Место и значение предмета «Физическая культура» в содержании общего образования
В настоящем учебном пособии для обозначения причинности и движущих сил процесса становления теории и практики предмета «Физическая культура» используется термин «фактор»1. Действие тех или иных факторов на рассматриваемое явление выражается в конкретных изменениях теоретических положений, всех или нескольких, на основе которых организуется учебный процесс. Предмет «Физическая культура» — элемент структуры содержания общего образования — подвержен влиянию и воздействию многих факторов, детерминирующих (определяющих) систему образования в целом и отдельных его составляющих. Вместе с тем степень воздействия разных факторов на каждый элемент структуры содержания образования или педагогической (дидактической или воспитательной) системы может быть разным. Одни факторы одинаково влияют на учебные предметы, определяя их место и значение в содержании образования и воспитания, другие оказывают разнозначное воздействие. В ряду факторов, обусловливающих потребность радикально улучшить результативность учебного процесса по физической культуре, на первый план выдвигается формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Развитие современного общества характеризуется еще более интенсивным совершенствованием машинного производства и повышения его технического уровня. Это предъявляет более высокие требования к подготовке и развитию подрастающего поколения. Отсюда всестороннее и гармоническое развитие личности, будучи объективной потребностью общественного процесса, трансформируется в идеалы современного воспитания — его цель. Измениться должна целевая ориентация учебного предмета «Физическая культура». Форма, стержень содержания, средства и методы физического совершенствования становятся важными компонентами идеала всесторонне и гармонически развитой личности. Данный фактор входит в число доминирующих в плане влияния на формирование теоретико-методологических основ пред-
1 Фактор (от лат. factor — делающий, производящий) — причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты. мета «Физическая культура», потому что конкретизация целевой ориентации повлечет за собой цепочку последовательных перемен содержания образования, средств, форм, методов организации учебного процесса. Другим доминирующим фактором, оказывающим влияние на школьную физическую культуру, выступает современный научно-технический прогресс, который значительно изменит характер производственной, включая аграрный сектор, оборонной, спортивной, рекреационной и бытовой деятельности людей. Трудовая деятельность уже сейчас требует развития таких новых двигательных качеств, как быстрота и точность ориентации в получаемой информации, чувство ритма, овладение синхронными быстрыми и точными движениями обеих рук, ограничение их функциональной асимметрии. Отсюда потребность в подготовке детей, подростков, молодежи к жизни в условиях всевозрастающего воздействия научно-технического прогресса. Вместе с тем научно-техническая революция вызвала и такие явления, как гипокинезия — недостаточная двигательная активность людей со всеми вытекающими отсюда последствиями. В специальной литературе указываются ближайшие и отдаленные последствия гипокинезии. В числе первых отмечают нарушения координации хорошо автоматизированных естественных движений* (ходьба), уменьшение биомассы антигравитационной мускулатуры, снижение плотности и механической прочности костной ткани, ограничение адаптационных возможностей сердца, застойные явления в венозных сосудах нижних конечностей, ослабление иммунно-биологических свойств организма.
Говоря об отдаленных последствиях, отмечают сопутствующие отрицательные факторы: эмоциональный и нервно-психический стрессы, отклонения в состоянии здоровья в результате неправильного питания, хронической никотиновой интоксикации и др. Совокупность этих причин с недостатком движений ускоряет поражение сосудов сердца, мозга, магистральных сосудов ног, атеросклероз. По мнению ученых, гипокинезия особенно вредна в детском возрасте, когда велика биологическая роль движений, своеобразных катализаторов биохимических процессов, связанных с морфологическим и функциональным развитием организма детей. Поэтому специалисты по медико-биологическим проблемам физической культуры отмечают важность рационализации физического воспитания с ориентацией на оптимизацию двигательной активности школьников. Материалы многочисленных исследований свидетельствуют, что двигательная активность детей школьного возраста распределяется на весь период бодрствования, она саморегулируется, умеренна по интенсивности и волнообразна по динамике, подвержена воздействию социального (режим учебы и отдыха, бытовые условия семьи), средового и природного характера (продолжительность дня, температура воздуха, осадки, рельеф местности и др.). Вызвав дефицит двигательной активности детей школьного возраста, научно-технический прогресс породил и ряд биологических факторов, указывающих на необходимость его компенсации путем совершенствования физического воспитания школьников. Специальная организация двигательной деятельности — единственная возможность реализовать потребности детей в движении. Таким образом, научно-технический прогресс вносит существенные коррективы в процесс физического воспитания школьников, и в первую очередь теоретико-методологические основания предмета «Физическая культура». Переориентация направленности социально-экономического и политического развития Российского государства актуализирует социальные функции физического воспитания учащейся молодежи. Для современного подростка, юноши, молодого человека физическая культура становится наиболее доступным и действенным средством коррекции дефектов морфофункционального развития организма, закрепления общественного статуса и престижа личности, гармонизации психофизических способностей, обеспечения социальной защиты, формирования самодисциплины и уверенности в жизни, рекреации и др. Отсюда потребности личности в физическом совершенствовании, реализуемые через учебный предмет «Физическая культура», — важный фактор, который обусловливает обновление теории и практики преподавания данной дисциплины в общеобразовательной школе.
Другими значимыми факторами модернизации научно-методических основ школьной физической культуры следует считать реформирование экономических устоев и переориентация политического развития Российского государства. Последние привели к утрате традиционных для россиян на протяжении длительного периода (70 лет) институтов социальной защиты граждан и дифференциации общества на очень много имущих и ничтожно мало имущих, обострению межнациональных, межгрупповых (межклановых) и межличностных конфликтов. В этих условиях актуализировались проблемы самоутверждения личности учащегося общеобразовательной школы в детской, подростковой и молодежной среде и стремление к развитию и реализации своих психофизических возможностей. Физическая культура становится наиболее доступным и действенным средством, формой организации и методом достижения коллективных и индивидуальных устремлений учащейся молодежи. Серьезную социальную проблему создает состояние здоровья населения, особенно детей. Недостаточная социальная защищенность населения обусловила рост заболеваемости детей и подрост- ков. Ситуация осложняется экологическими катастрофами глобального и регионального масштабов, оказывающих негативное влияние на состояние их здоровья. В настоящее время меняется военная доктрина Российской Федерации, продолжается военная реформа, это ориентирует перенос части военной (включая физическую) подготовки молодежи на ее допризывной этап.
Можно привести много других аргументов в пользу радикальных перемен в теории и методике обучения предмету «Физическая культура» в школе. Многоаспектность функций и всевозрастающая социально-педагогическая значимость физического воспитания в деятельности учреждений общего образования обусловили потребность в создании подсистемы школьной физической культуры с относительно самостоятельными формами ее организации, такими, как: - внеклассные формы организации занятий физической культурой и спортом; - физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня; - общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Действенность физического воспитания школьников зависит от правильной постановки учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура», рационального объема массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня школы, широкого участия учащихся в различных формах внеклассной и внешкольной работы по физической культуре и спорту, оптимального внедрения физических упражнений в повседневную жизнь школьников. Однако возникают неординарные явления. Педагогическая наука и практика четко, казалось бы, ориентированы на то, что, где, когда необходимо сделать, а ожидаемые результаты десятилетиями не достигаются. Почему так получается? Среди множества субъективных и объективных факторов, обусловивших данную ситуацию, доминирует выпадение цели (основного системообразующего элемента) из компонентов, призванных формировать системность преподавания данной учебной дисциплины. То же самое относится и к другим формам организации физического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Где выход из создавшейся ситуации? Крайне важно, во-первых, чтобы каждая форма организации физического воспитания школьников имела четко обозначенную специфическую цель. Эти цели должны быть детализированы в конкретных задачах, которые необходимы для развития других компонентов педагогических систем, форм организации физического воспитания в школе (содержание и дидактические процессы, обусловливающие реа- лизацию содержания, решение задач, достижение целей). Во-вторых, между формами организации физического воспитания должна существовать функциональная взаимосвязь, отражающая иерархию целей и задач, содержание работы, формы организации занятий и методы проведения.
Направленность предмета «Физическая культура» (цель, содержание, формы организации дидактического взаимодействия педагога и учащихся, методы его реализации) обусловлена спецификой функции данной дисциплины в структуре общего среднего образования и определяется спецификой реализации общих целей образования. Предмет «Физическая культура» должен выполнять многоаспектные функции в составе содержания общего образования. Направленность, цель, задачи школьной физической культуры за последние 20—25 лет претерпели существенные изменения. К концу 1970-х гг. стала очевидной необходимость признания в качестве ведущей образовательной направленности. К середине 1980-х гг. уже не вызывала сомнений целесообразность ее переориентации в образовательно-инструктивную. Предмет «Физическая культура» не может компенсировать гипокинезию. По материалам исследований, урок физической культуры компенсирует в среднем 11 % (максимально 40 %) суточной потребности школьников в движениях. Исследователи считают, что даже при ежедневных уроках физической культуры нельзя ликвидировать тот «двигательный голод», который сегодня ощущают школьники. Поэтому предмет «Физическая культура» нужно рассматривать не только как одну из форм организации занятий, направленных на компенсацию двигательной недостаточности, но прежде всего как «школу движений». Учебно-воспитательный процесс по данной дисциплине должен формировать умения заниматься физической культурой самостоятельно. Признание приоритета образовательной и инструктивной направленности физической культуры не есть игнорирование ее оздоровительной, развивающей и воспитательной функций. Таким образом, общее среднее физкультурное образование учащихся, цель школьного предмета «Физическая культура», достигается путем решения взаимосвязанных и взаимообусловленных задач образовательно-инструктивного, оздоровительно-рекреационного, воспитательно-развивающего характера. Последние могут быть рассмотрены как основные группы педагогических задач данной дисциплины. Рассмотрим комплекс педагогических задач. К образовательно-инструктивным задачам относятся: 1. Вооружение учащихся знаниями, необходимыми для самостоятельного использования физических упражнений, факторов внешней среды, режима учебы, труда и отдыха в целях своего физического совершенствования. 2. Формирование у учащихся двигательных навыков и умений - аналитическая «школа движений» как система элементарных гимнастических упражнений и способов их взаимосвязанного выполнения, с помощью которых формируется умение дифференцированно управлять отдельными движениями и развивается способность координировать их в различных сочетаниях; - система упражнений, рассчитанных на освоение основных способов рационального использования сил для перемещения в пространстве, преодоления препятствий и оперирования предметами; - «школа» единоборства, противодействия, взаимодействия в условиях сложных форм двигательной деятельности. 3. Формирование у учащихся умения использовать знания и К группе оздоровительно-рекреационных задач могут быть отнесены: 1. Содействие достижению гармоничности в физическом развитии школьников. 2. Подготовка организма учащихся к постепенно возрастающим интеллектуальным и физическим нагрузкам. 3. Формирование правильной осанки детей школьного возраста. 4. Содействие повышению устойчивости организма школьников к неблагоприятным воздействиям внешней среды (закаливание). Воспитательно-развивающие задачи включают в себя: 1. Обеспечение оптимального развития двигательных (физических) качеств (способностей) учащихся. 2. Содействие развитию моральных и волевых качеств учащихся. 3. Содействие формированию социальной активности учащихся. 4. Формирование здорового образа жизни потребности систематически заниматься физическими упражнениями в быту. Предполагается, что комплексное решение указанных задач обеспечит формирование общего среднего физкультурного образования учащихся. Социальная и биологическая значимость функций предмета «Физическая культура» состоит в том, что он нацеливает на вооружение учащихся знаниями, способствует формированию основных двигательных и инструктивных навыков, приучает к систематическому использованию физической культуры в жизни; содействует развитию двигательных и морально-волевых качеств, а также оздоравливанию и нормальному росту детского организма. Это позволяет наполнить соответствующим содержанием внепредмет-ные (внеурочные) формы физического воспитания школьников, использовать организационные формы и методы. Физическая культура создает возможности для координации основных компонентов педагогических систем внеурочных форм физического воспитания, придает им целостность. 2.4. Основные концепции учебного предмета «Физическая культура» К 80-м гг. XX столетия стала очевидной необходимость радикального обновления учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура». К этому времени стабилизировалась и обстановка в области теории и практики образования в плане демократизации управления данным аспектом жизни общества и государства. В печати появились публикации, в которых содержались системы взглядов по улучшению преподавания физической культуры в школе. Многие разработки носили концептуальный характер. Большинство концепций критически оценивали традиционные для национальной системы физического воспитания (особенно ее школьного звена) подходы к пониманию целевой ориентации предмета «Физическая культура», содержание образования по дисциплине, организацию учебно-воспитательного процесса и методы его практической реализации. В комплексе мер, направленных на радикальное реформирование преподавания предмета «Физическая культура», были выдвинуты идеи переориентации цели предмета с традиционной ее трактовки на формирование личной физической культуры школьников: физкультурное воспитание учащихся, физическую тренировку школьников, формирование культуры здоровья, воспитание привычек здорового образа жизни средствами и методами физической культуры, обеспечение общего среднего физкультурного образования школьников. Рекомендации по переориентации целевых установок, которые содержались в упомянутых и других концепциях, обусловили потребность в модернизации других значимых элементов научно-методических оснований данной дисциплины (педагогических принципов, содержания образования, форм организации и технологии практической реализации учебно-воспитательного процесса). В качестве важного составляющего обновления системы обучения, воспитания и развития в процессе преподавания школьной физической культуры в концепциях обоснован комплекс принципов ее перестройки — демократизация, гуманизация, интенсификация, оптимизация учебно-воспитательного процесса, а также деятельностный подход к разработке содержания образования; адекватности содержания физической подготовки и дидактического аппарата ее (физической подготовки) обеспечения индивидуальному состоянию человека, гармонизации и оптимизации физической тренировки со свободой выбора формы активности, основываясь на склонностях и способностях личности; учет особенностей зоны ближайшего географического окружения и культурно-исторического опыта в области физической культуры населения на местах функционирования общеобразовательных школ; единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании физической культуры личности, поливариативности и многообразия физического воспитания, его оптимизации и др. Из актуальных проблем на одно из первых мест выдвинулась проблема преемственности в общем и профессиональном образовании в сфере физической культуры по всем аспектам (целям, задачами, содержанию, средствам и методам) их научно-методических оснований. Объект особого внимания во многих концепциях — содержание образования по предмету «Физическая культура». Большинство позитивных рекомендаций, которые содержались в них, уже реализованы в государственном стандарте общего среднего образования по его инвариантной области «Физическая культура». Это идеи об альтернативности учебных программ, их многоуровневости или многоступенчатости, учет региональных и местных традиций и климато-географического своеобразия. По данной проблеме разработана специальная концепция1. В ней высказаны рекомендации, ранее прозвучавшие в упомянутых и других концепциях или уже реализованные в государственном образовательном стандарте по дисциплине. Говорится также о необходимости ориентировать содержание образования на развитие физической культуры учащегося, включить учебный материал по формированию умений самостоятельно заниматься физической культурой, предлагается содержание образования привести в соответствие с положениями индивидуально-дифференцированного подхода с учетом возрастно-половых особенностей, уровня физического развития, состояния здоровья и двигательной подготовленности. Вместе с тем предпринята попытка представить физкультурную деятельность как основу для формирования учебного предмета структуры общего среднего образования «Физическая культура». Интересные идеи концептуально-инновационного характера представлены в концепциях физического воспитания и спортивной ' Концепция содержания общего среднего образования в сфере физической культуры в 12-летней школе // Физическая культура в школе. — 2000. — № 3. подготовки, разработанных авторской группой под руководством В.В.Кузина и В.К.Бальсевича (2002). По направленности, уровню научно-теоретической обоснованности, социально-педагогической значимости они имеют перспективу радикально обновить процесс физического воспитания подрастающих поколений в третьем тысячелетии. Основой повышения эффективности обязательного физического воспитания детей, подростков и молодежи В. К. Бальсевич считает использование технологий оздоровительной, кондиционной и спортивной тренировки при максимально возможной свободе выбора занимающимися вида физической активности, ее формы, показателей физической нагрузки и лично приемлемого уровня планируемых результатов при обязательном выполнении индивидуально определенных образовательных стандартов. Научно-технологическая сущность организационно-методических инноваций в физическом воспитании состоит в приоритетной направленности содержания педагогического процесса в общеобразовательной школе на усвоение обучающимися нравственных, интеллектуальных, поведенческих, двигательных, мобилизационных, коммуникативных, здоровьеформирующих и здоровьесберегающих ценностей физической и спортивной культуры по механизму конверсии приемлемых элементов элитной национальной и мировой культуры спортивной подготовки в массовое физическое воспитание. Заслуживают внимания проблемы олимпийского образования: место в системе физкультурного образования, значение, сущность, содержание, формы организации и методы осуществления. Значительное место в содержании олимпийского образования уделено истории игр и их современному состоянию, интеграции спорта и культуры, своеобразию состязаний на Олимпийских играх, направленности идей олимпизма на формирование личности, содействие олимпийскому движению и политике вокруг него. Центральное место уделено изучению Олимпийской хартии. Среди идей модернизации теории и практики школьной физической культуры выделились две доминирующие тенденции. Одна из них — ориентация содержания предмета и технологии его реализации на повышение образовательной направленности дисциплины, формирование средствами физической культуры личности учащегося, другая — повышение тренировочного эффекта учебно-воспитательного процесса. Большинство концепций внедрены в практику образования, одни — в масштабе страны, другие — в субъектах Федерации или регионах. В соответствии с теоретическими разработками подготовлены учебные программы: Комплексная программа физического воспитания учащихся I —XI классов; Программа физического воспита- ния учащихся I—XI классов, основанная на одном из видов спорта; Программа «Физическое воспитание учащихся I —XI классов с направленным развитием двигательных способностей»; Физическая культура: образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы; Программа по физической культуре для учащихся I—XI классов; Антистрессовая пластическая гимнастика, Спартанские игры и клубы в системе образования, воспитания и организации досуга школьников; основы олимпийских знаний; Примерная программа по физической культуре для учащихся (начальной, основной, полной) средней школы и др. Контрольные вопросы и задания 1. Назовите основные детерминанты функций, места и значения предмета «Физическая культура» в содержании общего образования. 2. Какие факторы обусловливают гиподинамию школьников? 3. Какие этапы прошла теория и методика обучения предмету «Физическая культура» в своем становлении? 4. Какие обстоятельства явились факторами усложнения процесса формирования методики преподавания физической культуры в школе? 5. Назовите основные группы педагогических задач учебного предмета «Физическая культура». 6. Назовите основные концепции модернизации учебного предмета «Физическая культура». ГЛАВА 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|