Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика преподавания ЧХП в ДШИ.




Чхп является важной составляющей частью предмета дирижирование. Учащийся должен приобретать навыки игры партитуры без сопровождения, для различного состава хора. Необходимо ореинтироваться в различных типах сложности, стиле письма, фактуре.

Исполнение представляет собой анализ, в план которого входит:

1.сведения о произведении и авторе;

2.музыкально-теоретический анализ;

3.вокально-хоровой анализ;

4.исполнительский анализ.

Такой предворительный разбор способствует более точному воспроизведения хорового сочинения на инструменте.

Сначала необходимо ознакомиться с произведением в целом, потом нотный текст изучить более детально: по предложениям и фразам, периодам. Выявил сложные места следует остановиться для из разучивания, но не слишком долго.

При ЧХП необходимо умение зрительно охватывать несколько нотных строк, и поспринимать в скрипичном ключе. Играть теноровую партию на октаву ниже, то есть в диапазоне своего реального звучания. Главным является вопрос распределения нотного текста между правой и левой руками. При женских и мужских голосах:

сопрано, тенора – правая;

альты, басы – левая.

В смешанном - верхние однородные голоса правой, нижние левой.

В процессе возможны отступления:

1.если теноровая партия в смешанном хоре в высоком регистре, и далеко от басовой, удобнее играть ее правой рукой;

2.при перекрещивании голосов, следует передать голос, фактически звучащий выше в правую руку, а ниже в левую;

3.в полифоническом произведении стремление к подчеркиванию основного материала вызывает необходимость исполнения его той рукой, которой наиболее удобно.

Недопустимо перебрасывание голосов из одной руки в другую, если это нарушает плавное голосоведение.

В большинстве случает партитура исполняется точно, но иногда приходится ее упрощать, но изменение нотного текста затрагивающее мелодическую линию и искожающее гармонию – недопустимо.

 

Штрих legato - основа в пении. В хоровой музыке в основном все партии развиваются на плавном голосоведении, поэтому важно овладеть связным, плавным звуком. Чтобы играть партитуру «по хоровому», важно привить навыки подвора удобной апликатуры с использованием приема подмены пальцев.

Первоначально выбирается произведение гомофонно-гармонического склада с соблюдением равной силы звучания всех голосов, где они одинаковы по ритмическому рисунку и составляют единый динамический ансамбль. Важно слышать движение каждого голоса, и соединять звуки одновременно в нескольких голосах.

Если партитура для смешанного хора, нужно слышать басову партию, и играть ее как устойчивую опору (основу) хорового аккорда.

Если голоса в произведении стоят широко, то нужно обеспечить максимум связности в ведущем голосе.

Для плавности можно использовать педаль, которая увеличивает певучесть, создает протяжность, но не сразу нужно приступать к игре с педалью, так как теряется возможность разобраться в недостатках исполнения. На начальной стадии полезно играть без педали, чтоб внимание было направлени на выразительность подачи всех голосов. Педаль может компенсировать отсутствие legato и прикрывать недостатки апликатуры.

Исполнение произведения полифонического склада требудет владения инструментом и активный слух, необходимо изучить каждый голос, продумая фразировку, логические ударения всех партий.

Необходимо уделять внимание авторским указаниям при игре (темп, динамика, звуковедение).

В начале нотного текста указывается темп, или показ метронома. Особое внимание обращается на передачу нюансов (ff, pp).

Особую сложность выывают произведения с солистом, необходимо соотнести тематическое изложение между хором и солистом. Наиболее часто основной материал у солиста, а хор как гармоническое сопровождение. Важно правильно распределить партии в руках. В работе над партитурой задача в ясном представлении особенностей динамических и тембральных значений при одновременном звучании.

 

Концепция В.В.Емельянова.

Фонопедический метод развития голоса, имеющий, прежде всего, технологическую направленность, основан на критериях физиологической целесообразности, энергетической экономичности и акустической эффективности голосового аппарата в пении. Целью фонопедических упражнений является решение координационных и тренажных задач работы над голосом. Эти упражнения являются подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной работе. Фонопедические упражнения стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании.

Фонопедические упражнения при обучении вокалу позволяют:

 

- Расширить диапазон;

- Значительно увеличить силу звучания голоса у каждого ребенка;

- Усилить насыщенность звука;

- Улучшить вибрато;

- появляется большая певучесть звука;

- большая свобода и раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.

 

Body Percussion. Телесная перкуссия.

Музыкальные и творческие способности изначально заложены, скрыты внутри нас, но мы не всегда это осознаем. Научившись выражать свое состояние с помощью звуков собственного тела и голоса, познав силу импровизации, мы получаем эффективное средство для самовыражения, снятия напряжения, раскрытия собственного потенциала. Участники программы погружаются в музыкальное творчество, где раскрываются границы каждой человеческой души, получая радость от эффектов совместной деятельности. В программе участники приобретают уникальный опыт превращения собственных тел в музыкальные инструменты, трансформации своей команды в незаурядный оркестр. Ведь тело - это самый древний инструмент, который есть у человека, научившись виртуозно управлять которым, можно овладеть универсальным и понятным в любой точке земли языком ритмов и движений.

Цели:

Получение яркого и нового опыта успешной творческой деятельности, открытие и пробуждение внутренних творческих сил.

Осознание собственных возможностей - невербальных и вербальных средств самовыражения, собственного тела и голоса.

Увеличение выразительности поведенческих проявлений (развитие гибкости, спонтанности, импровизации, более полное выражение себя, в том числе при взаимодействии с окружающими).

Содержание Body-Percussion

Этап программы Наполнение
Первая составляющая 'Разогрев' Разогрев помогает участникам включиться в процесс, лучше почувствовать свое состояние. Эмоциональные состояния участников группы выражаются и развиваются более полно на телесном уровне в виде 'азбуки звуков', 'ритмических зарисовок', создаваемых ресурсами собственного организма. На данном этапе происходит обучение участников пользоваться доступным языком бесчисленных звуков, которые могут создаваться только с помощью собственного тела. Это основные базовые звуки: хлопки и аплодисменты, похлопывания, щелчки, топот, голосовые эффекты (свист, цокот и т.п.), а также их бесчисленные вариации, которые получаются за счет изменения техники игры. В результате разогрева участники почувствуют пробуждение творческих сил и готовность двигаться в направлении совместного творчества. Разогрев также способствует осознанию своих чувств, мыслей и их связи с миром звуков, собственным телом и его возможностями.
Вторая составляющая 'Развитие и Импровизация' На этом этапе отдельные звуки соединяются в коллективные ритмы и мелодии, участники начинают взаимодействовать друг с другом. Повторяя и усиливая звуковые эффекты, экспериментируя посредством нового ритмического языка, участники погружаются в мир музыкальной импровизации. Этому способствуют выполнение комплекса упражнений, направленных на: исследование основ звукоизвлечения (вариации игры: тихо - громко, медленно - динамично, ритмично - хаотично); расширение знаний основных ритмов; удержание базы (основного ритмического рисунка) и солирование; создание совместной композиции (с использованием основных ритмов и импровизации). При этом опыт совместного творчества и импровизации, создание музыкальных зарисовок (или мелодии, или музыки) единым коллективом, способствует общему единению, при этом подчеркивается вклад и уникальность каждого.
Третья составляющая 'Выход и Завершение' Выход символизирует завершающую стадию программы - преобразование полученных знаний и навыков в продукт совместной деятельности. Возможны два формата 'выхода': это создание музыкальной композиции всеми участниками - одной большой командой-оркестром или подготовка музыкальных зарисовок малыми группами и презентация друг другу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...