Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Хоровое сольфеджио. Методика преподавания.




Оригинальная эффективная методика хорового сольфеджио, известного музыканта, педагога, композитора и народного артиста России Струве, широко известна как у нас в стране, так и за рубежом. Занятия по этой методике способствуют активному развитию музыкального слуха, чувства ритма, координации творческих способностей ребенка.

Природа одарила всех по-разному, правильное интонирование мелодии – это способность есть у всех детей. Кто-то усваивает все на лету, у других нужно приложить немало усилий. Третьи требуют длительной работы, без быстрого результата. Методика состоит из игровых, наглядных упражнений, имеющих простую и доступную форму для ребенка.

 

В упражнениях хорового сольфеджио объединены три важных компонента: зрительный, слуховой, двигательный.

Например, ручные знаки, для ребенка это своеобразные музыкальные ступени: раз – 1-я ступень, сжатый кулачек; два – 2-я ступень, кисть вверх; три – 3-я ступень, рука ладонью вниз. Для ребенка это своеобразные музыкальные ступени, по которым видно, что раз ниже два, а два ниже три.

Так же система упражнений со знаками включает в себя пение по руке (рука, как нотный стан). Такое упражнение интенсивно развивает координацию между голосом и звуком.

От простых попевок, игры-упражнения ведут к песне. При разучивании песни две цели: выучить саму песню и развивать новые навыки пения по ручным знакам, тем самым мы развиваем общую музыкальную грамотность, и готовим детей к пению по нотам.

Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Зная слуховые способности ребенка, надо найти примарную зону, удобную для всей группы, подобрав подходящую тональность. Уделять время пению без сопровождения, это активизирует музыкальный слух, улучшает интонацию.

Метод позволяет научить петь не только 1-ым голосом, но и 2-ым. Для чего группа делится на две части, и каждая половина поет 2-х голосное упражнение, то 1-ым, то 2-ым голосом.

 

План занятий подготовительной

Группы хора по хоровому сольфеджио.

1. Понятие о высоких и низких звуках;

2.ручные знаки и пение по руке;

3.воспитание навыка пения 2-х голосия (унисон с элементами 2-х голосия, простейшие 2-х голосные каноны).

Ручные знаки как бы выражают характер ступеней:

первая – сжатая в кулак, наиболее устойчива;

третья – рука ладонью вниз, более спокойная;

пятая – открытая ладонь, обращенная к преподавателю.

Неустойчивое изображение ручных знаков, фиксирует внимание на направлении их тяготений. Сначала осваивается третья ступень мажорного лада, руководитель поет и показывает правой рукой.

2. тон и полутон, диез и бемоль, строение мажорного и минорного трезвучия.

Сначала поются упражнения без объяснений с употреблением ручных знаков. Полутоны показываются указательным пальцем, остальные в это время сжаты в кулак. Небольшое движение вверх – полутон вверх, вниз – полутон вниз. Далее изучение знаков альтерации, показ знаков:

- по руке фиксируется поднятием кисти;

- опускание кисти правой руки.

 

Развитие чувства ритма. Применяются ритмические упражнения включающие движение, марширование, элементы танца. Кроме того, проводятся не сложные упражнения на имеющихся ударных инструментах (звоночки, барабаны и др.). Для этой цели служат руки и ноги детей. Так же применяются ритмические слоги, которые фиксируют в сознании учащегося тот или жругой ритмический рисунок. Возможен разный аккомпанемент, дети аккомпанируют на музыкальных инструментах. Одна группа аккомпанирует другой группе, пока те поют. Одновременная ходьба с проговариванием, четверть – шаг, шаг, шаг; восьмая – бе-гать.

 

Методика преподавания

Предмета «дирижирование».

Основная задача дисциплины «дирижирование» - воспитать в учащемся любовь к хоровому искусству. Методика преподавания дирижирования строится на пяти основных принципах дидактики: наглядности, сознательности, прочности усвоения знаний, систематичности обучения, доступности.

Эти принципы находят отражение в систематизированных програмных требованиях, по каждому курсу и в построении урока, и в методах работы над хоровыми сочинениями.

Преподавание дирижирования воспитывает в классе будущего специалиста хорового дела – музыканта, дирижера. Процесс обучения дирижированию, то есть умению передать систематизированными жестами, содержание музыки. Дирижирование за пультом последний этап большой предворительной работы, итог тщательного изучения произведения.

С первых шагов учащимся нужно внутреннее правило, что он не имеет права дирижировать с листа или представлять произведение только в общих чертах, иначе дирижирование теряет свой смысл, превращаясь упражнения под музыку, а это приводит к полной дискридитации предмета, воспитывает у учащегося уверенность, что дирижером быть легко.

Изучение хорового сочинения происходит в классе с педагогом, и дома самостоятельно. Его работа над партирурой вне класса может быть результативной если систематична и проходит по плану. Этот план домашней работы предлагается педагогом на первых уроках. Работа над партитурой подразумевает тщательную работу над партитурой произведения, анализ и переложение в жесты. Рассказ из предыдущих лекций: план анализа хоровой партитуры, общий анализ, сведения о композиторе, авторе, музыкально-теоретический анализ и так далее.

 

Содержание уроков по дирижированию.

Занятия по дирижированию – индивидуальные. Уроки должны иметь закономерность, то есть содержание нескольких разделов: всесторонний разбор произведения, исполнение произведения на фортепиано, пение голосов, определение дирижерских задач и дирижирование. Каждый урок представляет собой живой творческий процесс, и не может иметь стандартных форм.

Дирижерские приемы и жесты неоходимы для раскрытия идейно-художественного содержания произведения.

Приступая к работее с учащимся, педагог должен отлично знать произведение, изучить его в классе, чтобы показать на фортепиано и голосом, и дирижировать его. Увлечение педагога своим делом, творческий подход к каждому уроку создают в классе хорошую атмосферу. Требуется научить учащихся добросовестно отностится к своим обязаностям. Во время занятия необходимо установить правильное отношение между педагогом и учащимся. Пелагог не должен напускать излишнюю строгость, сухость, в результате чего учащийся начинает панически бояться своего педагога.

С первых уроков необходимо наладить контакт, создать атмосферу доверия и понимания. Последовательность развития учащегося, понимание формирования его творческого облика, перечень всего музыкального материала, на котором строится обучение находится в индивидуальных планах. Материал должен быть разнообразным по тематике и стилю. Каждый план должен носить индивидуальный характер, учитывать недостатки и достоинства учащегося. Если учащемуся необходимо раскрыться в подаче эмоций, то нужно включать в программу яркие, патетические произведения и наоборот, если успокоить, то плавные и лиричные произведения. План должен следовать требованиям программы, с последовательным наростанием трудности. Индивидуальный план составляется в начале каждого семестра и состоит из характеристики учащегося, перечня произведений намеченных на изучение. Должны быть отмечены природные музыкальные данные (слух, ритм, голос), дирижерские данные (качество аппарата), наличие воли, темперамента. В последних характеристиках по семестрам, отмечается развитие учащегося, его отношение к предмету, фиксируюся успехи и недостатки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...