Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таксономия педагогических целей




Основные категории учебных целей Примеры обобщенных типов учеб. целей
  УЧЕНИК
I. ЗНАНИЕ
Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала от конкретных фактов до целостных теорий.   знает употребляемые термины, знает конкретные факты, знает методы и процедуры, знает основные понятия, знает правила и принципы. понимает факты, правила, принципы.
II. ПОНИМАНИЕ
Его показателем может быть преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую (например, из словесной в математическую);интерпретация материала (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). интерпретирует словесный материал, интерпретирует схемы, графики, диаграммы, преобразует словесный материал в математические выражения, предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.
III.ПРИМЕНЕНИЕ
Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входят: применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры.
IV. АНАЛИЗ
Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие, так, чтобы ясно выступила структура. Сюда относится: вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. выделяет скрытые предположения, видит ошибки и упущения в логике рассуждения, проводит различие между фактами и следствиями, оценивает значимость данных.
V. СИНТЕЗ
Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть: сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы). Соответствующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур. пишет небольшое творческое сочинение, предлагает план проведения эксперимента, использует знания из разных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы.
VI. ОЦЕНКА
Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, худ. произведения, исследовательских данных) для конкретной цели. Оценочные суждения должны быть основаны на четких критериях (определяемых учащимся или задаваемых учителем). оценивает логику построения материала в виде письменного текста, оценивает соответствие выводов имеющимся данным, оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

КАТЕГОРИИ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ В АФФЕКТИВНОЙ ОБЛАСТИ

Основные категории учебных целей Примеры обобщенных типов учеб. целей
  УЧЕНИК...
I. ВОСПРИЯТИЕ
Эта категория обозначает готовность и способность ученика воспринимает те или иные явления. Задача учителя привлечь, удержать и направить внимание ученика. Входящие сюда субкатегории: 1.1. осознание, 1.2. отовность, или желание воспринимать и 1.3. избирательное, т.е. произвольное внимание образуют диапазон восхождения от пассивной позиции ученика до более активного отношения к содержанию обучения. проявляет осознание важности учения, внимательно слушает высказывания окружающих в классе, в беседе и т.д., проявляет восприимчивость к проблемам и потребностям других людей, к проблемам общественной жизни.
II.РЕАГИРОВАНИЕ
Эта категория обозначает активные проявления, исходящие от самого ученика. На данном уровне он не просто воспринимает, но и отклоняется на то или иное явление, проявляет интерес к явлению или деятельности. Субкатегории: 2.1.подчиненныйотклик,2.2. добровольный отклик, 2.3. удовлетворение от реагирования.     выполняет заданную учителем домашнюю работу, подчиняется нормам внутришкольного распорядка и нормам поведения, участвует в обсуждении вопросов в классе, самостоятельно знакомится с освещением общественных, политических и международных проблем, добровольно вызывается выполнять задание, проявляет интерес к учебному предмету.
III. УСВОЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
В эту категорию входят различные уровни усвоения ценностных ориентаций (отношений): 3.1.принятие ценностной ориентации, 3.2. предпочтение ценностной ориентации и 3.3.приверженность, убежденность. проявляет устойчивое желание овладеть какими-либо навыками, целенаправленно изучает различные точки зрения с тем, чтобы вынести собственное суждение, проявляет убежденность, отстаивая тот или иной идеал.
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
Эта категория охватывает осмысление и соединение различных ценностных ориентаций, разрешение возможных противоречий между ними и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых. Субкатегории: 4.1. концептуализация ценностной ориентации, т.е. осмысление своего отношения, 4.2. организация системы ценностей. принимает на себя ответственность за свое поведение, понимает свои возможности и ограничения, строит жизненные планы в соответствии с осознаваемыми способностями, интересами, убеждениями.
V. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Эта категория обозначает такой уровень усвоения ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение индивида. Субкатегории: 5.1. обобщенная установка и 5.2. распространение ценностных ориентаций на деятельность. самостоятельность в учебной работе, стремление к сотрудничеству в группе, готовность к пересмотру своих суждений и изменению образа действий в свете убедительных аргументов, устойчивое и последовательное жизненное кредо.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ

1. Система развивающего обучения Л.В.Занкова.

2. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

3. Теория проблемного обучения (А.М.Матюшкин, И.Я.Лернер,

М.И.Махмутов).

4. Теория содержательного обучения (В.В.Давыдов)

5. Программированное обучение (Н.Ф.Талызина, Т.А.Ильина и др.)

6. Концепция поэтапного формирования умственных действий

(П.Я.Гальперин).

7. Теория развития познавательного интереса (Г.И.Щукина).

8. Теория оптимизации обучения (Ю.К.Бабанский, М.М.Поташкин).

9. Теория активизации учебной деятельности (А.К.Маркова, Т.Н.Ша-

мова, И.Ф.Харламова и др.).

10. Адаптивная система обучения (А.С.Границкая).

11. Система Л.В.Тарасова "Экология и диалектика".

12. Теория решения изобретательных задач.

13. Система, основанная на гуманно-личностном подходе (Ш.А.Амо-

нашвили).

14. Методическая система интенсивного обучения (В.Ф.Шаталов).

15. Технология "погружения" (М.П.Щетинин).

16. Методические системы педагогов-новаторов: С.Н.Лысенковой,

Н.П.Гузика, Е.Н.Ильина, И.П.Волкова и др.

17. Новые информационные технологии: КТО, ИТО и др.

18. Предметно-классно-урочная система обучения.

19. Коллективный способ обучения (В.К.Дьяченко).

20. Методика коллективной творческой деятельности (И.П.Иванов).

21. Модель начального образования "Развивающая среда" (И.И.Иль-

ясов).

22. Система, созданная на деятельностно-коммуникативной основе

(Л.Ф.Климанова).

23. Технология воспитания (Н.Е.Щуркова).

24. Дифференцированное обучение.

25. Бригадно-лабораторное обучение.

26. Организационно-деятельностная игра.

27. Теория укрупненных дидактических единиц (П.Б.Эрдниев).

28. Система С.Френе.

29. Система М.Монтессори.

30. "Вальдорфская педагогика" (Р.Штайнер).

31. Система Л.Рона Хаббарда.

32. Гуманистическая педагогика (К.Роджерс).

33. Технология полного усвоения (В.Блум, Дж.Кэррол).

34. Модель "Структура интеллекта" (Дж.Гилфорд).

35. Когнитивно-аффективная модель (Ф.Ульямс).

36. Модель "Три вида обогащения учебной программы" (Дж.Ревзулли).

37. Система С.Пайперта "Использование компьютеров в учебном про-

цессе".

38. Современные технологии образованя: "Система учебной информа-

ции", "Система творческих заданий", "Моделирование", "Учебное иссле-

дование", "Научное исследование", "Проектирование е среды", "Констру-

ирование "(В.А.Бухвалов).

 

 

Инновационные технологии обучения

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...