Методики музыкального воспитания.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание хорового образования. Важным условием развития страны на современном этапе является формирование совершенной системы подготовки кадров на основе интеллектуального наследия народа и общечеловеческих ценностей, достижений современной культуры, экономики, техники и технологий. На совершенном этапе развития дирижёрско-хорового образования вопросы нового приёма учащихся и подготовка высококвалифицированных кадров хоровых специалистов различного профиля приобретает новое актуальное значение. Необходимо решать эти важные вопросы с позиций современной науки и в соответствии с потребностями жизненной практики хоровой культуры: кого и как принимать в специальные учебные заведения, каких специалистов хорового дела и для каких общественно-государственных целей необходимо готовить в будущем. Система дирижёрско-хорового образования состоит из двух звеньев: среднего и высшего. Подготовка специалистов средней классификации ведется на дирижёрско-хоровых отделах музыкальных и музыкально-педагогических колледжей. Подготовка специалистов высшей квалификации – на дирижёрско-хоровых отделениях консерватории, институтов искусств, институтов культуры, музыкально-педагогических институтов. В воспитании дирижёра главным является: 1.Освоение техники дирижирования; 2.Профессиональные качества дирижёра: умение грамотно излагать свои мысли; хорошо аргументировать свои суждения; свободно вести диалог; быть интересным собеседником, владеющим общекультурными и специальными знаниями; уметь общаться с людьми; быть объективным и справедливым в своих оценках; иметь твердые идейные и моральные принципы.
3.Вокал – это основа в работе хорового дирижёра. Дирижёр должен иметь хорошо развитое «вокальное ухо». 4.Фортепиано – умение хорошо владеть инструментом. Умение исполнять, транспонировать, читать с листа, профессионально аккомпанировать, музицировать, импровизировать (все это входит в курс обучения). 5.Физическое состояние – дирижёр должен быть сильным, ловким, выносливым, уметь управлять своим телом и дыханием. Это немаловажно для полноценной и творчески насыщенной деятельности дирижёра (руководителя, исполнителя, воспитателя).
Профессия хорового дирижёра одна из наиболее дискуссионных в среднем звене профессионального образования. Значительное большинство абитуриентов – вчерашние девятиклассники. Оканчивают колледж в 18-20 лет. Мутационный период полностью не завершён, завоевать авторитет в школьном классе и любительском хоре очень трудно. Сложной, профессию выпускника дирижёрско-хорового отдела, делает ее многогранность. Достаточно прочесть квалифицированную характеристику на выпускника отдела и удивляешься, по силам ли этому молодому человеку осилить нагрузку и качественно усвоить предлагаемое содержание обучения и стать хорошим специалистом во всех ипостасях. Колледжи, как и лицеи, служат скорее подготовкой для поступления в вузы. Высшее образование хормейстеры получают в консерватории, педагогических институтах и институтах культуры. Консерватория готовит высококвалифицированные кадры хормейстеров; педагогические институты готовят учителей для общеобразовательных школ; институт культуры готовит руководителей самодеятельных коллективов. Однако уровень подготовки специалистов в педагогических институтах и в институтах культуры не всегда высок, поэтому за редким исключением их выпускники становятся исполнителями. Объективная необходимость выпуска талантливых и высококвалифицированных хоровых специалистов различного профиля для удовлетворения потребностей хоровой культуры на данном этапе очевидны:
1.Возрастание роли массовых певческих праздников требует высококвалифицированных специалистов хормейстеров детских и взрослых хоровых коллективов. 2.Необходимы молодые хормейстеры для работы в профессиональных хоровых коллективах. 3.Необходимость специальной подготовки певца-ансамблиста в условиях музыкального колледжа и консерватории. 4.Усовершенствование системы подготовки кадров хоровых педагогов для высшего звена. Создание передовой музыкально-педагогической науки, вовлечение в ее среду молодых энтузиастов, воспитание любви к педагогической деятельности. Все это необходимые условия профессиональной подготовки музыкантов. Из всего вышесказанного напрашивается следующий вывод – для совершенствования системы современного дирижёрско-хорового образования необходимо ввести в музыкальных учебных заведениях более конкретное, целенаправленное обучение специалистов хорового дела. Какие формы и виды примет специализация и профилирование в хоровом образовании в дальнейшем будет зависеть от потребностей хоровой культуры.
Цели и задачи Дисциплины «Методика работы С хоровым коллективом». Слово «методика» - (от греческого -metodicos- исследование), это совокупность способов и приемов, служащих для достижение какой-либо специфической цели. Каждая учебная дисциплина имеет свою методику, особенность которой определяется содержанием данного предмета, его целями и задачами. Цель дисциплины – научить студента «стать» квалифицированным руководителем хорового коллектива, владеющим принципами, методами, навыками и умениями работы с хором. Вооруженного знаниями во всех сопутствующих областях: вокале, сольфеджио, теории музыки, гармонии, истории музыки, хороведения и других. Параллельная цель данной дисциплины – научить «стать педагогом», способным привить участникам хорового коллектива разнообразные навыки и умения; научить «стать воспитателем» своих подопечных, опираясь на знания общих дисциплин (философии, психологии и др.), способствовать формированию их культуры в целом.
Как отмечает В.Л.Живов - «Дирижеру, помимо качеств музыканта, интерпретатора, постановщика музыкального произведения, нужно обладать такими специфическими для дирижёрской профессии качеством, как умение руководить коллективом, устанавливать творческий контакт с исполнителями, лаконично и ясно формулировать свои требования и пожелания, безупречно слышать хор и должным образом реагировать на неточности исполнения, планировать репетиции, уметь завоевывать доверие, симпатию, авторитет у участников хора и обязательно иметь педагогические способности, поскольку руководитель хора – это не только музыкант, но и педагог-руководитель».
Поставленные цели обучения по дисциплине в процессе обучения обуславливают ряд определенных задач: 1.Систематизировать полученные знания по специальным и гуманитарным дисциплинам; 2.подключая накопленные знания, научиться практически работать с хором; 3.научиться создавать и управлять хоровым коллективом во всех видах деятельности (репетиционной, учебной, воспитательной, концертной); 4.овладеть педагогическими приемами, способами педагогического общения, так как взаимодействие руководителя и участников коллектива обеспечивает результативность их совместной деятельности.
Из истории становления методики музыкального воспитания. Методика музыкального воспитания в своем настоящем виде – результат специальных исследований и обобщение передового опыта в этой области, причём не только современного, но и прошлого. Появилась эта наука в средние века, но получил наибольший расцвет в середине 19 века. Это было вызвано ростом общественного движения, распространение передовых идей, народности искусства и воспитания. В учебных заведениях (дореволюционная Россия) музыка ценилась, прежде всего, как средство нравственно-религиозного воспитания, поэтому в школах для народа музыкальное воспитание ограничивалось церковным пением. Если и использовались народные песни в светском воспитании, но песни обычно подвергались педагогической обработке, то есть: упрощались мелодии, настоящий текст заменялся на более благопристойный.
Для воспитания детей высших сословий общества широко использовалась помимо церковной, еще и светская музыка. Содержание детей в высших сословиях включало: -индивидуальное обучение вокалу; -игре на музыкальных инструментах; -участие в светском и церковном хоровом пении и различных ансамблях.
Идеи революционеров-демократов вдохновляли иных педагогов-музыкантов делать музыкальное искусство доступным для широких народных масс. Примером музыкально-нравственной деятельности явилось открытие Балакиревым и Ломакиным в Петербурге первой бесплатной в России музыкальной школы (1862 год), в которой дети неимущих классов могли получать образование, познакомиться с лучшими музыкальными произведениями.
На становление методики музыкального воспитания конца 19 века – начала 20 века большое влияние оказала деятельность педагогов-музыкантов: Зарина и Момова. На основе своего педагогического опыта, они доказали, что музыкальные способности у детей развиваются если пробудить их интерес к музыке и творческую активность. Вводить на занятиях различные творческие задания: сочинять тексты к мелодии, досочинить незаконченную фразу и др. В 1906 году известный педагог Сергей Танеев совместно с музыкальными педагогами Ленёвым, Яворским и Бреусовой основали в Москве народную консерваторию. Танеев сумел привлечь к работе таких музыкантов, как Кастальский, Метнер, Данилин, Чесноков. В программе, включающей различные музыкальные дисциплины, ведущее место отводилось хоровому пению. Основой освоения тональностей, ладов, интервалов – являлась русская народная песня. Впервые были введены занятия слушанья музыки. Большой вклад в развитие программы по музыке для образовательной школы внес известный деятель Дмитрий Борисович Кабалевский, Н.Л.Гродзинская – она рекомендовала вводить на уроках музыки те, или иные музыкальные произведения, раскрывала методы и приемы работы над песней, способствовала развитию эмоциональной отзывчивости и навыков слухового анализа, вводила пение по нотам. Свои уроки проводила с большим подъемом и мастерством, организуя живое общение учащихся с музыкой. В изучение проблем воспитания в школе важную роль сыграла работа Бориса Теплова «Психология музыкальных способностей». В ней была дана классификация музыкальных способностей и были раскрыты основные условия их развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|