Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мужчина и Женщина. За порогом Рая 4 глава




Де­ло в том, что с по­зи­ции чис­той чув­ст­вен­но­сти мы име­ем де­ло с био­ло­ги­че­ским фак­том: раз­дра­же­ние эро­ген­ных зон, на­ко­п­ле­ние чув­ст­вен­но­го по­тен­циа­ла и его раз­ряд­ка в ка­че­ст­ве ор­газ­ма. Вот уж точ­но ме­сто, ко­то­рое да­ет ре­аль­ную воз­мож­ность пе­ре­жить се­бя как часть жи­вот­но­го ми­ра. На­вер­ное, есть та­кое ме­сто в моз­гу: вжив­ля­ешь ту­да элек­трод и про­стым на­жа­ти­ем кноп­ки вы­зы­ва­ешь у се­бя ор­газм, по­ка не ум­решь от ис­то­ще­ния. И ни­ка­ких слож­но­стей в по­ис­ках парт­не­ра! Че­ло­ве­че­ско­му соз­на­нию, со­циа­ли­зи­ро­ван­но­му, пе­ре­гру­жен­но­му пра­ви­ла­ми, это так нелов­ко. Вооб­ще не­лов­ко пом­нить, что я еще и жи­вот­ное. Да, да, жи­вот­ное из раз­ря­да мле­ко­пи­таю­щих.

Для та­ко­го ро­да чув­ст­вен­но­сти, чув­ст­вен­но­сти, ли­шен­ной вся­че­ских эмо­цио­наль­ных и ин­тел­лек­ту­аль­ных при­крас, да­же сло­во от­дель­ное при­ду­ма­ли — «по­хоть» — и ок­ра­ску оно тра­ди­ци­он­но не­сет от­ри­ца­тель­ную. По­хоть — это не лю­бое сек­су­аль­ное удов­ле­тво­ре­ние или сек­су­аль­ный кон­такт. По­хоть — это не­по­сред­ст­вен­но био­ло­ги­че­ское, чув­ст­вен­ное же­ла­ние. Она ни­ка­ко­го от­но­ше­ния ни к люб­ви, ни к про­сти­ту­ции, ни к ка­ким-ли­бо от­но­ше­ни­ям не име­ет. На­вер­ное, сто­ит на­пом­нить че­ло­ве­ку, что он еще и жи­вот­ное, и ни­че­го пло­хо­го в этом нет.

Пло­хо­го ни­че­го, ко­неч­но, нет, как нет ни­че­го пло­хо­го во всей фи­зио­ло­гии, а не­лов­кость не­ко­то­рая все-та­ки су­ще­ст­ву­ет. Ты го­во­ришь о трех при­ро­дах и ут­вер­жда­ешь, что они рав­ны, а нас вос­пи­та­ли на ие­рар­хии этих при­род. Глав­ная — это со­ци­аль­ная. Ра­зум! Ра­зум!! Ра­зум!!! Ду­хов­ная — это то­же не­что, что очень хо­ро­шо, но не на ка­ж­дый день и не для всех, а био­ло­ги­че­ская — это не­что, что су­ще­ст­ву­ет, но с ней-то ра­зум дав­но упра­вил­ся, и лю­ди, ко­то­рые оза­бо­че­ны имен­но ею, вы­зы­ва­ют то ус­меш­ку, то раз­дра­же­ние. А тут еще ста­рик Фрейд, до­ве­ден­ный по­пу­ля­ри­за­то­ра­ми до аб­сур­да, стра­ху и не­лов­ко­сти до­бавил. Как-то ге­рой филь­ма «Ана­ли­зи­руй это» вос­кли­ца­ет, до­ве­ден­ный сво­им пси­хо­те­ра­пев­том: «Да по­сле тво­их се­ан­сов я бо­юсь зво­нить ма­те­ри!»

Ты же сам го­во­рил как-то, что че­ло­век рас­пят ме­ж­ду при­ро­да­ми, ме­ж­ду био­ло­ги­че­ской и со­ци­аль­ной, ме­ж­ду со­ци­аль­ной и ду­хов­ной. Вот ему, рас­пя­то­му, и нелов­ко.

Точ­ка от­де­ле­ния

Для то­го что­бы во­об­ще как-то от­но­сить­ся к во­про­сам сек­са и эро­ти­ки, нуж­но от­де­лить по­хоть, био­ло­ги­че­скую чув­ст­вен­ность от все­го осталь­но­го. Чем и за­ни­ма­лись во всех древ­них, сек­су­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­ных тра­ди­ци­ях, на­чи­ная от сек­рет­ных жен­ских мо­на­сты­рей, вак­ха­нок, ге­тер, тан­три­стов, — всю­ду, где секс обуз­ды­вал­ся зна­ния­ми. Так вот пер­вое, че­му учи­ли, — это уме­нию ос­во­бо­дить при­род­ную чув­ст­вен­ность от же­ст­кой свя­зи с чем-ли­бо еще.

Это, ко­неч­но, не чис­то че­ло­ве­че­ское ка­че­ст­во — чув­ст­вен­ность. Это ка­че­ст­во жи­во­го, лю­бой жи­вой сис­те­мы. Жи­вот­ные не ме­нее чув­ст­вен­ны, чем мы. Ес­те­ст­вен­но, что при­ро­да не мог­ла до­ве­рить ка­ким-то слу­чай­но­стям де­ло про­дол­же­ния ро­да, по­это­му ав­то­ма­ти­че­ское обес­пе­че­ние же­ла­ния и осу­ще­ст­в­ля­ет­ся че­рез его связь с мак­си­маль­ным чув­ст­вен­ным удо­воль­ст­ви­ем.

Мы зна­ем, что в моз­гу не толь­ко у че­ло­ве­ка есть центр под на­зва­ни­ем «рай» и центр под на­зва­ни­ем «ад». Есть центр, ко­то­рый ав­то­ма­ти­че­ски вклю­ча­ет­ся, ко­гда мы при­бли­жа­ем­ся к гра­ни­цам, ох­ра­няе­мым ин­стинк­том са­мо­со­хра­не­ния. И есть центр удо­воль­ст­вия, ко­то­рый свя­зан с ин­стинк­том про­дол­же­ния ро­да. Стрем­ле­ние пе­ре­жить это удо­воль­ст­вие и есть чув­ст­вен­ность как та­ко­вая.

Так, мо­жет быть, сто­ит на­пом­нить, что раз­вилка в от­но­ше­нии к са­мо­му фак­ту су­ще­ст­во­вания чис­той, ос­но­ван­ной на са­мой био­ло­ги­че­ской при­ро­де чув­ст­вен­но­сти про­ле­га­ет в том мес­те, где чело­век вы­би­ра­ет знать или ос­тать­ся в не­ве­де­нии по по­во­ду са­мо­го се­бя и сво­его хо­зяй­ст­ва, да­ро­ван­но­го ему про­ви­де­ни­ем в поль­зо­ва­ние?

Так мы же уже дав­но ре­ши­ли, что на­ши бе­се­ды по­то­му и про­ис­хо­дят, что мы хо­тим знать. Ес­ли один из парт­не­ров уме­ет, зна­ет, пу­тем опыт­ных ис­сле­до­ва­ний на­хо­дит дос­туп к это­му цен­тру у дру­го­го, то, ко­неч­но, ему хо­чет­ся толь­ко од­но­го — что­бы тот на­шел дос­туп к его цен­тру. И то­гда слу­ча­ет­ся тот са­мый взрыв страсти, и не­обуз­дан­ная по­хоть вы­ры­ва­ет­ся на сво­бо­ду, и мы так лю­бим чи­тать об этом в ху­до­же­ст­вен­ном из­ло­же­нии и, не­сколь­ко сму­ща­ясь, на­блю­дать на эк­ра­не. Ес­те­ст­вен­но, с воз­рас­том дос­туп к это­му цен­тру ста­но­вит­ся бо­лее слож­ным, быв­шее жи­вот­ное все боль­ше со­циа­ли­зи­ру­ет­ся и пере­про­грам­ми­ру­ет­ся, пра­ви­ла и та­бу со­циу­ма въе­да­ют­ся в не­го все силь­нее. Не­санк­цио­ни­рован­ный дос­туп к цен­тру удо­воль­ст­вия — это, ко­неч­но же, на­си­лие. Взлом всей сис­те­мы.

По­это­му все, что свя­зан­но с био­ло­ги­че­ской чув­ст­вен­но­стью, ок­ру­же­но ог­ром­ным ко­ли­че­ством со­ци­аль­ных та­бу, вну­ше­ний, суг­ге­стий и за по­ня­ти­ем «по­хоть» же­ст­ко за­кре­п­ля­ет­ся от­ри­цатель­ное зна­че­ние, ко­то­рое под­дер­жи­ва­ет­ся социу­мом.

Все­мо­гу­щее бла­жен­ст­во

В под­соз­на­нии ка­ж­до­го муж­чи­ны и ка­ж­дой жен­щи­ны есть зна­ние о со­стоя­нии то­таль­но­го бла­жен­ст­ва, ко­то­рое ис­пы­ты­ва­ет че­ло­век, ко­гда этот центр вклю­ча­ет­ся и есть же­ла­ние его ис­пы­тать. Жен­щи­ны об этом меч­та­ют боль­ше, так как рас­по­ло­же­ние ак­ку­му­ля­то­ра энер­гии в об­лас­ти мат­ки все вре­мя соз­да­ет не­кую про­во­ка­цию, кро­ме то­го, по­треб­ность в про­дол­же­нии ро­да ге­не­ти­че­ски бо­лее вы­ра­же­на у жен­щин, что то­же по­нят­но.

На­де­юсь, ты за­ме­ча­ла, что че­ло­ве­ки во мно­гих об­лас­тях, в том чис­ле в об­лас­ти чув­ст­вен­но­го на­сла­ж­де­ния, жи­вут по прин­ци­пу иг­но­ри­ро­ва­ния оче­вид­но­го. И на этом иг­но­ри­ро­ва­нии стро­ят все­воз­мож­ные кон­ст­рук­ции, ко­то­рые при ка­ж­дом кри­ти­че­ском по­ло­же­нии рас­сы­па­ют­ся как кар­точ­ный до­мик.

Так что же по­лу­ча­ет­ся, что осу­ж­да­ют со стра­ху? Слу­чись та­кое, и цен­ность это­го на­сла­ж­де­ния пе­ре­кро­ет все, что че­ло­век счи­тал для се­бя важ­ным? Не хо­тят со­ци­аль­ная и ду­хов­ная при­ро­да от­да­вать че­ло­ве­ка био­ло­ги­че­ской или не до­ве­ря­ют? И в са­мо­го че­ло­ве­ка за­пи­хи­ва­ют эту про­грам­му-стра­шил­ку: про­па­дешь, не вер­нешь­ся.

Что это ты за­гру­сти­ла?

Как тут не за­гру­стить. Та­кая те­ма изящ­ная вы­ри­со­вы­ва­лась. Ти­по­ло­гия чув­ст­вен­но­сти. Сколь­ко уже го­во­рим, а до ню­ан­сов никак не до­бе­рем­ся. Тон­ко­стей хо­чет­ся, де­та­лей, под­хо­дов. А тут та­кая ра­бо­та! Это же на­до — код дос­ту­па ис­кать!

А лю­ди-то раз­ные

Ну что ж, по­го­во­рим о «клуб­нич­ке». «Клуб­нич­ка» у нас та­кая — лю­ди раз­ные. И ес­ли бы они не бы­ли раз­ные, ни­ка­кой бы «клуб­нич­ки» не бы­ло. Толь­ко мно­го­об­ра­зие лю­дей соз­да­ет раз­но­об­ра­зие взаи­мо­дей­ст­вий.

Вот! Вот! Имен­но об этом.

А оно, это мно­го­об­ра­зие, в свою оче­редь, соз­да­ет оп­ре­де­лен­ную пу­та­ни­цу, лю­би­мое че­ло­ве­че­ское со­стоя­ние. В этой пу­та­ни­це и воз­ни­ка­ет мас­са воз­мож­но­стей для соз­да­ния раз­но­об­раз­ных спе­ку­ля­тив­ных ком­по­зи­ций. Кто ко­му под­хо­дит, кто ко­му не под­хо­дит, и как оно у ко­го про­ис­те­ка­ет. Эх, хо­ро­шо бы знать. За­чем? Не­по­нят­но.

Как это не­по­нят­но? Для срав­не­ния. Не все же счи­та­ют срав­не­ние гре­хом. Че­ло­век так уст­ро­ен. По­ка с дру­ги­ми се­бя не срав­нил, так ведь и не узна­ешь — ус­пе­шен ли ты, кра­сив ли ты, сча­ст­лив ли ты, мо­жешь ли быть уве­рен в сво­их муж­ских воз­мож­но­стях и жен­ской при­вле­ка­тель­но­сти. Ты что, не зна­ешь об этом или за­был?

Ну, хо­ро­шо, пред­по­ло­жим, ты зна­ешь, ка­кое по­ве­де­ние де­мон­ст­ри­ру­ет в по­сте­ли че­ло­век опре­де­лен­но­го ти­па. Но ес­ли он не най­дет клю­ча дос­ту­па к твое­му цен­тру на­сла­ж­де­ния, что тол­ку от твое­го зна­ния? А ес­ли ты не най­дешь ключ к его цен­тру на­сла­ж­де­ний? Ты мно­гих лю­дей зна­ешь, ко­то­рые хо­тят за­ни­мать­ся дру­ги­ми, да еще в по­сте­ли?

Ти­по­ло­гия чув­ст­вен­но­сти. Поч­ти де­тек­тив

Вни­ма­ние — страш­ная тай­на! Ни­ка­кой ти­по­ло­гии чув­ст­вен­но­сти нет. Чув­ст­вен­ность од­на, и в при­ро­де ее мы бо­лее или ме­нее ра­зо­бра­лись. Это та же си­туа­ция, что и с энер­ги­ей. Есть од­на энер­гия, но есть муж­чи­ны и жен­щи­ны, ко­то­рые ее по-раз­но­му ис­поль­зу­ют. Есть чув­ст­вен­ность, и у всех лю­дей при­ро­да ее од­на, а вот ко­ды дос­ту­па к цен­тру чув­ст­вен­но­го удо­воль­ст­вия — это и есть ти­по­ло­гия чув­ст­вен­но­сти.

Ну, как же в на­ше вре­мя без де­тек­тив­но­го сю­же­та обой­тись!

На­чаль­ные циф­ры ко­да свя­за­ны с по­ве­де­нием как наи­бо­лее дос­туп­ной для вос­при­ятия ча­стью че­ло­ве­ка. Зна­чит, ес­ли вы вни­ма­тель­ны к по­ве­де­нию, а по­ве­де­ние — это дей­ст­вие, со­вер­шае­мое для дос­ти­же­ния це­ли, зна­чит, вы може­те уви­деть це­ли, к ко­то­рым стре­мит­ся ваш партнер или парт­нер­ша, всту­пая с ва­ми во вся­ко­го ро­да взаи­мо­от­но­ше­ния, в том чис­ле и в ин­тим­ные. Знаю­щие лю­ди го­во­рят, что не бы­ва­ет ни фри­гид­ных жен­щин, ни им­по­тент­ных муж­чин, кроме слу­ча­ев ме­ди­цин­ских. Про­сто бы­ва­ют об­стоя­тель­ст­ва. Итак, пер­вый шаг к раз­гад­ке тай­ны кода — ос­нов­ные по­во­ды для всту­п­ле­ния в ин­тим­ные от­но­ше­ния.

Пер­вый — для воз­бу­ж­де­ния пря­мой чув­ст­вен­но­сти, ко­гда речь идет о те­лес­ном на­сла­ж­де­нии. Здесь все за­ви­сит от то­го, в ка­кой сте­пе­ни вклю­чен центр те­лес­но­го на­сла­ж­де­ния.

Вто­рой — как след­ст­вие про­бу­ж­де­ния чув­ст­вен­но­сти, свя­зан­ной с по­треб­но­стью в про­дол­же­нии ро­да. Это за­ви­сит от гор­мо­наль­но­го со­стоя­ния ор­га­низ­ма. Ин­тим­ная бли­зость, свя­зан­ная со сня­ти­ем на­пря­же­ния, как раз схе­ма, свя­зан­ная с про­дол­же­ни­ем ро­да.

Тре­тий — при ак­ти­ви­за­ции чув­ст­вен­но­сти, свя­зан­ной с по­треб­но­стью в эмо­цио­наль­ном кон­так­те. Это эро­ти­че­ская чув­ст­вен­ность, ко­гда ва­жен про­цесс взаи­мо­дей­ст­вия, при­чем без вся­ко­го ло­ги­че­ско­го оформ­ле­ния. Это мо­жет быть как в филь­ме «Де­вять с по­ло­ви­ной не­дель», а мо­жет быть в од­ной шу­бе на дво­их. Это не важ­но. Важ­но по­те­реть­ся и по­мур­лы­кать, об­раз­но го­во­ря. Это мо­жет транс­фор­ми­ро­вать­ся в чув­ст­вен­ность, свя­зан­ную с ком­пен­са­ци­ей ком­плек­са не­пол­но­цен­но­сти. И, стро­го го­во­ря, это уже не чув­ст­вен­ность, а власть. На этом чув­ст­вен­ность кон­ча­ет­ся.

Чет­вер­тый — ин­тим­ные от­но­ше­ния для про­бу­ж­де­ния чув­ст­вен­но­сти, свя­зан­ные с по­пыт­кой ис­поль­зо­вать эти от­но­ше­ния для так на­зы­вае­мых из­ме­нен­ных со­стоя­ний соз­на­ния и энер­ге­ти­ки. Это уже прак­ти­ки, тре­бую­щие со­от­вет­ст­вую­щих уси­лий.

Даль­ней­шее со­дер­жа­ние ко­да за­ви­сит уже от осо­бен­но­стей энер­ге­ти­че­ских взаи­мо­дей­ст­вий, и пре­ж­де все­го от осо­бен­но­стей до­ми­нант­но­го сти­ля дея­тель­но­сти. Здесь ли­бо есть ре­зо­нанс, ли­бо нет ре­зо­нан­са. Ли­бо есть по­ло­жи­тель­ное воз­дей­ст­вие друг на дру­га, ли­бо есть де­ст­рук­тив­ное воз­дей­ст­вие. А по­сколь­ку это про­ис­хо­дит на очень тон­ком уров­не вос­при­ятия, то для боль­шин­ст­ва лю­дей оно как бы и не су­ще­ст­ву­ет.

Вот вам и сис­те­ма, ко­то­рая са­ма се­бя ох­ра­ня­ет. По­лу­ча­ет­ся, что тай­ны нет. Есть не­дос­та­точ­ная чув­ст­ви­тель­ность. Это вдох­нов­ля­ет. Раз­ви­ваю чув­ст­ви­тель­ность и тон­кость вос­при­ятия, и мир на­слаж­де­ния — от­крыт.

Пер­вая фор­ма чув­ст­вен­но­сти по­бу­ж­да­ет че­ло­ве­ка при­бе­гать к раз­лич­ным сти­му­ля­то­рам для дос­ти­же­ния удо­воль­ст­вия. Это не что иное, как по­ис­ки спо­со­ба про­брать­ся к это­му цен­тру ме­то­дом пря­мо­го взло­ма. Био­хи­мия — са­мый ко­рот­кий путь, мож­но пы­тать­ся это сде­лать че­рез пе­ре­воз­бу­ж­де­ние нерв­ной сис­те­мы, хо­ло­троп­ное ды­ха­ние, креп­кий ко­фе, пси­хо­сти­му­ля­тор ти­па экс­та­зи. Что имен­но, ро­ли не иг­ра­ет, по­то­му что глав­ная цель — до­ве­сти нерв­ную сис­те­му до пе­ре­воз­бу­ж­де­ния. Це­на для ор­га­низ­ма дос­та­точ­но оче­вид­на. Имен­но в этой об­лас­ти про­ис­хо­дят сры­вы пси­хи­ки из-за по­пы­ток дос­тиг­нуть это­го со­стоя­ния пу­тем взло­ма. Здесь нар­ко­ти­ки, ал­ко­голь, ис­поль­зо­ва­ние вся­че­ских ме­ди­та­тив­ных тех­ник толь­ко с этой це­лью.

По­это­му об­ласть, свя­зан­ная с чув­ст­вен­но­стью как та­ко­вой, и ок­ру­же­на ог­ром­ным ко­ли­че­ст­вом со­ци­аль­ных за­щит. И это пра­виль­но, имен­но эта чув­ст­вен­ность лег­ко пре­вра­ща­ет че­ло­ве­ка в жи­вот­ное. (Не на­по­ми­на­ет ему о том, что он часть жи­вот­но­го ми­ра, а воз­вра­ща­ет с по­те­рей всех ка­честв, вы­де­ляю­щих че­ло­ве­ка из жи­вот­но­го ми­ра, ино­гда не­об­ра­ти­мо). Мож­но со­вер­шить гра­мот­ное пу­те­ше­ст­вие в эту об­ласть, но нуж­но пом­нить, что в этой об­лас­ти мы пе­ре­ста­ем быть людь­ми.

Су­ще­ст­ву­ет дру­гой путь к выс­ше­му на­сла­ж­де­нию. Он свя­зан с тем, что прак­ти­ки, ис­поль­зую­щие это на­пря­же­ние в ду­хов­ных це­лях, по­строе­ны та­ким об­ра­зом, что дос­туп к цен­тру выс­ше­го на­сла­ж­де­ния со­еди­ня­ет­ся и с эмо­цио­наль­ным, и с ин­тел­лек­ту­аль­ным на­сла­ж­де­ни­ем, и с ре­зо­нанс­ным со­стоя­ни­ем энер­ге­ти­ки, и с кон­так­том с ок­ру­жаю­щей ре­аль­но­стью в оп­ре­де­ленных ас­пек­тах. И это уже аб­со­лют­но че­ло­ве­ческая чув­ст­вен­ность, на­столь­ко че­ло­ве­че­ская, что на­зы­ва­ет­ся ан­гель­ская и бо­же­ст­вен­ная. Для че­ло­ве­ка в сред­нем — это все рав­но что от­ли­чить «Май­от — Шар­дон» 1983 го­да от «Май­от — Шар­дон» 1982 го­да.

Та­ким об­ра­зом, мы мо­жем го­во­рить, что чув­ст­вен­ность име­ет да­же не­кую ие­рар­хию. Она про­сти­ра­ет­ся от чис­то жи­вот­ной чув­ст­вен­но­сти до аб­со­лют­но осоз­нан­ной чув­ст­вен­но­сти. А сту­пе­ня­ми к та­кой осоз­нан­но­сти бу­дут:

• чув­ст­вен­ность как сти­мул для про­дол­же­ния ро­да;

• чув­ст­вен­ность как про­дол­же­ние по­треб­но­сти в эмо­цио­наль­ном кон­так­те;

• чув­ст­вен­ность как вза­им­ное по­зна­ва­ние;

• чув­ст­вен­ность как пу­те­ше­ст­вие в дру­гие ас­пек­ты ре­аль­но­сти. Вот и вся ти­по­ло­гия чув­ст­вен­но­сти.

Что ка­са­ет­ся кон­крет­ных ре­цеп­тов по по­во­ду взаи­мо­дей­ст­вия раз­лич­ных лю­дей, то об­щие, без­ад­рес­ные со­ве­ты — это ужас­ное свой­ст­во на­шей ци­ви­ли­за­ции. Это не­об­хо­ди­мо де­лать в ча­ст­ном по­ряд­ке, спе­циа­ли­ста­ми, по­то­му что ни­ка­кой мо­ти­ва­ции по­лу­чить та­кие зна­ния, кро­ме мо­ти­ва­ции вла­сти, я да­же пред­по­ло­жить не мо­гу. Ну, еще мо­ти­ва­ция са­мо­по­зна­ния, то есть по­зна­ния сво­их ме­ха­низ­мов. Но я по­ла­гаю, что ба­зо­вые зна­ния да­ют воз­мож­ность ка­ж­до­му са­мо­стоя­тель­но по­мыс­лить о се­бе. И ра­зо­брать­ся, что за ав­то­ма­ти­че­ские уст­рой­ст­ва в пси­хи­ке су­ще­ст­ву­ют, как они свя­за­ны с про­бле­мой сек­су­аль­но­сти (и свя­за­ны ли), и су­ще­ст­ву­ет ли эта про­бле­ма. То есть про­бле­ма яв­но су­ще­ст­ву­ет, но сек­су­аль­ная ли она? Это час­то боль­шой во­прос.

А есть ли про­бле­ма?

Итак, пер­вое ре­зю­ме. Вся на­ша сек­су­аль­ная так на­зы­вае­мая оза­бо­чен­ность со­сто­ит все­го из од­ной при­чи­ны. Мы не зна­ем ко­да дос­ту­па к сво­ему цен­тру на­сла­ж­де­ния и тем бо­лее не зна­ем, как об этом со­об­щить дру­го­му. И толь­ко в тех слу­ча­ях, ко­гда по­треб­ность в про­дол­же­нии ро­да так вре­жет по баш­ке гор­мо­на­ми, что уже все рав­но — удо­воль­ст­вие это или нет, а глав­ное — об­за­вес­тись по­том­ст­вом, то­гда все как-то про­ис­хо­дит. Но это не сни­ма­ет про­бле­мы сек­су­аль­ной оза­бо­чен­но­сти.

Чув­ст­вен­ность, она же по­хоть, во­об­ще не свя­за­на ни с ка­ки­ми от­но­ше­ния­ми, кро­ме от­но­ше­ний, воз­бу­ж­даю­щих эту са­мую чув­ст­вен­ность. Все ос­таль­ное — мо­раль, эти­ка, сек­су­аль­ные та­бу и про­чее — это чис­то био­ло­ги­че­ское пе­ре­жи­ва­ние. Оно не тре­бу­ет от­но­ше­ний в стро­гом смыс­ле сло­ва.

Но ес­ли че­ло­век ни­ко­гда не ис­пы­та­ет вклю­че­ния чув­ст­вен­но­го цен­тра, он все­гда бу­дет тос­ко­вать. А ес­ли ис­пы­та­ет, у не­го воз­ник­нет сле­дую­щая про­бле­ма: не вжи­вить ли се­бе элек­трод и од­ним ра­зом по­кон­чить со всем. Че­ло­век — слож­ное уст­рой­ст­во, но и при этом у не­го есть эти точ­ки наи­мень­ше­го со­про­тив­ле­ния по ка­ж­до­му по­во­ду.

По­это­му, ес­ли сек­су­аль­ные взаи­мо­от­но­ше­ния не есть часть об­ще­ния, от­но­ше­ний как та­ко­вых с дру­гим че­ло­ве­ком, то то­гда это про­сто во­прос боль­ше­го или мень­ше­го дос­ту­па к цен­тру чув­ст­вен­ных удо­воль­ст­вий. Ес­ли же это часть от­но­ше­ний, то­гда это во­прос вза­им­но­го вни­ма­ния. Соб­ст­вен­но го­во­ря, лю­бовь — это и есть по­сто­ян­ное вза­им­ное вни­ма­ние друг к дру­гу. Че­ло­ве­че­ский ас­пект люб­ви — это по­сто­ян­ное вни­ма­ние друг к дру­гу, по­то­му что вни­ма­ние — вещь управ­ляе­мая, а зна­чит, че­ло­ве­че­ская. И это по­сто­ян­ное вни­ма­ние друг к дру­гу и есть то, что на­зы­ва­ет­ся че­ло­ве­че­ская лю­бовь.

А вни­ма­ние свя­за­но и с уров­нем до­ве­рия, и с уров­нем взаи­мо­по­ни­ма­ния, это все про­из­вод­ные от вни­ма­тель­но­сти. Как из­вест­но, быть вни­ма­тель­ным и пом­нить — са­мая труд­ная за­да­ча для че­ло­ве­ка, при­вык­ше­го су­ще­ст­во­вать по шаб­ло­нам и ме­рить все при­выч­ны­ми кли­ше. Все, что не­по­нят­но, он про­сто про­пус­ка­ет как не­су­ще­ст­вую­щее, и дру­гой че­ло­век для не­го су­ще­ст­ву­ет как со­ци­аль­ная еди­ни­ца. А ес­ли все по­нят­но, к че­му быть вни­ма­тель­ным? У не­го все по­строе­но на от­сут­ст­вии вни­ма­ния и на от­сут­ст­вии ак­ту­аль­ной па­мя­ти.

Ес­ли дей­ст­ви­тель­но хо­теть ре­шить свои про­бле­мы, свя­зан­ные с сек­су­аль­ным об­ще­ни­ем, свои про­бле­мы, свя­зан­ные с про­ти­во­по­лож­ным по­лом, сле­ду­ет опи­рать­ся на фун­да­мен­таль­ные зна­ния. Ни­ка­кие ин­ст­рук­ции, ни­ка­кое зна­ние ме­ха­низ­мов не даст ре­ше­ния этих про­блем. В луч­шем слу­чае это бу­дет удов­ле­тво­ре­ние ис­сле­до­ва­те­ля, по­лу­чив­ше­го объ­ек­тив­ное под­твер­жде­ние сво­им тео­ре­ти­че­ским по­ло­же­ни­ям.

Так по­ка­зы­ва­ет опыт лю­дей, ко­то­рые жи­вут в та­ких со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских ми­рах, где секс не по­вод по­зна­ко­мить­ся, где со­рев­но­ва­ние — три ты­ся­чи две­сти жен­щин, а хо­ро­шо бы­ло с тремя. Вот и по­счи­тай­те ко­эф­фи­ци­ент по­лез­но­го дей­ст­вия. Од­на де­ся­тая про­цен­та. Ко­ли­че­ст­вом тут не возь­мешь. Ме­то­дом пе­ре­бо­ра — уро­вень слу­чай­но­сти ог­ро­мен. Так и бу­дет это слу­чай­но. Но ко­гда это слу­чи­лось, на­до ду­мать не об ору­жии, под­бо­ре клю­чей, а о фун­да­мен­таль­ных ос­но­вах че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­ва, то­гда все пре­одо­ли­мо, раз­ни­ца в до­ми­нан­те пре­одо­ли­ма че­рез чет­вер­ку, раз­ни­ца в мо­ду­ли­ро­ва­нии пре­одо­ли­ма за счет диа­па­зо­на, раз­ни­ца в по­ве­де­нии пре­одо­ли­ма за счет зна­ния его осо­бен­но­стей.

А меч­тать о том, что по­ве­зет и со­вер­шен­но слу­чай­но встре­тит­ся иде­аль­ный парт­нер… Шан­сы на это есть, как есть шанс со­рвать банк в ка­зи­но. Шанс все­гда есть, но по­че­му-то не по­лу­ча­ет­ся. А ес­ли воз­ник­ло чув­ст­во, свя­зан­ное с от­но­ше­ния­ми, то это уже са­мо по се­бе уда­ча. Не с же­ла­ни­ем, а с от­но­ше­ния­ми. И ра­ди раз­ви­тия и со­хра­не­ния этих от­но­ше­ний сто­ит до­быть нуж­ные зна­ния. Сам факт воз­ник­но­ве­ния от­но­ше­ний — это ог­ром­ная уда­ча.

Кнут и пря­ник

Так что же по­лу­ча­ет­ся, бол­ьшая часть всей на­шей про­бле­ма­ти­ки лич­но­го ха­рак­те­ра — это спо­со­бы управ­лять на­ми? Это не что иное, как де­мон­ст­ра­ция то­го, как про­ис­хо­дит со­ци­аль­ное управ­ле­ние пси­хо­ло­ги­че­ски­ми ас­пек­та­ми че­ло­ве­че­ско­го по­ве­де­ния? Это нам вну­ше­но? Со­циу­му нуж­но, что­бы лю­ди чув­ст­во­ва­ли се­бя оза­бо­чен­ны­ми? Чтобы управ­лять, что­бы мы по­ку­па­ли, что по­ло­же­но по­ку­пать, что­бы му­чи­лись тем, чем поло­же­но му­чить­ся?

А как же ты ду­ма­ла? Сколь­ко мил­ли­ар­дов вра­ща­ет­ся в этом биз­не­се, по­стро­ен­ном на вну­шен­ных ил­лю­зи­ях. По­про­буй пред­ста­вить се­бе эти циф­ры с боль­шим ко­ли­че­ст­вом ну­лей. Не­ве­же­ст­во куль­ти­ви­ру­ют там, где управ­ля­ют людь­ми, а зна­ния куль­ти­ви­ру­ют там, где управ­ля­ют си­туа­ци­ей. Что­бы управ­лять си­туа­ци­ей, нуж­ны зна­ния, а что­бы управ­лять людь­ми, нуж­но че­ло­ве­че­ское не­ве­же­ст­во.

Я по­тра­тил три­дцать лет, что­бы най­ти зер­но ме­ха­ни­че­ско­го по­ве­де­ния. Я его на­шел: это само­оцен­ка, за­ме­няю­щая че­ло­ве­ку са­мо­соз­на­ние. Про­стая сис­те­ма плюс-ми­нус-под­кре­п­ле­ний, толь­ко до­ве­ден­ная от био­ло­ги­че­ско­го уров­ня до уров­ня со­ци­аль­но­го и да­же до уров­ня иде­аль­но­го.

По­ка че­ло­век за­ви­сит от внеш­ней «са­мо­оцен­ки», а не от са­мо­осоз­на­ния, он жи­вет так, как жи­вет, и ина­че жить не мо­жет. А вот ес­ли что-то слу­ча­ет­ся и он хо­чет жить по-дру­го­му, то­гда он об­ра­ща­ет­ся к зна­ни­ям ду­хов­но­го со­об­ще­ст­ва, что­бы уз­нать, а как по-дру­го­му, по­то­му что боль­ше ни­где об этом не со­об­ща­ют и не мо­гут со­об­щать по оп­ре­де­ле­нию. Это и есть роль ду­хов­но­го со­об­ще­ст­ва в ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва. Это и есть це­поч­ка пря­мой пе­ре­да­чи, по­сколь­ку кто-то, ко­гда-то, до че­го-то до­ду­мал­ся. Вот так, до­ро­гие мои оза­бо­чен­ные.

***

Ма­лень­кий по­да­рок знаю­ще­го муж­чи­ны муж­чи­нам и жен­щи­нам, ко­то­рым за­чем-то на­до это знать.

По­знать свою чув­ст­вен­ность жен­щи­на мо­жет толь­ко с жен­щи­ной. Удов­ле­тво­рить ее мо­жет толь­ко с муж­чи­ной.

По­знать свою чув­ст­вен­ность муж­чи­на мо­жет толь­ко со знаю­щей жен­щи­ной, а удов­ле­тво­рить толь­ко с той, ко­то­рую он хо­чет нау­чить.

 

Глава вторая

КАРТОГРАФИЯ СЕКСА

Она ни­ко­гда не ус­та­ва­ла от лю­бов­ных игр. Муж­чи­ны бы­ли все­гда. Хра­мо­вое слу­же­ние не раз­ли­ча­ло кон­крет­ных лю­дей, оно да­ва­ло ка­ж­до­му, в ком го­ре­ло пла­мя стра­сти, воз­мож­ность про­ве­рить се­бя в бит­ве, ко­то­рую мно­гие из них по глу­пой че­ло­ве­че­ской при­выч­ке пы­та­лись ме­рить по­ра­же­ния­ми и по­бе­да­ми. Та­кие по­ги­ба­ли.

Ей бы­ло все рав­но, ко­го лю­бить, для нее не су­ще­ст­во­ва­ло ни по­бед, ни по­ра­же­ний, ни жиз­ни, ни смер­ти — толь­ко не­уга­си­мый огонь. Она лю­би­ла их не так, как лю­би­ли их же­ны и под­ру­ги. Она лю­би­ла без­ог­ляд­но, без­жа­ло­ст­но и бес­ко­ры­ст­но. И они чув­ст­во­ва­ли это.

Ни­че­го по­доб­но­го в их жиз­ни ни­ко­гда не бы­ло, и, не на­де­ясь, что еще ко­гда-ни­будь бу­дет, они ухо­ди­ли с не­ис­тре­би­мой па­мя­тью об ог­не и зна­ни­ем об ином ми­ре. Огонь ос­та­вал­ся в их кро­ви, они про­го­ра­ли и, за­ка­лен­ные этим ог­нем, ста­но­ви­лись по­доб­ны луч­шим клин­кам.

Огонь в Хра­ме не гас ни­ко­гда, сю­да ни­ко­гда не про­ни­ка­ли ни луч сол­неч­но­го све­та, ни пе­ние птиц, ни шум де­ревь­ев. Все бы­ло так же, ко­гда ее впер­вые при­ве­ли сю­да, и ос­та­нет­ся та­ким же, ко­гда она, ис­пол­нив слу­же­ние, ос­та­вит это ме­сто для но­вой жри­цы. Она все­гда зна­ла, что так бу­дет, по­то­му что за­по­ве­да­но бы­ло все с са­мо­го на­ча­ла. Она все­гда зна­ла, что путь ее пред­ре­шен, ра­но или позд­но, вни­ко­му не ве­до­мый, но хо­ро­шо из­вест­ный час со­сто­ит­ся встре­ча, и на­сту­пит на­ча­ло вре­мен, и пре­кра­тит­ся ха­ос. Нуж­но бы­ло толь­ко быть го­то­вой и ждать, ждать, ох­ра­няя огонь, сбе­ре­гая его для се­бя, для дру­гих и для то­го, кто пре­до­пре­делил не­ми­нуе­мость встре­чи. И по­то­му она ни­ко­гда не ус­та­ва­ла от лю­бов­ных игр. Ее зва­ли Страсть, она бы­ла тем, что под­дер­жи­ва­ло не­уга­си­мый огонь Хра­ма.

***

И свер­ши­лось, как бы­ло за­по­ве­да­но.

Он си­дел на сво­ем лю­би­мом мес­те на бе­ре­гу озе­ра уже дав­но. Солн­це са­ди­лось, озе­ро ста­ло по­хо­же на ча­шу, за­пол­нен­ную рас­плав­лен­ным ог­нем, де­ре­вья и ка­мы­ши во­круг озе­ра уто­ну­ли в су­мер­ках. Ему ни­ко­гда не бы­ва­ло скуч­но в оди­но­че­ст­ве. Ко­гда-то очень дав­но он при­нял судь­бу, и с тех пор мир во­круг не­го был ясен и за­пол­нен. Он чув­ст­во­вал се­бя един­ст­вен­ным че­ло­ве­ком на пер­во­быт­ной Зем­ле, и это чув­ст­во на­пол­ня­ло его вос­тор­гом.

Она поя­ви­лась ни­от­ку­да. Она бы­ла пре­крас­на, уст­ра­шаю­ще пре­крас­на. Она бы­ла не­уло­ви­ма, чер­ты ее ме­ня­лись и ус­коль­за­ли. Он смот­рел за­во­ро­жен­но, взвол­но­ван­но и без стра­ха. Ра­ди этой встре­чи он столь­ко лет при­хо­дил к это­му озе­ру. Они шаг­ну­ли навстре­чу друг дру­гу. Вре­мя ос­та­но­ви­лось.

Рас­плав­лен­ный огонь, за­пол­няв­ший озе­ро, вско­лых­нул­ся, ка­за­лось, он од­но­вре­мен­но ки­пел и за­мер­зал, под­ни­мал­ся ввысь и ухо­дил под зем­лю. В вих­ре пла­ме­ни ро­ж­да­лись и уми­ра­ли га­лак­ти­ки, пе­ре­плав­ля­лось вре­мя, Веч­ность тор­же­ст­во­ва­ла. Огонь ле­тел, пел, сте­лил­ся в про­стран­ст­ве, и оно за­пол­ня­лось кри­сталь­ным све­том, бле­ском и вспо­ло­ха­ми, осе­дая в мно­го­чис­лен­ных ми­рах ро­ст­ка­ми жиз­ни и све­та, зна­ме­нуя на­ча­ло вре­мен и окон­ча­ние хао­са.

Ни зву­ка, ни шо­ро­ха. Все ис­чез­ло так же вне­зап­но, как и поя­ви­лось.

Он все­гда знал, что ко­гда-ни­будь это свер­шит­ся, его ожи­да­ние бы­ло дея­тель­ным и тер­пе­ли­вым. В ожи­да­нии этой встре­чи он стро­ил свой мир, ве­домый верой и ру­ко­во­ди­мый зна­ни­ем. Он при­нял жизнь во всех ее про­яв­ле­ни­ях, во всех об­ли­ках, не от­вле­ка­ясь на ви­ди­мость и не се­туя на не­со­вер­шен­ст­во.

Он си­дел на бе­ре­гу сво­его лю­би­мо­го озе­ра, неж­ные лу­чи рас­свет­но­го солн­ца кос­ну­лись во­ды, мир зазву­чал и ожил.

***

Над ле­сом шел ти­хий, ед­ва ше­ле­стя­щий в вет­ках дождь, и не­ко­му бы­ло уви­деть столб ог­ня, ко­то­рый, ка­за­лось, вы­ры­вал­ся из са­мых недр зем­ли и ис­че­зал в не­воз­му­ти­мом рав­но -душ­но рас­пах­ну­том не­бе, уст­рем­ля­ясь к то­му, кто ждал их так дав­но и так тер­пе­ли­во.

Что мы под­ра­зу­ме­ва­ем, ко­гда про­из­но­сим сло­во «секс»? По­за­им­ст­во­ва­но оно, кста­ти, из анг­лий­ско­го язы­ка, где обо­зна­ча­ет про­сто «пол». В рус­ском язы­ке это по­ня­тие при­об­ре­ло без­раз­мер­ное зна­че­ние, и всем нам, оче­вид­но, па­мя­тен зна­ме­ни­тый те­ле­мост, где на во­прос о сек­се в СССР жен­щи­на бод­ро от­ве­ти­ла: «У нас сек­са нет».

Так что же мы име­ем в ви­ду, ко­гда го­во­рим «секс»?

Пер­во­ис­точ­ни­ком всех этих про­блем, ко­неч­но же, яв­ля­ет­ся вро­ж­ден­ная по­треб­ность в про­дол­же­нии ро­да. Эта по­треб­ность, как из­вест­но, чис­то био­ло­ги­че­ская и за­про­грам­ми­ро­ва­на в на­шем ор­га­низ­ме с та­кой плот­но­стью, что изъ­ять ее от­ту­да не­воз­мож­но, это не­отъ­ем­ле­мая часть лю­бо­го жи­во­го су­ще­ст­ва, на­хо­дя­ще­го­ся в био­сфе­ре.

Мир так уст­ро­ен (он жи­вой), что в нем су­ще­ст­ву­ет раз­де­ле­ние по­лов. Про­дол­же­ние ро­да по­че­му-то (по­че­му — не­из­вест­но) ос­но­вы­ва­ет­ся на раз­де­ле­нии по­лов, не толь­ко лю­ди, поч­ти все жи­вые су­ще­ст­ва де­лят­ся на сам­цов и са­мок. Это по­ка к сек­су не име­ет ни­ка­ко­го от­но­ше­ния, это про­сто на­по­ми­на­ние о том, из че­го вы­рос­ла столь гран­ди­оз­ная про­бле­ма. Пред­ла­гаю по­смот­реть на нее с не­сколь­ких по­зи­ций.

Взгляд но­мер один —био­ло­ги­че­ский

Итак, су­ще­ст­ву­ет по­треб­ность в про­дол­же­нии ро­да, по­треб­ность в са­мо­вос­про­из­вод­ст­ве. Эта по­треб­ность яв­ля­ет­ся ос­нов­ной дви­жу­щей си­лой су­ще­ст­во­ва­ния всех био­ло­ги­че­ских ви­дов. Это мо­гу­чая си­ла, мо­гу­чая по­треб­ность, за­ло­жен­ная в лю­бом жи­вом су­ще­ст­ве. Еще в Биб­лии ска­за­но: «Пло­ди­тесь и раз­мно­жай­тесь». И тут ре­чи о сек­се, ес­те­ст­вен­но, нет. По­треб­ность в про­дол­же­нии ро­да — это го­лос при­ро­ды. «К со­жа­ле­нию», че­ло­век при­над­ле­жит к та­ко­му био­ло­ги­че­ско­му ви­ду, у ко­то­ро­го спо­соб­ность пло­дить­ся и раз­мно­жать­ся в го­до­вом цик­ле ни­как не фик­си­ро­ва­на. Есть та­кие жи­вот­ные, рас­те­ния, у ко­то­рых ре­про­дук­тив­ный пе­ри­од длит­ся, ска­жем, два ме­ся­ца в го­ду, три ме­ся­ца в го­ду.

У че­ло­ве­ка, обезь­ян, еще не­ко­то­рых жи­вот­ных он круг­ло­го­ди­чен, что, ес­те­ст­вен­но, соз­да­ет свои слож­но­сти, из них-то по­сте­пен­но и воз­ник­ло то на­пря­же­ние, ко­то­рое и в на­ше вре­мя столь силь­но, — на­пря­же­ние ме­ж­ду био­ло­ги­че­ской не­об­хо­ди­мо­стью и ци­ви­ли­за­ци­ей. Ра­зу­ме­ет­ся, внут­ри ци­ви­ли­за­ции су­ще­ст­ву­ет мно­го то­чек на­пря­же­ния. Так вот од­на из та­ких то­чек со­сто­ит как раз в том, что спо­соб­ность про­из­во­дить по­том­ст­во у че­ло­ве­ка не за­ви­сит ни от вре­ме­ни су­ток, ни от вре­ме­ни го­да.

И про­кля­тье Евы со­всем не в том, что­бы ро­жа­ла в му­ках, а в том, что­бы мог­ла ро­жать все­гда.

И как спо­соб ухо­да от это­го по­сто­ян­но су­ще­ст­вую­ще­го на­пря­же­ния, и ра­ди сня­тия его по­сте­пен­но на­ча­ло по­яв­лять­ся то, что мы се­го­дня на­зы­ва­ем «секс». От по­треб­но­сти в про­дол­же­нии ро­да от­де­ли­лась и на гра­ни­це био­ло­ги­че­ских и со­ци­аль­ных по­треб­но­стей сфор­ми­ро­ва­лась по­треб­ность в сек­су­аль­ном удо­воль­ст­вии. (И на­ча­лось!) Все, что ка­са­ет­ся сек­са, в са­мой сво­ей осно­ве — это гиб­рид био­ло­ги­че­ско­го и со­ци­аль­но­го.

По­треб­ность в про­дол­же­нии ро­да под­кре­п­ле­на са­мой при­ро­дой. Тот, кто это при­ду­мал, ес­ли та­ко­вой дей­ст­ви­тель­но был, очень пре­ду­смот­ри­тель­но свя­зал про­цесс вос­про­из­вод­ст­ва с са­мым силь­ным фи­зи­че­ским удо­воль­ст­ви­ем, ко­то­рое толь­ко мо­жет по­лу­чить че­ло­век.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...