Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные теории и методики обучения предмету «Физическая культура»




Физическая культура, формируясь как предмет обучения в обще­образовательной школе, приобрела соответствующие функции — цель, содержание образования, формы организации учебного процесса и методы его реализации, дидактические процессы, которые в сово­купности с другими составили бы частную дидактику или мето­дику преподавания. К настоящему времени предмет «Физическая культура» все еще не располагает целостными курсами: нет ни частной дидактики как теории обучения, ни методики как науки о закономерностях преподавания данной дисциплины. Ни одна из них не составляет предмета изучения в центрах подготовки (ин­ститутах, университетах, академиях) и повышения квалифика­ции учителей физической культуры. Учебники или учебные посо­бия по теории и методике физического воспитания или физиче­ской культуре освещают лишь отдельные вопросы (урок как ос­новная форма учебно-воспитательного процесса, программы, пла­нирование, контроль, оценка, учет и т.д.).

Объяснить подобную ситуацию можно тем, что методики раз­личных учебных предметов создавались не одновременно, поэто­му они находятся на разных стадиях формирования. Применительно к школьной физической культуре среди комплекса причин, объяс-


няющих эту ситуацию, можно выделить трудности становления предмета «Физическая культура».

Создание методики физической культуры проходило в услови­ях, когда еще не были разработаны основные системообразую­щие компоненты научно-методических основ самой дисциплины. Так, школьная физическая культура никогда не имела и не имеет в настоящем конкретно сформулированной генеральной цели. На разных этапах становления предмета учебно-воспитательный про­цесс ориентировался на разные цели (национальные системы фи­зического воспитания, коммунистического воспитания, форми­рования нового человека, физкультурного комплекса ГТО и т.д.). Отсутствие такой цели лишало школьную физическую культуру стабильного содержания обучения, так как последнее закономер­но обусловливается целью преподавания. По этой причине часто менялась учебная программа. Учителю физической культуры в 1920— 1990-е гг. не удавалось учить детей с первого по выпускной класс по одной неизменной программе.

Выпадение целевого и содержательного компонентов педаго­гической системы дисциплины привело к тому, что учебно-вос­питательный процесс по физической культуре обслуживается в основном дидактическими процессами, не в полной мере отра­жающими особенности самого предмета.

Эти обстоятельства в комплексе с другими существенно за­трудняют выполнение заказа государства и общества в области физического воспитания учащихся общеобразовательных школ — их физическое совершенствование.

Почему так произошло? Почему свертывались процессы, на­целенные на формирование теории и методики физической куль­туры? Из множества причин можно назвать несколько.

1. Расхождение между декларациями о равенстве (или даже пре­валировании) роли и значения данной дисциплины среди других в директивных документах государства и партии и ее фактической недоооценкой теми, кому предстояло на практике реализовать эти установки (руководители органов образования, администрации школ, местная партийно-государственная номенклатура и др.). Такое несоответствие лишало школьную физическую культуру реальной поддержки со стороны государства, а научно-исследо­вательская работа по созданию методики распылялась, не доходя до цели.

2. Перенос акцента общественных интересов с проблем разви­тия массовой культуры на спортивно-подготовительную направ­ленность физического воспитания со всеми вытекающими отсюда последствиями (повышение приоритета научных поисков в обла­сти спортивной тренировки перед исследованиями по методике физической культуры и соответствующее перераспределение фи­нансирования, материального и морального стимулирования на-


учных и практических работников, сравнительная простота вне­дрения, публикации и др.).

3. Создание видимости того, что научно-теоретические и мето­
дические разработки, подготовленные для спортивной трениров­
ки (процессы обучения двигательным действиям, развития двига­
тельных качеств), или их упрощенные варианты (структура уро­
ка, формы организации деятельности занимающихся на уроках,
методы обучения и развития двигательных качеств и др.) можно
перенести в практику преподавания физической культуры в шко­
ле. Это обусловило подмену реальных компонентов, которые в
совокупности и во взаимосвязи составляли бы методику предме­
та, чужеродными, не в полной мере соответствующими особен­
ностям его функционирования в школе.

4. На определенном этапе (1940—1950-е гг.) была разработа­на методика урока физической культуры. Будучи одним из ос­новных компонентов, он впоследствии превратился в домини­рующий, главный процесс. И как следствие в 1960—1980-е гг. методика урока была представлена как целостная методика пре­подавания физической культуры в школе. Это обстоятельство в совокупности с другими приостановило процесс создания мето­дики физической культуры. Вместо методики как научной дис­циплины теория и практика школьной физической культуры приобрели методику как совокупность методических предписа­ний для педагога по подготовке и проведению урока физической культуры.

5. Не сразу установились философские, педагогические, пси­хологические, биологические и даже теоретические основы физи­ческого воспитания, на которые могла бы опираться формирую­щая методика предмета «Физическая культура».

Подобные научно-теоретические разработки не могли быть созданы без соответствующего развития базовых и смежных наук. (Имеются в виду исследования Н.А. Бернштейна — по физиоло­гии управления движениями; П. К. Анохина — по физиологии функ­циональных систем; П.И.Божович, Л.С.Выготского, П.Я.Галь­перина, В.В.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, А.Ц.Пуни — по педа­гогической психологии; Ю.К.Бабанского, В.П.Беспалько, М. А. Да­нилова, В. В. Краевского, В.С.Леднева, И.Я.Лернера, Н.Д.Никан-дрова — по теории образования; В. В. Белиновича, В. К. Бальсевича, М.М.Богена, А.А.Гужаловского, З.И.Кузнецовой, Н.А.Лупан-диной — по теории физического воспитания.)

6. В педагогической науке долгое время действовал негласный
запрет на создание предметных дидактик. Считалось, что как от­
расль педагогики существует лишь общая дидактика. А дидакти­
ческие исследования и их результаты, отражающие специфику
учебно-воспитательного процесса по конкретным дисциплинам,
могут быть представлены лишь как методики преподавания.


Таким образом, требуется модернизация научно-теоретических основ предмета «Физическая культура» как носителя системооб­разующего начала в структуре организации физического воспита­ния в школе, не терпит отсрочки создание и дидактики, и мето­дики его преподавания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...