Таксономия педагогических целей в познавательной сфере
Задание слушателям: Опираясь на таксономию педагогических целей в познавательной сфере, конкретизируйте ту или иную цель обучения через конкретные опознаваемые действия учащихся (то есть сформулируйте диагностичные цели) с учетом специфики преподаваемого предмета.
Уточним еще раз: почему в педагогической технологии так много внимания уделяется четкому описанию целей обучения? Ответ на этот вопрос звучит следующим образом: если цель сформулирована диагностично (то есть ее достижение можно надежно опознать), то весь ход обучения может ориентироваться на ее признаки, как на эталон. При этом результат, достигнутый учащимися на каждом этапе обучения, сравнивается с эталонными признаками поставленной цели. То есть все время осуществляется непрерывный контроль степени продвижения учащихся к намеченным целям, который сопровождается соответствующей коррекцией хода обучения. В соответствии с этим ход технологически организованного учебного процесса может выглядеть следующим образом:
Ориентация на цель, диагностическая проверка текущих результатов, разбивка обучения на отдельные обучающие эпизоды - в итоге создается воспроизводимый обучающий цикл, состоящий из следующих моментов:1) планирование обучения на основе точного определения его желаемого эталона в виде набора наблюдаемых действий учащихся; 2) предварительная оценка обученности учащихся 3) обучающая фаза - совокупность учебных процедур, сопровождающаяся коррекцией на основе оперативной обратной связи; 4) оценка результатов.
Описанная последовательность этапов (фаз) фактически представляет собой циклический алгоритм деятельности учителя, повторение которого (с соответствующими вариациями целей, конкретных процедур обучения и способов контроля) исчерпывает весь учебный процесс. Логика вопроизводимого обучающего цикла предполагает преимущественно репродуктивное обучение: предъявление ученикам образцов действий с учебным материалом и организация их отработки учащимися. Однако, как известно, результат обучения не исчерпывается совокупностью репродуктивно усвоенных знаний, умений и навыков, но предполагает формирование опыта поисковой (творческой) деятельности. Репродуктивную направленность воспроизводимого обучающего цикла восполняет схема английского дидакта А.Д. Ромишовски: 1) сообщение новых знаний; 2) формирование умений на репродуктивном уровне: а) демонстрация деятельности в целом и по элементам, б) отработка умения в упрощенных условиях (по операциям); в) организация самостоятельной практики с непременной обратной связью и положительным эмоциональным подкреплением; 3) переход к поисковой творческой деятельности: а) организация проблемных ситуаций, решение нестандартных задач, имитационное моделирование реальности; б) анализ учащимися своей деятельности и обсуждение. В отечественной педагогике есть некоторые ответы на нерешенные в рамках технологического подхода вопросы. Так, творческая деятельность учащихся может стать предметом эффективного руководства (см. Теорию проблемного обучения). В технологически же организованном учебном процессе акцент делается на воспроизводимых моментах обучения. Признаки технологически организованного учебного процесса: 1. Постановка диагностичных целей. 2. Планирование обучения на основе точного определения желаемого эталона в виде наблюдаемых действий учащихся. 3. Предварительное тестирование учащихся и конкретизация учебных целей с учетом реальных возможностей школьников. 4. Последовательная ориентация всего хода обучения на цели, которая обеспечивается наличием оперативной обратной связи и сопровождается соответствующей коррекцией хода обучения
5. Разбивка обучения на отдельные воспроизводимые обучающие циклы. 6. Полная управляемость процессом обучения. 7. Гарантированность конечного результата.
Задание слушателям: опираясь на вышеуказанные признаки, выделите достоинства и недостатки технологического подхода к процессу обучения.
В последние десятилетия идет постоянная полемика сторонников технологического подхода с их принципиальными противниками - сторонниками гуманистической педагогики. Сторонники гуманистического воспитания считают, что технологическое построение учебного процесса слишком отдаленно напоминает насыщенную человеческими переживаниями жизнь, проходящую в стенах класса. Они сомневаются в возможности детального прогнозирования результатов развития и их точной реализации. Они призывают педагогов уйти от жесткого проектирования образовательных ситуаций к вариативному спонтанному поведению для того, чтобы обеспечить каждому ребенку возможность развития в соответствии с его потребностями и интересами. В свою очередь, сторонники технологического подхода считают. Что классической ошибкой гуманистов является предположение о том, что учащиеся начнут чуть ли не автоматически усваивать полезные вещи, как только почувствуют себя свободными от педагогических требований. На наш взгляд, сегодня стоит перейти от поисков негативного в разных подходах - к поиску того, насколько приемлемо и возможно в практическом плане каждое теоретическое направление: каковы его возможности; где они, эти возможности, заканчиваются; каковы условия их эффективного применения в практике обучения и воспитания. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо хорошо ориентироваться в современных образовательных моделях (образовательная модель - теоретическая конструкция, которая воплощает понимание ее автором феномена образования, а также практическое воплощение этой модели на практике).
Задание слушателям: познакомьтесь с примерным перечнем образовательных моделей, однако помните, что он не исчерпывает все многообразие моделей образования. Образовательные модели (системы, теории, концепции, технологии). 1. Система развивающего обучения Л.В.Занкова. 2. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова. 3. Теория проблемного обучения (А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов). 4. Теория содержательного обобщения (В.В.Давыдов). 5. Программированное обучение (Н.Ф. Талызина, Т.А. Ильина и др.). 6. Концепция поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин). 7. Теория развития познавательного интереса (Г.И. Щукина). 8. Теория оптимизации обучения (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник). 9. Теория активизации учебной деятельности (А.К.Маркова, Т.Н. Шамова, И.Ф. Харламова и др.). 10. Адаптивная система обучения (А.С. Границкая). 11. Система Л.В.Тарасова “Экология и диалектика”. 12. Теория решения изобретательских задач. 13. Система, основанная на гуманно-личностном подходе (Ш.А. Амонашвили). 14. Методическая система интенсивного обучения (В.Ф. Шаталов). 15. Технология “погружения” (М.П. Щетинин). 16. Методические системы педагогов-новаторов: С.Н. Лысенковой, Н.П. Гузика, Е.Н. Ильина, И.П. Волкова и др. 17. Новые информационные технологии: КТО, ИТО и др. 18. Предметно-классно-урочная система обучения. 19. Коллективный способ обучения (В.К. Дьяченко). 20. Методика коллективной творческой деятельности (И.П. Иванов). 21. Модель начального образования “Развивающая Среда” (И.И. Ильясов). 22. Система, созданная на деятельностно-коммуникативной основе (Л.Ф. Климанова). 23. Технология воспитания (Н.Е. Щуркова). 24. Дифференцированное обучение. 25. Бригадно-лабораторное обучение. 26. Организационно-деятельностная игра. 27. Теория укрупненных дидактических единиц (П.Б. Эрдниев). 28. Система С.Френе. 29. Система М. Монтессори. 30. “Вальдорфская педагогика” (Р. Штайнер). 31. Система Л. Рона Хаббарда. 32. Гуманистическая педагогика (К.Роджерс). 33. Технология полного усвоения (Б. Блум, Дж.Кэрролл). 34. Модель “Структура интеллекта” (Дж. Гилфорд). 35. Когнитивно-аффективная модель (Ф Уильямс). 36. Модель “Три вида обогащения учебной программы” 37. Система С. Пейперта “Использование компьютеров в учебном процессе”. 38. Современные технологии образования: “Система учебной информации”, “Система творческих заданий”, “Моделирование”, “Учебное исследование”, “Научное исследование”, “Проектирование среды”, “Конструирование” (В.А. Бухвалов). Приведенный перечень образовательных моделей включает разные образовательные модели: технологии, методики, методические системы. В него же включены педагогические теории и концепции, нашедшие применение в практической педагогической деятельности.
Существует мнение о том, что технологии носят более универсальный характер, они воспроизводимы. Методика же - более индивидуализированная совокупность приемов и способов обучения. Она зависит от личности учителя, его темперамента и умения. Сравните, например, технологию программированного обучения и методику интенсивного обучения В.Ф. Шаталова. В соответствии с этим ученые выделяют следующие критерии технологичности образовательной модели. Критерии технологичности: 1. Концептуальность (опора на определенную научную концепцию), 2. Системность (логика процесса, взаимосвязь всех частей). 3. Управляемость (диагностическое целеполагание, проектирование процесса обучения, поэтапная диагностика, коррекция учебного процесса). 4. Эффективность (эффективность по результатам; оптимальность по затратам; гарантированность достижения определенного стандарта обучения). 5. Воспроизводимость (возможность применения другими).
Задание слушателям: выберите любую образовательную модель и оцените ее с учетом предложенных Вам критериев. Задание слушателям: познакомьтесь с понятийным словарем по проблеме и приступите к выполнению контрольных заданий (см. ниже). ПОНЯТИЙНЫЙ СЛОВАРЬ Алгоритм - точное, однозначно понимаемое предписание о выполнении в указанной последовательности операций (действий), приводящих к решению любой из задач, принадлежащих к некоторому классу (Российская педагогическая энциклопедия, 1993). Алгоритм строго определен и не допускает никакой субъективной интерпретации. Но это не означает, что он обеспечивает оптимальное решение, поэтому иногда более экономичным является применение ненадежных эвристических правил, чем стабильных правил алгоритмов (Оконь В., 1990). Диагностичная постановка целей обучения и воспитания - такая постановка целей обучения и воспитания, которая допускает объективный и однозначный контроль степени достижения цели. Цель в педагогической системе должна быть поставлена диагностично, т.е. настолько точно и определенно, чтобы можно было однозначно сделать заключение о степени ее реализации и построить вполне определенный дидактический процесс, гарантируюший ее достижение за заданное время (Беспалько В.П., 1989).Педагогическая технология характеризуется принципом диагностической целесообразности. Знания - результат процесса обучения, прежде всего освоения со- держания обучения. Результаты усвоения описываются на разных уровнях качества знаний: 1) предметно-содержательном, 2) содержательно-деятельностном, 3) содержательно-личностном. Каждая группа качеств в определенной мере характеризует: обученность (1 уровень), развитость (II уровень), воспитанность (III уровень) (Менчинская Н.А., 1973; Коган Т.Л., 1987). Информационная технология - технология обработки, передачи, распространения и преобразования информации. Один из компонентов информационной технологии - компьютер, поэтому термины “информационная технология” и “компьютерная технология” часто используются как синонимы. Концепция - системное описание определенного предмета или явления, способствующее его пониманию, трактовке, выявлению руководящих идей его построения или функционирования (Беспалько В.П., 1989). Методика - способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. Модель образования - теоретическая конструкция, которая воплощает понимание ее автором феномена образования. Навык - автоматизированное умение выполнять интеллектуальные или практические действия (Беспалько В.П., 1989). Образовательная модель - это вариант практической деятельности в образовании, практическое воплощение какой-либо модели образования. Обратная связь - информация от учащегося к учителю (или ТСО) о результатах выполнения основных операций и качестве усвоения учебного материала. Ориентировочная основа деятельности (действия) - (термин введен П.Я. Гальпериным) - система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящей или выполняемой деятельности (Краткий психологический словарь, 1985). Педагогическая технология - систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса (Беспалько В.П., 1989). Это - системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (определение ЮНЕСКО). Программированное обучение - такая организация процесса обучения, при которой учащиеся с помощью особым образом подготовленных дидактических средств (программы) могут самостоятельно приобретать новые знания и умения. Продуктивная деятельность- деятельность, в процессе которой учащийся всегда создает новую ориентировочную основу деятельности сравнительно с усвоенной ранее в учебном процессе (Беспалько В.П., 1989). Прямая связь - сообщение информации от обучающего к учащемуся, с помощью которой передаются инструкции о необходимых учебных действиях. Репродуктивная деятельность - деятельность, при которой усвоенная ориентировочная основа деятельности, ее алгоритмы и правила только воспроизводятся в различных сочетаниях - от буквальной копии и пересказа до некоторого свободного воспроизведения и применения в типовых ситуациях, однозначно заданных обучением, причем к исходным сведениям, усвоенным из учебного предмета, учащийся в ходе деятельности не прибавляет никакой новой информации (Беспалько В.П., 1989). Таксономия целей обучения - систематизация целей обучения; определение целей обучения через последовательность уровней усвоения учебного материала. Важнейшие характеристики таксономий целей обучения: 1) многосторонний подход к процессу обучения; 2) учет качественной модификации достижений учащихся (объема знаний, процессов мышления и поведения); 3) измерение достижений учащихся (время решения задач, объем достижений и допускаемых ошибок, соответствие принятым образцам и отступления от них); 4) формирование оперативных целей, которые касаются самого процесса обучения, а не только его конечного продукта (Оконь В., 1990). Типовая задача - задача, которую можно решить путем буквального, непреобразованного использования усвоенных алгоритмов деятельности (Беспалько В.П., 1989) Умение - успешное выполнение действия или деятельности с выбором и применением правильных приемов работы и с учетом определенных условий (Леситов Н.Д., 1963). Цели обучения- заданные и описанные наперед условия и способы деятельности в будущем; способности человека к возможным видам деятельности, приобретенные им в результате обучения (Беспалько В.П., 1970). Цели обучения выступают в двух функциях: 1) общего ориентирования учебно-воспитательного процесса и 2) критерия его результативности. Это означает, что цели обучения: 1) должны быть описаны в качествах формируемой личности обучающегося, в характеристиках содержания обучения, которые должны стать достоянием личности; 2) должны отображать планируемые результаты обучения в системе качественных и количественных характеристик обученности школьников (Красновский Э.А., 1987).
Педагогические технологии
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ: 1) ПТ - это описание педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату. 2) Технология обучения включает целостный процесс постановки целей, постоянное обновление учебных планов и программ, тестирование альтернативных стратегий и учебных материалов, оценивание педагогических систем в целом и установление целей заново, как только становится известной информация об эффективности системы. (С.Сполдинг). 3) ПТ - это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования. 4) ПТ - это алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся на основе проектирования всех учебных ситуаций (Пальчевский, Фридман). 5) ПТ - это описание, проект процесса формирования личности (А.П.Беспалько). 6) ПТ - это научно обоснованное предписание эффективного осуществления педагогического процесса (Цветков). 7) ПТ - есть комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний (Ассоциация по педагогическим коммуникациям и технологии США).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|