Декоративное рисование «Золотая хохлома».
– Очень хорошее настроение дарит нам всем декоративно-прикладное искусство. Если вы заметили, название искусства состоит из двух слов: декоративное и прикладное. – Что же обозначают эти слова? Декоративное – украшенное. Посмотрите на все эти изделия: жостовские подносы, гжель, павловские шали; как они красивы, какой тонкий и неповторимый узор на каждом предмете. Прикладное – применяемое в быту, все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни. – И ещё это искусство называется народным, так как всё это создавалось и создаётся народом. Сегодня мы с вами познакомимся с одним из видов декоративно-прикладного искусства – хохломой. – Мы знаем, всё имеет своё начало. И давайте сейчас с вами поговорим о том, откуда же появилось искусство. Любой счастливой мысли проявленье И дерзость строк, пришедших неспроста, Всё возникало с чувством удивленья, Всё начиналось с чистого листа. У пульта, за роялем, на арене, Над глиной, на подмостках, у холста – Да что искусство – мира сотворенье – Всё начиналось с чистого листа. М. Матусовский – И о том, с чего начиналось хохломское искусство, существует множество легенд. Вот одна из них… …Разное сказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да сундук сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он и её угостил. И вдруг жар-птица прикоснулась к чашке крылом и стала чашка золотой. Это, конечно, сказка, но сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Не из сказки ли появилась эта удивительная красота?!
– А вот ещё одна легенда. …Говорят, в давние времена жил талантливый мастер. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труд. Любил мастер своё ремесло, но ещё больше любил он свободу. Однажды он покинул царские палаты и поселился в глухих местах. Избу поставил и занялся своим прежним ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало для всех родным, как простая русская песня, и чтобы в ней отразилась красота русской природы. И стал он рисовать пышные и яркие цветы, тонкие веточки, и вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать и любоваться этой красотой. Слава о мастере дошла и до царя. И приказал он своим стрельцам найти мастера и вернуть его. Узнал о беде мастер, собрал он своих односельчан и раскрыл им секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-мастера. А самого мастера как ни искали, так и не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер, но осталось его удивительное мастерство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты. Значит, кисть у художника была необычной. Она была из солнечных лучей. – А как же было на самом деле? Хохлома – старинное русское село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Делали посуду в глухих заволжских деревнях, там её и расписывали: с. Новопокровское, с. Кулигино, с. Селищино. Но почему же её зовут хохломской? Из этих посёлков везли мастера продавать посуду в большое торговое село Хохлома. Ну а оттуда развозили её по всей стране. Разлетелись жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Кричали зазывалы на ярмарке: «Кому посуда для каши, окрошки! Чудо-блюдо, да чашки ложки, к вам приехала сама золотая хохлома!» Деревянная посуда с древних времён была в повседневном употреблении: деревянную ложку и миску можно было увидеть и на боярском столе, и в семье крестьянина. Ковши, ложки, миски, кувшины – вся эта посуда требовалась в большом количестве: ведь дерево быстро изнашивалось. Поэтому посуду вывозили на рынок сотнями и тысячами. Постепенно деревянную посуду сменила глиняная, стеклянная, фарфоровая и металлическая посуда. Но люди не забыли золотую хохлому. И сейчас эта посуда высоко ценится за свою красоту и неповторимость. Но не только мы с вами восхищаемся этим видом искусства, но и поэты в своих произведениях воспевают красоту этого искусства.
Кисть хохломская! Большое спасибо! Сказывай сказку для радости жизни. Ты, как душа у народа, красива, Ты, как и люди, служишь Отчизне! – Ну а как же появляется эта посуда? Давайте представим, что мы с вами в мастерской, большие окна, столы. Пахнет стружкой. Здесь мастера вырезают посуду из дерева. А когда деревянная посуда готова, её предстоит расписать. Посуду натирают тонким слоем глины, чтобы сгладить все поры на деревянной поверхности. А затем её покрывают олифой, а когда высохнет, алюминиевым порошком. Вот и готова серебристая посуда. – Рассмотрите, как украшена посуда в технике росписи «Хохлома». Теперь пришло время и за кисть браться. А как же расписывать эту посуду? Элементы для росписи мастера брали из жизни – это травинки, стебли, ягоды, цветы, птицы. Сначала брали красную краску… Вот перед вами кувшин, по кувшину вьётся стебель… Стебель рисуем кончиком кисти, чтобы он получился тонким… От стебля отходит травка (тоненькая и потолще), в хохломе завивающаяся травка носит название кудрина. Ягодки обычно наносят по три или веточкой (смородина). Чёрной краской делают оживку – тоненькие веточки и травинки. Чёрная краска делает узор ярче. – Ну а сейчас я вам открою секрет золотой хохломы: как эта посуда превращается в золотую. Когда роспись закончена, покроет её художник лаком, да не единожды, а 5–6 раз, и тогда уж в печь калить поставит. Вот тут-то волшебство и происходит. От жары лак пожелтеет, и блеск металлический из-под него зазолотится. Из печи чашу вынимают уже золотой. – А теперь, когда мы с вами узнали все секреты этого искусства, давайте попробуем расписать эту удивительную посуду. Представьте, что мы с вами в мастерской, вы мастера. Наденьте фартуки, и приступим к работе.
Рефлексия. – Рассмотрите рисунки на нашей выставке и выберите самые выразительные и аккуратные. Объясните свой выбор. Занятие 1 Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора. Цели: познакомить с работой повара; расширять знания и представления детей о профессиях; развивать кругозор, обогащать словарный запас; воспитывать уважение к людям труда, культурно-гигиенические навыки. Целевые ориентиры дошкольного образования: умеет поддерживать беседу о профессиях; выражает положительные эмоции (радость, восхищение) при прослушивании мелодии русской народной песни «Казачок» (обр. М. Иорданского); высказывает свою точку зрения; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; может составлять небольшой рассказ на заданную тему. Материалы и оборудование: лото «Посуда»; плакаты с пословицами; набор овощей и фруктов – целых и нарезанных кусочками; разнос; красивый мешочек; выставка книг с кулинарными рецептами; фотографии блюд. Содержание
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|