Французская живопись XVIII века 6 глава
После смерти придворного художника Марии Медичи королевский интендант Клод Можи призывает Филиппа де Шампеня немедленно прибыть в Париж и предлагает ему место Дюшена. Champaigne, Philippe de (1602-74) (after); French. Medium: engraving. Date: 17th Century. Claude Maugis (1600-1658), abbe de Saint-Ambroise; Provenance: Private Collection. Photographic Rights The Bridgeman Уже 10 января 1628 года молодой художник приступает к работе. Ему только 26 лет, но он уже имеет почётное звание личного художника королевы-матери и должность камердинера короля. Его зарплата составляет 1200 ливров, и он имеет право жить в Люксембургском дворце. До конца жизни художник будет благодарен Можи за то, что тот выбрал именно его, и в своей мастерской будет всегда держать портрет человека, которому был обязан карьерой. 30 ноября 1628 года Шампень женится на Шарлотте Дюшен. Philippe de Champaigne. Portrait of Artist's Wife Philippe de Champaigne (1602–1674) Portrait of Charlotte Duchesne (Moravian Gallery in Brno) Phillippe de Champaigne. Portrait of Charlotte Duchesne (Metropolitan Museum of Art) Они живут в выделенных им апартаментах, и там же рождаются трое их детей: сын Клод в 1634 году и 2 дочери - Катрин в 1636 и Франсуаза в 1638 году. Беря в жёны Шарлотту, молодой художник становится законным опекуном осиротевших братьев и сестёр своей жены и чувствует себя обязанным содержать всю большую семью. В феврале 1629 года он получает французское гражданство. С этого времени Франция стала его 2-ой родиной. Королева Мария Медичи высоко ценит талант молодого художника и часто заказывает ему работы. В 1628 и 1629 годах появляется 1-ое большое произведение Шампеня - монументальная роспись в церкви Кармелитов при Фобурж Сен-Жак. Перед Филиппом открываются все двери, однако в период пребывания на должности официального художника двора, то есть между 1628 и 1643 годами, де Шампень не примет ни одного заказа, исходящего не от короля и его ближайшего окружения.
В течение этих 15 лет, вынужденный подчиняться сковывающим его обязательствам, он руководит своей мастерской в духе строжайшей дисциплины. Он объясняет ученикам, что "отдых, на который они имеют право после ужина, нужно ограничить до времени, которое они посвящают схождению по ступенькам в мастерскую", а "обед они должны есть, не прерывая работы". В оправдание этой строгости можно сказать лишь то, что и к себе художник предъявляет идентичные требования. Янсенизм - религиозное движение, зародившееся в начале XVII века. Название его происходит от имени епископа Янсения. К распространению этого направления во Франции имеет отношение семья Арно и цистерианское аббатство Пор-Рояль с настоятельницей Матушкой Арно во главе. Янсенистская доктрина провозглашает обязательность полного самоотречения, служения Богу и строжайшего аскетизма. Практика безукоризненной жизни соединяется с убеждением, что Бог дарует Спасение немногим, других он обрекает на осуждение, что Христос умер только за избранных. Янсенисты проигрывают теологический спор с иезуитами, их взгляды подвергаются осуждению Рима. С 1656 года янсенисты уничтожены королём, которого они упрекали в распущенности. Пор-Рояль был закрыт в 1709 году, а монастырь разрушен. В XVII веке во Франции наблюдается меценатство троякого вида: королевское, мещанское и церковное. Больше всего заказов поступает от церкви: часовни и алтари украшаются скульптурой и живописью - развитие религиозного искусства является реакцией на протестантизм. Кроме того, монастыри и религиозные общины, отдавая себе отчёт в педагогическом значении иллюстраций, помещают на стенах, сводах, алтарях и внутренних галереях картины, изображающие сцены из Библии или истории жизни святых основателей. Однако этой образовательной цели можно достичь разными способами: одни считают, что на верующих действует размах и роскошь, другие делают акцент на скромность средств и аскетизм - иезуитская логика решительно противопоставляется мышлению янсенистов. По мнению иезуитов, блеск искусства, располагающего широкими средствами, облегчает человеку понимание Бога. А янсенисты отвергают демонстративную роскошь, так как считают, что она отвлекает внимание христианина от необходимости борьбы за спасение души.
Церковь, построенная в Париже Матушкой Анжеликой Арно из Пор-Рояля, лишена каких-либо украшений, так как, по её мнению, чувственные ощущения являются препятствием для обретения спасения. По янсенистской доктрине, человек, осквернённый первородным грехом, может быть спасён исключительно благодаря милости, которой суровый Бог одаряет немногих избранников. Этому пессимистическому образу человека, отданного на растерзание Злу, противостоят иезуиты, которые подчёркивают значение свободной воли и выбора, совершаемого на протяжении всей жизни. В иезуитской концепции человек должен активно сотрудничать с Богом в реализации своего плана Спасения. Шампень сблизился с янсенистами из Пор-Рояля в 1643 году и останется верен им до конца жизни. Глубоко верующему художнику импонирует строгость обрядов янсенистов, их пылкая и требовательная религиозность, полное посвящение себя Богу и аскетизм, отвергающий роскошь и комфорт мира. Янсенисты с подозрением относятся к каждому произведению искусства, слишком сильно влияющему на чувства. Они допускают исключительно живопись, позволяющую лучше понять Священное Писание. Нет ничего удивительно в том, что одним из великих художников, которых признаёт Пор-Рояль, является Шампень - ведь его благородный, лишённый каких-либо излишеств стиль соответствует их доктрине. В 1631-1636 годах по заказу кардинала Ришелье Шампень вместе с Симоном Вуэ (1590-1649) декорируют галерею Искусств и галерею Славных Мужей во дворце Пале-Кардинал (позже названном Пале-Рояль). В некоторых архивных материалах тех лет встречаются упоминания о пренебрежении, с каким Вуэ отзывался о Шампене, называя его "ловкачом". Однако кардинал Ришелье - всемогущий министр короля Людовика XIII (1610-1643) - придерживается другого мнения о профессиональных и человеческих качествах художника. Кардинал очень ценит Филиппа де Шампеня и доверяет ему много заказов, в основном на портреты и декоративные росписи.
Историк Парижа Анри Соваль скажет в 1774 году, что Шампень в 1635-1643 годах являлся "Апеллесом этого Александра", имея в виду, что де Шампень стал любимым мастером фактического властителя Франции. В то же время художник работает и на короля. В 1637 году он запечатлевает клятву Людовика XIII, вверяющего Францию покровительству Божьей Матери. Однако в скором времени умирают оба высоких покровителя: Ришелье - 4 декабря 1642, а Людовик XIII - 14 мая 1643 года. Карьера Филиппа де Шампеня с этих пор меняется. В 1643 году королём Франции становится Людовик XIV, но Шампень продолжает оставаться придворным художником. Анна Австрийская, 18 лет выполнявшая функции регентши малолетнего сына, заказывает картины для Пале-Рояля и Валь-де-Граса. Художник украшает также апартаменты самого короля. Однако официальные заказы двора становятся уже не столь многочисленными, как раньше. Кардинал Мазарини, министр в период регентства, такой же влиятельный, каким раньше был Ришелье, не был слишком горячим поклонником живописи де Шампеня. "Ришелье ревностно следил, чтобы наш художник работал в основном на него, а у Мазарини преобладает вежливое уважение", - напишет в XX веке историк искусств Дориваль. Поэтому Филипп де Шампень вынужден искать новых заказчиков. Ими будут монастыри и частные лица. 1643 год важен и по другой причине. К семье присоединяется 11-летний племянник художника Жан-Баптист. Несколькими месяцами раньше сын художника упал, поранив голову, и вскоре после этого умер. Филипп тогда обратился с просьбой к брату, чтобы тот прислал к нему одного из своих сыновей на воспитание. Жан-Баптист окажется благодарным воспитанником и одним из самых верных учеников своего дяди. В 1643 году художник налаживает тесные контакты с янсенистами и их оплотом - монастырём Пор-Рояль. Филиппу де Шампеню 41 год. Он - состоявшийся профессионал, богатый и уважаемый человек, однако счастливым себя не ощущает, поскольку тяжело переживает утрату близких людей. Жена умерла в 1638 году, через 10 лет после свадьбы. Затем несчастный случай унёс горячо любимого сына. Страдания укрепили глубокую веру художника. Монахини из Пор-Рояля поддерживают его духовно. В 1648 году художник отдаёт своих дочерей на воспитание янсенистам. Младшая дочь умирает 20 сентября 1655 года, а старшая, Катрин, даёт монашеский обет 14 ноября 1657 и получает имя сестры Катрин от святой Сюзанны.
Филипп де Шампень был человеком мягким и чувствительным, ему нелегко было смириться со смертью дочери. С монастырём, в который ушла дочь, он до конца жизни будет поддерживать тесный контакт. Шампень помогает монахиням финансово и выполняет их заказы. Позднее, когда король начнёт борьбу с янсенистами, художник не колеблясь станет на сторону Пор-Рояля. Шампень - один из основателей Королевской Академии живописи и скульптуры. 6 марта 1653 года он становится её профессором, а позже - ректором. В силу этих должностных обязанностей он составляет множество лекций, например, посвящённых анализу картин Пуссена и Тициана. Однако после смерти Мазарини (1661) художник резко утрачивает влияние при дворе; молодому королю Людовику XIV не нравится аскетическая живопись Шампеня, он предпочитает лёгкий стиль Шарля Лебрена (1619-1690), с которым Шампень конкурировал с 1654 г. и участвовал в украшении дворца Тюильри под его руководством. Шампень, правда, сохраняет звание королевского художника, но он больше не имеет ни заказов, ни денег, ни влияний. Художник не переживает немилость, ведь теперь у него появляется больше времени, чтобы работать на церковь. В 1660 году Шампеня ожидает очередной удар: его единственная дочь, Катрин, тяжело заболевает и утрачивает способность ходить. Однако благодаря молитвенному обету монашек монастыря во главе с матерью-настоятельницей Агнес Арно девушка встала на ноги. В Пор-Рояле говорят от чуде. 4000579_La_Mere_CatherineAgnes_Arnault_et_la_soeur_Catherine_de_Sainte_Suzanne_de_Champaigne (700x505, 292Kb) La Mère Catherine-Agnès Arnault et la soeur Catherine de Sainte Suzanne de Champaigne. Обет (Лувр, Париж, Франция, 1662) Чтобы понять весь смысл картины "Аббатиса, мать Катрин Аньес Арно, и сестра Катрин де Сент-Сюзан", нужно знать содержание надписи, которая есть на холсте. Она обращена к Христу, как врачевателю души и тела, и рассказывает, что сестра Катрин (сидящая справа женщина с тонкими чертами лица, в возрасте двадцати шести лет) в течение четырнадцати месяцев страдала от изнурительной лихорадки, которая наполовину парализовала ее тело. Врачи потеряли надежду ее вылечить, но здоровье удалось ей вернуть после того, как настоятельница, мать Аньес, секретарем у которой была Катрин, помолилась вместе с ней. Надпись сообщает, что в честь такого чуда и в знак своей радости отец Катрин, художник Филипп де Шампень написал эту картину.
Свет в картине падает, судя по тени, слева, но не нарушает царящий в комнате полумрак. Луч, нисходящий на настоятельницу, имеет явно неземной характер — он воплощает, видимо, тот проблеск надежды, который, как сообщается, мать Аньес почувствовала при последних словах произносимой ими молитвы. Это событие было великой благодатью для монахинь Пор-Руаяль, ибо им угрожало суровое преследование и закрытие монастыря за приверженность аскетическому учению нового реформатора католической церкви Корнелиса Янсена (к великому неудовольствию и иезуитов, и короля). Чудесное исцеление за несколько лет до этого молодой племянницы французского ученого и религиозного философа Блеза Паскаля уже дало повод к гонениям. В раскрытом крохотном реликварии на коленях у Катрин лежит, по-видимому, священный шип с тернового венца Спасителя, которому и приписывались все эти исцеления. Святая благодать, дававшая янсенистам силу исцелять, была наградой за их стойкость. Мать Аньес неустанно призывала в своих проповедях только к одному — просить Бога о силе выносить любые страдания, какими бы мучительными они не были. Монастырь Пор-Руаяль действительно в конце концов закрыли. История бедствий и чудес, происшедших с его обитательницами, всплыла снова столетие спустя, когда были заново открыты их описания и это величественное произведение. Оно излучает ту непреклонность веры, переживание которой вдохновило художника к созданию этой картины В эти трудные годы опорой художника является племянник и воспитанник - Жан-Баптист, который женится позже на крестнице дяди - племяннице давно умершей Шарлотты. К концу жизни активно занимался педагогической деятельностью, среди его учеников были Жан Морен, Nicolas de Plattemontagne, Анри де Шампень, младший брат Филиппа (1609-после 1656), и Клод де Шампень (actif vers 1636-1650). Не оставил печатных трудов, но сохранились его лекции и комментарии, записанные в 1660-х годах Андре Фелибьеном. Пока художнику позволяет здоровье, он продолжает службу в Академии. В 1672 году, "судя по недомоганиям, которые ощущал каждый день, он предчувствовал, что приближается конец его жизни", - пишет свидетель тех событий Фелибьен. Художник составляет завещание и вскоре уходит из жизни. Филипп де Шампень умер 12 сентября 1674 года. Мемориальная доска на доме № 20 на улице des Écouffes, Paris 4e, отмечающая расположение дома, в котором художник Филипп де Шампань умер 12 августа 1674.
Филипп де Шампень, занимающий одно из самых видных мест в истории портрета, написал и большое количество церковных картин — если не блестящих и не жизненных, то все же заслуживающих внимания превосходной методичной техникой. Не этому ли воспитаннику фламандской школы обязан и Пуссен более, нежели своему учителю Варену, своим техническим мастерством? Ведь оба художника встретились в Париже, подружились и даже поселились в одном «подворье». Внушает уважение и добросовестное, вдумчивое отношение Шампеня к религиозным темам, выдающее его близость к янсенистам, к этим «пуританам католицизма». Младший Шампень, Жан Батист, приходившийся племянником Филиппу, несколько более свободен в приемах и более гармоничен в красочных сочетаниях. Известная пышность его приемов оказалась даже пригодной для декоративных ансамблей Лебрена, а его «Взятие Богородицы на небо» выдерживает соседство если не самого Рубенса, то Дипенбека и Крайера А.Бенуа. История живописи Шампань оставил достаточно большое количество полотен, по большей части на религиозные сюжеты, но из его наследия наибольший интерес для следующих поколений представляют портреты, самыми знаменитыми из которых оказались изображения Ришелье. Также он писал портреты Мазарини, Людовика XIII, Кольбера, виконта Тюренна, Карла II Английского, а также Блеза Паскаля, Вуатюра, архитекторов Жака Лемерсье и Франсуа Мансара, и других значимых лиц той эпохи. В ранний период творчества находился под влиянием Рубенса, но со временем его манера приобретает большую сухость и строгость. Его портретная живопись в настоящий момент ценится больше религиозной, которая ничем не выделяется на фоне обычных барочных полотен того времени. В конце XIX — начале XX века на страницах Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона давалась следующая рецензия творчеству художника: «Картины этого художника имеют некоторое сходство с произведениями Н. Пуссена, не превосходят их в отношении силы, ясности и естественности колорита; напротив того, по ним видно, что, сравнительно с Пуссеном, Шампень был в меньшей степени одарен находчивостью фантазии и даром композиции, первоклассным мастером он является преимущественно в своих портретных работах, отличающихся тонкой передачей характера изображенных лиц, вкусом их постановки, рельефностью лепки, блеском красок и тщательностью исполнения… Портрет Жана-Батиста Кольбера (Музей Метрополитен, Нью-Йорк) Жан-Бати́ст Кольбе́р (фр. Jean-Baptiste Colbert; 29 августа 1619, Реймс — 6 сентября 1683, Париж) — французский государственный деятель, фактический глава правительства Людовика XIV после 1665 года. Главная должность — контролёр финансов, но также занимал и многие другие руководящие посты. Сторонник политики меркантилизма, способствовал развитию национального флота, торговли и промышленности. Заложил экономические предпосылки для формирования Французской колониальной империи.При его покровительстве были основаны Академия надписей и литературы (1663), Королевская академия наук (1666), Королевская академия музыки (1669) и Королевская академия архитектуры (1671) Филипп де Шампань Филипп де Шампань. Автопортрет. 1625-50 Яркий представитель французской школы живописи эпохи Барокко, Филипп де Шампань, родился в семье небогатой (26 мая 1602г.). Его родиной был город Брюссель герцогства Брабант в Нидерландах в период правления эрцгерцога Альберта и его жены Изабеллы. Жак Фукьер – французский пейзажист, стал учителем Филиппа. Получив творческие навыки, в возрасте девятнадцати лет юноша отправился в Париж, где работал наравне с Пуссеном. Его труд состоял в украшении Люксембургского дворца (Palais du Luxembourg) под руководством Антуана Николя Дюшене, придворного художника. Причем второй вскоре стал его тестем, после женитьбы де Шампаня на дочери наставника и то после смерти последнего. Безоблачные отношения будущих родственников нарушились по причине успешности Филиппа, затмившего талантом Дюшене. Личные передряги заставили молодого художника покинуть Париж и вернуться в Брюссель для проживания совместно с братом. Его успех был оправдан невероятной трудоспособностью и выбором сюжетной линии. Наряду с религиозной тематикой особенно Филиппу удавались портретные работы, яркий пример - «Тройной портрет кардинала Ришелье» - 1637-42г.г. Тройной портрет кардинала Ришелье. 1637-42 Внимание живописца не прошло стороной Мазарини и Кольбера, Людовика XIII и Карла II Английского, виконта Тюренна и архитекторов Лемерсье и Мансара. В отличие от соратников по цеху, де Шампань любил цвет, много алого, много ультрамарина («Людовик XIII, король Франции» - 1635г., «Благовещенье» - 1644г, «Тайная Вечеря – 1652г.», «Жертвоприношение Исаака» и «Святой Павел»). Людовик XIII, король Франции. 1635 Благовещенье. 1644 Тайная Вечеря. 1652 Жертвоприношение Исаака Святой Павел. Сочные полотна и прекрасная компоновка, живые лица и одухотворенность героев создавали конкуренцию многим маститым художникам. Несмотря на зависть к таланту юноши, Дюшене все же протежировал молодого живописца, знакомил с именитыми заказчиками и создавал благоприятную почву для работы. После смерти покровителя Филипп смог вернуться во французскую столицу и, наконец, жениться на возлюбленной. По возвращении в Париж художник стал придворным живописцем королевы Марии Медичи. По заказу кардинала Ришелье мастером были украшены дворец и церковь. 1640-ой стал для де Шампаня переломным, он попадает под влияние нового религиозного движения – янсенизма. Это не повлияло на его популярность и основание совместно с Вуэ Королевской Академии живописи. С 1654 года конкурентом Филиппа становится Лебрен. Вместе с ним мастер украшает дворец Тюильри. Это вновь религиозные мотивы и изображения святых. Современные критики, не смотря на большое количество подобных работ, все же отдают дань де Шампаню, как замечательному портретисту. Его «фишкой» становятся групповые портреты. Многие искусствоведы сравнивают творчество Филиппа де Шампаня с Пуссеном. Вплоть до того, что фантазией Филипп был наделен в меньшей степени и обладал сухостью письма, поддавшись влиянию Рубенса.
Среди работ художника есть одна отличная по технике исполнения и теме. Это картина, что посвящена его дочери, выздоровевшей после продолжительной лихорадки («Покаяние» - 1662г.). Покаяние. 1662 Героями полотна выступают дочь автора и мать-настоятельница. Их взоры полны веры и благоговения пред силой неведомой смертным. Колорит необычен для барочной живописи в темных коричневых тонах. Здесь присутствует и свет, и теплый полумрак, но нет контраста и игры насыщенных участков фона. Мало красного и обилие дымчатых цветов. 12 августа 1674 год великий де Шампань скончался новой родине, в Париже, оставив в наследство огромную коллекцию работ. 39. Творчество Никола Пуссена В несколько ином плане происходило развитие живописи классицизма, основоположником и главным представителем которой был величайший французский художник 17 в. Никола Пуссен. Художественная теория живописи классицизма, основой для которой служили выводы итальянских теоретиков и высказывания Пуссена, во второй половине 17 столетия превратившаяся в последовательную доктрину, в идейном плане имеет много общего с теорией классицистической литературы и драматургии. Здесь также подчеркивается общественное начало, торжество разума над чувством, значение античного искусства как непререкаемого образца. По словам Пуссена, произведение искусства должно напоминать человеку «о созерцании добродетели и мудрости, с помощью которых он сумеет остаться твердым и непоколебимым перед ударами судьбы». В соответствии с этими задачами была разработана система художественных средств, применявшаяся в изобразительном искусстве классицизма, и строгая регламентация жанров. Ведущим считался жанр так называемой исторической живописи, включавший композиции на исторические, мифологические и библейские сюжеты. Ступенью ниже стояли портрет и пейзаж. Бытовой жанр и натюрморт в живописи классицизма фактически отсутствовали. Но Пуссена в меньшей степени, чем французских драматургов, влекло к постановке проблем общественного бытия человека, к теме гражданского долга. В большей мере его привлекали красота человеческих чувств, размышления о судьбах человека, о его отношении к окружающему миру, тема поэтического творчества. Особенно должно быть отмечено важное значение для философско-художественной концепции Пуссена темы природы. Природа, которую Пуссен воспринимал как высшее воплощение разумности и красоты,-- это жизненная среда для его героев, арена их действия, важный, нередко главенствующий компонент в образном содержании картины. Для Пуссена античное искусство менее всего было суммой канонических приемов. Пуссен уловил в античном искусстве главное -- его дух, его жизненную основу, органическое единство высокого художественного обобщения и чувства полноты бытия, образной яркости и большой общественной содержательности. Творчество Пуссена падает на первую половину века, ознаменованную подъемом общественной и художественной жизни во Франции и активной социальной борьбой. Отсюда общая прогрессивная направленность его искусства, богатство его содержания. Иное положение сложилось в последних десятилетиях 17 в., в период наибольшего усиления абсолютистского гнета и подавления прогрессивных явлений общественной мысли, когда централизация распространилась на художников, объединенных в Королевскую Академию и вынужденных служить своим искусством прославлению монархии. В этих условиях их искусство утратило глубокое общественное содержание, и на первый план выступили слабые, ограниченные черты классицистического метода. И художникам классицизма и «живописцам реального мира» были близки передовые идеи эпохи -- высокое представление о достоинстве человека, стремление к этической оценке его поступков и ясное, очищенное от всего случайного восприятие мира. В силу этого оба направления в живописи, несмотря на имевшиеся между ними отличия, тесно соприкасались между собой. Пуссен родился в 1594 г. вблизи города Андели в Нормандии в семье небогатого военного. О юношеских годах Пуссена и его раннем творчестве известно очень мало. Возможно, его первым учителем был посетивший в эти годы Андели странствующий художник Кантен Варен, встреча с которым имела решающее значение для определения художественного призвания юноши. Вслед за Вареном Пуссен тайно от родителей покидает родной город и уезжает в Париж. Однако Эта поездка не приносит ему удачи. Лишь спустя год он вторично попадает в столицу и проводит там несколько лет. Уже в юношеские годы Пуссен обнаруживает большую целеустремленность и неутомимую жажду знания. Он изучает математику, анатомию, античную литературу, знакомится по гравюрам с произведениями Рафаэля и Джулио Романе. В Париже Пуссен встречается с модным итальянским поэтом кавалером Марино и иллюстрирует его поэму «Адонис». Эти сохранившиеся до нашего времени иллюстрации являются единственно достоверными произведениями Пуссена его раннего парижского периода. В 1624 г. художник уезжает в Италию и поселяется в Риме. Хотя Пуссену было суждено прожить почти всю свою жизнь в Италии, он горячо любил свою родину и был тесно связан с традициями французской культуры. Он был чужд карьеризма и не склонен к поискам легкого успеха. Его Жизнь в Риме была посвящена настойчивой и систематической работе. Пуссен зарисовывал и обмерял античные статуи, продолжал свои занятия наукой, литературой, изучал трактаты Альберти, Леонардо да Винчи и Дюрера. Он иллюстрировал один из списков трактата Леонардо; в настоящее время эта ценнейшая рукопись находится в Эрмитаже. Творческие искания Пуссена в 1620-е гг. были очень сложными. Мастер шел долгим путем к созданию своего художественного метода. Античное искусство и художники эпохи Возрождения были для него высшими образцами. Среди современных ему болонских мастеров он ценил наиболее строгого из них -- Доменикино. Относясь отрицательно к Караваджо, Пуссен все же не остался безучастным к его искусству. На протяжении 1620-х гг. Пуссен, уже вступив на путь классицизма, часто резко выходил за его рамки. Такие его картины, как «Избиение младенцев» (Шантильи), «Мученичество св. Эразма» (1628, Ватиканская пинакотека), отмечены чертами близости к караваджизму и барокко, известной сниженностью образов, преувеличенно драматической трактовкой ситуации. Необычно для Пуссена по своей обостренной экспрессии в передаче чувства душераздирающей скорби эрмитажное «Снятие со креста» (ок. 1630). Драматизм ситуации здесь усилен эмоциональной трактовкой пейзажа: действие развертывается на фоне грозового неба с отблесками красной зловещей зари. Иной подход характеризует его работы, выполненные в духе классицизма. Культ разума -- одно из основных качеств классицизма, и поэтому ни у одного из великих мастеров 17 в. рациональное начало не играет такой существенной роли, как у Пуссена. Сам мастер говорил, что восприятие художественного произведения требует сосредоточенного обдумывания и напряженной работы мысли. Рационализм сказывается не только в целеустремленном следовании Пуссена этическому и художественному идеалу, но и в созданной им изобразительной системе. Он построил теорию так называемых модусов, которой старался следовать в своем творчестве. Под модусом Пуссен подразумевал своего рода образный ключ, сумму приемов образно-эмоциональной характеристики и композиционно-живописного решения, наиболее соответствовавших выражению определенной темы. Этим модусам Пуссен дал названия, идущие от греческих наименований различных ладов музыкального строя. Так, например, тема нравственного подвига воплощается художником в строгих суровых формах, объединенных Пуссеном в понятие «дорийского лада», темы драматического характера -- в соответствующих им формах «фригийского лада», темы радостные и идиллические -- в формах «ионийского» и «лидийского» ладов. Сильной стороной произведений Пуссена являются достигнутые в результате этих художественных приемов отчетливо выраженная идея, ясная логика, высокая степень завершенности замысла. Но в то же время подчинение искусства определенным стабильным нормам, внесение в него рационалистических моментов представляло также большую опасность, так как это могло привести к возобладанию незыблемой догмы, омертвлению живого творческого процесса. Именно к этому пришли все академисты, следовавшие лишь внешним приемам Пуссена. Впоследствии эта опасность встала перед самим Пуссеном. Пуссен. Смерть Германика. 1626-1627 гг. Миннеаполис, Институт искусств. Одним из характерных образцов идейно-художественной программы классицизма может служить пуссеновская композиция «Смерть Германика» (1626/27; Миннеаполис, Институт искусств). Здесь показателен уже сам выбор героя -- мужественного и благородного полководца, оплота лучших надежд римлян, отравленного по приказу подозрительного и завистливого императора Тиберия. Картина изображает Германика на смертном одре в окружении его семьи и преданных ему воинов, охваченных общим чувством волнения и скорби. Очень плодотворным для творчества Пуссена было увлечение искусством Тициана во второй половине 1620-х гг. Обращение к тициановской традиции способствовало раскрытию наиболее живых сторон дарования Пуссена. Велика была роль колоризма Тициана и в развитии живописного дарования Пуссена. Пуссен. Царство Флоры. Фрагмент. Ок. 1635 г. Дрезден, Картинная галлерея. В его московской картине «Ринальдо и Армида» (1625--1627), сюжет которой взят из поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», эпизод из легенды о средневековом рыцарстве трактован скорее как мотив античной мифологии. Волшебница Армида, найдя спящего рыцаря-крестоносца Ринальдо, увозит его в свои волшебные сады, и кони Армиды, влекущие ее колесницу по облакам и едва сдерживаемые прекрасными девушками, похожи на коней бога солнца Гелиоса (этот мотив впоследствии часто встречается в картинах Пуссена). Нравственная высота человека определяется для Пуссена соответствием его чувств и поступков разумным законам природы. Поэтому идеал Пуссена -- это человек, живущий единой счастливой жизнью с природой. Этой теме художник посвятил такие полотна 1620--1630-х гг., как «Аполлон и Дафна» (Мюнхен, Пинакотека), «Вакханалии» в Лувре и Лондонской Национальной галлерее, «Царство Флоры» (Дрезден, Галлерея). Он воскрешает мир античных мифов, где смуглые сатиры, стройные нимфы и веселые амуры изображены в единстве с прекрасной и радостной природой. Никогда впоследствии в творчестве Пуссена не появляются такие безмятежные сцены, такие прелестные женские образы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|