Методика преподавания ЧХП в ДШИ.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Чхп является важной составляющей частью предмета дирижирование. Учащийся должен приобретать навыки игры партитуры без сопровождения, для различного состава хора. Необходимо ореинтироваться в различных типах сложности, стиле письма, фактуре. Исполнение представляет собой анализ, в план которого входит: 1.сведения о произведении и авторе; 2.музыкально-теоретический анализ; 3.вокально-хоровой анализ; 4.исполнительский анализ. Такой предворительный разбор способствует более точному воспроизведения хорового сочинения на инструменте. Сначала необходимо ознакомиться с произведением в целом, потом нотный текст изучить более детально: по предложениям и фразам, периодам. Выявил сложные места следует остановиться для из разучивания, но не слишком долго. При ЧХП необходимо умение зрительно охватывать несколько нотных строк, и поспринимать в скрипичном ключе. Играть теноровую партию на октаву ниже, то есть в диапазоне своего реального звучания. Главным является вопрос распределения нотного текста между правой и левой руками. При женских и мужских голосах: сопрано, тенора – правая; альты, басы – левая. В смешанном - верхние однородные голоса правой, нижние левой. В процессе возможны отступления: 1.если теноровая партия в смешанном хоре в высоком регистре, и далеко от басовой, удобнее играть ее правой рукой; 2.при перекрещивании голосов, следует передать голос, фактически звучащий выше в правую руку, а ниже в левую; 3.в полифоническом произведении стремление к подчеркиванию основного материала вызывает необходимость исполнения его той рукой, которой наиболее удобно. Недопустимо перебрасывание голосов из одной руки в другую, если это нарушает плавное голосоведение.
В большинстве случает партитура исполняется точно, но иногда приходится ее упрощать, но изменение нотного текста затрагивающее мелодическую линию и искожающее гармонию – недопустимо.
Штрих legato - основа в пении. В хоровой музыке в основном все партии развиваются на плавном голосоведении, поэтому важно овладеть связным, плавным звуком. Чтобы играть партитуру «по хоровому», важно привить навыки подвора удобной апликатуры с использованием приема подмены пальцев. Первоначально выбирается произведение гомофонно-гармонического склада с соблюдением равной силы звучания всех голосов, где они одинаковы по ритмическому рисунку и составляют единый динамический ансамбль. Важно слышать движение каждого голоса, и соединять звуки одновременно в нескольких голосах. Если партитура для смешанного хора, нужно слышать басову партию, и играть ее как устойчивую опору (основу) хорового аккорда. Если голоса в произведении стоят широко, то нужно обеспечить максимум связности в ведущем голосе. Для плавности можно использовать педаль, которая увеличивает певучесть, создает протяжность, но не сразу нужно приступать к игре с педалью, так как теряется возможность разобраться в недостатках исполнения. На начальной стадии полезно играть без педали, чтоб внимание было направлени на выразительность подачи всех голосов. Педаль может компенсировать отсутствие legato и прикрывать недостатки апликатуры. Исполнение произведения полифонического склада требудет владения инструментом и активный слух, необходимо изучить каждый голос, продумая фразировку, логические ударения всех партий. Необходимо уделять внимание авторским указаниям при игре (темп, динамика, звуковедение). В начале нотного текста указывается темп, или показ метронома. Особое внимание обращается на передачу нюансов (ff, pp).
Особую сложность выывают произведения с солистом, необходимо соотнести тематическое изложение между хором и солистом. Наиболее часто основной материал у солиста, а хор как гармоническое сопровождение. Важно правильно распределить партии в руках. В работе над партитурой задача в ясном представлении особенностей динамических и тембральных значений при одновременном звучании.
Концепция В.В.Емельянова. Фонопедический метод развития голоса, имеющий, прежде всего, технологическую направленность, основан на критериях физиологической целесообразности, энергетической экономичности и акустической эффективности голосового аппарата в пении. Целью фонопедических упражнений является решение координационных и тренажных задач работы над голосом. Эти упражнения являются подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной работе. Фонопедические упражнения стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании. Фонопедические упражнения при обучении вокалу позволяют:
- Расширить диапазон; - Значительно увеличить силу звучания голоса у каждого ребенка; - Усилить насыщенность звука; - Улучшить вибрато; - появляется большая певучесть звука; - большая свобода и раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.
Body Percussion. Телесная перкуссия. Музыкальные и творческие способности изначально заложены, скрыты внутри нас, но мы не всегда это осознаем. Научившись выражать свое состояние с помощью звуков собственного тела и голоса, познав силу импровизации, мы получаем эффективное средство для самовыражения, снятия напряжения, раскрытия собственного потенциала. Участники программы погружаются в музыкальное творчество, где раскрываются границы каждой человеческой души, получая радость от эффектов совместной деятельности. В программе участники приобретают уникальный опыт превращения собственных тел в музыкальные инструменты, трансформации своей команды в незаурядный оркестр. Ведь тело - это самый древний инструмент, который есть у человека, научившись виртуозно управлять которым, можно овладеть универсальным и понятным в любой точке земли языком ритмов и движений.
Цели: Получение яркого и нового опыта успешной творческой деятельности, открытие и пробуждение внутренних творческих сил. Осознание собственных возможностей - невербальных и вербальных средств самовыражения, собственного тела и голоса. Увеличение выразительности поведенческих проявлений (развитие гибкости, спонтанности, импровизации, более полное выражение себя, в том числе при взаимодействии с окружающими). Содержание Body-Percussion
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|