Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Звуковысотное интонирование




В течение многих веков проблема интонирования рас­сматривалась музыкантами как решение узкопрактической задачи — настройки музыкальных инструментов с фикси­рованной и полуфиксированной высотой звуков. В процессе создания строя и настройщик инструмента, и музыкант-ис­полнитель отражали свое отношение к идеалу чистой интона­ции, воплощали типичные для данной эпохи взаимоотноше­ния между звуками в музыкальной системе. Для каждой ступени звукоряда существовало единичное значение высоты, отклонение от которого рассматривалось как «нечистая», или «фальшивая», интонация.

Эти взгляды вплоть до последнего времени оказывали силь­нейшее влияние на формирование представления о чистоте интонации. Однако постепенно становилось ясно, что в прин-


140 Глава 6. Репетиционная работа с хором

ципе невозможно создать такой строй, который, оставаясь си­стемой единичных точечных значений высоты для каждой сту­пени звукоряда, был бы (в то же время) пригоден для всех слу­чаев чистого интонирования. Многие музыканты, играющие на инструментах с нефиксированной высотой звуков, не удов­летворенные в полной мере темперированным строем, чисто эмпирически подошли к мысли о том, что абсолютно точное, раз и навсегда установленное воспроизведение ступеней лада и созвучий невозможно. Отклонения от темперации (интона­ционные оттенки) являются при игре на инструментах с не­фиксированной высотой звуков и неотъемлемым свойством исполнения, и существенным средством музыкальной выра­зительности. И хотя эти тонкие звуковысотные оттенки при исполнении в концертной обстановке затушевываются общим впечатлением от массы слагаемых (гармония, красочность, динамика, ритм и т.д.), они играют весьма важную роль в эмо­циональной и эстетической оценке исполнения.

В теории хороведения первой печатной работой, в которой сделана попытка обобщить опыт интонирования певцов, была книга П.Г. Чеснокова «Хор и управление им», в которой ав­тор, опираясь на большой практический опыт хоровой рабо­ты, показал, какие отклонения от темперированного строя целесообразно использовать при «выстраивании» хорового ак­корда. Однако свои рекомендации по интонированию отдель­ных ступеней лада, интервалов и аккордов Чесноков дает в отрыве от других музыкально-выразительных средств и усло­вий живого музыкального исполнения, подходя к строю как к некоему изолированному элементу, необходимому для со­здания абстрактно-красивой и уравновешенной хоровой звуч­ности. При этом он идентифицирует понятия «строй» и «ин­тонирование», понимая под тем и другим «правильное тонирование интервалов (горизонтальный строй) и правиль­ное тонирование аккордов (вертикальный строй)»1. В после­дующих учебниках по хороведению сохраняется трактовка ин­тонирования как способа достижения чистого, точного строя. Так, И.И. Пономарьков рассматривает строй как «правильное и осознанное интонирование звуков»2; К.К. Пигров — как «правильное и точное интонирование интервалов в мелодичес-

1 Чесноков П. Хор и управление им. — М., 1961. — С. 58.

2 Пономарьков И.И. Строй и ансамбль хора //Работа в хоре. — М.,
I960.—С. 89.


Средства исполнительской выразительности



ком и гармоническом видах»1; В.Г. Соколов — как «умение петь чисто, не фальшивя»2; В.И. Краснощекое — как «чисто­ту интонирования в пении»3. Этот перечень можно продол­жить, однако суть останется прежней. При некотором разли­чии формулировок Чесноков и его последователи определяют строй как правильное интонирование интервалов, а к певчес­кому интонированию подходят как к средству выравнивания, «выстраивания» хоровой звучности.

С точки зрения хормейстера — создателя и настройщика хорового инструмента — такой подход вполне понятен: играть на расстроенном инструменте нельзя. Однако именно то об­стоятельство, что хор является инструментом с нефик­сированной высотой звуков, с относительно свободным ин­тонированием, допускающим вариантность высотных значений для каждой ступени звукоряда, позволяет гово­рить о подходе к певческому интонированию как к процес­су творческому, управляемому слуховыми представлени­ями музыканта-исполнителя.

Эта идея впервые была научно сформулирована, а затем развита профессором Н.А. Гарбузовым, который на основе эк­спериментальных данных подтвердил мысль о зонном харак­тере звукового восприятия человека и впервые обосновал роль интонации как выразительного средства. Раскрывая сущ­ность зонного характера звуковысотного слуха, исследователь писал: «...музыканты способны запоминать, узнавать и вос­производить звуки не определенной частоты и не определен­ное отношение частот звуков, образующих какой-либо интер­вал, а зону, то есть звуковысотную область, в пределах которой звуки и интервалы при всех количественных изменениях со­храняют одно и то же качество (индивидуальность) и носят по­этому одно и то же название: до, ре, ми, и т.д., малая терция, большая терция, квинта и т.д.... Однако в зависимости от того, находится ли воспроизводимый музыкантом звук у края зоны или в ее середине, он приобретает своеобразный оттенок. Вы­сотные оттенки звуков и интервалов, принадлежащих к одной и той же зоне, я называю интонациями звука или интервала; процесс воспроизведения певческим голосом или на музыкаль­ном инструменте со свободными интонациями звуков и интер-

1Пигров К.К. Руководство хором. — М., 1964. — С. 41.

2 Соколов Вл. Работа с хором. — М., 1967. — С. 64.

3 Краснощекое В.И. Вопросы хороведения. — М., 1969. — С. 250.


142 Глава 6. Репетиционная работа с хором

валов в пределах зоны я называю интонированием звука и ин­тервала, а способность запоминать, узнавать и воспроизводить интонации — интонационным (внутризонным) слухом»1. И далее: «...Зонный строй заключает в себе бес- численное множество интонационных вариантов, а каждое исполнение музыкального произведения в зонном строе певческими голо­сами или на музыкальных инструментах с нефиксированной высотой звуков представляет собой неповторимый интонаци­онный вариант этого строя — интонационный вариант дан­ного исполнения...»2

Если говорить о зоне не как об абстрактном выражении сту-пеневого качества, а в связи с интонированием конкретного произведения, то музыкантам далеко не безразлично, какую интонацию из зоны они выбирают или слышат: они различа­ют не только высокие, низкие или средние интонации, но и много других, причем относятся к ним активно. В связи с этим возникает вопрос о фальшивых интонациях. Ясно, что выход за пределы зоны при исполнении музыкального произведения всегда воспринимается как фальшь. Но это вовсе не означает, что внутри зоны все интонации чистые. Например, замена ожидаемой высокой интонации (вводного тона при разреше­нии вверх в тонику) на низкую, пусть даже входящую в зону, тоже дает фальшь.

Из этого следует, что представление ступеневого качества и представление об интонации — чистой или фальшивой — понятия различные и даже несравнимые. При сопряжении звуков в мелодию, конечно, используются ступеневые каче­ства, но им придается новый смысл: они обогащаются новы­ми связями, которых в отвлеченной ступени нет. Наши пред­ставления о ступенях и о ступеневых зонах зависят от условий применения этих ступеней. То качество, которое вполне удов­летворяет в одних условиях, может быть совсем неприемлемо в других. Даже трактовка такого понятия, как «широкая зона», может заключать в себе как положительный, так и от­рицательный смысл. С одной стороны, широкая зона свиде­тельствует о высоком уровне развития музыкального слуха, с другой — она может говорить о плохом слухе, о низкой спо­собности дифференцировать ступени. Так что на вопрос, пло-

1 Гарбузов Н.А. Музыкант, исследователь, педагог. — М., 1980. —С. 207.

2 Там же. —С. 144.


Средства исполнительской выразительности 143

хо или хорошо обладать широкой зоной, нельзя ответить од­нозначно. Вместе с тем очевидно, что для музыкальной и осо­бенно вокально-хоровой практики более естественна опора на зонную концепцию, которая признает необходимость и воз­можность гибкого интонирования в зависимости от связей между звуками в произведении, от характера музыкально­го образа, ладовых тяготений, динамики, тембровой окрас­ки и других моментов.

Проблема интонирования в хоре всегда была одной из са­мых острых и болезненных. Как уже отмечалось, специфичес­кой особенностью хорового искусства является его коллектив­ный характер; строй же в хоре невозможен без чистого унисона каждой хоровой партии, который возникает благода­ря осознанному интонированию музыкальных звуков голосом каждого из певцов.

Унисон хоровой партии — первооснова ансамбля в одно­голосном изложении, который частно называют «унисон­ный». Гарбузов определяет унисон как зону, звучащую в одновременности. Поскольку в хоровой партии унисон ис­полняют несколько человек, их представления о высоте взаи­модействуют друг с другом. Таким образом, в хоровом пении унисон проявляет себя как некая «коллективная» зона. Каж­дый певец хора по-своему понимает ладовые, интонационные, ритмические и другие связи между звуками в произведении; здесь не может быть абсолютного единства. Первый звук пев­цы хора поют по эталону, при пении же последующих они хотя и учитывают все связи, но учитывают по-разному, тут же кор­ректируя звучание своего голоса по звучанию других голосов. Зона в хоровом унисоне является результатом взаимодействия по крайней мере двух противоположных тенденций в интони­ровании. Одна тенденция состоит в том, что представления о высоте ступеней у каждого певца хора в какой-то мере отли­чаются от представлений других хористов, что, естественно, приводит к расширению коллективной зоны. Противополож­ная тенденция: музыканты стремятся петь согласно, слитно, чисто, едино, что приводит к сужению зоны.

В то же время хоровой унисон нельзя рассматривать в от­рыве от понятия вибрато. Исполняя звук с вибрато, каждый музыкант как бы разукрашивает свой интонационный вари­ант из зоны с помощью колебаний высоты. Ни сам музыкант, ни его слушатели не могут сознательно проконтролировать


144 Глава 6. Репетиционная работа с хором

быстро чередующиеся изменения высоты звука. Певец испол­няет вибрато автоматически, а слушатель реагирует на звук с вибрато как на новое качество звучания. При восприятии виб­рато по высоте действует некий механизм интеграции: мы не слышим изменений высоты, а слышим высоту, близкую к се­редине размаха.

Однако достижение унисона — это лишь предварительное условие всякого ансамблевого музицирования. Суть же испол­нительства — в произнесении музыкального текста, и прежде всего его важнейшего компонента — мелодии. Понятно поэто­му, что вопросы, связанные с интонированием мелодии, иг­рают в теории и практике хорового исполнительства пер­воочередную роль. Исследования Н.А. Гарбузова и его последователей: Ю.Н. Рагса, С.Г. Корсунского, О.Е. Сахалту-евой, О.М. Агаркова, С.Н. Ржевкина, Д.Д. Юрченко и других подтвердили ту закономерность, что музыканты-практики в своем исполнении мелодии постоянно варьируют высоту сту­пеней звукоряда и размеры интервалов. По их наблюдениям, на интонирование мелодии влияет степень эмоционального восприятия музыки исполнителем, характер музыкальных образов, звуковысотный рисунок мелодии, ее ладогармони-ческое и метроритмическое строение, тематическое развитие произведения, тональный план, динамические оттенки, темп, ритм, а также синтаксические элементы музыкальной фор­мы. Например, связь звуковысотных оттенков с общей направ­ленностью мелодического движения проявляется в следую­щем: при движении мелодии вверх звуки по сравнению с темперацией повышаются, при движении мелодии вниз — понижаются. Причем повышениям и понижениям подверга­ются преимущественно звуки, подчеркиваемые ритмически и метрически, звуки кульминационные или важные в темати­ческом отношении. Остальные — проходящие, вспомогатель­ные звуки, как правило, не подвергаются такого рода интони­рованию.

Интересно интонирование звуков, повторяющихся на од­ной высоте (интервал чистая прима). Второй звук этого интер­вала, как показывает хоровая практика, часто отличается от первого повышением или понижением. Проведенное Ю.Н. Раг-сом исследование показало, что на интонирование примы су­щественное влияние оказывают последующие звуки. Если вслед за примой идет более высокий звук, то второй звук при-


Средства исполнительской выразительности



мы обычно повышается, если более низкий — понижается. Причем степень повышения или понижения зависит от того, насколько существенна связь примы с последующим звуком. Отметим, что интонационные изменения повторяющихся на одной высоте второго, третьего, четвертого и т.д. звуков при­мы играют в исполнительстве важную выразительную роль, поскольку способствуют созданию той или иной степени ус­тремленности одного звука мелодии к другому и тем самым помогают связывать или, наоборот, разъединять соседние мотивы.

Интонационные оттенки могут способствовать усилению или ослаблению устремленности мелодического движения, выявлению мягкости или напряженности звучания, мажор­ности или минорности, подготовке или подчеркиванию куль­минации и т.д., тем самим активно участвуя в становлении и развитии музыкального образа.

Весьма значительна связь интонирования с ладом и ладо­выми тяготениями. Давно подмечено, что в произведениях, окрашенных сумрачным колоритом, все малые терции ин­тонируются более суженно, «оминоренно», чем те же малые терции в мажорных пьесах. Paгс, например, установил, что в мажорных пьесах светлого характера обычно не наблюда­ется ярких интонационных контрастов, значительных су­жений малых и уменьшенных интервалов и чаще встреча­ются отклонения от темперации в сторону их расширения. Напротив, в минорных произведениях драматического ха­рактера отмечается тенденция к сужению всех интервалов, втом числе большой терции и чистой кварты. В минорных же произведениях светлого характера исполнители значи­тельно реже «оминоривают» малые терции, а иногда и рас­ширяют их.

Замечено также, что в мажоре малые секунды интониру­ются в среднем несколько уже, чем в миноре; большие кунды в мажоре, наоборот, интонируются несколько шире по сравнению с минором.

Аккорды субдоминантовой и доминантовой функций в ма­жоре и миноре по-разному влияют на интонирование некото­рых интервалов. Так, субдоминанта в мажоре способствует сужению малых секунд, в миноре — расширению; доминанта вмажоре ведет к расширению этого интервала, в миноре — к сужению.


146 Глава 6. Репетиционная работа с хором

Из всех неустойчивых ступеней лада наибольшее влияние на ладовую окраску музыки оказывает VI ступень. В минор­ном ладу исполнители в подавляющем большинстве случаев понижают звук VI ступени независимо от того, взят ли он скач­ком или в плавном, поступенном движении, является ли он неаккордовым или входит в доминантовую или субдоминан­товую гармонию. В мажорном ладу певцы большей частью не подчеркивают нисходящего тяготения звука VI ступени. На­оборот, VI ступень обычно повышается, и не только при вос­ходящем движении мелодии, но и при поступенном нисходя­щем движении. Прямым следствием влияния лада на интонирование является действие закона компенсации вели­чины интервалов. Суть этого закона заключается в тесной вза­имосвязи звуков, составляющих тот или иной интервал, с пре­дыдущим и последующим звуками мелодии: если какой-нибудь интервал под воздействием определенного фактора расширит­ся или сузится (по сравнению с некоей средней нормой), то дру­гой, соседний с ним, должен соответственно сузиться или рас­шириться. Действие этого закона можно наблюдать почти на всех интервалах: в квинтовой рамке так влияют друг на друга терции, в октавной — кварта и квинта и т.д.

Анализ интонационной стороны исполнения в связи с ди­намическими оттенками выявил следующие закономерности. Выяснилось, что crescendo и forte, как правило, сопровожда­ются повышением звуков. Например, К.Г. Мострас указыва­ет на то, что «форсирование звука изменяет качество и высоту его»1. Проверка этого наблюдения в лабораторных условиях показала, что в тех местах произведения, где исполнитель по­степенно усиливает звук, доводя его до forte, замечено посте­пенное повышение интонационного уровня. Исполнение эмо­циональных эпизодов обычно отличается более широким размахом отклонений интервалов от темперации, чем ис­полнение эпизодов спокойного характера. Известный вио­лончелист профессор Л.С. Гинзбург писал, что выразитель­ность интонации «непосредственно связана с эмоциональным восприятием музыки и является преимуществом человеческо­го голоса и смычковых» инструментов, позволяющих творить интонацию, по сравнению с фортепиано с его темперирован­ным строем2.

1 Мострас К.Г. Интонация на скрипке. — М.; Л., 1948. - С. 13.

2 Гинзбург Л.С. Пабло Казальс. — М., 1958. — С. 96.


Средства исполнительской выразительности



Зависимость интонирования от ритма и темпа выражает­ся своей закономерностью: ритмическое однообразие и круп­ные длительности вызывают тенденцию к понижению ин­тонации; понижению интонации способствуют также медленные темпы и длительные замедления. Напротив, бы­стрые темпы и ускорения вызывают стремление к повыше­нию интонации. Под воздействием акцентов звуки повыша­ются. Акцентируемый тон мелодии отличается большей интонационной устойчивостью, чем неакцентируемый. Бо­лее протяжные звуки интонационно устойчивей по сравне­нию с мелкими длительностями.

Влияют на интонирование и тесситурные условия: в край­них высоких и низких регистрах чистое интонирование да­ется труднее, нежели в пределах рабочего диапазона.

Таким образом, можно сделать вывод, что одна группа фак­торов (звуковысотный рисунок мелодии, направление мело­дического движения, динамические оттенки, динамические и метроритмические акценты) производят одинаковое действие на все интервалы. Например, под воздействием акцентов звуки по­вышаются, восходящие интервалы расширяются; при большей глубине цезуры между мотивами интервалы, соединяющие эти мотивы, сужаются, при меньшей — расширяются.

Другая группа факторов (в нее входят лад, гармония) про­изводят различное действие: так, под влиянием лада большие секунды, большие терции чаще расширяются, а малые се­кунды и терции — сужаются; под влиянием гармонической вертикали большие терции чаще сужаются, а малые — расши­ряются.

Как уже упоминалось, исследованиями доказана связь ис­полнительского интонирования с синтаксическими элемента­ми музыкальной формы. В частности, эта связь наглядно про­является при повторениях. Если повторение мелодического оборота «работает» на усиление напряжения в данном мес­те формы, то это обычно подчеркивается большими откло-нениями от темперации. В тех же случаях, когда повторе­ние сопутствует понижению общего напряжения, интонации интервалов приближаются к темперированным. Следова­тельно, исполнитель может сознательно подчеркивать, заост­рять выразительность интервалов с помощью того или иногр отклонения от темперации, что особенно проявляется в момен-тах, связанных с эмоциональным подъемом (например, в куль-


148 Глава 6. Репетиционная работа с хором

минациях), или, наоборот, может смягчать выразительность интервалов путем большего приближения к темперации.

Многократное повторение одной и той же музыкальной фразы на расстоянии, отражающее разные этапы развития основной мысли произведения, подчиняется при интониро­вании тем же закономерностям. Взволнованная, драмати­ческого характера мелодия обычно каждый раз появляется на более высоком уровне напряжения. При каждом после­дующем повторении фразы постепенно увеличиваются от­клонения интервалов от темперированных. В тех же случа­ях, когда в общей линии развития музыкального произведения не наблюдается яркого нарастания и каждое последующее проведение основного' мотива проходит на том же уровне раз­вития, — при интонировании нет заметных отклонений от тем­перации.

Подчеркивание элементов формы интонационными изме­нениями наблюдается также в соотношениях целых частей формы. Так, в статической репризе трехчастной формы повто­рение тематического материала первой части, вызывающее впечатление завершенности развития, подчеркивается испол­нителями приближением к темперации. И напротив, если реп­риза трехчастной формы динамическая, то это влияет на ин­тонирование в противоположную сторону — отклонение интервалов в репризе обычно бывает значительно большим, чем в первой части.

Итак, вышеизложенное позволяет сделать следующие вы­воды: 1) интонирование в хоровом исполнительстве следует рассматривать не только как элемент, регулирующий хоро­вой строй (именно с этой позиции его обычно определяют как «правильное» или «неправильное»), но и как важное испол­нительское выразительное средство, связанное с интонируе­мым музыкальным произведением; 2) чистая интонация в хоровом исполнении является переменной величиной. Нор­ма чистой интонации не есть нечто неизменное, застывшее, а регулируется зонным строем и зависит от различных элемен­тов музыки (звуковысотного рисунка, ладовой системы, на­правления движения, динамических и метроритмических акцентов, структурного строения и т.д.) и в конечном счете определяется творческим замыслом исполнителя и тем, как он интерпретирует данное музыкальное произведение.


Средства исполнительской выразительности



Темпоритм

Ничто так не искажает замысел композитора, как отсут­ствие у исполнителя чувства темпоритма, которое есть не что иное, как результат понимания музыкального произведения в целом: характера его мелоса, идеи и содержания, стиля и духа. Рождаясь из сущности музыки, исполнительский тем­поритм должен выражать характер внутреннего движения и внутренней пульсации музыкальных образов, стать организующей силой их развития. Для исполнителя преж­де всего важно уяснить, что темп — это определенная сфера образов, эмоций, настроений, неразрывно связанная с целостным восприятием музыки, ее характером. Не слу­чайно большинство терминов, предназначенных для темпо­вых обозначений, лишь косвенно указывая на скорость, пе­редают в основном то или иное состояние, выражаемое музыкой. Медленные темпы — отражение спокойствия, торжественности, величественности; средние — сдержан­ности, сосредоточенности, размеренности; быстрые — пылкости, порывистости, живости, взволнованности. Иначе говоря, представление о темпе является в основном каче­ственным, а не количественным. Поэтому музыканты-ис­полнители предпочитают словесные обозначения темпа (его качественную характеристику) метрономическим обозначе­ниям, хотя и прибегают к последним, когда нужно устано­вить точную скорость. Даже сами композиторы понимают и интуитивно чувствуют, что цифры шкалы метронома не передают важнейшей стороны темпа — характера движе­ния. Например, Н.А. Римский-Корсаков говорил, что мет-, рономические указания он ставит для немузыкальных ди­рижеров, дирижеру-музыканту метроном не нужен, он по музыке слышит темп.

Однако полностью согласиться с данным утверждением нельзя, поскольку даже крупнейшие дирижеры и музыкан­ты-инструменталисты исполняют одно и то же произведение в темпах, подчас резко друг от друга отличающихся, хотя и правильных. Из этого следует, что представление о правиль­ном темпе довольно относительно. Дирижеру вовсе не обяза­тельно пунктуально следовать метрономическим обозначени­ям, проставленным композитором, однако учитывать их в процессе становления интерпретации необходимо. Таким об-


150 Глава 6. Репетиционная работа с хором

разом, метроному отводится лишь вспомогательная, но не оп­ределяющая роль.

Найти верный темп достаточно сложно, поскольку он вклю­чает целый комплекс понятий, в котором скорость является не исходным моментом, а следствием сочетания различных обстоятельств — характера самого произведения, условий его исполнения и восприятия. В частности, темп самым непосред­ственным образом связан с гармонией, ладом, мелодикой, рит­мом, формой, фактурой произведения. Например, чем ближе по родству между собой аккорды, сопровождающие мелодию, тем скорее может быть темп. Диссонирующие и сложные по строению аккорды часто выдерживаются дольше, чем простые и консонирующие. В момент модуляции небольшая останов­ка на модулирующем аккорде, с одной стороны, несколько сглаживает у слушателя ощущение прежней тональности, а с другой — подготавливает к новой. Нередко при повторений какой-либо темы композитор изменяет ее гармонизацию, вво­дя более сильные и сложные средства. И хотя в большинстве случаев он так или иначе подчеркивает это обновление, но иногда и здесь желательна осторожная исполнительская ини* циатива.

Столь же непосредственно влияние на темп характера ме­лодии. Мелодический рисунок, изобилующий широкими скачками, хроматизмами, задержаниями, требует для отчет­ливости его восприятия несколько замедленного движения. Повторение звука в более или менее равномерном движении в медленном темпе создает впечатление монотонности. Наобо­рот, быстрая репетиция звука обычно вызывает ощущение энергии, как бы не находящей выхода вовне, и потому чаще всего служит для передачи взволнованности, насторожен­ности или оживления. Певучая, протяжная мелодия, воп­лощающая настроение созерцания или размышления, под­сказывает исполнителю неторопливый темп, тогда как устремленное вперед мелодическое движение, передающее возбуждение, радость или драматический характер, требу­ет быстрого темпа.

Взаимосвязь метра и темпа так неразрывна, что о ней, как правило, не задумываются. Между тем само ощущение темпа зависит не от того, как скоро звуки сменяют друг друга (это связано с относительной длительностью звуков), а от того, ка­кое время проходит между соседними акцентированными


Средства исполнительской выразительности



(ударными) звуками. Чем чаще следуют акцентированные зву­ки, тем быстрее темп.

Иллюстрацией взаимосвязи темпа и ритма может служить известный факт: простейший равномерный ритмический ри­сунок (все звуки одинаковой длительности) в быстром темпе используется в пьесах, для которых характерно моторное, без­остановочное, устремленное движение; в умеренном же темпе равномерный ритм придает музыке уравновешенность, спо­койствие. Довольно распространенной ошибкой исполнителей является ускорение мелких ритмических длительностей и за­медление крупных. Часто восьмые и шестнадцатые на фоне четвертей или половинных поются несколько скорее (поспеш­нее), чем все остальное. Причина этого коренится в том, что при виде длинных нот у певца возникает условный рефлекс — петь медленно, а при виде коротких — быстро. В таких случа­ях именно мелкие длительности нужно пропевать максималь­но выдержанно. Дирижер Ш. Мюнш приводит по этому пово­ду отличный совет Ф. Крейслера: «Там, где ноты долгие и их мало, темп не замедляйте, а там, где много коротких нот, не спешите»1.

Определенное влияние на темп оказывает регистр. Произ- ведения, в которых главным образом используются низкие регистры, требуют обычно более медленного движения для достижения большей отчетливости. Обусловлено это важной неодинаковой чувствительностью к звукам разной частоты: восприятием высокого звука как более полетного, звонкого и ясного, а низкого — как более тусклого и тихого.

Темп исполнения связан также с фактурой изложения. Плотная массивная фактура, естественно, требует более мед­ленного темпа, чем легкая, прозрачная. В зависимости от зна­чения тех или иных составных элементов фактуры — перво­степенных или отходящих на второй план — исполнитель может выбрать более подходящую скорость движения. Особен­но ярко это проявляется в произведениях полифонического плана, где необходимость ясного проведения тематического го­лоса, противосложения или интермедии нередко подсказыва­ет верный темп.

Исполнительский темп имеет и формообразующее значе­ние. Для выбора темпа далеко не безразлично, какую функ-

1 Мюнш Ш. Я — дирижер. — М., 1965, — С. 58.


152 Глава 6. Репетиционная работа с хором

цию в форме целого — экспозиции, разработки, средней час­ти или репризы выполняет данная часть, где расположены гра­ницы разделов и другие структурные моменты. Темповыми изменениями исполнитель может подчеркнуть расчленен­ность музыкальной речи или, напротив, способствовать ее слитности.

Отсюда следует, что из содержания музыкального произ­ведения и анализа используемых композитором средств ис­полнитель может вывести наиболее органичный для сочине­ния темпоритм. При этом особое внимание должно быть обращено на степень важности, содержательности, значимос­ти этих средств. В основе такого подхода лежит простая зако­номерность, гласящая, что для восприятия и осознания слож­ной мысли слушателю требуется больше времени. Исходя из этого более сложная гармония, оригинальный мелодический оборот, появление новой темы, новой тональности могут быть оттенены посредством некоторого замедления темпа.

Каждому музыкальному произведению присуща опреде­ленная темповая зона, в пределах которой содержание и ха­рактер музыки раскрываются наилучшим образом. Поэтому исполнитель должен очень осторожно менять темп, так как большой сдвиг, выходящий за рамки данной зоны, неизбеж­но повлечет за собой изменение характера музыкального зву­чания и искажение композиторского замысла. Тем не менее небольшие изменения темпа необходимы. Они придают музы­ке живое дыхание, человеческое тепло. Иначе говоря, в поня­тии о темпе следует иметь в виду две его стороны: основной темп произведения или отдельных его частей — стержневую скорость движения, и изгибы темпа — кратковременные от­клонения в сторону замедления или ускорения, органически входящие в основной темп. Без этой тончайшей игры темпа, называемой агогическими нюансами, исполнение потеряет свою выразительность.

Наиболее типичным агогическим приемом, предусматри­вающим значительное изменение темпа, является рубато. Одно из характерных свойств рубато — сочетание метричес­кой точности с подчеркнутой ритмической свободой внутри метрических долей и тактов. Регулируется рубато своеобраз­ным законом компенсации — небольшие ускорения внутри одной фразы или в ряду фраз ведут к эквивалентным замед­лениям, и наоборот.


Средства исполнительской выразительности



Смысл рубато очень образно пояснял Г.Г. Нейгауз. Он пи­сал: «Мне часто приходится говорить ученикам, когда встре­чается место, требующее исполнения "rubato": rubato значит по-итальянски "красть", — если вы украдете время и не вер­нете его вскоре, то будете вором; если вы сперва ускорите темп, то впоследствии замедлите его; оставайтесь честным челове­ком — восстановите равновесие и гармонию»1. Своеобразное объяснение рубато мы находим и у Ф. Листа: «Посмотрите на листья деревьев, колышущиеся от ветра. Ветер раскачивает ветви и шевелит листьями, а ствол при этом остается непод­вижным. Rubato означает именно это»2. В подобных едва за­метных изменениях соотношений длительности, — изменени­ях, не поддающихся строгому учету, в живом ритмическом дыхании сказывается художественная индивидуальность му­зыканта, то особенное, что вносит он в исполнение.

Однако свобода исполнения рубато зиждется прежде всего на строгом ограничении себя в ритме, на неизменности гра­ниц или, вернее, крайних точек данной темы, данной фразы. В этой связи интересно отметить, что у талантливых испол­нителей, ощущающих ритмический порядок изнутри, даже значительные отклонения от основного темпа не воспринима­ются как нарушение логики движения. Секрет этого — в есте­ственности агогических отклонений, в их плавности и посто­янной взаимокомпенсации, что в большой степени определяется вкусом, чувством меры и гармонии.

Особым случаем произвольного исполнения ритмических долей и одним из существенных средств выразительности яв­ляется фермата — полная остановка движения музыки в ка­ком-либо месте произведения. Иногда ферматы указываются композитором, но исполнитель может и сам вносить их в парти­туру, желая усилить значение того или иного звука, слова, ак­корда. Мера выдерживания ферматы не имеет определенной нормы и зависит от ее расположения во фразе, назначения, смысла и ряда других причин. Можно сказать лишь, что обыч­но наиболее сильно растягиваются короткие длительности; крупные же растягиваются очень мало. Легче всего бывает установить длительность ферматы после ритенуто, продол­жая мысленное замедление в геометрической прогрессии. Фер­маты, наступающие сразу, без предварительного замедления,

1 Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. — М., 1953. — С. 39. 2 Цит. по: Корто А. О фортепианном искусстве. — М., 1965. — С. 234.


154 Глава 6. Репетиционная работа с хором

следует отсчитывать в основном темпе, удваивая, утраивая или даже учетверяя длительность в зависимости от ее места в про­изведении, роли и значения.

Наиболее типично использование ферматы в конце, в на­чале и в середине произведения или его части. Фермата в кон­це произведения или на границе его разделов выражает мо­мент постепенного успокоения, замирания движения и его остановку. Применяется фермата и как начальный пункт, из которого разворачивается последующее все более быстрое дви­жение. Таковы, например, традиционные начала многих иг­ровых и плясовых народных песен («Пойду ль я, выйду ль я», «Про комара», «Веники», «Ой, дуб дуба» и др.) Использова­ние ферматы в середине построения обычно связано со стрем­лением исполнителя продлить мгновение наивысшей динами­ческой напряженности, подчеркнуть кульминационный звук мелодии, смысловую вершину.

Не менее часто в исполнительской практике встречается фермата на паузе. Здесь ее роль сходна с ролью психологичес­кой паузы в искусстве художественного слова, которая в за­висимости от места во фразе может либо предвосхищать зна­чение предстоящих строк, либо задерживать внимание на уже отзвучавших, либо подчеркивать соотношение высказанной мысли с мыслью последующей. Во всех этих случаях продол­жительность ферматы определяется важностью подчеркива­емых паузой мыслей и продолжительностью самой паузы.

К сожалению, музыканты и, в частности, хоровые дири­жеры порой забывают, что в развертывании музыкального процесса пауза есть элемент, художественно равноценный зву­ку. Как правило, она имеет ту или иную смысловую и эмоцио­нальную окраску. В исполнительской практике можно встре­титься с паузами-утверждениями, паузами-раздумьями, паузами-вопросами и т.д. Однако нередко мы бываем свидете­лями и такого исполнения, когда дирижер начинает контраст­ную по характеру часть произведения в то время, как преды­дущая еще не успела отзвучать, или, напротив, перерыв между частями без какой-либо особой необходимости или смысла пре­вращает в антракт. И в том, и в другом случае исполнение но­сит формальный характер, не связанный с содержанием про­изведения.

Порой единственной целью введения ферматы бывает же­лание продемонстрировать красоту звука или аккорда. Иног-


Средства исполнительской выразительности



да дирижеры прибегают к фермате как к средству выравнива­ния интонации, выстраивания аккорда. Понятно, что такие приемы, порой необходимые в репетиционной работе, совер­шенно недопустимы на этапе художественного исполнения.

Замедления и ускорения темпа, которые дирижеры исполь­зуют очень часто, также требуют обоснования. Поэтому при­менять их следует только в тех случаях, когда этого требует характер музыки. Не оправданные логикой музыкальной мыс­ли, они не только разрушают саму мысль, но и создают впе­чатление еще большего однообразия и скуки, хотя исполни­тели как раз стремятся к противоположному результату. Выполнение этих приемов также имеет свои закономерности. Например, всякое постепенное изменение темпа следует на­чинать не с начала фразы (или такта), а немного позже — со слабой доли. Несоблюдение этого правила превращает посте­пенность во внезапность (субито). Особенно трудно избежать этой внезапности, когда ускорение или замедление распрост­раняется на короткий отрезок музыки.

Довольно часто одновременно с темповыми изменениями исполнители прибегают к изменениям динамики. Наиболее распространен своеобразный параллелизм: ускорение на кре­щендо и замедление на диминуэндо. В музыкально-образном отношении такой параллелизм способствует эмоционально-гибкому музыкальному развитию, используется обычно для выражения экспрессивных, увлекающих в своем движении чувств, хотя применим он далеко не всегда. Встречается и про­тивоположная форма — контрастное сочетание замедления с крещендо и ускорения с диминуэндо. Сочетание замедления с крещендо в большинстве случаев бывает связано с наиболее значительными моментами музыкального развития: с подхо­дом к кульминации, с возвращением к основным темам, с ка-дансовыми оборотами. В момент подхода к кульминации это сочетание может восприниматься и как сдерживание на пути стремительного подъема, и как увеличение массивности зву­чания, и как раскачка, размах перед ударом: чем сильнее удар, тем длительнее должен быть размах. В кадансах замедление с крещендо воспринимается как активное утверждение, подчеркнутое, иногда торжественное заключение мысли.

Случаи, когда сам композитор обозначает в партитуре оба эти средства, крайне редки. Чаще всего авторские ремарки на Этот счет либо вообще отсутствуют, либо касаются лишь темпа


156 Глава 6. Репетиционная работа с хором

или динамики. Например, в коде хора В.И.Мурадели на сло­ва А.И.Одоевского «Ответ на послание Пушкина» компози­тор поставил крещендо. Однако ощущения подлинной торже­ственности, величественности завершения-апофеоза дирижер может достичь, лишь подкрепив динамическое нарастание достаточно значительным ритарданто. Иначе финальные аккорды могут прозвучать легковесно, что исказит впечатле­ние о масштабности сочинения.

Выразительные возможности ускорения, сочетающегося с ослаблением скорости (аччелерандо и диминуэндо), во многом зависят от контекста, в котором такое сочетание применяет­ся. Иногда оно связано с переходом от моментов более ярких и значительных к менее ярким. В других случаях это сочетание связывается с пространственными ассоциациями (удаление, истаивание) или используется для передачи ощущения неко­торой незавершенности.

Отмеченные выразительные и формообразующие возмож­ности темпа следует учитывать в любом виде музыкального исполнительства. Кроме них дирижеру хора нужно иметь в виду некоторые особенности, связанные со спецификой хоро­вого исполнительства. Так, например, при большом количе­ственном составе хора можно взять более медленный темп, чем при камерном. В хорах с хорошо поставленными, яркими по тембру вокальными голосами нет необходимости ускорять темп. Там же, где нет вокальной основы, где голоса плоские, бледные, «безвибратные», недостаток насыщенности звучания и певучести порой приходится восполнять более быстрым тем­пом. Вообще более выразительное пение допускает несколько замедленный темп, который был бы неприемлем при меньшей интенсивности исполнения. Кроме того, темп исполнения во многом зависит от специфики голоса, его характера, особен­ности атаки звука, подвижности и т.д. Например, темп испол­нения мелодии басами может быть медленнее темпа исполне­ния того же отрывка высокими голосами. На темп могут повлиять и условия исполнения. В зале с большой ревербера­цией, то есть сохраняющем остаточное отраженное звучание после снятия звука, следует брать более медленные темпы во избежание наложений, которые могут возникнуть от возвра­щения запоздавших рассеянных волн. В помещении с хорошей акустикой небольшой хор, не отличающийся высоким качеством голосов, может взять более медленный темп, чем в помещении с


Средства исполнительской выразительности 157

плохими акустическими условиями. Обычно с увеличением раз­мера зала его акустика улучшается. Поэтому чем больше зал, тем медленнее может быть взятый дирижером темп.

Коллективный характер хорового исполнительства опреде­ляет еще одно необходимое его условие — синхронность ан­самблевого звучания, которая является результатом единого понимания и чувствования всеми участниками хора темпа и ритмического пульса исполнения, их темповой памяти, рит­мического слуха и, конечно, соответствующей техники. Бы­вает, что одна партия спешит, а другая замедляет, так как трудности для голосов неодинаковы. Иногда долгие ноты пос­ле коротких исполняются слишком скоро, потому что испол­нитель «разошелся» и не в состоянии сдержать себя. Бывает и так, что певец (или хоровая группа) продолжает держать ноту во время паузы просто по инерции.

Все эти моменты дирижер хора должен учитывать. Несом­ненно, что знание определенных закономерностей выразитель­ного воздействия темпа поможет ему найти нужную скорость иверный пульс музыки. Между тем следует еще раз подчерк­нуть, что исполнительский темп — дело в высшей степени ин­дивидуальное. Ясно лишь, что музыкально-исполнительская речь должна протекать в таком темпе, который с определен­ной выразительностью передает мысль композитора и харак­тер музыкальных образов.

Найти надлежащую скорость движения — это лишь часть дела. Главное — почувствовать пульс музыки, соотношение длительностей звуков в движении, выразительную игру ак­центов.

Если музыкант обладает слабым чувством ритма, развить это качество довольно сложно, хотя, в принципе, и возможно; нужно только придерживаться определенной системы.

На начальном этапе становления чувства ритма формиру­ются навыки восприятия темпа, акцента и равномерной пос­ледовательности одинаковых длительностей. Подобно тому как пульс здорового человека, несмотря на возможные его ус­корения и замедления, в основном бьется ровно, ритм музы­кального исполнения также должен больше приближаться к метру. Простейший прием воспитания этого навыка — особое внимание к метрической точности исполнения, к восприятию и воспроизведению мерной пульсации равновеликих времен­ных долей.


158 Глава 6. Репетиционная работа с хором

Следующей задачей является развитие ощущения череду­ющихся пластических ударений (акцентов). Известно, что музыкальное исполнение сопровождается более или менее яв­ственной акцентировкой долей. Она может быть метрической и ритмической. Метрическую акцентуацию определяет и орга­низует каждая первая доля такта. Ритмическую акцентуацию обуславливают главным образом строение музыкальной речи, фразировка, логика мысли, выраженная в музыкальном и литературном тексте. На данном этапе ритмического воспи­тания внимание следует сосредоточить на метрической акцен­туации, точнее, на выявлении чередующихся акцентируемых долей времени.

После того как ощущение акцента достаточно закрепилось в сознании участников хора, можно переходить к следующему эта­пу — воспитанию у них чувства соотношения длительностей. Ориентация в ритмических структурах, соизмерение и различе­ние разных по продолжительности длительностей — навык, орга­нически присущий всякому музыканту, — играет в хоровом ис­полнительстве, основанном на согласованном, синхронном «произнесении» мелодии всеми певцами, особую роль. Она (ори­ентация) создает у них базу для выработки ощущения смысловой единицы в ритмической организации музыки, для понимания ритмической фразы, периода как относительно завершенных эле­ментов в целостном метроритмическом орнаменте произведения.

Итак, чувство темпа, акцента и соотношения длительнос­тей — вот три основных компонента, на которых нужно стро­ить методику первоначального ритмического воспитания.

Однако полноценная яркая интерпретация произведения возможна только при условии, если ритм является для испол­нителя способом выражения эмоциональной, смысловой, со­держательной сущности музыки.

Острота и четкость метроритма приобретают особенно яр­
кую выразительность при наличии хорошо организованной
скорости движения и определяемой этой скоростью ритмичес­
кой пульсации. В этом случае возникает своего рода сквозной
ритм
— понятие, выражающее процесс целеустремленногр
внутреннего движения. В сквозной ритм исполнения в каче-
стве равноправного элемента входят также и паузы. Пауза не
только не останавливает движения, но является своеобразным
резцом, выявляющим рельефность музыкального рисунка,
музыкальной архитектоники произведения.


Средства исполнительской выразительности 159

Очень важно, чтобы в своем исполнительском поиске ди­рижер шел от внутренней направленности, устремленности метроритмического движения, от ритмической конфигурации музыкальной стопы (ямб, хорей и т.д.). Возникающее при этом ощущение и переживание экспрессивной сущности опорных и неопорных долей в музыке, дающих в слитности очертания метроритмического периода, создает предпосылки к умению исполнять музыку не по тактам, а по фразам. Это же ощуще­ние, связанное с осознанием ритмодинамической логики фра­зы, ее внутренних тяготений, «устоев» и «неустоев», способ­ствует соразмерности агогических колебаний, естественности рубато. Ведь, как мы уже отмечали, мастерство искусства руба-то состоит прежде всего в ритмической гармонии, художествен­ной сбалансированности ускорений и замедлений. А такая сба­лансированность возможна только на основе постоянного ритма. Не случайно многие музыканты рекомендуют предварять руба­то ритмически выровненным исполнением.

Вместе с тем чувство темпоритма и чувство ровности, мер­ности, музыкального движения — понятия отнюдь не иден­тичные. Живой исполнительский темпоритм никогда (или почти никогда) не совпадает с метрономической точностью временного отсчета. Одно лишь точное попадание в такт без ощущения внутренней пульсации говорит не о ритмичном, а метрономичном исполнении.

Дирижеру хора необходимо учитывать, что темпоритм ис­полнения хорового произведения связан не только с ритмом музыки, но и с ритмом поэтического текста. И хотя чаще всего ритм слова подчиняется ритму музыки, все же в некоторых случаях расположение в стихах словесных (орфоэпических) акцентов является исходным моментом для определения группировки долей внутри такта. Исполнительский ритм в хоре в большой мере связан с характером произношения тек­ста, дикцией. Хорошая дикция в хоровом пении является не только средством раскрытия поэтической мысли, но и сред­ством подчеркивания ритма. Бывает, правда, что преувели­ченное внимание дирижера к дикции приводит к негативно­му эффекту: пытаясь особенно отчетливо выговаривать слова, певцы утяжеляют их и нарушают тем самым ритмическую остроту.

В заключение нужно сказать, что ощущение напряженно­сти развития сквозного темпоритма, эмоционально-ритмичес-


160 Глава 6. Репетиционная работа с хором

кого тока, степени ритмической свободы — индивидуальное свойство каждого музыканта. Любое подражание, отступле­ние от ийдивидуальности здесь противопоказаны. Иначе из­бранный исполнителем темпоритм не произведет сколько-ни­будь убедительного впечатления и будет восприниматься как инородный, неестественный.

Динамика

Важным средством художественной выразительности в хо­ровом исполнительстве является динамика. Основные объек­тивные предпосылки выразительных возможностей динами­ки в музыке очевидны. Громкие звуки при прочих равных условиях больше возбуждают, раздражают слух, нежели ти­хие; извлечение громкого звука требует большего напряже­ния, большей затраты энергии. Поэтому усиление звука обыч­но связывается с нарастанием напряжения, а ослабление — с затуханием, успокоением. И если пиано применяется, напри-мер, для выражения спокойного, созерцательного настроения, состояния сдержанности, еще не развернувшегося развития, то форте, напротив, чаще сопровождает активное, наступа­тельное движение, передает настроение радости, торжества, грандиозности, широты.

Другая предпосылка выразительности динамики, на кото­рой основываются некоторые изобразительные эффекты в му­зыке, — ассоциация усиления с приближением источника зву­ка и ослабления — с его удалением. Способность тихого звука настораживать человека, как вероятный признак опасности, сама специфика восприятия еле слышных звуков, требующая напряженного внимания, подводит к использованию тихой звучности для передачи затаенного, настороженного характе­ра музыки.

Выразительные возможности громкостной динамики в му­ зыке во многом обусловлены ее сходством с динамикой речи, чувств, действий человека. Например, резкие динамические сопоставления обычно ассоциируются с внезапной сменой со­бытий, вторгающихся в спокойное повествование. Отсюда их частое использование при изложении контрастных музыкаль­ных образов. Напротив, относительно устойчивый уровень громкости, отсутствие резких колебаний способствует созда-


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...