Однородная система. Метод Гаусса.. Вариант 1
Однородная система.
Теорема 1. Однородная система всегда совместна. Теорема 2. Для того, чтобыоднородная система имела не нулевое решение необходимо и достаточно, чтобы ее определитель равнялся нулю
Следствие: Для того, чтобы однородная система имела не нулевое решение необходимо и достаточно, чтобы .
Пример 21: Исследовать однородную систему: Решение: ~ ~ ~ Система имеет множество решений, базисные неизвестные и - свободная переменная равна с. или Метод Гаусса.
Пусть дана система №9. Идея метода состоит в следующем: пусть коэффициент при в первом уравнении системы №1 .
1) Исключим неизвестное из всех уравнений системы, кроме первого. Для этого прежде всего разделим обе части уравнения сист-мы№1 на коэффициент . Получим новую систему, равносильную данной.
2) Умножим первое уравнение на и вычтем его из второго уравнения системы; затем умножим первое уравнение на и вычтем его из третьего уравнения и т. д. В результате этого шага приходим к системе вида №2:
, где ---(10)
3) Исключим из всех уравнений системы №2, кроме первого и второго. Для этого разделим обе части второго уравнения системы №2 на ; затем умножим второе уравнение последовательно на и вычтем поочередно из соответствующих уравнений, кроме 1-го и 2-го.
4) Продолжая этот процесс далее, мы придем либо к системе вида: --- (11) в случае ее совместности, либо к системе вида: ---(12)
5) система вида (11) называется ступенчатой, система вида (12) – треугольной. В случае системы (12) из последнего уравнения определяется , подставляется в предыдущее уравнение системы (12), определяем неизвестное и т. д. из 1-го уравнения найдем неизвестное.
В случае системы (11) имеем систему совместную, но не определенную, которая имеет множество решений. Выделяем базисный минор и базисные неизвестные, остальные неизвестные назовем свободные и приведем систему (11) к виду (12).
Все выше указанные описания на практике производят над матрицами, составленными из коэффициентов перед неизвестными и столбца свободных коэффициентов.
Пример 22: 1) Исследовать систему, и в случае ее совместности найти решение
Решение: ~ ~ ~ - свободные переменные последней матрице соответствует система равносильная исходной
Вариант 1 А1. Вычислить определитель: а) б) . А2. Решить уравнение: . А3. Вычислить определитель, пользуясь правилом треугольника: . А4. Найти алгеброические дополнения элементов и определителя (см. задачу А3). А5. Вычислить определитель, используя подходящее разложение по строке или столбцу: . А6. Решить систему уравнений с помощью правила Крамера.
А7. Найти матрицу , полученную путем преобразований матриц и : . ; А8. Вычислить: . А9. При каких значениях матрица не имеет обратную?
А10. Решить матричное уравнение: А11. При каких значениях матрица имеет ранг, равный 1? В1. Вычислить определитель, предварительно обратив в нуль все, кроме одного, элемента какой-либо строки (столбца): . В2. Вычислить определитель приведением их методом Гаусса к треугольному виду.
В3. Умножить матрицы: В4. При каких значениях матрицы перестановочны? В5. Найти обратную матрицу: В6. Найти ранг матрицы методом Гаусса: В7. Решить методом Гаусса систему уравнений: .
С1. Умножить матрицы: . С2. Решить матричным методом систему уравнений из задачи А6 (б).
С3. Решить методом Гаусса системы уравнений:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|