Качества хоровой звучности
Система логического чтения включает следующие последовательные операции: ♦ выделение главных по мысли слов и слов второстепенных, ♦ обозначение этих главных слов логическими ударениями; ♦ распределение слов, связанных между собой по смыслу, по речевым группам (их называют также речевыми звеньями или речевыми тактами); ♦ расстановку логических пауз. В целостном по значению отрезке речи (речевом такте) всегда есть главное, наиболее важное по смыслу слово, несущее логическое ударение. Выделение этого слова не обязательно достигается только силовым его подчеркиванием. Иногда оно может быть произнесено и тише других, но сосредоточение мысли на нем делает его логически ударным. В одном предло-жении может быть только одно такое слово (исключение со-ставляют перечисления и сопоставления). В свою очередь, в слове также может быть только одно ударение. Это правило целиком сохраняет свою силу и в пении. Два или даже больше ударений в слове возникают от неумения певцов смягчить безударный слог, попадающий на сильную долю такта, или ot неумения снять ударение с безударного слога, приходящегося на более высокую, чем ударный, ноту. Такие ситуации встречаются при исполнении вокально-хоровой музыки на каждом шагу. И дело тут не только в том, что точное соответствие музыкального метра поэтическому (совпадение ударных слогов с сильной долей такта, а безударных — со слабыми) — явление достаточно редкое. Хормейстеры и певцы порой не учитывают того обстоятельства, что в поэтической, как и в прозаической речи помимо словесных возникают еще фразовые ударения, выделяющие наиболее важное по смыслу слово семантико-синтаксической группы. «Каждое достаточно обширное речевое высказывание (предложение), — пишет В. М. Жирмунский, — распадается на несколько взаимоподчиненных фразовых групп, объединенных ударениями, различными по своей силе»1. При вокализации поэтического текста исполнитель должен стремиться по возможности сгладить, сделать незаметными «неправильности» музыкальной декламации —
1 Жирмунский В.М. Введение в метрику. —Л., 1925.— С. 94. 74 Глава 3. Хор как исполнительский «инструмент» несовпадение ударных слогов с сильными, безударных — со слабыми долями такта. Хормейстеру, как и певцу, надо следить за тем, чтобы в процессе пения не выделялись безударные слоги (к этому часто провоцируют и метрические музыкальные акценты, и «скачки» на высокие звуки), а выделяемое ударением слово было действительно самым важным и существенным для понимания смысла фразы. Не менее сложная проблема, стоящая перед исполнителями вокально-хоровых произведений, — необходимость частичного сглаживания расхождений с композитором в распределении слов по речевым группам. Если в речи такая группировка осуществляется с помощью логических пауз, то в музыке соответствующий им перерыв может отсутствовать. В таких случаях хоровой дирижер должен осторожно, с помощью введения цезур, короткого дыхания попытаться достичь компромисса между речевым и музыкально-речевым произнесением поэтического текста. Наконец, в поле зрения дирижера должна постоянно быть фразировка музыкально-поэтического текста, ибо в хоровом исполнении фразовое (логическое) ударение имеет сравнительно большее значение, нежели словесное или метрическое. Но, к сожалению, именно в хоровой музыке мы чаще всего встречаемся с несовпадением логического центра словесной фразы с вершиной музыкальной фразы, с разрывом одной литературной фразы на два и более музыкальных построения и т.д. Здесь на помощь исполнителю приходят формообразующие средства музыки, и в первую очередь вокальное дыхание, способное выполнять и объединяющие, и расчленяющие функции. В хоре же в этих целях можно использовать «цепное» дыхание, которое позволяет не только соединять разрозненные построения, но и делать паузу (для взятия дыхания) в любом месте произведения.
Строй Другим важнейшим параметром звучания любого инструмента является строй — понятие, которым обозначается система звуковысотных отношений, применяемых в музыке. Эти отношения на протяжении веков менялись в зависимости от национального своеобразия, особенностей развития ладогар-монической системы, складывающихся требований к музы- Качества хоровой звучности кальному слуху, эстетических представлений, связанных в большой мере со спецификой музыкальных инструментов. Множество различных музыкальных систем разработано индийскими, арабскими и греческими учеными. Известны 5-ступенный и 7-ступенный строй в Индонезии, 17- и 24-ступенные системы в арабской музыке, 22-ступенный строй в Индии. В европейской музыке широкое распространение получил 7-ступенный (позднее 12-ступенный) пифагоров строй, возникший еще в Древней Греции, звукоряд которого образовывался путем построения чистых квинт. В процессе развития хорового многоголосия возникла необходимость в создании темперированного строя 1. Темперированным называется строй, который делит каждую октаву звукоряда на равные части. С начала XVIII в. в европейской музыке принята двенадцатизвуковая (двенадцатиступенная) темперация, делящая октаву на двенадцать равных друг другу полутонов. В отличие от пифагорова строя, основанного на интервалах натурального звукоряда и потому считающегося естественным, темперированный строй называют искусственным, поскольку здесь интервалы, изменяются по величине с целью установления необходимых соотношений внутри тональности. Итак, в каждой октаве темперированного строя имеется двенадцать звуков (ступеней), находящихся между собой в равном полутоновом соотношении. Семь из них — основные — имеют самостоятельные названия; остальные пять — производные, получившиеся в результате повышения или понижения (альтерации)2 рядом лежащих основных ступеней, обозначаются соответствующими знаками альтерации. Таким образом, полутон является в темперированном строе наименьшим расстоянием по высоте.
Следует отметить, что существующая ныне музыкальная система и ее звукоряд сложились прежде всего в результате певческой практики, а потому большая часть системы и ее звукоряда соответствует тем звуковым высотам, на которых возмож- 1 Темперация (от лат. temperatio — правильное соотношение, соразмер 2 Альтерация (от лат. alteratio — изменение) — повышение или пони
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|