Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 6. Репетиционная работа с хором





здания общего хорового ансамбля руководитель может умень­шить или увеличить громкость звучания. Порой дирижеру приходится менять указанный в нотах нюанс в связи со спе­цифической тембровой окраской хоровой партии с тем, чтобы приглушить или смягчить ее яркость.

Поводом для корректировки могут быть и роль голоса в фактуре (тематическая или второстепенная, фоновая), и вы­текающая отсюда необходимость выдвижения его на пер­вый план или, напротив, максимального его вуалирования. Немаловажное значение имеет и учет руководителем коли­чественного и качественного состава хора. Естественно, что при большом составе хорошее пиано будет достигнуто в том случае, если каждый певец будет выполнять этот нюанс возможно более тихо; в камерном же хоре достижение тихо­го звучания обычно не представляет большого труда. Что касается форте, то тут картина принципиально меняется: при малочисленном составе добиться полного его звучания довольно сложно. Поэтому опытные руководители хоров, не отличающихся мощью и богатством звучности, стараются использовать в качестве основного нюанса самые тонкие градации пиано с тем, чтобы даже меццо-форте производи­ло впечатление форте или даже фортиссимо, требуемого композитором.

Вообще следует сказать, что в области звучания, относи­мой к форте, очень опасны преувеличение и чрезмерность. Хора это касается особенно, поскольку его участники, увы, весьма часто считают силу голоса главным достоинством во­калиста, а порой и бравируют ею, стараясь петь громче парт­нера по партии. Безусловно, мощное, сильное звучание обога­щает динамическую палитру хора, но при этом звук не должен терять своей выразительности, красоты, благородства. Дириже­ру хора следует постоянно напоминать певцам, что глубокое продолжительное пиано не меньше воздействует на аудито­рию, чем мощное звучание. Кроме прочих своих выразитель­ных функций, оно концентрирует внимание слушателей, рас­полагая их к тишине и сосредоточенности.

В хорах обычно участвуют певцы с различными вокальны­ми данными. Часто у певцов отдельной хоровой партии не сов­падают и диапазон силы звучания, и интенсивность звучания в разной тесситуре. В процессе работы выясняется, что на ню­ансе форте более слабые голоса пропадают под давлением бо-


Средства исполнительской выразительности



лее мощных, недостаточно ясно прослушиваются отдельные хоровые партии, в результате чего в общем звучании утрачи­ваются важные элементы музыкальной ткани. Поэтому воз­никает необходимость в корректировке привычных представ­лений о громкости звука. Можно рассматривать громкость каждого голоса в отдельности и в ансамбле, громкость отдель­ной хоровой партии и хора в целом.

Уровень громкости голоса в ансамбле (в партии) определя­ется обычно динамическими возможностями среднего певца. Для остальных певцов его форте служит эталоном, по которо­му они соизмеряют силу своего голоса. Сила звука отдельной партии в общем ансамбле зависит от особенностей изложения, фактуры, регистра, тесситуры. Звучность ведущей партии дол­жна быть интенсивнее, чем звучность хорового сопровожде­ния; форте в более ярких регистрах должно сообразовываться со звучанием в более тусклых; напряженная, высокая тесси­тура делает звучание более громким по сравнению с таковым в удобной, средней тесситуре; при прозрачной, легкой факту­ре форте будет иным, нежели при плотной, массивной. Кроме того, эталон форте или пиано при совместном исполнении за­висит от специфики высоких и низких мужских и женских голосов, от мастерства самих исполнителей. Например, пиа­ниссимо в верхних регистрах легко исполняется тенорами, а от басов требует немалого искусства. Поэтому в отдельных слу­чаях в целях достижения общего равновесия динамического ансамбля этот нюанс может быть выполнен несколько громче идеального, что, конечно, не должно приводить к грубости зву­чания. Хотя некоторые композиторы и ставят уточненные указания, но, как правило, дирижер сам корректирует нюан­сировку для достижения требуемого баланса звучности. Рас­пространенный недостаток — перегрузка звучности второго плана, связанная с потерей звуковой перспективы, то есть со­отношения между ведущим и аккомпанирующими голосами, между главным тематическим материалом и фоном. Иногда дирижеры пытаются восстановить это соотношение посред­ством увеличения громкости тематического голоса. Однако этот прием, на первый взгляд абсолютно логичный и естествен­ный, далеко не всегда дает нужный эффект. Гораздо лучше выделить первый план не с помощью подчеркнутого его уси­ления, а уменьшением звучности элементов второго плана. Такой прием, несомненно более тонкий, особенно целесообра-


164 Глава 6. Репетиционная работа с хором

зен в лирических, неброских, тихих произведениях, где и те-матический голос должен звучать пиано (примеры тому — «Зимняя дорога», «Березе», «Жаворонок» В.Я. Шебалина; «Теплится зорька», «Альпы» П.Г. Чеснокова; «Соловушко» П.И. Чайковского; «Элегия», «На старом кургане» Вик. Ка­линникова и др.).

Работая над ансамблевой динамикой, дирижер должен учитывать и то обстоятельство, что общая звучность хора и звучность хоровой партии зависят от количества одновре­менно звучащих голосов и могут изменяться в ту или иную сторону в результате простого подключения или выключе­ния партий и хоровых певцов. Именно этим часто объясня-ются динамические неровности, когда после трех- или четы-рехголосого аккорда голоса сливаются в унисон. Тоже самое происходит, когда после унисона партия расслаивается (divizi) с соответствующим убыванием количества поющих в каждом голосе.

Можно сохранять одинаковую силу звучности, а также по­степенно увеличивать или уменьшать громкость. Однако со­хранить звук неизменным с начала и до конца фразы, такта и даже одной долгой ноты едва ли возможно. Это связано с тем, что после возникновения звук либо мало-помалу ослабевает, либо, напротив, усиливается.

Выдерживание постоянной силы звука вряд ли целесооб­разно и по соображениям художественности произведения. Ведь динамические нюансы — это не рассудочное измерение силы звучности, а живое дыхание музыкальной речи, помо­гающее передать тончайшие оттенки человеческих пережива­ний. Число таких оттенков беспредельно, как беспредельно богатство и разнообразие динамических нюансов. По сути дела всякое музыкальное исполнение представляет собой цепь кон­трастных сопоставлений, нарастаний и затуханий звучности, регламентируемых характером сочинения, его формой, струк­турой, фразировкой, жанром, стилем, а также такими выра-зительными и содержательными элементами его языка, как направленность мелодии, метроритм, гармония, фактура.

Известно, например, что относительно устойчивый уровень громкости может способствовать объединению формы, а рез-кие смены громкости — ее членению. Распространенным при­емом исполнительской нюансировки является динамическое противопоставление повторяющихся мотивов, фраз, предло-


Средства исполнительской выразительности 165

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...