Репетиционная работа с хоровым коллективом.
Репетиционная работа с хоровым коллективом начинается после всестороннего, тщательного изучения и анализа хорового произведения дирижером. Данный период включает несколько этапов: 1. Распевание хора. Как показывает практика целесообразно начинать репетицию с настройки и распевания хора. Хоровое распевание – это подготовка голосового аппарата певцов; настройка хора, как «инструмента» по мелодическому и гармоническому строю, ансамблю(унисонному, тембровому), балансу звучания хоровых партий, режиму певческого дыхания и так далее. Распевание подготавливает коллектив к работе над хоровым сочинением. При помощи систематически разработанных вокально-технических упражнениях, дирижер имеет возможность направлять и улучшать звучание как отдельных партий, так и всего хора. Распевание следует проводить перед началом репетиции, в течении 10-15 минут, желательно a capella или при минимальной поддержке инструмента. Распевания можно осуществлять в различных вариантах: - совместное распевание всего хора; - распевание групп голосов; - распевание отдельной хоровой партии; - индивидуальное распевание. Процесс распева начинается с демонстрации, проигрывания или пропевания упражнения дирижером. Затем подробно объясняется его построение (интервально, размер, ритм). Ставятся вокально-технические задачи. После – задается тон и по управлению дирижера хор приступает к пению. Хоровое распевание включает в сея виды упражнений: - упражнения унисонного и унисонно-октавного порядка, их рекомендуется начинать со среднего регистра и постепенно вести в хроматическом восходящем к верхнему регистру, затем в нисходящем к нижнему. Пение осуществляется в заданном динамическом оттенке.
Предлагается последовательность работы над упражнениями данного вида: - пение с закрытым ртом, как наиболее удобный прием для собирания звука, при котором каждый певец с наибольшей точностью направляет свой звук, однако необходим слуховой контроль над проявлением звучности, так как направленность звука в носовую полость влечет за собой гнусавое пение; - пение на открытый гласный звук, рекомендуется определенная последовательность гласных (а-э-и-о-у И у-о-и-э-а), при исполнение гласных необходимо наблюдать за правильностью артикуляции и атаки звука; - пение на отдельные слоги (ма-ме-ми-мо-му; ла-ле-ли-ло-лу; и так далее), различные комбинации двух согласных звуков – звонкого и глухого (да-де-ди-до-ду; та-те-ти-то-ту;), двух звонких (бра-бре-бри-бро-бру), в данном случае следует следить за артикуляцией, произношением и атакой звука.
После унисонного и унисонно-октавного распевания следует перейти к 2-х голосным или 3-х голосным упражнениям, которые позволяют включить каждого певца гармоническое общехоровое звучание. Гармонические упражнения направлены на построение хоровой вертикали.
2. Задавание тона. Среди многочисленных обязанностей дирижера, задавание тона имеет свое особое место, правильно задать тон – значит ввести хор в тональность произведения и организовать помощь в приеме тона каждой партии. Задавание тона возможно следующими способами: голосом дирижера с помощью камертона и с помощью фортепиано или других инструментов. При исполнении a capella желательно раздать тон голосом, пользуясь камертоном. Камертон используется на репетиции и на концерте. Технический процесс работы с камертоном требует следующих умений: дирижер, приведя в колебательное состояние вилки камертона и восприняв полученный звук на слух, уверенно и точно передает голосом звуковую высоту, за держась на ней на непродолжительное время. Затем окружив его 2-мя звуками (б3 вверх или вниз) и определив тонику произведения, необходимо найти звук с которого начинается произведение. При распределении порядка звуков начального аккорда по отдельным партиям, дирижер в первую очередь на те партии, которые должны принять основной тон аккорда, далее дается тон терции или квинты основного аккорда.
3. Разучивание произведения с хором. Для организации систематичных репетиций работы над хоровым произведением, дирижеру необходимо знать следующие классификации хоровых репетиций: а) по составу исполнителей: - по голосам хоровых партий (S,A,T,B); - репетиции по группам (женские, мужские); - свободные репетиции (общехоровая, с концертмейстером, с оркестром или другим составом исполнителей); б) по этапам работы над репертуаром: - репетиция предварительного разбора (знакомство с произведением, чтение с листа, анализ); - репетиции детальной работы над произведением; - репетиция по впеванию хорового произведения; в) по характеру деятельности: - рабочие; - прогонные; - генеральные.
Репетиционная работа основывается на результате предварительной работы дирижера над хоровой партитурой. Весь многосторонний репетиционный процесс условно делится на несколько основных фаз: 1.эскизная – начальная; 3.художественная – заключительная.
Рассмотрим каждую подробно. 1.Целью эскизной фазы является общее ознакомление хорового коллектива с произведением. Дирижер предваряя музицирование вводной информационной беседой, сообщает художественный образ, музыкальные и текстовые особенности данного произведения. Далее следует исполнение произведения на фортепиано или аудио демонстрация. После этого произведение читается с листа всем хором 1-2 раза. То есть хоровой коллектив получает первичное представление о произведении. 2.Технологическая фаза предусматривает кропотливую, детальную работу по изучению хоровой фактуры. При наличии divisi каждая хоровая партия сольфеджируется отдельно. При совместном сольфеджировании возникает фонетическое разногласие, которое не позволяет слушать друг друга, в данном случае предлагается пропевать каждую партии на единый слог (-ли; -лю). Закончив эту сторону изучения хоровой партитуры, следует перейти к изучению в союзе с поэтическим текстом.
3.Дирижер обращает внимание на единое звукообразование, тембровую слитность, четкость произношения. Параллельно с этим работая над выравниванием общего звучания, сглаживанием регистра, отрабатывая моменты штрихов, динамики, фразировки. Ведется работа по регулированию каждой партии. Проведя детальную работу над каждой партией, дирижер переходит к склеиванию всех элементов в единую хоровую звучность, регулируя ее в соотношении с замыслом, то есть переходит к фазе разучивания. Дирижер ведет тщательную работу над мелодическим и гармоническим строем, всеми видами ансамбля, осуществляется работа взаимосвязи между содержанием и формой его исполнения. Именно этот творческим процесс по созданию художественного образа является самым интересным и ответственным моментом, где раскрывается «ум и душа» дирижера. Постановка сложных задач будет требовать все более рационального и продуктивного использования репетиционного времени. Останавливать пение хора следует в том случае, когда руководитель слышит ошибки нарушающие строй в партии или в целом ансамбле, ритме, искажении смысла акцентов, неряшливой дикции. Пропущенную неточность придется переучивать с большим трудом и терпением. Рекомендации дирижер должен давать четко и лаконично, а не пускаться в пространные словесные объяснения. Плохи бывают и повторы от начала до конца, если не ставится конкретные задачи перед следующим повторением, это дает только отрицательный результат: впеваются ошибки, происходит утомление, дискредитируется сам хормейстер. Для успешной репетиционной работы важно умение дирижера показать голосом или на инструменте тот или иной проблематичный фрагмент произведения, грамотный показ дает яркое представление, появляется стремление подражания исполнению своего руководителя. Завершает весь репетиционный процесс заключением или генеральной репетицией, где подводятся итоги, проверяются технические результаты и художественная зрелость исполнителя. Цель заключительной репетиции – репетиция концертного выступления, так называемый «прогон», на котором определяется хронометрах каждого произведения и всей программы, утверждается порядок исполнения хоровых произведений, определяется точное местоположение хора на сцене, отрабатывается вход и выход исполнителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|