Мужчина и Женщина. За порогом Рая 9 глава
Как хорошо, что ты отступил от предельных возможностей и сам согласился, что эти отношения можно назвать любовью. Да и что это, если не любовь? Та самая, о которой так мечтают люди. Ты же сам уже говорил в наших беседах, что человеческий аспект любви — это внимание, внимание к другому. Но еще больше я рада, что ты отступил еще от одного своего «принципа». Это же не просто рассказ об одном из аспектов любви человеческой. Это рассказ о том, как ее построить, что делать, чтобы она проросла, расцвела и окрепла. Это рецепт. Это очень подробный и выполнимый рецепт для всех, кто хочет любви и готов ради этого что-то делать, а не ждет, что свалится она на голову, как снег в декабре на наших коммунальщиков, к их полной неожиданности. Ну, в таком случае оно так и будет, как со снегом. Караул и катастрофа. Но для того, кто ждет и делает, — это подарок. Это же отношения! Влюбленность… Да, можно идти такой дорогой, а можно сделать еще один шаг. И этот шаг влюбленность. Влюбленность — это уже зачаток любви, возможно, потому на какое-то время возникает избирательное отношение к определенному, конкретному человеку, но в отличие от привязанности, где это совершенно не обязательно, окрашенное в сексуальные тона. Он становится хоть на короткое время для вас важнее, чем вы сами. И это тоже росток живого. Потому что влюбленность дает возможность соединить в себе самом физиологию и культуру. То есть очеловечить то, что, безусловно, принадлежит биологической природе. Иными словами, придать этому новое качество, когда физиологическое удовольствие и психологическое удовольствие соединяются и порождают нечто третье — живое, трепетное, то, что делает человека чуть-чуть радостнее, чуть-чуть счастливее, более творческим.
Так появляется возможность открыть в себе способность к творчеству в отношениях. Когда человек наконец открывает в себе радость творить отношения, тогда и начинается его путь к самому себе. Человек без творчества в жизни — это неживой человек, это функция социального механизма. Когда-то один мужчина сказал: «Я же хочу расслабиться, отдохнуть с женщиной, а она только эксплуатирует мое тело». Я понял, что чувств между ними никаких нет: жене хочется — муж выполняет свои обязанности… Женщины тоже такие бывают. Я ему предложил установить плату за каждый раз: «Эксплуатируешь? Ладно, я проститут — плати мне». Интересно у них все потом происходило… Я вижу принципиальное различие в самом смысле поиска путей к любви, который предлагаешь ты, и тех смыслов, которыми обычно движимы люди. Ты говоришь о том, что стремление обрести любовь и дорога к ней через привязанность и влюбленность — это прежде всего путь человека к себе и к свободе. И тогда получается, что идущий к свободе через любовь — человек, он выбирает быть не один, а рядом, вместе с тем, кого он любит от избытка, от радости, потому что он так решил. Хотя если принять твою позицию, а она очень убедительна и вместе с тем красива, то он не может не видеть, что его выбор быть с кем-то обяжет его к внутренним усилиям и трудам душевным.
Люди же традиционно, и ты начал с этого весь разговор, привыкли надеяться на любовь, как на волшебную палочку. И именно потому, что в настоящей жизни так не происходит, они злятся, раздражаются и обвиняют друг друга в несовершенстве. Если вникнуть в эти обвинения и претензии, то, по сути, женщины постоянно обвиняют мужчин в том, что они не боги. А должны бы ими быть. Мужчины соответственно обвиняют женщин в том, что они не богини, а претендуют. Позволь я процитирую один твой давний текст. «Женщина не находит счастья в любви, не узрев в мужчине бога. Мужчина не находит счастья в любви, не узнав в женщине богиню. Иначе, мужчина не в состоянии одухотворить тело женщины, а женщина не в состоянии одухотворить личность мужчины». Ты же сама прекрасно должна понимать: узреть и требовать — это, как говорится, «две большие разницы». Итак, вехи на пути к любви — привязанность и влюбленность. Вот путь к тому, чтобы появились близкие люди. Да, конечно, это тоже «Мы», но качественно иное. Почему? Потому что оно создается каждый раз, в каждый момент заново. Это «Мы» не конвенциональное. Оно живое, трепетное, которое в любой момент может умереть, если его не поддерживать вниманием и творчеством. То есть люди традиционно ищут внешнее «Мы». Семья, друзья, родственники. Люди ищут защиты. И удачными или неудачными ощущают свои отношения в зависимости от того, насколько защищенными они себя чувствуют. А ты говоришь о внутреннем. Так это же уже не совсем «Мы», это уже часть меня самой, это практически «Я». Снятие дистанции Когда появляется такое внутреннее «Мы», когда приходит ощущение того, что же это значит — впустить в себя, в свой внутренний мир близкого человека — это и есть шаг навстречу себе. Это и есть снятие дистанции. Когда хватает смелости это сделать, тогда другой человек начинает жить у тебя внутри. Не как отпечаток памяти, а по-настоящему, как живое существо: он изменяется, вы расстаетесь, вы встречаетесь…
И это снятие дистанции можно назвать шагом к любви. Почему это шаг к любви? Потому что если суметь однажды близкого человека пустить внутрь, то постепенно начинаешь чувствовать цельность этого человека. И не потому, что он твой — не твой, красивый — не красивый, с ушами — без ушей, а потому, что этот человек действительно, ты права, тоже стал частью тебя. Теперь ты сделана и из этого человека. Может быть, я не очень складно выражаюсь, но попробуй уловить смысл. Впусти человека в себя, и он станет частью твоей психологической плоти. И тогда постепенно появится шанс на то, что страх уйдет. Если двоим удается прийти к таким отношениям, тогда у них появляется шанс, потому что кроме психологического, физиологического возникает еще и духовное. Возникает зачаток переживания, зародыш того, что потом может вырасти в переживание «познай себя как часть мира и мир как часть себя». Через это можно начать учиться любви. И может быть, когда-нибудь откроется та самая любовь, которая именуется божественной. Не «мой», а «со мной» Я опять про свое. Люди сделаны по-другому, можно сказать, запрограммированы по-другому, можно сказать, по-другому воспитаны. Как кому больше нравится, но суть от этого не изменится. Они в любви ищут не себя, они ищут того, кто им будет принадлежать. Ты мой! Ты моя! Она моя! Он мой! Разве тебе не знаком этот рефрен любовной идиллии? А раз так, то где дверь, где ключ к той двери, за которой начинается путь от человека боящегося к человеку свободному? Ключ только в одном: человек не может быть чьим-то, человек может быть с кем-то. Относясь сверхценностно к себе самому непознанному и подпустив к себе человека на короткую дистанцию, люди начинают дергаться по поводу его возможного ухода, исчезновения. Начинает срабатывать то самое: «мое», «мой человек». И это чувство собственности на человека порождает патологическую ревность. То, что я рассказываю, не отменит ревность.
Но ревность бывает здоровая, как стимул к творчеству, когда я, видя, что мой близкий человек интересен другим людям, хочу быть интересным, как все они вместе взятые. Тогда у меня есть стимул развиваться, становиться многообразным, брать лучшее от всех людей, которые реагируют на моего любимого человека, и таким образом пытаться заменить ему всех людей. Но напрягая при этом себя, а не близкого человека. Но если вдруг ревность становится патологической, то это проявление чувства собственности. Повторяю: человек не может быть чей-то, человек может быть с кем-то. Никто не может и не хочет представить себя в качестве чьей-то собственности, но большинство очень легко представляет другого в качестве своей собственности. Вот он — психологический нонсенс! Спрашиваешь: «Вот ты, например, можешь нормально принять ситуацию, в которой ты будешь ощущать себя чьей-то собственностью?» — «Нет!» — «А ты можешь принять ситуацию, в которой кто-то будет твоей собственностью?» — «Да, вполне». Себя — нет, другого — пожалуйста. А вы говорите — «любовь». До любви еще дорасти надо. Откуда же в нас этот вывих? Откуда в нормальном человеке такой вывих, что другого человека он может воспринимать как собственность? Социальные машины легко говорят: ты принадлежишь народу, ты принадлежишь Родине, ты принадлежишь государству, ты принадлежишь семье. Для социального механизма это естественно. Механический человек, будучи функцией от этой машины, так же спокойно говорит: ты принадлежишь мне. «Я люблю всех вас, друзья мои. Иначе чего бы ради я стал возиться с вами. А если уж люблю, то все будет прелестно. И все мы после долгих забот и мучений будем счастливы, очень счастливы, наконец!» — как говорил Ланцелот в финале пьесы Е. Шварца «Дракон». Бормотания, продиктованные биологической или социальной природой, к любви не ведут. Если человек не пережил, что у него есть еще и третья — духовная — природа, шансов у него практически нет. Только из переживания своей духовной природы и появляется то, что называется Человек, он очеловечивает в большей или меньшей степени свои отношения с другими людьми и тем самым способствует рождению (пробуждению) других людей.
Я искренне желаю каждому проделать этот путь от привязанности до ощущения дыхания любви. Тогда забудутся все сексуальные проблемы. Тогда случится чудо и двое вступят в сексуальный контакт как люди: телом, душой и духом своим. Даже если это продлится мгновение и уйдет. Это останется в человеке и навсегда изменит его. А стук двух консервных банок друг о друга не утолит жажду любви. Хоть под наркозом, хоть под гипнозом, хоть под наркотиком, хоть после бутылки — не утолит. Душа нуждается в любви! Я согласна, да и кто не согласен. Душа нуждается в любви, и движимые этой нуждой мужчины и женщины выходят в мир, и оглядываются, и ищут, и ждут. И что самое удивительное, находят или думают, что находят. О том, что они находят, что называют этим словом и что в действительности ищут, когда утверждают, что ищут любви, мы только что говорили. Мы выяснили, что они движимы потребностью в продолжении рода, они движимы потребностью в эмоциональном контакте, они движимы массой социальных программ, но, когда их охватывает душевное смятение или бурлящая кровь заставляет совершать иногда самые неожиданные поступки, они об этом не думают или не помнят. Немного романтизма Вся напряженность и сложность взаимодействия между мужчинами и женщинами, все попытки понять друг друга, завоевать территорию друг друга или договориться, все попытки победить и даже старания иногда проиграть прежде всего связаны с различиями между мужчинами и женщинами, которые не раз мы здесь с разных сторон обсуждали. А так как мы выяснили, что различия эти лежат в самой основе биологической и психической природы мужчин и женщин, то игнорировать их невозможно. Женщины в основе своей прежде всего существа природные, а мужчины прежде всего существа социальные. С этой позиции переход от матриархата к патриархату и засвидетельствовал победу социальной жизни человека над природной. А посему бояться, что грядет новый матриархат, или надеяться на его возвращение совершенно бессмысленно. Просто в процессе усложнения совместного проживания людей потребовались правила, договоры, обязательства, и они становились все сложнее, превращаясь в законы и конвенции. Мужчины — боги Мужчины, следуя своей природе, строили, строили и наконец построили сложный социальный мир, огнем и мечом, договорами и хитростью создавая такую конструкцию, которая отражала бы правила совместного проживания на планете как отдельных людей, так и целых государств, добиваясь, чтобы эти правила так или иначе устраивали большинство. Мужчина наконец занял именно то место, на котором и видит его женщина в этом классическом треугольнике: мужчина — женщина — мир. Мир хаотичен, неизведан и пугающ, женщина сама — воплощение хаоса, как ей наедине с миром остаться? Она боится мира и боится себя и поэтому, инстинктивно чувствуя заложенную в мужскую природу способность организовать, а следовательно, хранить и защищать, ставит его между собой и миром. Она, конечно, в результате этого теряет возможность непосредственно этот мир слышать, но — это цена безопасности. И когда мужчина оказался между женщиной и миром, то естественным следствием такой позиции был перенос на мужчину всех божественных функций. Это же отразилось и в том, что при переходе от многобожия к единобожию бог — всегда мужчина. Женщины-богини исчезли из пантеона богов в тот момент, когда люди перестали обожествлять природу и природные явления. Таким образом, получается, что в самой основе, в сердцевине всех отношений у женщин лежит отношение к мужчине как к богу. — Какой статус! Какие права! — А какие обязанности! Так и началось. Обретя в мужчине «бога», женщины, естественно, сразу перешли к требованиям: если ты бог, то соответствуй. Твори, защищай, охраняй, добывай, выстраивай, люби и береги. Вспомните романтические сказки. Кого ждет принцесса? Принца на белом коне, рыцаря в сверкающих доспехах, освободителя на сером волке. И даже если нечаянно натыкается на нищего, на чудовище, в результате всяких перипетий, ее природного подхода, ее веры он превращается из чудовища в принца, нищий оказывается единственным сыном царя, которого по справедливости опять вернут в отчий дом, и все будет хорошо. Таким образом, фольклор очень ясно отражает глубинную позицию во взаимоотношениях мужчин и женщин. Это с позиции женщин, а мужчину-то спросили? У него поинтересовались, ему оно надо? «Не надо, отрекитесь!» Что-то я не слышала об отречении мужчины от своих, «данных ему по праву рождения» прав. Про отречение царствующих особ от престола — слышала, а вот про такое отречение — никогда. Женщина ждет в соответствии с программой ну если уж не бога, то царя, а если не царя, то хотя бы принца-наследника на белом коне, который все это сделает, из башни вызволит, от Кощея спасет, из хрустального гроба поцелуем поднимет. И до сих пор в трудную минуту, в экстремальной ситуации женщины оборачиваются на мужчин в ожидании, что они примут решение и сделают что-нибудь. «Сделайте же что-нибудь!» Сделайте что-нибудь, чтобы мир стал безопаснее, сделайте что-нибудь, чтобы не было страшно, сделайте что-нибудь, чтобы была свобода от выживания для жизни. Сделайте что-нибудь. Красивая сказка. Они, женщины, только тогда этого ждут, когда уже совсем прижмет, когда сами себя в такой угол загонят, где только и остается «караул!» кричать, а пока до этого места не доберутся, то все-то они сами могут, все сами умеют. И вообще от нас, мужчин, одно беспокойство и хлопоты. Ну, хорошо. Женщина ждет от мужчины, что он прикроет ее от мира. Это в фундаменте. Все ссоры, споры и претензии — это потом, и мы к ним еще вернемся. А мужчины? Что в основе, в глубине позиции? Женщины — богини Тут все тоже достаточно просто, как все, что в первопричине. Путаница и так любимые всеми сложности обычно начинаются на уровне следствий. Мужчина, оказавшись на краю, на острие и постоянно в зоне риска, обращается к женщине в поисках матери. В первую очередь женщина для него — это всегда мать. Дом, тепло, место, куда можно приползти в любом виде и отдохнуть в безопасности от трудов праведных и не очень. Это же пока романтическая составляющая отношений этих двух миров. Мужского и женского. Чистая, еще не замутненная долгой историей войны, борьбы и несоответствия позиция. Бог Творец, стоящий между хаосом, страхом и жизнью, с одной стороны, и тихая гавань, где можно укрыться от бурь, — с другой. На этом романтическая часть и заканчивается. Ну, не так категорично. Будем считать, что не заканчивается, а уходит в фон. А на фоне? А на фоне следующие фигуры. С окончанием матриархата и постепенным развитием цивилизации мужчины обнаружили, что женщина годится не только для того, чтобы рожать, они постепенно стали замечать, что удовольствие, которое они получают от деятельности, на которую их толкает потребность в продолжении рода, далеко не всегда бывает одинаковым. От общения с одной женщиной рождается большее чувственное удовольствие, от общения с другой — меньшее. Одна больше подходит на роль матери семейства и хозяйки дома, а другая меньше, а самым главным открытием оказалось то, что можно не требовать одинаково качественного исполнения всех функций от одной и той же женщины. Так начался процесс дифференциации. Кроме исконной и необходимой для выживания рода человеческого функции женщины — рожать, выделились еще две — вести дом, хозяйничать и доставлять наслаждение. А так как мир был уже мужской, а, следовательно, мужчина — хозяин и купец, то женщины, как всегда быстро сориентировавшись в изменившейся обстановке, начали совершенствовать свой товар. Одни холили и лелеяли себя для того, чтобы производить на свет здоровое потомство, и в этом видели свою ценность на базаре под названием «Ярмарка невест», другие совершенствовались в ведении хозяйства, от фермы до дворца, а третьи постигали науку доставления чувственных удовольствий. И это было только начало. Базар в южном городе. Разгар торгового дня. Жара, шум, крик. Горы фруктов и овощей, холмы арбузов и дынь прямо на земле. Ворота, в которые то и дело въезжают все новые машины с товаром. Прямо у ворот, на дороге, мешая всем, стоит женщина, окруженная кучей покупок. Водители, скрипя зубами, сложно маневрируют, стараясь ее объехать, пока не попадается один совершенно нетерпеливый. Высунувшись из кабины, он довольно сдержанно (Восток все-таки, чужая жена) рычит: «Уйди с дороги! Что ты тут стоишь?» Неспешный, плавный поворот головы и — не поднимая глаз: «Муж велел». Как такое могло случиться? Что, собственно говоря, произошло, пока люди двигались от примитивных способов взаимодействия на заре человеческого общества к высокоразвитой цивилизации сегодняшнего дня? Мужчины устроили мир по своим правилам и пониманию и по дороге явно запамятовали, что строили его не для себя одних, а для некоего совместного проживания и даже при поддержке и посильном участии тех, с кем они жить на этой планете собирались. Хоть и совершенно разные, но все-таки «однопланетяне». Планету-то одну на всех выдали. В результате этого строительства получился мужской мир для мужчин. Не по какому-то злому умыслу, а просто по факту того, что мужчины строили его по своему образу, подобию и разумению, то есть достаточно просто и примитивно — на преимуществе власти и силы. Просто и ясно. И как-то не удосужились поинтересоваться, до такой ли степени совпадают их представления о том, каков должен быть порядок у тех, кто будет с ними в этом мире жить, то есть у женщин. Построили… и часто вполне уютно и комфортно себя в нем ощущают. И если бы женщины не мешали, не звонили по телефону совершенно не вовремя, не сердились за то, что мужчины нет дома, и деньги раньше времени кончились, и все поломалось и испортилось, и любви не хватает, если бы со всеми этими претензиями не встревали, то мужчины, наверное, вполне могли бы почивать на лаврах, как Господь на седьмой день творения. Но так как волею судьбы мы живем на этой планете вместе, а некоторые по частному договору даже в одной квартире, то нам приходится учитывать друг друга. И постоянно отвечать на главный смысловой вопрос — зачем мы вместе? И что, кто-нибудь ответил? Да ответили-то многие, но вся путаница начинается, когда один ответит и другим свой ответ втюхивает. Хитрость в том, что использованные ответы не годятся, они от употребления портятся. И казалось бы, так это ясно. Все рвутся в уникальные и неповторимые, все обижаются, когда их с другими путают, ответы на самые животрепещущие вопросы подсовывают. Подождите, подождите, давайте пока не переходить к общим вопросам. Вот про женщин мы выяснили, что за процесс начал происходить, когда матриархат кончился. А мужчины? С ними-то как? В чем выразилась эта божественно-романтическая позиция? Как в чем? Оплодотворять, кормить, то есть зарабатывать, обеспечивать и защищать. Итак, роли распределены, основные требования и ожидания обозначены, одни должны это, другие им за это то. Мужчины берут на себя обязанность продолжать род, обеспечивать мать и потомство и защищать их. Женщинам вменяется в обязанность рожать, заботиться о доме, следовательно, о детях и мужчине и дарить наслаждение. Выясняем отношения Дальше игра, бесконечная игра в соответствие — несоответствие. В обычной жизни мы знаем ее под названием «выяснение отношений». Вся беда в том, что, хотя функции ясны и женщины, если хотят, точно знают, что ждать и что требовать от мужчин, и мужчины, если хотят, точно знают, что они хотят от женщин и за что готовы платить, люди так устроены, им нечем будет заполнить жизнь, если все так просто. И началось! А любовь? И переведя все тонкости и сложности этого процесса в мир торгово-денежных отношений, люди с упоением бросились во всем этом разбираться. Претензии, недовольство, нарушенные обещания, оправданные ожидания. Ссоры, примирения. Есть что делать! Мы же еще и учимся в этой жизни. И потенциальность — это еще не проявленность, но жизнь не дает паузы: «Подождите, сейчас поучимся и начнем жить». Правда, бывает, что люди в одном сочетании сойдутся, поживут, думают, что поучились, и сходятся в других сочетаниях, надеясь, что предыдущие уроки им помогут, и они, уже наученные, сделают следующий шаг, но обычно это кончается ничем.(Это может оказаться вторым уроком или третьим.Это уже вопрос смелости или доминирования познавательного рефлекса.) И вот наступает момент, когда женщина видит, что то, что она по умолчанию, сама того не понимая и не придумывая, а просто следуя фундаментальным законам взаимодействия, ждала от мужчины, не происходит. И от конкретного мужчины, и от мира, построенного по его законам, и в этой системе взаимодействий образуются щели, пустоты и провалы. Не прикрыто, не сделано, не защищено. И что она делает? Ждет, требует и начинает действовать самостоятельно. Следуя собственной гибкой и текучей природе, женщина практически автоматом внедряется в провалы и пустоты и заполняет их по-своему и своим, бесконечно предъявляя мужчинам претензии в их несоответствии и несостоятельности. А претензии эти совершенно бессмысленны и беспочвенны. Приятное заявление, а поубедительнее можно? Ничего приятного. Просто обнаруживается, что стартовая позиция есть, а умений нет, даже мысль о том, что всему этому надо учиться, что права уравновешиваются обязанностями, и та вызывает реакцию, простите, женскую, нервную. Встретившись на уровне природы, на уровне души, на уровне эмоционального взаимодействия и доверившись этому и решившись объединиться, никто не дал себе труда задуматься над тем, что ничего в жизни не происходит по умолчанию. Каждый пришел со своим. Женщина смотрит на мужчину через призму своих ожиданий, а думает, что видит его самого. Мужчина смотрит на женщину через призму своих ожиданий и думает, что видит ее. И чаще всего ни тот, ни другая не дают себе труда выяснить, а как оно для другого. Во-первых, это страшно, можно узнать совсем не то, что хотелось бы, во-вторых, ну, просто в голову не приходит. (Романтизм.В период романтизма сесть и холодно начать расспрашивать: так, что ты имел в виду?) А потом претензии на тему: «Вы не сдержали обещание». Конфликт в том, что вопрос, который женщина задает мужчине, очень часто задается на языке, мужчине чаще всего неизвестном. Причем эти претензии взаимные. Она ничего конкретного не говорит. Она что-то бормочет или щебечет, ну, это определение зависит от его эмоционального к ней отношения. Он не слушает. Он хмур, молчалив, недоволен и все дольше задерживается на работе. Он не получает того, что ждал, она того, что он обещал. О, божественная путаница! Ты тут как тут! Когда-то, очень давно, один мудрый мужчина, видя, как я, подобно мухе в паутину, вот-вот влипну в лапы этого божества-путаницы, сказал: разберись прежде всего с собой, пойми, чего же ты хочешь. Если ты хочешь жениться, то ищи девушку, которая хочет замуж, а если ты хочешь женщину, то ищи женщину, которая хочет мужчину. Те, кто не поленился задуматься, давно знают, что дифференциация существует и что она со временем привела к весьма четкой и ясной специализации. Кто хочет то, что хочешь ты Давайте посмотрим подробно, как это выглядит. Итак, с переходом от матриархата к патриархату сформировались три основные женские функции: рожать, хозяйничать, дарить наслаждение. Реализация этих функций со временем усложнялась, порождала все новые и новые требования и предложения на товарном рынке, который расцвел вокруг фундаментальных моментов в отношении мужчин и женщин. Спрос рождал предложение, предложение конкуренцию, конкуренция — все новые и новые способы привлечения внимания к товару. Из потребности в продолжении рода, то есть из потребности рожать, производить потомство, выделилась такая деятельность, как секс. Мы уже немало с тобой об этом говорили и достаточно подробно. Секс как деятельность, порожденная энергией потребности продолжения рода. Удовольствие то же, а последствий в виде нежелательного уже потомства — никаких. Но вся беда, что потребность эта относится к категории насыщаемых, а острота физиологического удовольствия со временем притупляется, следовательно, есть риск падения спроса на такой товар, и тогда — да здравствует прогресс! Появляются и расцветают всеми ругаемые, порицаемые, но совершенно неистребимые штуковины — проституция и порнография. Индустрия искусственного возбуждения. Полузапретная, а потому соблазнительная. И чем дальше, тем большей изобретательности требуется от продавцов, потому что за любыми новшествами в этой области неотступно следует пресыщение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|