Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Французская живопись XVIII века 12 глава




Обет верности Эроту

Образы Греза - скорее обобщенные типы, чем конкретные индивидуальности. Благородный отец многочисленного семейства - образцовый гражданин, осознающий свой долг и моральную ответственность за счастье и благополучие своих детей. Старая мать, опечаленная расставанием с дочерью и одновременно радующаяся устройству ее судьбы. Жених, почтительно внимающий советам тестя, который напоминает зятю о предстоящих ему обязанностях. Целомудренно скромная и застенчивая невеста. Аккуратно сложенные на полке буханки хлеба, изображенные в глубине картины, указывают на усердное трудолюбие преуспевающего земледельца, обеспечивающего своей семье «хлеб насущный» (труд как единственное право на собственность). Курица с цыплятами на переднем плане намекает на будущую роль невесты — рождение и воспитание детей. Задуманная в контексте просветительского идеала брака и семейных отношений, «Деревенская помолвка» декларировала необходимость неукоснительного соблюдения женихом и невестой функций, предписанных им законами природы. Именно это, как считали энциклопедисты, является одним из главных гарантов жизнеспособности брачного союза и, соответственно, социальной гармонии и стабильности. Наряду с бытовыми картинами Грез, большой популярностью в Салоне пользовались его tetes d'expression - изображения миловидных девушек, которые с умилением ласкают собачку, плачут над умершей птичкой, задумчиво смотрят на разбитый кувшин или возводят к небу глаза в молитве. Несмотря на слащавую сентиментальность и надуманность этих картин, в которых Жан-Батист Грёз подчеркивал грацию и кокетливое жеманство своих моделей, салонная публика с восторгом созерцала «tetes d'expression», восхищаясь не только эмоциональностью образов, но и мягкой плавностью линий, дымчатой светотенью и гармоничной колористической гаммой.

Между тем, несмотря на феноменальную славу, которую приобрел Грез благодаря бытовым сценам и tetes d'expression, художник стремился получить звание исторического живописца, самое престижное в академической иерархии жанров. В 1769 году Грез представил на суд академиков morceau de reception на сюжет из античной истории «Септимий Север упрекает своего отца Каракаллу в покушении на его жизнь» (Париж, Лувр). Члены академического жюри сочли композицию неудачной, поскольку Грез использовал в трактовке исторической темы приемы, характерные для бытового жанра. Претензии Греза на Grand style, мало соответствовавшие его творческим возможностям, были признаны необоснованными, и его приняли в Академию как жанрового живописца. Особую ценность в художественном наследии Жан-Батист Грёз представляют портреты. Они более искренние, естественные и правдивые, нежели его бытовые сцены - «живые картинки», иллюстрирующие пороки и добродетели. Предпочитая изображать близких или хорошо знакомых ему людей, Грез умел передать неповторимое своеобразие внешнего облика и основные черты характера человека, однако его портреты не отличаются той глубиной психологического анализа и тем артистизмом исполнения, которые были присущи лучшим работам его современников: М. К. де Ла Тура и Ж. Б. Перроно.

Для живописного стиля Жан-Батист Грёз типичны гладкая, вялая и монотонная манера письма и маловыразительный колорит с преобладанием коричневых, оливковых и серых тонов. В преддверии Французской революции и в послереволюционный период произведения Греза, не отвечавшие вкусам и требованиям новой эпохи, постепенно вышли из моды, хотя художник и написал портреты Наполеона и видных деятелей революции. В Салонах 1800, 1802 и 1804 гг. Грез по-прежнему экспонировал картины на свои излюбленные темы. В последние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности. Подобно Антуану Ватто, Франсуа Буше и Ж. О. Фрагонару, Грез был одним из лучших рисовальщиков XVIII века. Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже. Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), выполненные в обобщенной манере смелыми и динамичными штрихами, а также эскизы законченных композиций. Грез-рисовальщик виртуозно работал в различной технике: черный мел, сангина, тушь, сепия, акварель, «три карандаша».

Особенности искусства Просвещения. Грез.

В целом можно рассматривать художественную культуру XVIII века как период ломки воздвигающейся веками грандиозной художественной системы, в соответствии с которой искусство создавало особую идеальную среду, модель жизни более значительной, чем реальная, земная жизнь человека. Эта модель превращала человека в часть более высокого мира торжественной героики и высших религиозных, идейных и этических ценностей. Эпоха Возрождения заменила религиозный ритуал светским, возвела человека на героический пьедестал, но все равно искусство диктовало ему свои нормы. В XVIII веке вся эта система подверглась пересмотру. Ироническое и скептическое отношение ко всему, что почиталось избранным и возвышенным прежде, превращение возвышенных категорий в академические образцы снимали ореол исключительности явлений, которые веками почитались как образцы. Перед художником впервые открылась возможность небывалой свободы наблюдения и творчества. Искусство эпохи Просвещения использовало старые стилистические формы классицизма, отражая при их помощи уже совершенно иное содержание.

В искусстве еще живут сложившиеся в прошлом веке направления (классицизм, барокко), но они вобрали в себя новые веяния времени, и некоторые из привычных традиций начинают изживать себя. Барокко, выражавшее состояние мятущегося человека в мире рухнувших идеалов Возрождения, наполненное переплетением противоположностей, бурное, пышное, изощренное, постепенно сходит на нет, его отголоски некоторое время звучат лишь в театре. На его место приходит, правда, на короткое время, другое направление искусства — рококо, по предположениям различных исследователей, выросшее из барокко.

Жан-Батист Грёз (1725-1805) - знаменитый французский живописец и рисовальщик второй половины XVIII века, один из крупнейших представителей искусства эпохи Просвещения. Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию. В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям». В 1755 году Жан-Батист Грёз был причислен к Королевской Академии живописи и скульптуры, представив в качестве morceau d'agrement композицию «Маленький лентяй» (Монпелье, Музей Фабра). в 1755-1761 гг. Грез создал целый ряд жанровых композиций, в которых стремился возвысить бытовую сцену до уровня исторической живописи. Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. 1758-1759, Чикаго, Художественный институт), свидетельствующая о внимательном изучении Греза творчества П. П. Рубенса и А. Ван Дейка. Главная тема творчества Греза — это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя, или Плоды дурного воспитания» (нач. 1760-х), «Паралитик, или Плоды хорошего воспитания».Смысл нравоучения раскрывается через жесты и мимику персонажей, а также посредством многозначительных второстепенных деталей. Жанровые композиции Греза - это картины-рассказы, картины-спектакли, в которых всегда есть назидание или поучительный пример. Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие), Грез развивал отчасти тематический репертуар Ж. С. Шардена. Однако Шарден делал это ненавязчиво, деликатно, тогда как Грез - с преувеличенным пафосом и назойливо (театрализованные мизансцены, патетические позы, акцентированная мимика). При сравнении Жана-Батиста Грёза с Шарденом особенно очевидны нарочитая искусственность первого и необыкновенная искренность и простота второго. В целом живопись Греза носит литературно-описательный характер. Одна из самых знаменитых картин Греза - «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг.. Грез воплотил в этом произведении просветительский идеал социального миропорядка (семья как основа единства и нравственного здоровья общества). Наряду с бытовыми картинами Грез, большой популярностью в Салоне пользовались его tetes d'expression - изображения миловидных девушек, которые с умилением ласкают собачку, плачут над умершей птичкой, задумчиво смотрят на разбитый кувшин или возводят к небу глаза в молитве. Между тем, несмотря на феноменальную славу, которую приобрел Грез благодаря бытовым сценам и tetes d'expression, художник стремился получить звание исторического живописца, самое престижное в академической иерархии жанров. Особую ценность в художественном наследии Жан-Батист Грёз представляют портреты. Они более искренние, естественные и правдивые, нежели его бытовые сцены - «живые картинки», иллюстрирующие пороки и добродетели. В последние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности. Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже.

49. Французская живопись XVIII века

В начале XVIII в. во Франции появился новый стиль – рококо.

В переводе с французского рококо (rocaille) – «раковина». Название этого художественного стиля раскрывает его характерную черту – любовь к сложным формам, причудливым линиям, напоминающим изящный силуэт раковины.

Стиль рококо просуществовал недолго (примерно до 40-х гг.), но его влияние на европейскую культуру оказалось очень сильным.

Во второй половине XVIII в. начался новый всплеск интереса к античной культуре. Отчасти это было связано и с раскопками Помпеи, которые открыли уникальные памятники искусства. С другой стороны, этому интересу способствовали идеи французского Просвещения: идеал искусства и общественной жизни они видели в истории и культуре Древней Греции и Древнего Рима. Таким образом, сложился новый стиль – неоклассицизм. Так было не во всех странах. Например, в Италии стиль барокко существовал одновременно со стилем рококо, тогда как во Франции барокко не получил особенного развития. В России рококо и неоклассицизм дополняли друг друга.

В XVIII в. заказчики не играли уже главной роли в судьбе художника: главным судьёй произведений искусства стало общественное мнение. Появилась художественная критика: Дени Дидро, Жан Жак Руссо и др.

Важным событием художественной жизни Франции XVIII в. стали публичные выставки – Салоны. С 1667 г. их ежегодно организовывала парижская Королевская академия живописи и скульптуры при поддержке королевского двора. Успех в Салоне являлся для живописца или скульптора признанием. Участвовать в Салонах стремились не только французы, поэтому Париж постепенно превратился в общеевропейский художественный центр.

Жан Антуан Ватто (1684-1721)

Французская живопись XVIII века

Розальба Каррьера. Портрет Антуана Ватто (1721)

Антуан Ватто – французский живописец первой трети XVIII в., родоначальник стиля рококо.

Он открыл в живописи сферу тончайших эмоций, созвучных лирике пейзажа.

А. Ватто родился в провинциальном городе в семье кровельщика. Уже в ранние годы проявились его художественные способности, и отец отдал его в ученики местному живописцу незначительного дарования. Очень скоро наставник уже перестал быть полезен будущему художнику. Антуан Ватто против воли отца тайно покидает родной городок Валансьен и пешком добирается до Парижа, где нанимается в живописную мастерскую на мосту Нотр-Дам, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей. Ватто механически копировал одни и те же популярные картины, а в свободное время рисовал с натуры. Он был исключительно трудолюбив.

Французская живопись XVIII века

Антуан Ватто «Капризница» (ок. 1718). Государственный Эрмитаж (Петербург)

Вскоре Ватто обрел первых покровителей – Пьера Мариэтта и его сына Жана, гравёров и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами. У Мариэттов Ватто получил возможность познакомиться с работами Рембрандта, Тициана, Рубенса. При посредничестве Мариэттов Ватто становится учеником художника Клода Жилло, мастера театральных декораций и создателя небольших картин. «У этого мастера Ватто воспринял лишь вкус к гротеску и к комическому, а также вкус к современным сюжетам, которым он посвятил себя впоследствии. И все же надо признать, что у Жилло Ватто окончательно разобрался в самом себе и что с тех пор стали более явственными признаки таланта, который предстояло развить» (Биограф художника Эдм-Франсуа Жерсен).

Французская живопись XVIII века

Антуан Ватто «Актеры Французской комедии» (ок. 1712). Государственный Эрмитаж (Петербург)

В 33 года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа, что способствовало его европейской известности.

Французская живопись XVIII века

Антуан Ватто «Жиль» (1718-1719). Лувр (Париж)

Вот как отзывается об этой картине Ватто М.Ю. Герман, ведущий научный сотрудник Русского музея: «В история искусства «Жиль» практически не имеет аналогий. Мало кто вообще писал актеров. Тем более никто не решался показать актера в полном бездействии. Для самого Ватто это было шагом отважным: написать фигуру в самой середине холста, заполнив большую его часть широким, совершенно скрывающим тело комедианта балахоном, а в глубине изобразить лица других актеров, весельем и оживлением резко контрастирующие с почти неподвижным лицом героя... Лишенный жестов и мимики, симметрично и плоско вписанный в холст, он спокойно существует во времени, словно навсегда остановившемся для него. Ему чуждо все, что скоротечно и преходяще. Суета за его спиной – в движениях актеров. Смех и веселье зрителей – перед ним. А он остается неизменно недвижным, со смешным и трогательным укором в круглых, ласковых и умных глазах».

Уже совсем больным Ватто взялся за вывеску для антикварной лавки «Великий монарх» на мосту Нотр-Дам. Эта лавка принадлежала его другу Жерсену.

Французская живопись XVIII века

Антуан Ватто. Вывеска лавки Жерсена (1720-1721). Дворец Шарлоттенбург (Берлин)

Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах. Действие картины перенесено из пейзажа в интерьер. Полотно изображает просторную лавку, которая по замыслу художника выходит прямо на парижскую мостовую.

На переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет недавно умершего Людовика XIV. В верхнем углу висит портрет его тестя, испанского короля Филиппа IV, справа знатоки тщательно изучают картину в овальной раме; пейзажи и натюрморты соседствуют здесь с мифологическими сценами.

Главной особенностью этого произведения является его программный характер. По мнению Луи Арагона, Ватто под видом вывески представил историю живописи, какой он её знал. Эта картина стала как бы художественным завещанием автора. Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет от туберкулёза.

Французская живопись XVIII века

Памятник Антуану Ватто в его родном городе Валансьене (1884)

С развитием стиля рококо связано и творчество Франсуа Буше.

Франсуа́ Буше́ (1703-1770)

Ф. Буше – французский живописец, гравёр, декоратор. Для его произведений характерны изысканные формы, лирически нежный колорит, грациозность, кокетливость, иногда доходящая до жеманности.

Французская живопись XVIII века

Густаф Лундберг. Портрет Франсуа Буше

Буше был мастером гравюры, иллюстрировал книги Овидия, Боккаччо, Мольера. Создавал декорации для опер и спектаклей, картины для королевских шпалерных мануфактур; выполнял орнаментальные росписи изделий севрского фарфора, расписывал веера, исполнял миниатюры и т. п.

В живописи он обращался к аллегорическим и мифологическим сюжетам, писал жанровые сцены, пасторали (поэтизация мирной и простой сельской жизни), пейзажи, портреты.

Французская живопись XVIII века

Ф. Буше. Портрет мадам де Помпадур

Буше получил звание придворного художника. Украшал резиденции короля и мадам де Помпадур, частных особняков Парижа. В последние годы жизни был директором Королевской академии живописи и скульптуры и «первым живописцем короля».

Французская живопись XVIII века

Ф. Буше. Портрет Мари Бьюзо, жены художника (1733)

Ещё одна картина Ф. Буше иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». Юноша, задумавший соблазнить красивую, но робкую деревенскую девушку, поселяется вблизи под видом отшельника. Ему удается убедить мать девушки в своей святости, и та сама отводит к нему дочь послушать его благих поучений. Буше показывает оригинальную трактовку произведения Лафонтена, но в его композиции главное место занимает пейзаж.

Французская живопись XVIII века

Ф. Буше «Пейзаж с отшельником. Брат Люс» (1742). Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва)

Демократические взгляды французского искусства

Они воплотились в творчестве «живописца третьего сословия» Жана Батиста Симеона Шардена, портретах Мориса Кантена де Латура.

Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779)

Французская живопись XVIII века

Шарден. Автопортрет

Шарден сознательно избегал сюжетов, свойственных искусству его времени. В основном он писал натюрморты и бытовые сцены, но в них выражал свои собственные наблюдения. Его интересовала жизнь людей «третьего сословия» (все группы населения за исключением привилегированных: духовенства и дворянства).

Деятельность Шардена-художника продолжила традиции голландских и фламандских мастеров и представляла собой расцвет реализма в XVIII в. Даже натюрморт у него был аспектом для изображения реальности. Самые обычные предметы становились для него источниками композицией для изображения гармонического бытия: кувшины, старые кастрюли, овощи и т.д.

Французская живопись XVIII века

Шарден «Скат» (1728). Лувр (Париж)

Художник умел в совершенстве передавать цветовое разнообразие, чувствовал внутреннюю взаимосвязь предметов. Маленькими мазками он передавал оттенки цвета, владел умением включать в изображение влияние солнечных лучей.

Обратившись к жанровой живописи, к обычным домашним сценам, Шарден воссоздал на полотне спокойный, размеренный уклад повседневной жизни, близкий каждому человеку. Именно такие картины укрепили за ним одно из видных мест в истории французской живописи. В 1728 г. он стал членом парижской Академии художеств, в 1743 г. – её советником; позже стал членом руанской Академии наук, словесности и изящных искусств.

Он одухотворял самые обыденные предметы и занятия: «Прачка» (1737), «Банка с оливками» (1760), «Атрибуты искусств» (1766).

Французская живопись XVIII века

Шарден «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766 г. Государственный Эрмитаж (Петербург). Картина выполнена по заказу Екатерины II для строившегося в Петербурге здания Академии художеств

Д. Дидро сравнивал его мастерство с колдовством: «О, Шарден, это не белая, красная и черная краски, которые ты растираешь на своей палитре, но сама сущность предметов; ты берешь воздух и свет на кончик своей кисти и накладываешь их на холст!»

Французская живопись XVIII века

Шарден «Мыльные пузыри» (1733-1734). Национальная галерея искусства, Вашингтон (США)

Своеобразный сплав «галантной» живописи и бытового жанра отличает творчество Жана Оноре Фрагонара.

Жан Оноре́ Фрагона́р (1732-1806)

Французский живописец и гравёр. Работал в стиле рококо. Автор более 550 картин (не считая рисунков и гравюр).

Французская живопись XVIII века

Ж.О. Фрагонар. Автопортрет (ок. 1760-1770)

Был учеником Ф. Буше и Ж.Б.С. Шардена. Первоначально увлекался исторической живописью, а затем стал писать в духе Ватто и Буше. Нередки у него сцены интимной жизни, эротического содержания, декоративные панно, портреты, миниатюры, акварели, пастели. Занимался и офортным гравированием.

Но в эпоху классицизма потерял популярность.

Французская живопись XVIII века

Ж.О. Фрагонар «Задвижка» (1777). Лувр (Париж)

На картине изображена любовная сцена: кавалер, не отрывая взгляда от дамы, правой рукой тянется к двери, на которой он закрывает верхнюю задвижку. Левая рука дамы как бы повторяет это движение. На столике лежит яблоко, библейский символ искушения и грехопадения.

В исторических картинах Фрагонар мало оригинален. Его пейзажи довольно приукрашены. Зато жанровые картины художника отличаются искусной композицией, изяществом рисунка, нежным колоритом и тонким вкусом: «Урок музыки», «Пастораль», «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы», «Молодой гитарист», «Поцелуй украдкой».

Французская живопись XVIII века

Ж.О. Фрагонар «Поцелуй украдкой». Эрмитаж (Петербург)

В середине XVIII в. французское Просвещение выдвинуло классические идеалы средства воспитания. В живописи появилось сентиментально-нравоучительное направление, в котором выделился художник Жан-Батист Грёз.

Жан-Батист Грёз (1725-1805)

Французская живопись XVIII века

Ж.-Б. Грёз. Автопортрет

Особенно Грёз преуспел в жанре семейного быта с его проблемами и драмами – здесь у него мало соперников во французской живописи.

Французская живопись XVIII века

Ж.-Б. Грёз «Отцовское проклятие» (1777). Лувр (Париж)

На картине изображена сцена семейной драмы, когда сын объявляет отцу о своём уходе в армию, а отец проклинает его.

Как портретист он тоже был на высоте, т.к. понимал портретную живопись иначе, чем его современники, которые изображали мужчин Аполлонами, а женщин – Флорами и Венерами. Его портреты полны внешнего сходства, наполнены жизнью и чувствами.

Французская живопись XVIII века

Ж.-Б. Грёз «Портрет девушки». Национальный музей искусств Азербайджана

В петербургском Эрмитаже находятся 11 произведений Грёза.

Во Франции XVIII в. возрос интерес к природе и пейзажной живописи. Характерную для неоклассицизма разновидность пейзажа («архитектурную фантазию») создал Юбер Робер.

Юбе́р Робе́р (1733-1808)

Французская живопись XVIII века

Виже-Лебрён, Мари Элизабет Луиза. Портрет Юбера Робера (1788) Лувр (Париж)

Французский пейзажист; получил европейскую известность габаритными холстами с романтизированными изображениями античных руин в окружении идеализированной природы. Его прозвищем было «Робер из Развалин».

Французская живопись XVIII века

Юбер Робер «Античные руины» (1754-1765). Будапешт

Жак-Луи Давид (1748-1825)

Французская живопись XVIII века

Ж.-Л. Давид. Автопортрет (1794)

Французский живописец и педагог, крупный представитель французского неоклассицизма в живописи. Чуткий летописец своего бурного времени.

Родился в семье оптового торговца железом. Воспитывался в основном в семье родственников. Когда у ребенка заметили способности к рисованию, предположили, что он станет архитектором, как и оба его дяди.

Давид брал уроки рисунка в Академии св. Луки. В 1764 г. родственники представили его Франсуа Буше, но из-за болезни тот не смог заниматься с юношей. В 1766 г. Давид поступает в Королевскую Академию живописи и скульптуры и начинает заниматься в мастерской Вьена. В 1775-1780 гг. Давид обучался во Французской академии в Риме, изучал античное искусство и творчество мастеров эпохи Возрождения.

В 1783 г. он был избран членом Академии живописи.

Активно участвовал в революционном движении, был избран депутатом Национального Конвента, примкнул к монтаньярам во главе с Маратом и Робеспьером, голосовал за смерть короля Людовика XVI. Пишет ряд картин, посвящённых революционерам: «Клятва в зале для игры в мяч» (1791, не закончена), «Смерть Марата» (1793). Также в это время организовывал массовые народные празднества и создал Национальный музей в Лувре.

Французская живопись XVIII века

Ж.-Л. Давид «Смерть Марата» (1793). Королевские музеи изящных искусств (Брюссель)

Это полотно является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции.

Жан Поль Марат – журналист радикальной газеты «Друг народа», лидера якобинцев. Заболев кожной болезнью, Марат не выходил из дома и, чтобы облегчить свои страдания, принимал ванны. 13 июля 1793 г. он был заколот ножом в своей квартире дворянкой Шарлоттой Корде.

Надпись на деревянной тумбе – авторское посвящение: «МАРАТУ, Давид». В руке Марата зажат листок с текстом: «13 июля 1793, Мари Анна Шарлотта Корде – гражданину Марату. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». На самом деле Марат не успел получить эту записку, т.к. Корде убила его раньше.

В 1794 г. заключён в тюрьму за революционные взгляды.

В 1797 г. стал свидетелем торжественного въезда в Париж Наполеона Бонапарта и с тех пор становится его пылким сторонником, а после прихода того к власти – придворным «первым художником». Давид создаёт картины, посвящённые переходу Наполеона через Альпы, его коронации, а также ряд композиций и портретов приближённых к Наполеону лиц. После поражения Наполеона в битве при Ватерлоо в 1815 г. бежал в Швейцарию, затем переехал в Брюссель, где прожил до конца жизни.

Французская живопись XVIII века

Ж.-Л. Давид «Бонапарт на Сен-Бернарском перевале» (1801)

Эта картина Давида открывает эпоху романтизма в европейской живописи. Представляет собой сильно романтизированный конный портрет генерала Наполеона Бонапарта, в мае 1800 г. возглавлявшего переход Итальянской армии через перевал Сен-Бернар высоко в Альпах.

Романтический смысл картине придаёт и природный фон: крутые горные обрывы, снег, сильный ветер и непогода. Внизу, если приглядеться, можно увидеть высеченные имена трех великих полководцев, которые проходили этой дорогой: Ганнибал, Карл Великий и Бонапарт.

Французская живопись XVIII века

Ж.-Л. Давид «Коронация Наполеона» (1805-1808)

Полотно создано под впечатлением от картины Рубенса «Коронация Марии Медичи».

Похоронен Жак-Луи Давид в Брюсселе, а его сердце было перевезено в Париж и захоронено на кладбище Пер-Лашез.

В XVIII в. во Франции работали исторические живописцы Жан Жувене, Никола Коломбель, Пьер Сюблейра, портретисты Клод Лефевр, Никола Ларжильер и Гиацинт Риго.

В середине XVIII в. славилось семейство Ванло, в особенности братья Жан-Батист и Шарль и др. художники.

Французская живопись XVIII века

Категория: Изобразительное искусство и архитектура конца XVI-XVIII веков

Опубликовано 27.04.2017 14:46

Просмотров: 3352

В начале XVIII в. во Франции появился новый стиль – рококо.

В переводе с французского рококо (rocaille) – «раковина». Название этого художественного стиля раскрывает его характерную черту – любовь к сложным формам, причудливым линиям, напоминающим изящный силуэт раковины.
Стиль рококо просуществовал недолго (примерно до 40-х гг.), но его влияние на европейскую культуру оказалось очень сильным.


Во второй половине XVIII в. начался новый всплеск интереса к античной культуре. Отчасти это было связано и с раскопками Помпеи, которые открыли уникальные памятники искусства. С другой стороны, этому интересу способствовали идеи французского Просвещения: идеал искусства и общественной жизни они видели в истории и культуре Древней Греции и Древнего Рима. Таким образом, сложился новый стиль – неоклассицизм. Так было не во всех странах. Например, в Италии стиль барокко существовал одновременно со стилем рококо, тогда как во Франции барокко не получил особенного развития. В России рококо и неоклассицизм дополняли друг друга.
В XVIII в. заказчики не играли уже главной роли в судьбе художника: главным судьёй произведений искусства стало общественное мнение. Появилась художественная критика: Дени Дидро, Жан Жак Руссо и др.
Важным событием художественной жизни Франции XVIII в. стали публичные выставки – Салоны. С 1667 г. их ежегодно организовывала парижская Королевская академия живописи и скульптуры при поддержке королевского двора. Успех в Салоне являлся для живописца или скульптора признанием. Участвовать в Салонах стремились не только французы, поэтому Париж постепенно превратился в общеевропейский художественный центр.

Жан Антуан Ватто (1684-1721)

Розальба Каррьера. Портрет Антуана Ватто (1721)
Антуан Ватто – французский живописец первой трети XVIII в., родоначальник стиля рококо.
Он открыл в живописи сферу тончайших эмоций, созвучных лирике пейзажа.
А. Ватто родился в провинциальном городе в семье кровельщика. Уже в ранние годы проявились его художественные способности, и отец отдал его в ученики местному живописцу незначительного дарования. Очень скоро наставник уже перестал быть полезен будущему художнику. Антуан Ватто против воли отца тайно покидает родной городок Валансьен и пешком добирается до Парижа, где нанимается в живописную мастерскую на мосту Нотр-Дам, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей. Ватто механически копировал одни и те же популярные картины, а в свободное время рисовал с натуры. Он был исключительно трудолюбив.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...