Инновационные учебно-методические комплексы – кардинальные изменения в содержании и организации учебного процесса
Особое значение в проекте «Информатизация системы образования» уделялось созданию инновационных учебно-методических комплексов ИУМК), ориентированных на «открытую архитектуру» школы, на инновационные формы организации педагогического процесса, современные информационно-коммуникационные технологии и доступность больших массивов образовательных источников. В результате конкурса было отобрано около 30 ИУМК по разным учебным предметам, образовательным и межпредметным областям, которые по заключениям экспертов соответствовали главным требованиям конкурса: инновационности с ориентацией на новые образовательные результаты. Главная особенность ИУМК состоит в том, что они, в отличие от набора ЦОР к существующим учебникам и от ИИСС, представляют собой систему образовательных ресурсов, которая может включать цифровые и нецифровые источники и инструменты, обеспечивая функции управления учебным процессом и его организации. В ИУМК может входить (в нецифровой или цифровой форме) учебник, методическое пособие для учителя, цифровые образовательные источники и инструменты, а также сайт поддержки данного ИУМК. Таким образом, ИУМК включает комплект материалов, полностью обеспечивающих потребности организации образовательного процесса по выбранному предмету (предметной области, теме, модулю) или межпредметной области. По замыслу проекта ИСО эти инновационные продукты помогут учащимся достичь нового уровня образования, необходимого как для жизни в современном обществе, так и в обществе, контуры которого еще только формируются. Прежде всего, такие комплексы предназначены для творческого учителя, готового и способного самостоятельно строить процесс обучения.
Какие же современные подходы в образовании реализуются В создаваемых ИУМК? 1. Большинство разрабатываемых ИУМК ориентировано на изменения характера взаимодействия учителя и ученика: от учителя как источника информации — к организатору деятельности, помощнику и консультанту в обучении детей, с большим акцентом на индивидуализацию процесса обучения. Яркими примерами таких ИУМК являются: «Физика в системе Эльконина — Давыдова», «Пространственные искусства», «Динамическая геометрия. 9 класс», «История средних веков», «История России, 6 класс» и др. При реализации заложенного в этих и других ИУМК подхода у школьников будут развиться способности к самостоятельному освоению материала, формированию навыков поиска, оценки, отбора и организации информации. 2. Применение информационных технологий позволило в новых учебных материалах более широко и качественно развернуть разные способы и формы исследовательской, проектной деятельности учащихся, основанных на реальных и виртуальных экспериментах, коллективных формах работы, что позволяет выделить еще одну общую характеристику ИУМК — они не только сообщают школьникам сумму фактов и концепций определенной предметной области, но и вырабатывают у них способность мыслить, рассуждать и действовать в качестве исследователей и проектировщиков данной предметной области. Наиболее яркими примерами ИУМК этой группы можно назвать: «Физика_10», «Основы естественнонаучных исследований. 5—6 классы», «Естествознание — глобальная лаборатория. Интегрированный естественнонаучный курс для 5—6 классов», «Экология. Конструирование биосферы, 10—11 классы», «Алгебра в основной школе» и др. 3. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащегося традиционно является самым трудоемким компонентом труда учителя. Творческая работа с этим компонентом — третье направление и особенность в рассматриваемых новых учебных материалах. Каждый авторский коллектив пытался искать, с одной стороны, свой путь реального повышения производительности учительского труда, с другой стороны, пытался найти способы оценки компетентностных результатов обучения. Средства ИКТ позволяют автоматизировать достаточно сложные тестовые задания. В новых учебных материалах появились задания и на проверку способности школьника к сравнительному анализу, и ориентированные на проверку разных типов мышления, способности к синтезу и анализу, поиску взаимосвязей, работе с разными типами текстов. Особое место в учебных материалах заняли разные формы работы по созданию и накоплению ученических портфолио.
Таким образом, авторские коллективы ИУМК смогли сделать очередной шаг в разработке качественных тестов от «пассивнознаниевого» к активнодеятельностному» подходу. К таким ИУМК, где сделан подобный шаг, можно отнести следующие учебные материалы: «Общественная современная география мира», «Русский язык, 5—7 классы», «Физика в системе Эльконина — Давыдова, 7—9 классы», «Физика_10», «Физика 7—9 классы», «Вероятность и статистика в школьном курсе математики», «Новая начальная школа» и др. 4. Одним из перспективных направлений дальнейшего развития российского образования является интеграция как внутри образовательных областей, так и между образовательными областями. В проекте ИСО создано несколько ИУМК с различными вариантами подобной интеграции. Так, в ИУМК «Новая начальная школа» в соответствии с замыслом авторов для каждого из четырех учебных лет разрабатываются периоды, когда происходит координация учебных предметов. На эти координационные периоды отводится от 20 до 40 % учебного времени. В это время вместо традиционных учебных предметов (русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство и художественный труд) появляются либо практики, как например, в первом классе «В первый раз в первый класс» (158 часов), либо «образовательные события» (праздник>многоборье «Круглый год» — конец 1 класса (35 часов); праздник «В поисках клада» — 2 класс (35 часов); «Парад Словарей» — 2 класс (35 часов); праздник-состязание «Как измерить все на свете» — 2 класс (35 часов); событие>прогулка «Точка зрения» — 2 класс (35 часов) и т.д.) Все эти события задуманы авторами для того, чтобы младшие школьники могли применять умения и знания из разных учебных предметов, переносить их с одного предмета на другой.
Другой ИУМК, «Открываю законы родного языка, математики и природы. Классы 1—4», предназначен обеспечить междисциплинарный подход при формировании информационных умений и предметных знаний; способствовать развитию логического мышления, познавательного интереса, формированию учебной деятельности в начальной школе. ИУМК «Музыка и информатика» для начальной школы является учебным материалом, созданным на интегративной основе в помощь учителю музыки и информатики в начальной школе. В этом комплексе предполагается изменить традиционно принятый учебный процесс — делить класс на две группы и проводить уроки музыки и информатики параллельно. Проект рассматривает внедрение музыкально-компьютерных технологий с их уникальными возможностями в достаточной мере, что отвечает современному уровню образовательной среды. Как видно из приведенных примеров, в проекте «Информатизация системы образования» пока идея интеграции начала реализовываться в основном на уровне начальной школы, что естественно, т.к. интеграция на основе информационных технологий может дать, во>первых, реальную возможность решить проблему разгрузки учебного плана в начальной школе для решения личностнозначимых задач младших школьников, во>вторых, постепенно перевести на компетентностный подход всю начальную школу. Подводя итог, скажем, что создаваемые в рамках проекта ИСО инновационные учебно-методические комплексы призваны способствовать изменению парадигмы российского образования в сторону деятельностного исследовательского подхода в постижении знаний, могут расширить возможности и результативность вхождения в школу новых образовательных технологий с обязательным созданием информационной школьной среды, и как следствие, помогут российской школе выйти на качественно новую ступень преподавания и получения новых устойчивых образовательных результатов с учетом специфики изменяющегося общества и его современных запросов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|