличает-


ся от других учебных дисциплин. Учебно-воспитательный процесс по предметам, представляющим филологические, общественные, естественные, математические науки, отличается определенной общностью использования дидактических принципов, методов, форм организации. Учебный процесс по физической культуре свя­зан с комплексным воздействием на морфофункциональную сфе­ру, состояние здоровья и психику учащихся. Содержание и сред­ства обучения, характер дидактического взаимодействия педагога и учащихся весьма специфичны.

Общие закономерности обучения двигательным действиям, развития двигательных способностей, воспитания качеств лично­сти в процессе занятий физическими упражнениями разработаны и описаны в теории и методике физического воспитания.

Базовые (дидактика общая и средней школы; теория физиче­ской культуры или физического воспитания; психология общая, педагогическая, физического воспитания; физиология человека: общая, возрастная, физических упражнений; гигиена: общая, школьная, физических упражнений; биомеханика, спортивная метрология; информатика и др.) и смежные (методика физиче­ского воспитания, теории и методики спортивно-педагогических дисциплин, теории и методики внеурочных форм организации физического воспитания в школе и др.) науки с теорией и мето­дикой обучения предмету «Физическая культура» получили зна­чительное развитие.

Разработаны альтернативные концептуальные подходы к об­новлению этой области общего образования. Накоплен фактиче­ский материал по проблеме теории и методики урока физической культуры в школе. Возрастают потребности общества и формиру­ющейся личности в результативности учебно-воспитательного процесса по данной дисциплине. Все это в совокупности состав­ляет объективные и субъективные предпосылки для создания те­ории и методики обучения предмету «Физическая культура».

Курс теории и методики обучения предмету «Физическая куль­тура» может быть представлен как единство двух составляющих: ди­дактики и методики преподавания предмета «Физическая культура».

В педагогической литературе эти два понятия — предметная (частная) дидактика и методика преподавания — анализируются с различных позиций. Одни ученые их не разделяют, считая сино­нимами; другие отмечают сравнительно большую практическую направленность методик; третьи полагают, что предметные мето­дики не отражают полноты самой науки, которую они представ­ляют. Те, кто идентифицируют частные дидактики с методиками преподавания, исходят из общности объекта исследования обеих наук — обучения. Это верно, процесс обучения пронизывает со­держание и дидактики, и методики. В одном случае акцент пере­носится на научно-теоретический, методологический аспекты, в


другом — на научно-методический, технологический, процессу­ально-практический. Методика обходит проблемы содержания науки или дисциплины, которую она обслуживает. Вместе с тем вне сферы методики остаются многие проблемы, составляющие научно-теоретическую и методологическую основу школьной физической культуры. Они входят в содержание частной дидак­тики — теории образования. В таком понимании дидактику (или теорию образования) предмета «Физическая культура» можно рас­сматривать как часть двух отраслей педагогической науки — об­щей дидактики и теории физического воспитания, объединенных в науку, изучающую образование и обучение по данной дисцип­лине. В этом случае методика физической культуры — раздел об­щей методики и методики физического воспитания, представля­ющий науку о закономерностях преподавания и учения по пред­мету «Физическая культура».

Предмет теории образования (дидактики) пофи-зической культуре включает следующие вопросы:

- место, значение, функции, цель физической культуры в со­держании общего образования;

- содержание предмета;

- дидактические процессы, дидактические системы предмета и концепции ее обновления на разных этапах развития общества;

- разработка педагогических технологий.

Предмет методики преподавания физической культу­ры — взаимодействие преподавания и учения, ориентированное на достижение целей и задач дисциплины:

- выбор оптимальных, соответствующих целям и задачам средств, форм, методов обучения, воспитания, развития;

- программирование учебно-воспитательного процесса;

- организация непосредственного взаимодействия процессов преподавания и учения;

- оценка и анализ результатов взаимодействия учителя и уча­щихся и разработка рекомендаций для очередных дидактических циклов.

Содержание предмета «Методика физической культу­ры» состоит из разработки на базе достижений частной дидакти­ки теории образования и общих закономерностей физического воспитания дидактических систем дисциплины, отражающих спе­цифику регионов страны, субъектов Федерации, конкретных об­щеобразовательных школ и отдельных групп учащихся (учебных классов) и их реализации, что является функцией педагогиче­ской технологии. Поэтому считаем правомочным предположить, что цель методики — исследование путей технологизации учебно-воспитательного процесса.

Отсюда теория и методика обучения предмету «Физическая куль­тура» составляет совокупность знаний частной дидактики и мето-


дики преподавания данной дисциплины; представляет собой общий курс, интегрирующий образование, воспитание и развитие учащихся на уроках физический культуры в целостный педагогический процесс.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...