Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мужчина и Женщина. За порогом Рая 7 глава




Меч­та о гей­шах, ро­ман­ти­за­ция ге­тер, вос­хи­ще­ние кур­ти­зан­ка­ми. Меч­та о га­ран­ти­ро­ван­ной люб­ви, обя­за­тель­ном, но ес­те­ст­вен­ном на вид вос­хи­ще­нии, и глав­ная меч­та — сво­бо­да про­яв­ле­ний и са­мо­вы­ра­же­ния, без стра­ха, что уп­рек­нут, не при­мут, раз­лю­бят, осу­дят. Ес­ли уда­ст­ся хоть на вре­мя за­быть, что глу­би­на и про­дол­жи­тель­ность всех этих пре­крас­ных пе­ре­жи­ва­ний за­ви­сит от сче­та в бан­ке.

Раз­мыш­ляя о пси­хо­ло­ги­че­ской со­став­ляю­щей сек­са, очень ва­жен, ес­ли мы про­дол­жа­ем пре­следо­вать на­шу ос­нов­ную цель — до­бить­ся хоть не­ко­то­рой внят­но­сти в во­про­се взаи­мо­от­но­ше­ний ме­ж­ду муж­чи­на­ми и жен­щи­на­ми, от­вет на во­прос: чем из­ме­ря­ет­ся ка­че­ст­во сек­са в этом аспек­те? Ко­неч­но, ка­че­ст­вом пе­ре­жи­ва­ний. А что та­кое ка­че­ст­во пе­ре­жи­ва­ния? Это сте­пень мое­го по­гру­же­ния в пе­ре­жи­ва­ние — от час­тич­но­го пе­ре­жи­ва­ния к то­таль­но­му. Так, ор­газм в фи­зио­ло­ги­че­ском ас­пек­те сек­са есть то­таль­ное фи­зио­ло­ги­че­ское ощу­ще­ние. И в этом есть диа­па­зон от мас­са­жа по­ло­вых ор­га­нов, как пи­шет один ав­тор, до ор­газ­ма, о ко­то­ром пи­шут мно­гие. Так­же ес­те­ст­вен­но стрем­ле­ние к пси­хо­ло­ги­че­ской то­таль­но­сти, и ес­ли секс — это еще и об­ще­ние, взаи­мо­дей­ст­вие, то мы мо­жем вве­сти сле­дую­щую гра­да­цию.

Сту­пе­ни сек­са

Ну­ле­вая сту­пень — секс как по­мощь парт­не­ру. Это оз­на­ча­ет пой­ти на­встре­чу же­ла­ни­ям парт­не­ра ра­ди от­но­ше­ний.

Пер­вая сту­пень — сня­тие на­пря­же­ния. Это мо­жет быть сня­ти­ем гор­мо­наль­но­го на­пря­же­ния, это мо­жет быть сня­ти­ем пси­хо­ло­ги­че­ско­го на­пря­же­ния от не­удов­ле­тво­ре­ния ка­кой-то по­треб­но­сти, на­при­мер в эмо­цио­наль­ном кон­так­те, в при­зна­нии от ка­ко­го-ли­бо «Мы» и т. д. Сня­ли на­пря­же­ние — и все хо­ро­шо!

Вто­рая сту­пень — вза­им­ный ор­газм, что слу­ча­ет­ся не все­гда, но ес­ли про­ис­хо­дит, то та­кое то­таль­ное фи­зио­ло­ги­че­ское пе­ре­жи­ва­ние вы­зы­ва­ет дос­та­точ­но силь­ное пси­хо­ло­ги­че­ское пе­ре­жи­ва­ние.

Тре­тья сту­пень — вза­им­ная страсть. Итак, тре­тья сту­пень — вза­им­ная страсть. Что здесь име­ет­ся в ви­ду? Вза­им­ная страсть воз­ни­ка­ет пре­ж­де все­го от со­че­та­ния био­ло­ги­че­ско­го и пси­хо­ло­ги­че­ско­го ре­зо­нан­са. Это ред­кая вещь, очень ред­кая — вза­им­ный ре­зо­нанс… Од­но­сто­рон­няя страсть — это дру­гое, она весь спектр не ох­ва­ты­ва­ет.

Чет­вер­тая сту­пень — на­зо­вем ее то­таль­ный ре­зо­нанс. Спон­тан­но он не воз­ни­ка­ет. С это­го мо­мен­та тре­бу­ет­ся соз­на­ние. Сле­до­ва­тель­но, ма­ло био­ло­ги­че­ско­го ре­зо­нан­са, ма­ло пси­хо­ло­ги­че­ско­го ре­зо­нан­са, нуж­на еще соз­на­тель­ность. Как ми­ни­мум нуж­на хо­тя бы до­го­во­рен­ность, что оба фор­ми­ру­ют оп­ре­де­лен­ное пси­хо­энер­ге­тиче­ское со­стоя­ние, вхо­дят в ре­зо­нанс и толь­ко по­том всту­па­ют в кон­такт. С од­ной па­рой был та­кой слу­чай: они на­бра­ли со­стоя­ние, ку­да-то там уле­те­ли, го­во­рят, что бы­ло по­тря­саю­ще, но боль­ше — ни­ко­гда! Ис­пу­га­лись…

Это по­нят­но, по­то­му что с это­го мо­мен­та вклю­ча­ет­ся не толь­ко фи­зи­че­ская и со­ци­аль­ная при­ро­да че­ло­ве­ка, но и ду­хов­ная. Че­ло­век, как я уже го­во­рил, при­над­ле­жит трем при­ро­дам. Осо­бен­но­сти ду­хов­ной при­ро­ды че­ло­ве­ка — это те­ма от­дель­ной бе­се­ды…

Пя­тая сту­пень — транс­цен­ден­ция. Транс­цен­ден­таль­ный акт по­зво­ля­ет пе­ре­жить смерть в дру­гом. То есть смерть са­мо­го се­бя как эго. При­чем вза­им­но.

Шес­тая сту­пень — де­ма­те­риа­ли­за­ция. Это та­кое сек­су­аль­ное взаи­мо­дей­ст­вие, при ко­то­ром про­ис­хо­дит пе­ре­жи­ва­ние смер­ти эго и смер­ти фи­зи­че­ско­го те­ла, то есть вы­ход в ноль, в ну­ле­вое про­стран­ст­во.

И седь­мая сту­пень — вы­ход в бес­ко­неч­ное. Здесь ве­лик риск, так как мож­но и не вер­нуть­ся, сой­ти с ума.

Мож­но ска­зать, что ну­ме­ра­ция сту­пе­ней обо­зна­ча­ет то со­стоя­ние, в ко­то­ром на­хо­дит­ся че­ло­век. Я как-то в боль­шой ау­ди­то­рии уже го­во­рил о су­ще­ст­во­ва­нии се­ми сту­пе­ней, я че­ст­но ска­зал, что во­об­ще-то есть семь сту­пе­ней, но вы меч­та­ли по­ка о вто­рой, и, по­хо­же, был не­да­лек от ис­ти­ны. Ес­те­ст­вен­но, что сте­пень взаи­мо­дей­ст­вия с парт­не­ром из­ме­нят­ся в за­ви­си­мо­сти от за­дач, ко­то­рые че­ло­век пе­ред со­бой ста­вит… Ка­кая гне­ту­щая пау­за. Ты ус­лы­ша­ла то, что не хо­те­ла ус­лы­шать?

Пом­нишь анек­дот: «До­ро­гая, то, что мы всю жизнь на­зы­ва­ли ор­газ­мом, ока­зы­ва­ет­ся про­сто одыш­ка»? Ты по­ла­га­ешь, та­кая ин­фор­ма­ция вдох­нов­ля­ет? Такое ощу­ще­ние, что жизнь по­ло­жил на то, что­бы за­брать­ся на го­ру, где со­кро­ви­ща спря­та­ны, и, за­брав­шись, вдруг об­на­ру­жи­ва­ешь, что ключ от со­кро­вищ­ни­цы ос­тал­ся у под­но­жия го­ры. Вот уж дей­ст­ви­тель­но, мень­ше зна­ешь — креп­че спишь.

Ну­ле­вая си­туа­ция, я по­ла­гаю, зна­ко­ма всем. Пер­вая и вто­рая — то­же, тре­тья — это меч­та. Чет­вер­тую сте­пень те, кто хо­чет, то­же мог­ли и мо­гут ос­во­ить. Тео­ре­ти­че­ски это не­слож­но. Прав­да, воз­ни­ка­ет во­прос: а на­до ли? Не луч­ше ли таб­ле­точ­ку при­нять или уко­лоть­ся, чем пе­ре­жить Бо­га жи­во­го? Хо­ро­шо, я по­ни­маю, что эта ин­фор­ма­ция не со­всем об­ра­до­ва­ла. Ну, из­ви­ни!

Я вот все ду­маю, по­че­му же она так за­де­ла и не об­ра­до­ва­ла? Не бе­русь су­дить, как на нее от­реа­ги­ру­ют муж­чи­ны, но мне ка­жет­ся, что ре­ак­ция жен­щин впол­не мо­жет быть срод­ни мо­ей. Пер­вая-то мысль са­мая про­стая — с парт­не­ром не по­вез­ло, ведь не­со­мнен­но, боль­шин­ст­во жен­щин ощу­ща­ет свою не­до­рас­кры­тость, не­до­реа­ли­зо­ван­ность в этом. Но эта мысль не слиш­ком уте­ша­ет, по­то­му что лег­ко пред­ста­вить, как он в от­вет ду­ма­ет: эх, по­слал бы Бог под­хо­дя­щую парт­нер­шу! Так что стыд­но как-то пре­пи­ра­тель­ст­ва­ми пус­ты­ми за­ни­мать­ся. А вот мысль о том, что­бы учить­ся в этой об­лас­ти, она дей­ст­ви­тель­но не­ожи­дан­на. Она про­сто не при­сут­ст­ву­ет в на­шей куль­ту­ре. Мо­жет быть, имен­но это огор­ча­ет.

И сно­ва про­бле­мы об­ще­ния

Ес­ли ро­ж­да­ет­ся же­ла­ние че­рез взаи­мо­дей­ст­вие муж­ско­го и жен­ско­го по­лу­чить ка­кие-то тоталь­ные пе­ре­жи­ва­ния, то нуж­ны осоз­нан­ные от­но­ше­ния ме­ж­ду парт­не­ра­ми. Кро­ме люб­ви, влюб­лен­но­сти нуж­на еще осоз­нан­ность. Сти­хий­но то­таль­ность не воз­ни­ка­ет.

Ко­неч­но, в об­лас­ти фи­зио­ло­гии не­об­хо­ди­мо уб­рать эле­мен­тар­ную без­гра­мот­ность, знать, что та­кое фи­зио­ло­ги­че­ский сти­мул, как он ра­бо­та­ет и что он де­ла­ет… Это нуж­но, что­бы кон­такт про­ис­хо­дил мак­си­маль­но эф­фек­тив­но. И для это­го со­вер­шен­но дос­та­точ­но эле­мен­тар­ных зна­ний, и не на­до ссы­лать­ся на не­воз­мож­ность уз­нать что-то за­об­лач­ное.

Так, что и здесь мы воз­вра­ща­ем­ся все к тому же: большая часть сек­су­аль­ных про­блем — это не про­бле­мы сек­су­аль­но­го взаи­мо­дей­ст­вия, это про­бле­мы об­ще­ния. Уди­ви­тель­но, как лю­ди не хо­тят это по­ни­мать. Они ле­чат­ся от по­те­ри по­тен­ции, от фри­гид­но­сти, от вся­ких раз­ных болез­ней, вме­сто то­го что­бы по­нять: ес­ли у те­бя про­бле­мы в сек­се, то у те­бя про­бле­мы в об­ще­нии. В сек­се как в фи­зио­ло­ги­че­ском ме­ха­низ­ме во­обще нет ни­ка­ких про­блем. Так что не ду­ри­те се­бе го­ло­ву!

Все так на­зы­вае­мые сек­су­аль­ные про­бле­мы есть про­бле­мы об­ще­ния. И ни­ку­да от это­го не деть­ся. Хоть вы Ален Де­лон, хоть вы Брид­житБар­до… Не по­мо­жет! Ни­ка­кой сек­су­аль­ный ги­гант, ни­ка­кая сек­су­аль­ная ги­гант­ка не по­мо­гут ре­шить ва­ши сек­су­аль­ные про­бле­мы, по­то­му что про­бле­ма — в об­ще­нии. Но лю­ди это­го не по­ни­ма­ют и сту­чат­ся друг о дру­га, как вещь о вещь, и при­ду­мы­ва­ют бог зна­ет что…

В од­ной па­роч­ке, на­при­мер, что­бы за­вес­тись, муж­чи­на раз­де­вал­ся до­го­ла, на­де­вал ро­ли­ко­вые конь­ки, и жен­щи­на долж­на бы­ла его во­зить по всей квар­ти­ре, взяв­шись за при­чин­ное ме­сто. За что он ей и пла­тил. Мне ка­жет­ся, это сим­вол то­го, на­сколь­ко че­ло­век мо­жет быть глуп, что­бы до­ве­сти се­бя до та­ко­го со­стоя­ния.

Про­бле­ма не в том, что­бы воз­бу­дить­ся фи­зио­ло­ги­че­ски, про­бле­ма в об­ще­нии, в эмо­цио­наль­ном кон­так­те. Но ведь да­же тем, кто столь­ко го­во­рит о поль­зе и не­об­хо­ди­мо­сти вся­че­ских прак­тик, в го­ло­ву не при­хо­дит сфор­ми­ро­вать опре­де­лен­ное пси­хо­энер­ге­ти­че­ское со­стоя­ние в ре­зо­нанс с ин­те­ре­сую­щей вас осо­бью да и сой­тись в экс­та­зе. По­то­му что че­ло­век идио­ти­чен в этом мес­те, он ду­ма­ет, что то­гда это бу­дет нена­стоя­щим. По­то­му что он ду­ма­ет: на­стоя­щее — это то, что со мной слу­ча­ет­ся, а не то, что я делаю. И это так на­зы­вае­мое соз­на­тель­ное су­ще­ст­во.

Од­на­ж­ды у ме­ня бы­ла па­ци­ент­ка, кра­си­вая, ум­ная, ин­те­рес­ная, био­ло­ги­че­ски пол­но­цен­ная. У нее бы­ла про­бле­ма. В дет­ст­ве ее по­ка­ле­чи­ли ка­то­ли­че­ским вос­пи­та­ни­ем, при­чем по­ка­ле­чи­ли до та­кой сте­пе­ни, что ко­гда она хо­ди­ла в туа­лет, ей ка­за­лось, что Бог за ней под­гля­ды­ва­ет, а ведь он же муж­чи­на. Ей ска­за­ли, что Бог все ви­дит, все зна­ет. При­шлось ей рас­ска­зы­вать, какой Бог на са­мом де­ле и как он к этим де­лам от­но­сит­ся. «Пло­ди­тесь и раз­мно­жай­тесь». Она по­ня­ла и тут же ста­ла пред­ла­гать мне се­бя. Я ска­зал, что не мо­гу — есть ме­ди­цин­ская этика, и спро­сил, нет ли у нее на при­ме­те ка­ко­го-нибудь ин­те­рес­но­го че­ло­ве­ка. Она за­кри­ча­ла: «Есть!» Че­рез две не­де­ли я встре­тил ее на ули­це — это был дру­гой че­ло­век.

И со­ци­ум, ко­неч­но, и здесь не упус­ка­ет своей вы­го­ды. По­сколь­ку секс есть так­же и об­ще­ние, то по­че­му бы ему, со­циу­му, не по­ру­ко­во­дить, рег­ла­мен­ти­руя это об­ще­ние — раз и вы­давая то­вар на эту те­му — два. Секс пе­ре­стает быть то­ва­ром, толь­ко ес­ли су­ще­ст­ву­ет влюб­лен­ность, то есть не­кая тон­кая пси­хо­ло­ги­че­ская на­строй­ка друг на дру­га. Без этой пси­хо­ло­ги­ческой на­строй­ки друг на дру­га по­лу­чит­ся в луч­шем слу­чае вза­им­ный мас­саж ор­га­нов, в худ­шем — вза­им­ное пси­хо­ло­ги­че­ское трав­ми­ро­ва­ние. Ко­гда мы го­во­рим о сек­се в его че­ло­ве­че­ском ас­пек­те, мы при­хо­дим к та­ко­му по­ня­тию, как эро­ти­ка.

В стро­гом смыс­ле сло­ва, эро­ти­ка, чис­тая эро­ти­ка — это по­лу­че­ние пси­хо­ло­ги­че­ско­го удо­воль­ст­вия, не обя­за­тель­но вклю­чаю­щее фи­зио­ло­ги­че­ские мо­мен­ты. Та­ким об­ра­зом, мож­но вер­нуть­ся к пер­во­на­чаль­но­му те­зи­су, что секс есть об­ще­ние по­лов. От­сю­да же и гло­ба­ли­за­ция про­бле­мы, иду­щая от Ге­ор­гия Ива­но­ви­ча Гурд­жие­ва, ко­то­рый ска­зал, что вся­кое об­ще­ние раз­но­по­лых уже есть секс.

Три сту­пе­ни сек­са

Су­ще­ст­ву­ют вся­кие иг­ры во­круг сек­са, на­при­мер дис­тан­ци­он­ный секс. Я имею в ви­ду не умо­зри­тель­ный секс, а ре­аль­ное фи­зи­че­ское взаи­мо­дей­ст­вие на рас­стоя­нии с ис­поль­зо­ва­ни­ем для этой це­ли вся­ких спе­ци­фи­че­ских энер­ге­ти­че­ских по­то­ков. Та­ким об­ра­зом, име­ет ме­сто свое­об­раз­ный твор­че­ский, на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ский под­ход к сек­су (по прав­де го­во­ря, не со­всем ис­сле­до­ва­тель­ский и со­всем не на­уч­ный) и раз­ные про­чие сек­су­аль­ные иг­ры. И еще мас­са все­го, о чем на­пи­са­но и не на­пи­са­но. Для ме­ня важ­но, раз уж я за­го­во­рил об этом, что­бы про­зву­ча­ло и бы­ло вос­при­ня­то по­ни­ма­ние трех­сту­пен­ча­то­сти сек­са.

• Во-пер­вых, секс как часть фи­зио­ло­ги­че­ской при­ро­ды.

• Во-вто­рых, секс как един­ст­во фи­зио­ло­ги­че­ской и со­ци­аль­ной при­ро­ды.

• В-треть­их, секс как про­яв­ле­ние ду­хов­ной при­ро­ды.

На язы­ке ду­хов­но­го со­об­ще­ст­ва, ес­те­ст­вен­но, — сек­су­аль­ное взаи­мо­дей­ст­вие ме­ж­ду муж­чи­ной и жен­щи­ной (из­ви­ни­те, я сто­рон­ник тра­ди­ци­он­но­го под­хо­да: ме­ж­ду муж­чи­ной и жен­щи­ной) пред­по­ла­га­ет вклю­че­ние всех трех при­род че­ло­ве­ка. Это­му на­до учить­ся. И это­му труд­но учить­ся. Это со­всем не то, что по­ка­зы­ва­ют по те­ле­ви­зо­ру, то есть не физ­куль­тур­но-ис­сле­до­ва­тель­ские уп­раж­не­ния. Это со­всем дру­гое. Это то­таль­ное лю­бов­ное пе­ре­жи­ва­ние.

Что бы я ре­ко­мен­до­вал?

Пер­вое: вы­бро­сить из го­ло­вы вся­кую дурь ти­па са­мо­на­ка­за­ния. Раз та­кой фи­зио­ло­ги­че­ский ме­ха­низм су­ще­ст­ву­ет, зна­чит, он — ес­те­ст­вен­ная часть на­шей жиз­ни и тре­бу­ет ес­те­ст­вен­но­го к се­бе от­но­ше­ния.

Вто­рое: сде­лать уси­лие и уви­деть в кон­крет­ной си­туа­ции сво­ей жиз­ни, что все, что вы счи­та­ли про­бле­ма­ми в сек­се, — это про­бле­мы об­ще­ния, а не фи­зио­ло­гии.

Третье: при­нять, что, стро­го го­во­ря, для сек­са дос­та­точ­но влюб­лен­но­сти, со­всем не обя­за­тель­но на­ли­чие люб­ви веч­ной, не­из­мен­ной, ду­хов­ной. Впол­не дос­та­точ­но про­сто влюб­лен­но­сти, и ни­че­го гре­хов­но­го в этом нет.

При­чи­ны воз­ник­но­ве­ния
не­тра­ди­ци­он­ной ори­ен­та­ции

Ува­жае­мый «сто­рон­ник тра­ди­ци­он­но­го под­хо­да», сей­час так мно­го шу­ма во­круг под­хо­да не­тра­ди­ци­он­но­го, что соз­да­ет­ся ил­лю­зия, что «мень­шин­ст­во» уже прак­ти­че­ски срав­ня­лось с «боль­шин­ст­вом», хо­тя я по­ла­гаю, что все это шум и мо­да. И че­ст­но го­во­ря, рас­смат­ри­вать это как яв­ле­ние со­ци­аль­ное, мне ка­жет­ся, не вхо­дит в круг на­ших ин­те­ре­сов, а вот ис­то­ки, при­чи­ны… Что это — осо­бен­но­сти фи­зио­ло­гии, пси­хо­ло­ги­че­ская пред­рас­по­ло­жен­ность, брак со­циа­ли­за­ции?

Су­ще­ст­ву­ют со­ци­аль­ные ил­лю­зии о так на­зы­вае­мой не­тра­ди­ци­он­ной сек­су­аль­ной ори­ен­та­ции. Это, как мне пред­став­ля­ет­ся, про­ис­хо­дит пре­ж­де все­го от вы­ну­ж­ден­ных спо­со­бов по­лу­че­ния фи­зио­ло­ги­че­ско­го удо­воль­ст­вия в ус­ло­ви­ях изо­ля­ции, как, на­при­мер, на ост­ро­ве Лес­бос или как, на­при­мер, в тюрь­ме. Кро­ме то­го, про­бле­мы у муж­чин час­то воз­ни­ка­ют от стра­ха пе­ред жен­щи­на­ми.

А у жен­щин от­кло­не­ния в ори­ен­та­ции воз­ни­ка­ют от са­мо­мне­ния, уро­вень ко­то­ро­го да­же труд­но пред­ста­вить: буд­то бы толь­ко они яв­ля­ют­ся но­си­те­ля­ми сек­су­аль­ных цен­но­стей, а без них род че­ло­ве­че­ский во­об­ще бы не со­сто­ял­ся. Ка­кая па­то­ло­гия име­ет ме­сто — это на­до раз­би­рать­ся в ка­ж­дом кон­крет­ном слу­чае.

Пе­рио­ды че­ло­ве­че­ской жиз­ни и осо­бен­но­сти сек­су­аль­но­сти

Про­бле­мы сек­су­аль­но­сти, ра­зу­ме­ет­ся, свя­за­ны с пе­рио­да­ми че­ло­ве­че­ской жиз­ни и в за­ви­си­мо­сти от это­го при­об­ре­та­ют раз­лич­ную ок­ра­шен­ность. На пе­ри­од ин­ди­ви­ду­аль­но­сти ба­зо­вой под­соз­на­тель­ной про­грам­мой яв­ля­ет­ся по­иск парт­не­ра. Ес­те­ст­вен­но, что в пе­ри­од ин­ди­ви­ду­аль­но­сти очень ред­ко что-ни­будь мо­жет до­ми­ни­ро­вать над фи­зио­ло­ги­че­ски­ми мо­ти­ва­ми. А по­сколь­ку про­ис­хо­дит бур­ный про­цесс фи­зио­ло­ги­че­ских из­ме­не­ний в ор­га­низ­ме, то они, ес­те­ст­вен­но, от­ра­жа­ют­ся в ра­бо­те соз­на­ния и транс­фор­ми­ру­ют вос­при­ятие имен­но в эту сто­ро­ну. Ко­гда про­ис­хо­дит кри­зис, то есть пе­ре­ход от до­ми­ни­ро­ва­ния энер­гии ин­ди­ви­ду­аль­но­сти к до­ми­ни­ро­ва­нию энер­гии лич­но­сти, ес­те­ст­вен­но, про­ис­хо­дят так­же из­ме­не­ния в сек­су­аль­но­сти. Ес­те­ст­вен­но, по­то­му что вклю­ча­ет­ся под­соз­на­тель­ная про­грам­ма по­ис­ка со­ци­аль­ной тер­ри­то­рии и по­ис­ка парт­не­ра для соз­да­ния этой тер­ри­то­рии, посколь­ку ин­сти­тут бра­ка яв­ля­ет­ся од­ной из со­ци­аль­ных ос­нов.

Ли­бо воз­ни­ка­ет дру­гой ва­ри­ант, ко­гда сек­су­аль­ность ис­поль­зу­ет­ся как энер­гия для дос­тиже­ния лич­но­ст­ных це­лей, ко­гда ва­жен со­ци­аль­ный ста­тус. Ко­гда сек­су­аль­ность как бы ущем­ля­ет­ся и под­чи­ня­ет­ся со­ци­аль­ным це­лям и со­ци­аль­ным цен­но­стям. Ес­ли в пе­ри­од ин­ди­ви­ду­аль­но­сти это еще что-то жи­вое, бо­лее или ме­нее, хо­тя бы на уров­не фи­зио­ло­ги­че­ском, био­ло­ги­че­ском, то в пе­ри­од лич­но­сти это мо­жет очень лег­ко пре­вра­тить­ся в сред­ст­во для дос­ти­же­ния со­ци­аль­ных це­лей. Че­ло­век мо­жет стать сек­су­аль­ным спорт­сме­ном. В ши­ро­ком смыс­ле сло­ва спорт­сме­ном, для ко­то­ро­го глав­ное — это счет, ко­ли­че­ство «по­бед».

В пе­ри­од, ко­гда вклю­ча­ет­ся энер­гия сущ­но­сти, сек­су­аль­ность в от­сут­ст­вие це­ло­ст­но­сти ста­но­вит­ся очень сла­бо вы­ра­жен­ной. Она — в осад­ке и вклю­ча­ет­ся толь­ко под ос­та­точ­ным дав­ле­ни­ем фи­зио­ло­гии. Но этот от­вет об­щий, а кон­крет­но все за­ви­сит от то­го, что мы на­зы­ва­ем воз­рас­том сущ­но­сти, воз­рас­том лич­но­сти. Дол­жен вам ска­зать, что со­ци­ум пре­вра­тил сек­су­аль­ность про­сто в то­вар, а ес­ли не в то­вар, то в со­ци­аль­ный сти­мул.

Меч­та и ре­аль­ность

Этот текст не был ча­стью на­ших бе­сед. Он про­зву­чал од­на­ж­ды при боль­шом сте­че­нии на­ро­да в со­вер­шен­но ро­ман­ти­че­ской об­ста­нов­ке, на ост­ро­ве, на бе­рег ко­то­ро­го, как гла­сит ле­ген­да, вы­шла из пе­ны толь­ко что ро­ж­ден­ная Аф­ро­ди­та. Где еще и го­во­рить о сек­се, люб­ви и меч­те, как не здесь.

Бы­ла се­ре­ди­на осе­ни. Мо­ре бур­ли­ло и пе­ре­ли­ва­лось. Об­ла­ка на не­бе ка­за­лись пись­ме­на­ми не­из­вест­но­го язы­ка. Ка­за­лось, толь­ко ус­пей, про­чти, и не ос­та­нет­ся ни од­но­го во­про­са, ни од­ной за­гад­ки. Из со­че­та­ния это­го ро­ман­ти­че­ско­го фо­на и зре­лой трез­во­сти слов ро­ж­да­лось му­же­ст­во за­гля­нуть внутрь се­бя, от­крыть­ся пе­ред со­бой. При­знать. При­нять. И при­ми­рить­ся.

«Мы се­го­дня го­во­рим про секс. Да­же, точ­нее ска­зать, мы го­во­рим о сек­су­аль­ных кон­так­тах, по­то­му что, как я уже го­во­рил, секс — это лю­бое взаи­мо­дей­ст­вие муж­чи­ны и жен­щи­ны. Все де­ло в том, что в от­но­ше­ни­ях муж­чи­ны и жен­щи­ны ожи­ва­ет вся ис­то­рия че­ло­ве­че­ст­ва. Осоз­на­ния этой ис­то­рии в об­ще­ст­вен­ном соз­на­нии нет, и по­это­му жен­щи­ны не то что не вспо­ми­на­ют, они и не пом­нят, и не зна­ют, что внут­ри се­бя, в глу­би­не се­бя лю­бая жен­щи­на со­дер­жит ил­лю­зию о том, что толь­ко она яв­ля­ет­ся но­си­те­лем фи­зио­ло­ги­че­ско­го удо­воль­ст­вия, в си­лу че­го она и склон­на к тор­гов­ле сво­им те­лом как то­ва­ром.

Это то­таль­ная си­ла, то­таль­ная власть. И ко­гда муж­чи­на тос­ку­ет об иде­аль­ной па­ре, то еще на­до бы ра­зо­брать­ся, что он име­ет в ви­ду. По­тому что, не дай бог, ре­аль­ность от­ве­тит на его за­прос пря­мо, не­по­сред­ст­вен­но, он бу­дет бе­жать от та­ко­го сча­стья, не ог­ля­ды­ва­ясь и очень дол­го. Жен­щи­нам, ко­то­рые меч­та­ют об иде­аль­ной па­ре, то­же на­до ра­зо­брать­ся, то­го ли они хо­тят. По­то­му что ес­ли ре­аль­ность от­ве­тит на их мечту не­по­сред­ст­вен­но, то при­дет­ся за­быть все — со­ци­аль­ное при­зна­ние, ду­хов­ное при­зна­ние и т. д.

Ес­ли ис­сле­до­вать имею­щий­ся у жен­щи­ны в под­соз­на­нии об­раз иде­аль­но­го муж­чи­ны, то это та­кой сек­су­аль­ный ги­гант, что, по­ка он на ра­боте, дай бог ус­петь хоть не­мно­го прий­ти в се­бя. А если со­от­вет­ст­вен­но ис­сле­до­вать иде­аль­ный об­раз жен­щи­ны, скры­тый в под­соз­на­нии муж­чины, то там об­на­ру­жит­ся та­кая сти­хия, что дай бог не сой­ти с ума и вы­жить. И ес­ли эти под­созна­тель­ные про­ек­ции ста­нут яв­ны­ми, то они всту­пят в про­ти­во­ре­чие со все­ми ос­таль­ны­ми за­про­са­ми че­ло­ве­ка. Это еще один ис­точ­ник про­блем, по­то­му что ес­ли со­вмес­тить два об­раза и пред­ста­вить, как бы жи­ли иде­аль­ная жен­щи­на из муж­ских грез и иде­аль­ный муж­чи­на из жен­ских грез, то нам при­шлось бы кон­ста­ти­ро­вать, что они про­сто ни­чем бы не за­ни­ма­лись, кро­ме сек­са. Ни­ка­ких бы­то­вых за­бот. Иде­аль­ный ва­ри­ант — это ко­ро­лев­ский отель, но­мер люкс и — по­ка не ум­рем. При­бли­зи­тель­но так.

Сверх­цен­но­ст­ное от­но­ше­ние к сек­су свя­за­но с тем, что это един­ст­вен­ный осоз­на­вае­мый источ­ник удо­воль­ст­вий и на­сла­ж­де­ний. И очень час­то лю­дям ка­жет­ся, что имен­но в этом они про­яв­ля­ют се­бя как ча­ст­ный че­ло­век, как не­повто­ри­мый ин­ди­вид. Сю­да и на­гру­жа­ет­ся вся про­бле­ма­ти­ка. Ко­раб­лик на­гру­жа­ет­ся, на­гру­жает­ся и по­том на­чи­на­ет то­нуть. По­то­му я при­вет­ст­во­вал и при­вет­ст­вую сек­су­аль­ную ре­во­люцию хо­тя бы в том, что она по­зво­ли­ла го­во­рить о сек­су­аль­ных от­но­ше­ни­ях бо­лее или ме­нее от­кры­то.

 

Глава третья

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ОТНОШЕНИЯМ

Она то­ро­пи­лась вер­нуть­ся до­мой, где ее уже дав­но жда­ли де­ти. Сколь­ко она се­бя пом­ни­ла, ее все­гда жда­ли де­ти. Это бы­ли ее де­ти и не ее, со­всем ма­лень­кие и уже взрос­лые, в ее гла­зах они все­гда ос­та­ва­лись деть­ми, и са­мые взрос­лые и силь­ные из них при­хо­ди­ли к ней имен­но то­гда, ко­гда ос­ла­бе­ва­ли от жиз­ни и им нуж­но бы­ло ме­сто, где их бу­дут лю­бить и жа­леть, где их на­кор­мят, обог­ре­ют и бу­дут им ра­ды.

В ее до­ме все­гда го­рел очаг, там все­гда бы­ло те­п­ло и уют­но, там бы­ло спо­кой­но и безо­пас­но. Все­гда, что бы ни про­ис­хо­ди­ло сна­ру­жи. Гро­хот ура­га­на ка­зал­ся у это­го оча­га ти­хим ше­ле­стом де­ревь­ев, ры­ча­ние зве­рей — неж­ным ур­ча­ни­ем до­маш­них жи­вот­ных.

Они при­хо­ди­ли к ней за лю­бо­вью, те­п­лом и си­лой, ино­гда вко­нец из­му­чен­ные, но все­гда уве­рен­ные в ее не­из­быв­ном тер­пе­нии и все­про­щаю­щей и все­по­ни­маю­щей доб­ро­те. Она бы­ла Ма­те­рью им всем. Так бы­ло все­гда. Это ни­ко­гда не на­чи­на­лось, это ни­ко­гда не мог­ло кон­чить­ся. Это бы­ло так ес­те­ст­вен­но, как воз­дух и солн­це.

Бы­ва­ли ми­ну­ты, ко­гда ей ка­за­лось, что у нее не хва­тит сил на всех, и то­гда, как се­го­дня, она ухо­ди­ла по­даль­ше от до­ма и про­си­ла по­мо­щи у тех не­ве­до­мых, но из­вест­ных ей, ко­то­рых она ни­ко­гда не ви­де­ла, но на­де­ж­да на встре­чу с ко­то­ры­ми все­гда жи­ла в ней, по­то­му что так бы­ло за­по­ве­да­но.

***

Пле­мя, к ко­то­ро­му она при­над­ле­жа­ла, все­гда уме­ло ле­тать, но ко­гда в ран­нем дет­ст­ве она за­блу­ди­лась в глу­хом ле­су, ее на­шли лю­ди дру­го­го пле­ме­ни, и она, ка­за­лось, на­все­гда за­бы­ла, как это де­ла­ет­ся. Толь­ко очень ред­ко, в са­мых сча­ст­ли­вых снах она ле­та­ла и, ка­за­лось, вот-вот вспом­нит обо всем, но сон кон­чал­ся, па­мять не воз­вра­ща­лась, и толь­ко тре­вож­ное и смут­ное вос­по­ми­на­ние тес­ни­ло ду­шу и ос­тав­ля­ло пе­чаль.

Од­на­ж­ды по­сле та­ко­го сна она бро­ди­ла по хол­мам вда­ли от до­ма и вдруг ус­лы­ша­ла звук, ро­ж­ден­ный из ти­ши­ны. Он был ни на что не по­хож и по­хож на все са­мое пре­крас­ное в ми­ре од­но­вре­мен­но. Звук за­тих, и она за­мер­ла в стра­хе, что он боль­ше ни­ко­гда не по­вто­рит­ся и она его боль­ше ни­ко­гда не ус­лы­шит. Страх был ог­ро­мен. По­че­му-то она точ­но зна­ла, что от это­го зву­ка за­ви­сит вся ее жизнь. И он по­вто­рил­ся. Он был тот же и со­вер­шен­но дру­гой, по­доб­но то­му как ка­ж­дое ут­ро вста­ет над Зем­лей то же и со­вер­шен­но дру­гое солн­це, как ка­ж­дую вес­ну рас­пус­ка­ют­ся те же, но со­вер­шен­но дру­гие цве­ты.

И она вспом­ни­ла! Ее пле­мя зна­ло тай­ну ле­тя­ще­го зву­ка и тай­ну сво­бо­ды. Что­бы ле­тать, на­до бы­ло петь, петь, что­бы ис­чез­ли стра­хи и гра­ни­цы, так петь, что­бы ис­чез пе­вец и ос­та­лась толь­ко пес­ня, — и то­гда на­чи­нал­ся по­лет.

Она вспом­ни­ла то, что долж­на бы­ла знать с са­мо­го ро­ж­де­ния: ее пес­ня, ее по­лет — это и есть она, и зо­вут ее Сво­бо­да. Она вспом­ни­ла, что су­ж­де­но ей быть од­ной, но ни­ко­гда не быть оди­но­кой, по­то­му что есть на зем­ле не­из­вест­ные, но близ­кие, и есть тот, кто тер­пе­ли­во ждет, и что не­ми­нуе­ма встре­ча, и это зна­ние ук­ре­пит си­лы и под­дер­жит по­лет.

***

Пле­мя, в ко­то­ром она ро­ди­лась, очень силь­но от­ли­ча­лось от всех во­круг. Она не зна­ла об этом, по­ка не на­ча­ла пу­те­ше­ст­во­вать. В ее пле­ме­ни лю­ди бы­ли лег­ки на подъ­ем, ве­се­лы и празд­ни­ком счи­та­ли са­му жизнь. И толь­ко пу­те­ше­ст­вуя по дру­гим пле­ме­нам и на­ро­дам, она об­на­ру­жи­ла, что так боль­ше ни­кто не жи­вет, и дол­го не мог­ла по­нять по­че­му. Жи­те­ли дру­гих пле­мен с ра­до­стью при­сое­ди­ня­лись к празд­нич­но­сти ее жиз­ни, к ее пу­те­ше­ст­ви­ям, но не мог­ли ве­се­лить­ся дол­го, по не­ве­до­мым ей при­чи­нам бы­ст­ро ус­та­ва­ли, скуч­не­ли и за­ду­мы­ва­лись. Они, ка­за­лось, лю­би­ли ее, ра­до­ва­лись ее по­яв­ле­нию, все­гда встре­ча­ли с не­обык­но­вен­ным поч­те­ни­ем, но ни­ко­гда не при­хо­ди­ли к ней са­ми и са­ми ее ни­ко­гда не зва­ли. Это ос­та­ва­лось для нее не­раз­га­дан­ной тай­ной, по­ка од­на­ж­ды ей не рас­ска­за­ли о Смер­ти.

Ока­за­лось, что все лю­ди, с ко­то­ры­ми она встре­ча­лась, боя­лись этой не­ве­до­мой. Па­мять о ней, зна­ние о том, что она не­пре­мен­но при­дет, ом­ра­ча­ло их жизнь, ли­ша­ло ра­до­сти и по­рой де­ла­ло бес­смыс­лен­ной са­му жизнь. И чем боль­ше она удив­ля­лась и не­до­уме­ва­ла, тем силь­нее ук­ре­п­ля­лись лю­ди в уве­рен­но­сти, что это она и есть, по­то­му что кто мо­жет не знать и не бо­ять­ся смер­ти? Толь­ко са­ма Смерть. Она смея­лась над их вы­дум­ка­ми и их стра­ха­ми, но они рас­ска­зы­ва­ли ей страш­ные пре­да­ния, до­шед­шие к ним из про­шло­го, по­ка­зы­ва­ли порт­ре­ты, с ко­то­рых на нее смот­ре­ла пре­крас­ная зе­ле­но­гла­зая жен­щи­на, дей­ст­ви­тель­но по­хо­жая на нее.

Она да­же пы­та­лась взы­вать к их ра­зу­му, объ­яс­няя, что, по­ка есть жизнь, смер­ти нет, но это пу­га­ло их еще боль­ше, да­вая воз­мож­ность все боль­ше ут­вер­дить­ся в сво­ей, та­кой важ­ной для них пра­во­те. Она пред­ла­га­ла им бес­смер­тие, а они на­зы­ва­ли это кон­цом все­го. Она пред­ла­га­ла им без­ог­ляд­ность, а они боя­лись и по­то­му уми­ра­ли. Она пред­ла­га­ла им веч­ность, а они це­п­ля­лись за то, что ча­сы их от­ме­ре­ны, и ста­ре­ли, глу­пе­ли, скуч­не­ли и не хо­те­ли ни­че­го.

Все эти стран­но­сти в кон­це кон­цов вне­сли сму­ще­ние в ее ду­шу. Не­из­вест­но, что бы про­изош­ло, ес­ли бы не слу­чай­ный по­пут­чик на од­ной из ее мно­го­чис­лен­ных до­рог, встре­ча с ко­то­рым ока­за­лась со­всем не слу­чай­ной. Он рас­ска­зал ей о том, что она не од­на, что ей пред­сто­ит встре­ча с та­ки­ми же как она, хо­тя и со­всем не­по­хо­жи­ми. Вре­мя этой встре­чи не­оп­ре­де­лен­но, и ме­сто ее не­из­вест­но. Из­вест­но толь­ко, что она не мо­жет не про­изой­ти, ибо так за­по­ве­да­но. И все, что слу­чи­лось с ней, и все, что еще слу­чит­ся, — это и есть глав­ное пу­те­ше­ст­вие ее жиз­ни, пу­те­ше­ст­вие к мес­ту встре­чи.

По сло­ву его все и про­изош­ло.

***

При­во­дя в по­ря­док за­пи­си на­ших бе­сед, я за­ду­ма­лась над тем, ка­ким не­обыч­ным мо­жет быть раз­го­вор ме­ж­ду муж­чи­ной и жен­щи­ной о ве­щах та­ких жиз­нен­но важ­ных. И по­пы­та­лась про­ана­ли­зи­ро­вать и по­нять, в чем не­обыч­ность. Я же са­ма при­ни­ма­ла в них уча­стие, но то­гда из­нут­ри, в мо­мент раз­го­во­ра все ка­за­лось очень ор­га­нич­ным и ес­те­ст­вен­ным. И при­шла мне в го­ло­ву мысль, что нет в них ка­ко­го-то при­выч­но­го, ожи­дае­мо­го и на­бив­ше­го ос­ко­ми­ну за­па­ха.

Что же это за за­пах та­кой, по ко­то­ро­му так легко опо­зна­ет­ся — ага, тут «веч­но­зе­ле­ной» те­мой за­пах­ло? Я так и не смог­ла то­гда сра­зу от­ве­тить на этот во­прос. А по­том жизнь по­ка­ти­лась… Од­на си­туа­ция сме­ня­ла дру­гую, они на­ка­ты­ва­лись, как вол­ны на бе­рег мо­ря, и сре­ди них бы­ли та­кие, где тот, не оп­ре­де­лен­ный мной за­пах не­со­мнен­но при­сут­ст­во­вал.

Че­рез ка­кое-то вре­мя я вер­ну­лась к ра­бо­те над за­пи­ся­ми и вдруг по­ня­ла — в этих тек­стах не пах­нет борь­бой и вой­ной. Ни один из со­бе­сед­ни­ков, оче­вид­но, не имел на­ме­ре­ния что-то до­ка­зать дру­го­му. В раз­го­во­ре о та­ких важ­ных для муж­чи­ны и жен­щи­ны ве­щах не бы­ло вой­ны по­лов.

Вот говорят вокруг: война полов, война полов… Как будто амазонки с героями сошлись в неравном бою. Но нет ни амазонок, ни героев. Где война? За что борьба? Вот именно, за что воюем, товарищи?

Что это — пе­ре­ми­рие у во­до­поя или дар мое­го со­бе­сед­ни­ка? По­то­му что в сво­ей пол­ной сво­бо­де от этой вой­ны я со­вер­шен­но не бы­ла уве­ре­на.

Итак, си­туа­ция, в ко­то­рой на рав­ных уча­ст­ву­ют муж­чи­на и жен­щи­на, при­чем на тер­ри­то­рии за­ве­до­мо муж­ской, ин­тел­лек­ту­аль­ной, но ока­зав­шей­ся тер­ри­то­ри­ей без вой­ны. Для на­ча­ла я пред­по­ло­жи­ла, что еще и сам под­ход к те­ме спо­соб­ст­во­вал та­кой удач­ной и не­обыч­ной си­туа­ции. Фун­да­мен­таль­ные ве­щи, фак­ты, ува­же­ние к зна­ни­ям. Хо­тя не мо­гу не при­знать, что са­ми эти фак­ты и фун­да­мен­таль­ность под­хо­да вы­зы­ва­ли у ме­ня не­ма­лое на­пря­же­ние.

А ведь даль­ше вид­не­лись ку­да бо­лее бо­лез­нен­ные, то есть еще бо­лее за­пу­тан­ные те­мы. Лю­бовь, от­но­ше­ния, прин­ци­пы и за­ко­ны их строи­тель­ст­ва, чув­ст­ва, эмо­ции. Не­у­же­ли и даль­ше так по­лу­чит­ся? Ес­ли по­лу­чит­ся у нас, зна­чит, мо­жет по­лу­чить­ся и у дру­гих. Зна­чит, не толь­ко объ­яс­не­ния­ми, ко­то­рые ро­ж­да­ют­ся в этих бе­се­дах, но и са­мим фак­том этих бе­сед мож­но бу­дет под­твер­дить — есть тер­ри­то­рия без вой­ны.

И я по­ду­ма­ла: а что ее кор­мит эту вой­ну, как не мы са­ми? А ес­ли ри­ск­нуть и от­ка­зать­ся от пре­тен­зий на власть, ес­ли на­чать тре­бо­вать с се­бя? Что то­гда по­лу­чит­ся?

Вдох­нов­лен­ная этим об­на­де­жи­ваю­щим от­кры­ти­ем, я ри­ну­лась в про­дол­же­ние на­ше­го об­ще­ния, спро­во­ци­ро­вав раз­го­вор на са­мую «про­стую» из ин­те­ре­со­вав­ших ме­ня тем — раз­го­вор о люб­ви.

Ды­ха­ние люб­ви

Смот­ри, что по­лу­ча­ет­ся. (Мой со­бе­сед­ник и друг толь­ко что пе­ре­чи­тал под­го­тов­лен­ные мною ма­те­риа­лы на­ших пре­ды­ду­щих бе­сед). О чем бы мы ни го­во­ри­ли, об ис­то­ках чув­ст­вен­но­сти, о сек­се, как толь­ко рас­су­ж­де­ния от­хо­дят от фун­да­мен­таль­ных за­ко­нов био­ло­ги­че­ской при­ро­ды, как толь­ко воз­ни­ка­ет «че­ло­ве­че­ское», сра­зу воз­ни­ка­ет те­ма от­но­ше­ний. А ведь это и есть са­мая бо­лез­нен­ная, са­мая за­пу­тан­ная и са­мая при­вле­ка­тель­ная те­ма для лю­дей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...