Мужчина и Женщина. За порогом Рая 7 глава
Мечта о гейшах, романтизация гетер, восхищение куртизанками. Мечта о гарантированной любви, обязательном, но естественном на вид восхищении, и главная мечта — свобода проявлений и самовыражения, без страха, что упрекнут, не примут, разлюбят, осудят. Если удастся хоть на время забыть, что глубина и продолжительность всех этих прекрасных переживаний зависит от счета в банке. Размышляя о психологической составляющей секса, очень важен, если мы продолжаем преследовать нашу основную цель — добиться хоть некоторой внятности в вопросе взаимоотношений между мужчинами и женщинами, ответ на вопрос: чем измеряется качество секса в этом аспекте? Конечно, качеством переживаний. А что такое качество переживания? Это степень моего погружения в переживание — от частичного переживания к тотальному. Так, оргазм в физиологическом аспекте секса есть тотальное физиологическое ощущение. И в этом есть диапазон от массажа половых органов, как пишет один автор, до оргазма, о котором пишут многие. Также естественно стремление к психологической тотальности, и если секс — это еще и общение, взаимодействие, то мы можем ввести следующую градацию. Ступени секса Нулевая ступень — секс как помощь партнеру. Это означает пойти навстречу желаниям партнера ради отношений. Первая ступень — снятие напряжения. Это может быть снятием гормонального напряжения, это может быть снятием психологического напряжения от неудовлетворения какой-то потребности, например в эмоциональном контакте, в признании от какого-либо «Мы» и т. д. Сняли напряжение — и все хорошо!
Вторая ступень — взаимный оргазм, что случается не всегда, но если происходит, то такое тотальное физиологическое переживание вызывает достаточно сильное психологическое переживание. Третья ступень — взаимная страсть. Итак, третья ступень — взаимная страсть. Что здесь имеется в виду? Взаимная страсть возникает прежде всего от сочетания биологического и психологического резонанса. Это редкая вещь, очень редкая — взаимный резонанс… Односторонняя страсть — это другое, она весь спектр не охватывает. Четвертая ступень — назовем ее тотальный резонанс. Спонтанно он не возникает. С этого момента требуется сознание. Следовательно, мало биологического резонанса, мало психологического резонанса, нужна еще сознательность. Как минимум нужна хотя бы договоренность, что оба формируют определенное психоэнергетическое состояние, входят в резонанс и только потом вступают в контакт. С одной парой был такой случай: они набрали состояние, куда-то там улетели, говорят, что было потрясающе, но больше — никогда! Испугались… Это понятно, потому что с этого момента включается не только физическая и социальная природа человека, но и духовная. Человек, как я уже говорил, принадлежит трем природам. Особенности духовной природы человека — это тема отдельной беседы… Пятая ступень — трансценденция. Трансцендентальный акт позволяет пережить смерть в другом. То есть смерть самого себя как эго. Причем взаимно.
Шестая ступень — дематериализация. Это такое сексуальное взаимодействие, при котором происходит переживание смерти эго и смерти физического тела, то есть выход в ноль, в нулевое пространство. И седьмая ступень — выход в бесконечное. Здесь велик риск, так как можно и не вернуться, сойти с ума. Можно сказать, что нумерация ступеней обозначает то состояние, в котором находится человек. Я как-то в большой аудитории уже говорил о существовании семи ступеней, я честно сказал, что вообще-то есть семь ступеней, но вы мечтали пока о второй, и, похоже, был недалек от истины. Естественно, что степень взаимодействия с партнером изменятся в зависимости от задач, которые человек перед собой ставит… Какая гнетущая пауза. Ты услышала то, что не хотела услышать? Помнишь анекдот: «Дорогая, то, что мы всю жизнь называли оргазмом, оказывается просто одышка»? Ты полагаешь, такая информация вдохновляет? Такое ощущение, что жизнь положил на то, чтобы забраться на гору, где сокровища спрятаны, и, забравшись, вдруг обнаруживаешь, что ключ от сокровищницы остался у подножия горы. Вот уж действительно, меньше знаешь — крепче спишь. Нулевая ситуация, я полагаю, знакома всем. Первая и вторая — тоже, третья — это мечта. Четвертую степень те, кто хочет, тоже могли и могут освоить. Теоретически это несложно. Правда, возникает вопрос: а надо ли? Не лучше ли таблеточку принять или уколоться, чем пережить Бога живого? Хорошо, я понимаю, что эта информация не совсем обрадовала. Ну, извини! Я вот все думаю, почему же она так задела и не обрадовала? Не берусь судить, как на нее отреагируют мужчины, но мне кажется, что реакция женщин вполне может быть сродни моей. Первая-то мысль самая простая — с партнером не повезло, ведь несомненно, большинство женщин ощущает свою недораскрытость, недореализованность в этом. Но эта мысль не слишком утешает, потому что легко представить, как он в ответ думает: эх, послал бы Бог подходящую партнершу! Так что стыдно как-то препирательствами пустыми заниматься. А вот мысль о том, чтобы учиться в этой области, она действительно неожиданна. Она просто не присутствует в нашей культуре. Может быть, именно это огорчает.
И снова проблемы общения Если рождается желание через взаимодействие мужского и женского получить какие-то тотальные переживания, то нужны осознанные отношения между партнерами. Кроме любви, влюбленности нужна еще осознанность. Стихийно тотальность не возникает. Конечно, в области физиологии необходимо убрать элементарную безграмотность, знать, что такое физиологический стимул, как он работает и что он делает… Это нужно, чтобы контакт происходил максимально эффективно. И для этого совершенно достаточно элементарных знаний, и не надо ссылаться на невозможность узнать что-то заоблачное. Так, что и здесь мы возвращаемся все к тому же: большая часть сексуальных проблем — это не проблемы сексуального взаимодействия, это проблемы общения. Удивительно, как люди не хотят это понимать. Они лечатся от потери потенции, от фригидности, от всяких разных болезней, вместо того чтобы понять: если у тебя проблемы в сексе, то у тебя проблемы в общении. В сексе как в физиологическом механизме вообще нет никаких проблем. Так что не дурите себе голову! Все так называемые сексуальные проблемы есть проблемы общения. И никуда от этого не деться. Хоть вы Ален Делон, хоть вы БриджитБардо… Не поможет! Никакой сексуальный гигант, никакая сексуальная гигантка не помогут решить ваши сексуальные проблемы, потому что проблема — в общении. Но люди этого не понимают и стучатся друг о друга, как вещь о вещь, и придумывают бог знает что…
В одной парочке, например, чтобы завестись, мужчина раздевался догола, надевал роликовые коньки, и женщина должна была его возить по всей квартире, взявшись за причинное место. За что он ей и платил. Мне кажется, это символ того, насколько человек может быть глуп, чтобы довести себя до такого состояния. Проблема не в том, чтобы возбудиться физиологически, проблема в общении, в эмоциональном контакте. Но ведь даже тем, кто столько говорит о пользе и необходимости всяческих практик, в голову не приходит сформировать определенное психоэнергетическое состояние в резонанс с интересующей вас особью да и сойтись в экстазе. Потому что человек идиотичен в этом месте, он думает, что тогда это будет ненастоящим. Потому что он думает: настоящее — это то, что со мной случается, а не то, что я делаю. И это так называемое сознательное существо. Однажды у меня была пациентка, красивая, умная, интересная, биологически полноценная. У нее была проблема. В детстве ее покалечили католическим воспитанием, причем покалечили до такой степени, что когда она ходила в туалет, ей казалось, что Бог за ней подглядывает, а ведь он же мужчина. Ей сказали, что Бог все видит, все знает. Пришлось ей рассказывать, какой Бог на самом деле и как он к этим делам относится. «Плодитесь и размножайтесь». Она поняла и тут же стала предлагать мне себя. Я сказал, что не могу — есть медицинская этика, и спросил, нет ли у нее на примете какого-нибудь интересного человека. Она закричала: «Есть!» Через две недели я встретил ее на улице — это был другой человек. И социум, конечно, и здесь не упускает своей выгоды. Поскольку секс есть также и общение, то почему бы ему, социуму, не поруководить, регламентируя это общение — раз и выдавая товар на эту тему — два. Секс перестает быть товаром, только если существует влюбленность, то есть некая тонкая психологическая настройка друг на друга. Без этой психологической настройки друг на друга получится в лучшем случае взаимный массаж органов, в худшем — взаимное психологическое травмирование. Когда мы говорим о сексе в его человеческом аспекте, мы приходим к такому понятию, как эротика.
В строгом смысле слова, эротика, чистая эротика — это получение психологического удовольствия, не обязательно включающее физиологические моменты. Таким образом, можно вернуться к первоначальному тезису, что секс есть общение полов. Отсюда же и глобализация проблемы, идущая от Георгия Ивановича Гурджиева, который сказал, что всякое общение разнополых уже есть секс. Три ступени секса Существуют всякие игры вокруг секса, например дистанционный секс. Я имею в виду не умозрительный секс, а реальное физическое взаимодействие на расстоянии с использованием для этой цели всяких специфических энергетических потоков. Таким образом, имеет место своеобразный творческий, научно-исследовательский подход к сексу (по правде говоря, не совсем исследовательский и совсем не научный) и разные прочие сексуальные игры. И еще масса всего, о чем написано и не написано. Для меня важно, раз уж я заговорил об этом, чтобы прозвучало и было воспринято понимание трехступенчатости секса. • Во-первых, секс как часть физиологической природы. • Во-вторых, секс как единство физиологической и социальной природы. • В-третьих, секс как проявление духовной природы. На языке духовного сообщества, естественно, — сексуальное взаимодействие между мужчиной и женщиной (извините, я сторонник традиционного подхода: между мужчиной и женщиной) предполагает включение всех трех природ человека. Этому надо учиться. И этому трудно учиться. Это совсем не то, что показывают по телевизору, то есть не физкультурно-исследовательские упражнения. Это совсем другое. Это тотальное любовное переживание. Что бы я рекомендовал? Первое: выбросить из головы всякую дурь типа самонаказания. Раз такой физиологический механизм существует, значит, он — естественная часть нашей жизни и требует естественного к себе отношения. Второе: сделать усилие и увидеть в конкретной ситуации своей жизни, что все, что вы считали проблемами в сексе, — это проблемы общения, а не физиологии. Третье: принять, что, строго говоря, для секса достаточно влюбленности, совсем не обязательно наличие любви вечной, неизменной, духовной. Вполне достаточно просто влюбленности, и ничего греховного в этом нет. Причины возникновения Уважаемый «сторонник традиционного подхода», сейчас так много шума вокруг подхода нетрадиционного, что создается иллюзия, что «меньшинство» уже практически сравнялось с «большинством», хотя я полагаю, что все это шум и мода. И честно говоря, рассматривать это как явление социальное, мне кажется, не входит в круг наших интересов, а вот истоки, причины… Что это — особенности физиологии, психологическая предрасположенность, брак социализации? Существуют социальные иллюзии о так называемой нетрадиционной сексуальной ориентации. Это, как мне представляется, происходит прежде всего от вынужденных способов получения физиологического удовольствия в условиях изоляции, как, например, на острове Лесбос или как, например, в тюрьме. Кроме того, проблемы у мужчин часто возникают от страха перед женщинами. А у женщин отклонения в ориентации возникают от самомнения, уровень которого даже трудно представить: будто бы только они являются носителями сексуальных ценностей, а без них род человеческий вообще бы не состоялся. Какая патология имеет место — это надо разбираться в каждом конкретном случае. Периоды человеческой жизни и особенности сексуальности Проблемы сексуальности, разумеется, связаны с периодами человеческой жизни и в зависимости от этого приобретают различную окрашенность. На период индивидуальности базовой подсознательной программой является поиск партнера. Естественно, что в период индивидуальности очень редко что-нибудь может доминировать над физиологическими мотивами. А поскольку происходит бурный процесс физиологических изменений в организме, то они, естественно, отражаются в работе сознания и трансформируют восприятие именно в эту сторону. Когда происходит кризис, то есть переход от доминирования энергии индивидуальности к доминированию энергии личности, естественно, происходят также изменения в сексуальности. Естественно, потому что включается подсознательная программа поиска социальной территории и поиска партнера для создания этой территории, поскольку институт брака является одной из социальных основ. Либо возникает другой вариант, когда сексуальность используется как энергия для достижения личностных целей, когда важен социальный статус. Когда сексуальность как бы ущемляется и подчиняется социальным целям и социальным ценностям. Если в период индивидуальности это еще что-то живое, более или менее, хотя бы на уровне физиологическом, биологическом, то в период личности это может очень легко превратиться в средство для достижения социальных целей. Человек может стать сексуальным спортсменом. В широком смысле слова спортсменом, для которого главное — это счет, количество «побед». В период, когда включается энергия сущности, сексуальность в отсутствие целостности становится очень слабо выраженной. Она — в осадке и включается только под остаточным давлением физиологии. Но этот ответ общий, а конкретно все зависит от того, что мы называем возрастом сущности, возрастом личности. Должен вам сказать, что социум превратил сексуальность просто в товар, а если не в товар, то в социальный стимул. Мечта и реальность Этот текст не был частью наших бесед. Он прозвучал однажды при большом стечении народа в совершенно романтической обстановке, на острове, на берег которого, как гласит легенда, вышла из пены только что рожденная Афродита. Где еще и говорить о сексе, любви и мечте, как не здесь. Была середина осени. Море бурлило и переливалось. Облака на небе казались письменами неизвестного языка. Казалось, только успей, прочти, и не останется ни одного вопроса, ни одной загадки. Из сочетания этого романтического фона и зрелой трезвости слов рождалось мужество заглянуть внутрь себя, открыться перед собой. Признать. Принять. И примириться. «Мы сегодня говорим про секс. Даже, точнее сказать, мы говорим о сексуальных контактах, потому что, как я уже говорил, секс — это любое взаимодействие мужчины и женщины. Все дело в том, что в отношениях мужчины и женщины оживает вся история человечества. Осознания этой истории в общественном сознании нет, и поэтому женщины не то что не вспоминают, они и не помнят, и не знают, что внутри себя, в глубине себя любая женщина содержит иллюзию о том, что только она является носителем физиологического удовольствия, в силу чего она и склонна к торговле своим телом как товаром. Это тотальная сила, тотальная власть. И когда мужчина тоскует об идеальной паре, то еще надо бы разобраться, что он имеет в виду. Потому что, не дай бог, реальность ответит на его запрос прямо, непосредственно, он будет бежать от такого счастья, не оглядываясь и очень долго. Женщинам, которые мечтают об идеальной паре, тоже надо разобраться, того ли они хотят. Потому что если реальность ответит на их мечту непосредственно, то придется забыть все — социальное признание, духовное признание и т. д. Если исследовать имеющийся у женщины в подсознании образ идеального мужчины, то это такой сексуальный гигант, что, пока он на работе, дай бог успеть хоть немного прийти в себя. А если соответственно исследовать идеальный образ женщины, скрытый в подсознании мужчины, то там обнаружится такая стихия, что дай бог не сойти с ума и выжить. И если эти подсознательные проекции станут явными, то они вступят в противоречие со всеми остальными запросами человека. Это еще один источник проблем, потому что если совместить два образа и представить, как бы жили идеальная женщина из мужских грез и идеальный мужчина из женских грез, то нам пришлось бы констатировать, что они просто ничем бы не занимались, кроме секса. Никаких бытовых забот. Идеальный вариант — это королевский отель, номер люкс и — пока не умрем. Приблизительно так. Сверхценностное отношение к сексу связано с тем, что это единственный осознаваемый источник удовольствий и наслаждений. И очень часто людям кажется, что именно в этом они проявляют себя как частный человек, как неповторимый индивид. Сюда и нагружается вся проблематика. Кораблик нагружается, нагружается и потом начинает тонуть. Потому я приветствовал и приветствую сексуальную революцию хотя бы в том, что она позволила говорить о сексуальных отношениях более или менее открыто.
Глава третья ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ОТНОШЕНИЯМ Она торопилась вернуться домой, где ее уже давно ждали дети. Сколько она себя помнила, ее всегда ждали дети. Это были ее дети и не ее, совсем маленькие и уже взрослые, в ее глазах они всегда оставались детьми, и самые взрослые и сильные из них приходили к ней именно тогда, когда ослабевали от жизни и им нужно было место, где их будут любить и жалеть, где их накормят, обогреют и будут им рады. В ее доме всегда горел очаг, там всегда было тепло и уютно, там было спокойно и безопасно. Всегда, что бы ни происходило снаружи. Грохот урагана казался у этого очага тихим шелестом деревьев, рычание зверей — нежным урчанием домашних животных. Они приходили к ней за любовью, теплом и силой, иногда вконец измученные, но всегда уверенные в ее неизбывном терпении и всепрощающей и всепонимающей доброте. Она была Матерью им всем. Так было всегда. Это никогда не начиналось, это никогда не могло кончиться. Это было так естественно, как воздух и солнце. Бывали минуты, когда ей казалось, что у нее не хватит сил на всех, и тогда, как сегодня, она уходила подальше от дома и просила помощи у тех неведомых, но известных ей, которых она никогда не видела, но надежда на встречу с которыми всегда жила в ней, потому что так было заповедано. *** Племя, к которому она принадлежала, всегда умело летать, но когда в раннем детстве она заблудилась в глухом лесу, ее нашли люди другого племени, и она, казалось, навсегда забыла, как это делается. Только очень редко, в самых счастливых снах она летала и, казалось, вот-вот вспомнит обо всем, но сон кончался, память не возвращалась, и только тревожное и смутное воспоминание теснило душу и оставляло печаль. Однажды после такого сна она бродила по холмам вдали от дома и вдруг услышала звук, рожденный из тишины. Он был ни на что не похож и похож на все самое прекрасное в мире одновременно. Звук затих, и она замерла в страхе, что он больше никогда не повторится и она его больше никогда не услышит. Страх был огромен. Почему-то она точно знала, что от этого звука зависит вся ее жизнь. И он повторился. Он был тот же и совершенно другой, подобно тому как каждое утро встает над Землей то же и совершенно другое солнце, как каждую весну распускаются те же, но совершенно другие цветы. И она вспомнила! Ее племя знало тайну летящего звука и тайну свободы. Чтобы летать, надо было петь, петь, чтобы исчезли страхи и границы, так петь, чтобы исчез певец и осталась только песня, — и тогда начинался полет. Она вспомнила то, что должна была знать с самого рождения: ее песня, ее полет — это и есть она, и зовут ее Свобода. Она вспомнила, что суждено ей быть одной, но никогда не быть одинокой, потому что есть на земле неизвестные, но близкие, и есть тот, кто терпеливо ждет, и что неминуема встреча, и это знание укрепит силы и поддержит полет. *** Племя, в котором она родилась, очень сильно отличалось от всех вокруг. Она не знала об этом, пока не начала путешествовать. В ее племени люди были легки на подъем, веселы и праздником считали саму жизнь. И только путешествуя по другим племенам и народам, она обнаружила, что так больше никто не живет, и долго не могла понять почему. Жители других племен с радостью присоединялись к праздничности ее жизни, к ее путешествиям, но не могли веселиться долго, по неведомым ей причинам быстро уставали, скучнели и задумывались. Они, казалось, любили ее, радовались ее появлению, всегда встречали с необыкновенным почтением, но никогда не приходили к ней сами и сами ее никогда не звали. Это оставалось для нее неразгаданной тайной, пока однажды ей не рассказали о Смерти. Оказалось, что все люди, с которыми она встречалась, боялись этой неведомой. Память о ней, знание о том, что она непременно придет, омрачало их жизнь, лишало радости и порой делало бессмысленной саму жизнь. И чем больше она удивлялась и недоумевала, тем сильнее укреплялись люди в уверенности, что это она и есть, потому что кто может не знать и не бояться смерти? Только сама Смерть. Она смеялась над их выдумками и их страхами, но они рассказывали ей страшные предания, дошедшие к ним из прошлого, показывали портреты, с которых на нее смотрела прекрасная зеленоглазая женщина, действительно похожая на нее. Она даже пыталась взывать к их разуму, объясняя, что, пока есть жизнь, смерти нет, но это пугало их еще больше, давая возможность все больше утвердиться в своей, такой важной для них правоте. Она предлагала им бессмертие, а они называли это концом всего. Она предлагала им безоглядность, а они боялись и потому умирали. Она предлагала им вечность, а они цеплялись за то, что часы их отмерены, и старели, глупели, скучнели и не хотели ничего. Все эти странности в конце концов внесли смущение в ее душу. Неизвестно, что бы произошло, если бы не случайный попутчик на одной из ее многочисленных дорог, встреча с которым оказалась совсем не случайной. Он рассказал ей о том, что она не одна, что ей предстоит встреча с такими же как она, хотя и совсем непохожими. Время этой встречи неопределенно, и место ее неизвестно. Известно только, что она не может не произойти, ибо так заповедано. И все, что случилось с ней, и все, что еще случится, — это и есть главное путешествие ее жизни, путешествие к месту встречи. По слову его все и произошло. *** Приводя в порядок записи наших бесед, я задумалась над тем, каким необычным может быть разговор между мужчиной и женщиной о вещах таких жизненно важных. И попыталась проанализировать и понять, в чем необычность. Я же сама принимала в них участие, но тогда изнутри, в момент разговора все казалось очень органичным и естественным. И пришла мне в голову мысль, что нет в них какого-то привычного, ожидаемого и набившего оскомину запаха. Что же это за запах такой, по которому так легко опознается — ага, тут «вечнозеленой» темой запахло? Я так и не смогла тогда сразу ответить на этот вопрос. А потом жизнь покатилась… Одна ситуация сменяла другую, они накатывались, как волны на берег моря, и среди них были такие, где тот, не определенный мной запах несомненно присутствовал. Через какое-то время я вернулась к работе над записями и вдруг поняла — в этих текстах не пахнет борьбой и войной. Ни один из собеседников, очевидно, не имел намерения что-то доказать другому. В разговоре о таких важных для мужчины и женщины вещах не было войны полов. Вот говорят вокруг: война полов, война полов… Как будто амазонки с героями сошлись в неравном бою. Но нет ни амазонок, ни героев. Где война? За что борьба? Вот именно, за что воюем, товарищи? Что это — перемирие у водопоя или дар моего собеседника? Потому что в своей полной свободе от этой войны я совершенно не была уверена. Итак, ситуация, в которой на равных участвуют мужчина и женщина, причем на территории заведомо мужской, интеллектуальной, но оказавшейся территорией без войны. Для начала я предположила, что еще и сам подход к теме способствовал такой удачной и необычной ситуации. Фундаментальные вещи, факты, уважение к знаниям. Хотя не могу не признать, что сами эти факты и фундаментальность подхода вызывали у меня немалое напряжение. А ведь дальше виднелись куда более болезненные, то есть еще более запутанные темы. Любовь, отношения, принципы и законы их строительства, чувства, эмоции. Неужели и дальше так получится? Если получится у нас, значит, может получиться и у других. Значит, не только объяснениями, которые рождаются в этих беседах, но и самим фактом этих бесед можно будет подтвердить — есть территория без войны. И я подумала: а что ее кормит эту войну, как не мы сами? А если рискнуть и отказаться от претензий на власть, если начать требовать с себя? Что тогда получится? Вдохновленная этим обнадеживающим открытием, я ринулась в продолжение нашего общения, спровоцировав разговор на самую «простую» из интересовавших меня тем — разговор о любви. Дыхание любви Смотри, что получается. (Мой собеседник и друг только что перечитал подготовленные мною материалы наших предыдущих бесед). О чем бы мы ни говорили, об истоках чувственности, о сексе, как только рассуждения отходят от фундаментальных законов биологической природы, как только возникает «человеческое», сразу возникает тема отношений. А ведь это и есть самая болезненная, самая запутанная и самая привлекательная тема для людей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|