Пути к успеху: использовать свои плюсы
Как вам станет ясно из изложенного ниже, в поиске работы ваша сила и таланты — сознательность, готовность много и упорно работать, способность не упускать из виду подробности и обязательства. Помните о вашей склонности к опробованным, традиционным путям и отказывайтесь от менее очевидных и логичных подходов. Если вы — ISTJ, ознакомьтесь с наиболее эффективными для вас методами поиска работы. Исследуйте полностью все открывающиеся возможности и проведите тщательный сбор информации — Будьте терпеливы на стадии сбора информации. Не забывайте, что поиск подходящей работы может занять несколько месяцев. — Установите ограниченную сеть контактов с людьми, которые хорошо вас знают, в особенности с теми, с кем вы когда-то работали вместе, и с теми, кого порекомендуют вам эти люди. Фрэнк хотел получить работу в налоговом департаменте своего штата. Он обратился к знакомому по Ротари-клубу [Ротари-клуб — объединение бизнесменов и профессионалов, работающих в данном регионе; подразделение Международного Ротари-клуба, организации, чьей целью является совершенствование деятельности гражданских служб и укреплению международных связей на основе доброй воли. — Прим. перев. ] с просьбой свести его с кем-нибудь из налогового управления. Познакомившись с таким человеком, Фрэнк провел подробный разговор. Новый знакомый показал ему служебные помещения, познакомил с графиком типичной рабочей недели и даже рассказал о некоторых сторонах работы, которые вызывают недовольство сотрудников. Таким образом, заявляя о своем желании получить работу, Фрэнк имел более реальное представление о ее преимуществах и недостатках. Тщательно приготовьте материалы, с которыми выйдете на рынок труда
— Взгляните как можно более объективно на ваши резюме и сопроводительные письма. Спросите себя, как эти документы характеризуют вас. Точно ли они отражают особенности вашей личности? — Не забудьте включить в пакет документов информацию о ваших более ранних достижениях; имейте под рукой рекомендательные письма на случай, если они потребуются. Джуди начала работать над резюме, взяв за образец резюме подруги, работавшей в той же отрасли. Но затем она решила, что ей нужно разработать такой документ, который в наиболее выгодном свете представит ее собственный опыт и навыки. Мы помогли Джуди сделать центром резюме ее успехи и указать, какие навыки помогли ей в каждом случае. В разделе, посвященном профессиональной истории, Джуди продемонстрировала, как на каждом новом месте расширялась область ее ответственности. Отправляя обновленное резюме, она была уверена, что оно даст работодателю ясное представление о ее опыте и о том, что она может предложить организации. Наберитесь терпения и пройдите все стадии, которые вам укажет служба персонала — Включите в ваш процесс сбора информации расспросы и чтение печатных материалов о процедурах приема на работу. Приспособьте ваши подходы к стилю работы компании. — Докажите, что вы принадлежите к числу тех служащих, кто всегда идет правильным путем, использует возможности системы и соблюдает субординацию. Марта узнала, что скоро в ее университет придут агенты службы персонала большой производственной компании. Прежде чем идти на собеседование, Марта решила собрать дополнительную информацию. Она поговорила с университетским советником по вопросам профессиональной ориентации и узнала имя одного выпускника, недавно принятого на работу в данную компанию. Многое выяснив, она уже была серьезно подготовлена к собеседованию. Помимо ответов на стандартные вопросы, она продумала, какие вопросы задаст сама, чтобы представители компании увидели: она сделала «домашнюю работу» и кое-что о фирме уже знает. Инициативность Марты произвела должное впечатление. Свою роль сыграло и еще одно обстоятельство: из беседы с выпускником университета Марта узнала, что в компании приветствуется консервативный стиль одежды, поэтому специально для собеседования она приобрела строгий синий костюм. Поразительно, но на представительнице компании, проводившей собеседование, костюм был почти такой же.
Не упустите из виду ни одной детали — Приложите усилия к тому, чтобы исполнить все большие и малые требования, которые, по вашему мнению, могут быть вам предъявлены. Разработайте общий план, следите за каждым своим шагом, напишите благодарственные письма, нанесите нужные визиты. — Будьте организованы. Демонстрируйте ваши способности, не стесняйтесь проявлять настойчивость, доказывая ваш интерес к данной работе. Готовясь к первому повороту в своей карьере, Нэнси сузила диапазон поиска. Она решила, что ей хотелось бы стать руководителем обслуживания пациентов в близлежащей больнице. В то время эту должность занимал временный сотрудник, так что Нэнси предстояло узнать, будет ли эта вакансия открыта для соискателей. Она поддерживала контакт со всеми знакомыми, работавшими в данном учреждении, и регулярно звонила руководителю отдела кадров больницы, чтобы напоминать ему о своем интересе к работе. Все это время она не раз сомневалась, стоит ли в очередной раз звонить или писать. Но затем она приходила к выводу, что ей стоит показать: она будет работать столь же усердно, сколь усердно она добивается места. И настойчивость Нэнси была вознаграждена. Когда вакансия открылась для соискателей со стороны, она оказалась первой — и последней — претенденткой. Принимайте взвешенные, практические решения — Попросите, чтобы вам дали время для тщательного обдумывания данного варианта трудоустройства. Дайте вашему потенциальному работодателю понять, что вы серьезно относитесь к принимаемым на себя обязательствам и хотите отнестись к предложению с тем же вниманием, с каким намерены относиться ко всему, за что вам предстоит нести ответственность.
— Выработайте реалистичную оценку нынешней ситуации на рынке труда и своим способностям. Призовите на помощь ваше логическое мышление и принимайте решение, опираясь на него. Отслужив в военном флоте, Гордон принялся искать новую работу. Он взвесил свои возможности и изучил положение на рынке труда в своем родном штате. Он считал, что его физическая подготовка позволит ему стать тренером профессиональной или студенческой спортивной команды, но убедился, что рынок предоставляет очень мало шансов получить такую работу. Тогда он подумал о том, чтобы использовать свои физические данные в качестве преподавателя физического воспитания в средней школе, которой к тому же требовался бы тренер футбольной и бейсбольной команд. И ему удалось приобрести для себя такую должность, на которой он мог бы совмещать выполнение тех и других обязанностей.
Возможные ловушки
Хотя каждый человек уникален, все же у многих ISTJ имеются общие потенциальные белые пятна. Мы подчеркиваем слово «потенциальные», поскольку для кого-то некоторые из перечисленных ниже проблем явно актуальны, а к кому-то могут вовсе не иметь отношения. Знакомясь с этими проблемами, вы, наверное, обратите внимание на то, что они относятся не только к поискам работы. Возможно, вы уже испытали последствия этих своих слабостей в других сферах вашей жизни. Поэтому было бы нелишне при чтении каждого пункта оглянуться на прошлый опыт и спросить себя: «А ко мне это относится?» А если ответ окажется положительным, то: «Каким образом эта особенность помешала мне добиться чего-то, чего я желал?» Не исключено, что вы поймете: ключом к преодолению слабостей является развитие ваших третьей и четвертой функций, этики и интуиции. Многие из приведенных советов будет непросто реализовать. И все же, чем больше вы будете прибегать к названным функциям, тем меньше проблем у вас будет впредь. Рассмотрите неочевидные варианты развития карьеры — Умейте видеть такие варианты, которые пока не существуют. Вам будет легче, если вы составите большой перечень занятий, которые могли бы вас заинтересовать. Включите в этот перечень профессии, требующие от человека навыков, которыми вы обладаете, даже если раньше вы применяли их на другом поприще.
— Не поддавайтесь желанию исключить какие-то варианты как нереальные лишь по той причине, что у вас нет опыта непосредственно в данной области. Спрогнозируйте возможные последствия ваших решений — Попробуйте представить себя на каждом из рабочих мест, которые оказались в поле вашего зрения. Вообразите, каким вы можете стать через пять, десять, двадцать лет. Есть у вас потенциал для роста? Есть возможности сменить род деятельности или расширить сферу ответственности? — Выработайте систему краткосрочных и долгосрочных целей и опирайтесь на нее в процессе поиска работы как на измерительную шкалу. Сопоставьте имеющиеся варианты работы с обоими перечнями целей и определите, можете ли вы отказаться от долгосрочных целей ради достижения ближайших. Остерегайтесь сверхосторожности и негибкости мышления — Старайтесь быть открытым для рассмотрения таких вариантов, которые потребуют от вас заниматься вовсе не тем, чем вы занимались в прошлом. Подумайте, не стоит ли пойти на некоторый разумный и необходимый риск, чтобы достичь делового успеха. — Не отказывайтесь от помощи друзей и профессионалов, если вам кажется, что вы соскальзываете к шаблонному мышлению. В процессе поиска работы не забывайте о человеческой составляющей — Постарайтесь думать не только о том, что логически правильно и в чем вы обладаете необходимой квалификацией, но и о том, каковы ваши истинные чувства и движущие мотивы. Спросите себя, что для вас важно в жизни и в работе, и убедитесь, что избираемый вариант соответствует вашим жизненным ценностям. — В ходе собеседования принимайте во внимание нюансы межличностных отношений. Не пренебрегайте тем, что может вам показаться бессмысленным расшаркиванием, так как для других подобные действия могут быть немаловажны. Продемонстрируйте горячее желание работать и настойчиво рекламируйте себя — Дайте собеседникам почувствовать, что вы по-настоящему заинтересованы в данной работе. Проявляйте энергию и неравнодушие к работе и к себе. — Избегайте недооценки ваших способностей и вашего потенциального вклада в деятельность организации. Продемонстрируйте уверенность в себе в разговоре о ваших прошлых достижениях и о том, что вы можете предложить компании.
Последний штрих: менять работу или менять... Ключ к успеху для ISTJ
Теперь вы всерьез изучили свой тип, а значит, видите, как ваши природные преференции позволяют вам лучше соответствовать определенным родам занятий. Кроме того, вы понимаете, что знание сильных и слабых сторон, которыми вы обязаны типу, обеспечит вам успех в поиске работы. Впрочем, вы, ISTJ, сознаете, что вас не в равной мере привлекает каждая работа из тех, что перечислены в разделе «Популярные профессии». Очередной и заключительный шаг будет состоять в том, чтобы сузить поле поиска и выбрать именно то дело, которому вы действительно хотели бы себя посвятить. Помимо типа, на степень вашего удовлетворения работой влияют и другие факторы — личные ценности, интересы, навыки. Чем больше вы и ваша работа соответствуете друг другу, тем лучше вы себя чувствуете. Так что будьте готовы использовать все, что вы узнали (из этой книги и вообще из жизни), и разработайте стратегический план карьеры. В этом вам помогут приемы, приведенные в главе 24 — «Подводя итоги». Но, возможно, вы примете решение остаться (пусть на какое-то время) на вашей нынешней работе или с вашим нынешним работодателем. Для этого может найтись много разумных причин: финансовые затруднения, пожелания близких, неблагоприятное положение на рынке труда в вашей области, попросту неподходящий момент. Не падайте духом! Знания, почерпнутые вами в этой книге, помогут вам сохранить хорошее настроение и добиться успеха и на нынешней работе. А когда придет время для решительных шагов, у вас сформируется гораздо более ясное представление о том, куда идти и как оказаться там, где вам нужно быть. «Итак, если вы не можете получить любимую работу (пока!)... Полюбите свою» Простая истина: подавляющее большинство видов деятельности (за исключением работы на сборочном конвейере) допускают гибкость в подходах. Как же «вписать» вашу сегодняшнюю работу в систему ваших потребностей? Укажем некоторые способы. — Найдите дельного помощника или секретаря. — Постарайтесь построить свой рабочий план так, чтобы не заниматься одновременно несколькими проектами. — Применяйте эффективные системы и требуйте четких докладов. — Старайтесь посещать совещания как можно реже. — Просите организаторов совещаний информировать вас о повестке дня в письменном виде заранее. — Обдумайте, как не допускать, чтобы вашу деятельность прерывали (измените соответствующим образом ваш рабочий график, поставьте барьеры, планируйте заранее встречи, переместите ваше рабочее место и т. п.). — Попросите ваше руководство четко разъяснять, что от вас требуется. — Определяйте ближайшие цели. Как ISTJ делают из лимонов лимонад Начальству было известно трудолюбие Джулии, но ей вечно не удавалось закончить в срок подготовку документации, так как в условиях маленького, переполненного офиса ее постоянно что-то отвлекало. Поскольку возможности получить отдельный кабинет не было, Джулия предложила изменить рабочий график, с тем чтобы она приходила на час раньше остальных сотрудников и имела бы время для работы без помех. А право уходить с работы на час раньше позволяло бы ей избегать поездок в общественном транспорте в часы пик; тогда ей было бы легче забирать ребенка из детского сада и отвозить его домой. Чтобы получить нужное, используйте то, что есть Вот лучшая формула успеха: извлекайте пользу из плюсов и компенсируйте минусы. От того, насколько вы овладеете этим искусством, будет зависеть ваш провал или успех, полюбите вы свою работу или возненавидите ее. Для вашего удобства ниже мы приводим список ваших возможных сильных и слабых сторон. Каждый ISTJ неповторим, но при этом многие из данных здесь характеристик могут относиться к вам. Среди ваших плюсов могут обнаружиться: — Точность, аккуратность и безусловное стремление к тому, чтобы работа была выполнена должным образом — Готовность следовать установившимся схемам и стратегиям — Способность концентрировать внимание на одной задаче и глубоко вникать в нее — Способность работать в одиночестве — Блестящие организаторские способности — Пристальное, скрупулезное внимание к специфическим деталям и фактам — Вера в преимущества традиционной структуры и умение работать в ее рамках — Развитое чувство ответственности; люди могут рассчитывать на то, что вы сделаете то, о чем говорите — Твердая деловая этика; для вас важны эффективность и продуктивность — Настойчивость и решимость добиться своего — Здравый смысл и реалистичное видение перспективы Среди ваших минусов могут обнаружиться: — Нежелание поощрять новые, неопробованные идеи — Неумение меняться, сопротивление переменам — Нежелание рассматривать грядущие нужды наряду с сегодняшними — Недостаток гибкости, неумение или нежелание адаптироваться, когда необходимо — Недостаток чуткости в отношении реакции окружающих на предлагаемые вами планы и решения — Нежелание менять направление деятельности и использовать новые механизмы — Нежелание инициировать или поддерживать необходимые изменения и разумный риск Использовать плюсы легко! Секрет успеха ISTJ — научиться: Быть открытым к представляющимся возможностям, принимать во внимание реакции людей, приветствовать перемены.
Глава 18. ESFJ «Что я могу для вас сделать?»
Очерк 1: Кэрил «Помочь ребенку и его родителям справляться с проблемами, строя отношения на доверии»
Двадцать пять лет Кэрил отдала работе в небольшой детской больнице в качестве медицинской сестры и одновременно психолога. В хирургическом и других отделениях больницы она работает непосредственно с детьми и их родителями. Ее день посвящен тому, что она готовит «каждого к тому, через что ему придется пройти; ведь ребенок боится расстаться с мамой, а мама боится анестезии. Очень важно для пациента знать, что ему предстоит». Психология начинается с предварительного звонка родителям больного. Кэрил объясняет родителям, какой еды ребенок может захотеть после операции и что будет для него полезно; родителям лучше купить нужные продукты заранее. Такой звонок делается за день до операции. В день операции происходит личная встреча, в ходе которой Кэрил инструктирует родителей относительно послеоперационного ухода за ребенком, а также устанавливает с ними отношения, основанные на честности и доверии. Она рассказывает родителям, как лучше всего обращаться с ребенком в тяжелые дни, которые ему предстоит провести в больнице, а ребенка по мере возможности успокаивает и расслабляет. «Как только ребенок и его родители переступают порог больницы, я обязана пройти с ними каждый шаг. Я встречаю их, чтобы задать тон предстоящему дню. Я рассказываю им о том, что их ждет, и слушаю как можно внимательнее их самих, чтобы определить их индивидуальные потребности». Кэрил расспрашивает родителей о прошлом ребенка: приходилось ли ему уже бывать в больнице, разлучаться с родителями. Она оценивает физическое и эмоциональное состояние ребенка, чтобы как можно более эффективно адаптировать его к новому положению, старается предусмотреть все, чтобы пребывание ребенка в больнице было как можно более приятным. Затем она проверяет, в порядке ли медицинская карта ребенка. Когда ребенка увозят в операционную, Кэрил поддерживает родителей, находящихся в тревожном ожидании. Она ведет их в холл, где волонтеры предлагают им кофе. Там родители отдыхают и дожидаются завершения операции. Как только поступает информация, что состояние ребенка после операции стабильное, Кэрил переключает свое внимание на него. «К этому моменту родителям становится уже гораздо легче, ведь ожидание и неизвестность уже позади. Теперь ребенок нуждается в моем внимании и уходе». Кэрил регулярно проверяет показатели состояния ребенка и приносит ему в палату все необходимые лекарства. Вместе с родителями, как игроки одной команды, они разрабатывают план домашней реабилитации. «Я не просто прощаюсь с ними у дверей. Я провожу профилактическую беседу, предупреждаю, какие трудности могут возникнуть, и рассказываю, как справляться с ними. На следующий день я обязательно звоню и спрашиваю, как выздоравливают все». В течение дня Кэрил обычно работает с тремя-пятью маленькими пациентами и их родителями. Строгих приемных часов в больнице нет, поэтому Кэрил в любую минуту должна быть готова провести предоперационную подготовку, создать атмосферу тепла и заботы, проводить в холл волнующихся маму и папу, через некоторое время снова оказаться рядом с уже испытывающими облегчение родителями и спящим ребенком, обсудить вопросы послеоперационного восстановления. Но Кэрил нравится эта работа. «Дети — это самое лучшее. Я люблю в них все: их лица, их искренность, я люблю их даже тогда, когда с ними приходится трудно. Но настоящее вдохновение ко мне приходит тогда, когда мне удается завоевать доверие ребенка и вселить веру в родителей. Если это происходит, они начинают видеть во мне опору, а я уже могу облегчить их страдания. Это удается не с каждым человеком, но — чем труднее, тем для меня лучше». Наименее привлекательная для Кэрил сторона работы — ведение бесконечной документации. «Кипы бумаг — это очень скучно, можно не сомневаться, но необходимо. Я не люблю возиться с бумагами, ведь бумаги отрывают меня от детей. Но я этим занимаюсь, и стараюсь выполнять и эту работу как можно лучше». Кэрил редко испытывает раздражение на работе, но такое случается, если она слышит чьи-то бестактные или неуместные замечания в свой адрес или в адрес ее коллег. «Сейчас я меньше на них реагирую, чем когда-то, так что и меньше нервничаю. Раздражают и сбои во взаимодействии отделений. Но это можно исправить». Напряжение, которое испытывает в процессе работы детская медицинская сестра, вызвано жестким режимом работы в хирургическом отделении, так что иногда Кэрил не хватает времени, чтобы как следует подготовить пациента и его родителей к операции. «Я использую все, что успела узнать об этом ребенке, и все, что знаю о детском развитии вообще, чтобы помочь ребенку перед операцией. Если операция назначена, скажем, на семь часов, а уже семь, и ребенок не готов к ней, я вижу это. Тогда приходится нервничать. Или бывают случаи, когда возникает спор, например, давать ли ребенку лекарство, прежде чем класть ему на лицо маску. К этому моменту я уже знаю, нуждается ли пациент в лекарстве. Причем знаю лучше, чем анестезиолог, который видел ребенка, играющего в кровати, ровно две минуты. В такие моменты я до последнего сражаюсь за ребенка, даже если это кому-то не нравится». «Но когда кто-то лжет ребенку — это абсолютное зло. Однажды к нам в хирургическое отделение привезли девочку в нарядном платье. Мать сказала ей, что она едет на детский праздник». «А от плохого настроения я избавляюсь простейшими способами: играю в теннис и луплю по мячу изо всех сил; разговариваю с мужем; да и просто жду, пока все пройдет. Чем больше времени я уделяю проблеме, тем легче мне к ней адаптироваться, потому что я вижу и свою долю вины в том, что та или иная проблема возникла». Кэрил также любит заниматься самыми разнообразными ремеслами, гулять на свежем воздухе, рисовать и читать. У ее родителей было восемь детей, и она, самая старшая, до сих пор поддерживает контакты с братьями и сестрами. Медицинской сестрой Кэрил стала сразу после того, как двадцать пять лет назад окончила училище. Две недели спустя она вышла замуж, два года проработала в отделении детской хирургии в крупной клинике в большом городе. Затем она последовала за мужем, который был военным, в другой город, где два года работала в объединенном отделении терапии и хирургии в детской больнице. Кэрил родила двоих детей, перенесла тяжелую болезнь, после чего вместе с семьей возвратилась в родной город. Знакомый хирург, которого Кэрил знала по своей первой работе, предложил ей попробовать свои силы в местной детской больнице. Она последовала совету и, отправившись в больницу, услышала, что вакансий нет и может не возникнуть еще несколько месяцев. Выходя из больницы, Кэрил неожиданно встретила своего знакомого хирурга. Он сумел похлопотать за нее, и на следующей неделе она вышла на работу. «Я стала работать с пациентами из терапевтического и хирургического отделений. Со мной был заключен договор на частичную занятость, так как пациенты у меня маленькие. Я знала, что другие сестры имели право на перерыв, и стала брать на себя самые трудные случаи». Вскоре Кэрил предложили повышение, но она отказалась, чтобы быть ближе к детям. Тринадцать лет она работала в режиме неполной занятости, затем приняла предложение о должности помощника старшей сестры; в результате ее рабочее время значительно увеличилось, хотя зарплата увеличилась ненамного. Через четыре года ей надоело вечно беспокоиться о подборе персонала и о графиках работы. «Крошечная разница в оплате просто не стоила той головной боли, которую я ежедневно приносила домой. Так что три года назад я стала дневной сестрой в отделении хирургии. Ко мне вернулись выходные и отпуска с семьей, и я опять стала работать непосредственно с детьми и их родителями. Получать я стала меньше, но о своем шаге не жалею. Я знаю, что сейчас нахожусь на своем месте». Помимо профессии детской медицинской сестры, Кэрил всерьез рассматривала только один вариант — профессию педиатра. «Когда-то я сильно жалела о том, что не пошла по этому пути. А потом я начала работать на условиях частичной занятости в приемной моей подруги-педиатра и увидела, как мало времени у нее остается для своей семьи и детей. И я поняла, что для меня семья есть и будет только на первом месте. Я не ошиблась, я сделала абсолютно правильный выбор. Это стало для меня превосходным уроком». Сейчас Кэрил радуется тому, что имеет возможность уделять больше времени мужу и взрослым дочерям, одна из которых пошла по ее стопам и тоже работает детской медицинской сестрой. «Наверное, больше всего я горжусь тем, что мои дети выросли заботливыми. Я воспитывала их для того, чтобы они были внимательными к другим, и вижу, что такими они и стали. Я учусь отдыхать дома. Раньше я чувствовала, что мне нужно быть все время активной, нельзя терять ни минуты. А сейчас я позволяю себе иногда снижать темп, мне нравится просто тихо посидеть у камина. Я намного больше, чем раньше, люблю покой; наверное, это результат влияния мужа. Так я пришла к вниманию к моим собственным нуждам». Помимо этого, Кэрил с горячим желанием постигает все, что относится к ее профессии. «Я все время чему-нибудь учусь. Моя цель — достичь своего высшего уровня в качестве сестры и найти новые области, в которых я могла бы помочь своим пациентам. Я люблю учиться. Я стремлюсь к тому, чтобы всегда быть верной, чуткой, честной и ласковой со всеми, но в первую очередь с маленькими детьми, которые верят взрослым так легко и безоглядно. Если должно быть больно, я говорю, что им будет больно, но я буду рядом, и все скоро пройдет. Если им хочется плакать, я говорю им, что так и нужно, и что если они поплачут, значит, слез больше не будет. Я не могу дать четкого определения деловому успеху и полученному от него удовлетворению, но знаю, что человек при этом испытывает. Это радость от того, что желаемое достигнуто, ощущение соответствия собственным стандартам и целям. Но кроме удовлетворения, есть и нечто большее. Делать то, что я делаю, — это настоящее чудо. Как же мне повезло!»
Почему работа Кэрил удовлетворяет ее
Отработав двадцать пять лет детской медицинской сестрой, Кэрил считает, что эта работа соответствует ценностям, традиционным для сенсориков-рационалов. Она работает в рамках структуры, где от нее требуется умение и желание следовать установленным правилам и порядкам. Ею движет стремление служить маленьким пациентам и их родным, и она видит свой долг в том, чтобы точно информировать их о том, что ждет их в больнице, и укреплять в них доверие к учреждению и персоналу. Прекрасно выполняя свою работу, Кэрил способствует достижению задач клиники, главные из которых — облегчить пребывание в ней пациентов и обеспечить первоклассный уход. Вероятно, величайший дар Кэрил и путь экстравертирования этики (ее доминантной функции) — это ее способность устанавливать с детьми и их родителями отношения, основанные на доверии. Она всегда идет к ним с открытым сердцем, предугадывает и удовлетворяет их потребности — как физические, так и эмоциональные. Она является неиссякаемым источником утешения, когда остается рядом со своими пациентами с минуты их прибытия в клинику до выписки. Она поддерживает их даже в прямом смысле слова: дает малышу руку, за которую он держится, или ободряюще обнимает его маму. Она делает то, что внутренне ей представляется правильным, и борется за то, что необходимо ее пациенту с коллегами, если видит, что ребенок может не получить того, в чем нуждается. Она привержена правилам, но может и отступать от них, если это необходимо для пациента. Кэрил использует интровертируемую сенсорику (вспомогательную функцию), когда внимательно наблюдает за пациентами и определяет, что им может понадобиться в данный момент. Она расспрашивает, старается узнать как можно больше о прошлом ребенка, о его возможных страхах и поведении, которое для него является нормой. Она должна внимательно следить за ребенком во время его пребывания в клинике, собирать важные данные о его состоянии, обеспечивать его полноценным питанием и необходимыми медикаментами. Признаком развития третьей функции Кэрил — интуиции — является ее стремление расширять область своих познаний в данной сфере; она изучает новейшие теории детского развития, знакомится с исследованиями о детях, медицине, клинической практике. Она замечает, что теперь с большей легкостью прибегает к логике (четвертой функции), поскольку больше склонна к упорной борьбе. Она готова спорить, рискуя вызвать недовольство коллег. И она уверена, что игра стоит свеч, так как у нее есть важнейшая миссия — делать то, что в интересах пациента.
Очерк 2: Робин «Я помогаю семьям пройти через непростой период в их жизни»
Жизнь Робин тесно связана с семейными вопросами. Дети и муж — самое главное в ее жизни, а профессиональная карьера основана на помощи другим семьям, что согласуется с ее основными ценностями. Она работает агентом по продаже недвижимости и имеет возможность заниматься тем, что ей действительно интересно, помогая в то же время другим. В работе она находит огромное удовлетворение, но работа для нее — средство для достижения цели, а не самоцель. Робин сорок два года, и она сама считает, что находится «на втором этапе жизни». Ее трудовая биография началась с защиты диплома по семейным отношениям и детскому развитию. Робин поступила на работу в агентство социального обслуживания в качестве социального работника. Первый год ее работы совпал с происходящими в обществе изменениями общекультурного характера. «В начале семидесятых система усыновления претерпела серьезные изменения, поскольку в нее, помимо здоровых белых детей, оказались вовлечены дети с физическими недостатками и те, чьи родители принадлежали к национальным меньшинствам». Приняв возникшую проблему как вызов для себя, Робин вошла в состав команды профессионалов, работавших над реализацией программы помощи «трудным» детям. Эта программа получила признание у властей штата, и Робин стала координатором по вопросам усыновления. «Просто удивительно, что я получила должность координатора, не имея степени магистра по семейным вопросам. Опыт компенсировал мне недостаток образования. Работа мне нравилась, я находила удовлетворение в том, что способствовала рождению полных семей». Одиннадцать лет спустя Робин перешла на «второй этап»: она покинула агентство, ожидая первого ребенка. Каждая минута, проведенная дома и посвященная воспитанию дочери, а затем сына, приносила Робин радость. В то же время Робин осознавала возросшую актуальность финансовой проблемы ее семьи. «Наблюдая за своими детьми, я видела, что им нужно (уроки музыки, спортивные занятия, путешествия) и сколько это будет стоить. Когда дети пошли в школу, я решила, что должна найти работу, которая окупила бы необходимые расходы. Но я была разборчива: работа должна была позволять мне быть рядом с детьми, когда они будут во мне нуждаться или захотят видеть меня около себя. Мое решение вновь выйти на работу было чисто прагматичным: мне нужно было оплачивать все, что может понадобиться детям». В поисках подходящих вариантов Робин обратилась к консультанту по профессиональному ориентированию, но в итоге последовала совету друзей и знакомого агента по продаже недвижимости; все эти люди в один голос заявили, что в сфере операций с недвижимостью ее ждет грандиозный успех. Она прошла учебный курс, сдала экзамен, приобрела лицензию и вскоре получила предложение о работе от одного агентства. Робин приняла предложение, оговорив, что желает сохранить независимость и право на свободный график. Один из важнейших источников профессионального удовлетворения для Робин отчетливо виден в ее первом опыте общения с клиентами. «Эти бедняги прошли через кромешный ад. Они арендовали дом, в котором жили, и сделали взнос за другой дом вне территории штата. Однако их агент допустил существенную ошибку, и оба контракта не вступили в силу. Вложенные деньги пропали, покупатель отступился. Эти люди поговорили со мной и с другим агентом, обладавшим десятилетним стажем. Когда они выбрали меня, я не могла в это поверить. Как бы то ни было, я продала их дом в три дня, а еще через четыре дня нашла для них прекрасный новый дом. Через несколько месяцев после переезда у них родился первый ребенок. Я с удовольствием навестила молодую маму в роддоме. Помочь этим людям в самый тяжкий период их жизни — это было чудесно. Я благодарна судьбе за ту связь, которая установилась у меня с ними. Это для меня по-настоящему ценно». Работать с людьми, подыскивать для них жилье — вот это Робин любит больше всего. «Здорово помогать людям в решении их проблем, в особенности если речь идет о жизненно важных вопросах. Удачно найти для человека дом — все равно что найти семью для ребенка!» А еще Робин приносит радость ее роль связующего звена в процессе переговоров. «Я помогаю обеим сторонам осознать, что они что-то приобретают, что им следует пойти на некоторый компромисс, и тогда сделка состоится». Но предварительную договоренность от завершения акта купли-продажи отделяют бесчисленные нюансы. Робин со всем этим управляется самостоятельно: она разрабатывает стратегический план продажи дома, работает над составлением торговых проспектов, обеспечивает функционирование освободившегося дома, работает с оценщиками, инспекторами, юристами, размещает рекламные объявления и, конечно, о ходе всех процессов информирует своих клиентов. «Единственное, чего я терпеть не могу, — это готовить проспекты. Фотографировать я люблю, а вот сочинять слова — это для меня просто ужасно. На один небольшой проспект у меня уходит уйма времени, и эта работа безумно меня выматывает. Результат получается хороший, но сам процесс я ненавижу». Робин нечасто испытывает недовольство на работе, потому что выстраивает процессы таким образом, чтобы избегать конфликтных ситуаций, служащих источниками нервного напряжения. «Мне неприятно, когда я оказываюсь не в состоянии оправдать чьи-то ожидания. Поэтому я сразу стараюсь объяснить клиенту, чего следует ожидать от работы со мной. Я по натуре реалист, и для меня лучше, чтобы люди также реально смотрели на вещи. Как правило, я нахожу людям то, что они хотят, но всегда объясняю, чтобы клиент не рассчитывал на быструю продажу по колоссальной цене, если это нереально. В противном случае его просто ждет разочарование. Мне бывает нелегко, когда приходится иметь дело со многими людьми одновременно; ведь всякий вопрос требует, по меньшей мере, двадцати девяти телефонных звонков. Я хочу делать свое дело наилучшим образом, поэтому стараюсь не разбрасываться». Робин ее работа нравится еще и потому, что она имеет возможность сохранять свою эмоциональную энергию, которую приберегает для семьи. «Приступая к поискам работы, я не планировала возвращаться к социальной деятельности и проблемам усыновления. Я понимала, что эта работа потребовала бы от меня чрезмерного эмоционального напряжения. Она устраивала меня, когда у меня не было детей, но сейчас первое и главное место в моей жизни принадлежит им. Они для меня — высший приоритет, и навсегда останутся таковыми». Помимо работы и воспитания детей, у Робин есть еще одно любимое дело — шитье. Уже почти десять лет она состоит членом ремесленного клуба, занимающегося изготовлением рождественских подарков. «Мы собираемся вместе и готовим подарки к празднику. Это и приятно, и полезно». Также Робин активно участвует в жизни своих детей; она интересуется уроками декламации и игры на скрипке, которые берет ее дочь, и спортивными успехами сына. В последнее время Робин обратилась и к политической деятельности местного масштаба; она является членом ассоциации родителей учащихся начальной школы, а также организаций, занимающихся охраной окружающей среды и проблемами мира. «Я пишу своим конгрессменам и получаю информацию по широкому кругу мировых проблем, о которых раньше не была осведомлена». Сейчас Робин мыслит более глобально, чем прежде. «Мне хотелось бы сделать что-нибудь значительное. Я знаю: то, что я даю детям, и то, как обращаюсь с людьми, в конце концов принесет существенные плоды. Когда ты общаешься с людьми, которые, в свою очередь, оказывают влияние на других, происходит цепная реакция. Надеюсь, что люди считают меня справедливой, понимающей и участливой. Я всегда любила детей; это качество мне привили родители. Я целенаправленно строила добрые отношения со своими детьми; мы вместе развлекаемся и понимаем друг друга. Моя философия заключается в том, чтобы «быть собой». Подбирая работу, я думала о том, как она будет сочетаться с другими сторонами моей жизни, а не только о том, чтобы чувствовать себя комфортно в рабочее время. Понимаете, в жизни мы проходим несколько этапов. Пока я на втором этапе, и я хочу находиться именно на этом месте в это время. Иначе жизнь пройдет мимо меня».
Почему работа Робин удовлетворяет ее
Одна из причин удовлетворенности работой для Робин состоит в том, что она располагает достаточной свободой и может выстроить свой день так, чтобы уделять достаточно времени семье, главной ее ценности. Кроме того, Робин, как истинный сенсорик-рационал, получает удовольствие от возможности помогать другим семьям в поиске подходящего жилья. Робин, всегда ориентированная на результат, хорошо организованная, рада тому, что люди могут положиться на нее в трудную минуту. Она охотно работает в интересах своих клиентов, работает так же усердно, как и над социальными проектами. Робин нравится то, что она занимает определенное место в жизни людей, постоянно устанавливает взаимоотношения с новыми знакомыми. Особенно она любит «спасать день»; так она называет те случаи, когда клиент уже настроился на неудачу, а ей удается выправить положение. Экстравертируя этику (доминантную функцию), Робин всегда оказывается на высоте, устанавливая контакты и приводя стороны к согласию. Ей особенно по душе вести переговоры, в ходе которых она добивается выигрыша для каждой из сторон. Благодаря ее посредничеству стороны остаются довольны результатом. Будучи ярко выраженным экстравертом, Робин с радостью работает в ежедневном взаимодействии с множеством людей. Интровертируемая сенсорика (вспомогательная функция) помогает Робин отслеживать огромное количество мелких деталей. В течение рабочего дня она общается с юристами, брокерами, оценщиками, инспекторами (не говоря уже о продавцах и покупателях) — одним словом, с людьми, которые обладают важной и требующей внимания информацией. Часто Робин приходится приспосабливаться к чужому рабочему расписанию. Сенсорика приходит Робин на помощь и тогда, когда ей нужно предсказать реакцию потенциальных покупателей на предлагаемую им недвижимость. В последние годы Робин стала больше интересоваться глобальными проблемами, что говорит о развитии ее интуиции (третьей функции). Она стремится расширить сферу своего влияния, более философски оценивает свой вклад в общественную жизнь. Дети Робин уже закончили школу, и она может находить новые точки приложения своих сил. Она избрала свою нынешнюю работу, вписав ее в общий контекст своей жизни. Ей теперь мало просто удовлетворять каждодневные нужды, а это указывает на развитие способностей к долгосрочному планированию.
Очерк 3: Деннис «Помогать другим работать лучше и увереннее»
Тридцативосьмилетний Деннис работает в пригородном полицейском участке патрульным. Ему нравится нести патрульную службу, но два года назад он нашел еще одно занятие, которое также ему по душе: стал инструктором в учебном центре. Он любит общение, разнообразие, возможность снабжать конкретной и полезной информацией своих коллег, которые сталкиваются с теми же проблемами, которые ему уже знакомы. Деннис получает удовлетворение, если делает свое дело хорошо, именно так, как его следует делать, и товарищи уважают и ценят его. Каждую неделю Деннис читает новой группе офицеров полиции его участка и близлежащих участков какой-нибудь курс, который заказывают власти штата. Спектр тем, поднимающихся на этих курсах, — от человеческих взаимоотношений до последних требований к противопожарному оборудованию или к обеспечению безопасности на дорогах. Деннис получает указания относительно содержания курсов, но строить учебные занятия может по своему усмотрению. Он составляет и представляет на утверждение планы занятий, изучает материал, проводит уроки и ведет документацию, посвященную персональным достижениям каждого члена учебной группы. Деннис продолжает быть патрульным, но в последнее время дежурит уже гораздо реже. Его не тяготит эта служба, — просто он немного устал от постоянного «режима напряжения», в котором должен существовать патрульный полицейский, в особенности в ночное время. «Ты не полностью начеку, но и расслабиться как следует не можешь. Ты должен постоянно следить за обстановкой, ждать радиосигнала, который может поступить в любую минуту, и не знаешь, что тебя ждет впереди. От вечного ожидания можно сойти с ума». Среди учебных курсов Денниса больше привлекают практические, связанные с физической активностью. «Мне нравится проводить занятия по тушению пожаров или по обеспечению безопасности движения, потому что они не могут проходить исключительно в классной комнате». Деннис также работает на общественных началах консультантом в программе помощи персоналу. «Мне нравится взаимодействовать с людьми на личном уровне, помогать им решать возникающие перед ними проблемы. Я помогаю координировать некоторые учебные программы полицейского департамента. Наверное, в процессе общения я лучше всего заряжаюсь энергией. Моя сила в том, что я выслушиваю людей, играю роль резонатора и абсолютно со всеми делюсь своим опытом и знаниями». В общении Деннису ближе всего устная форма. Когда ему приходится возиться с бумагами, писать рапорты о выполнении учебных мероприятий, обосновывать необходимость изменений, он впадает в уныние. «Мне невероятно трудно подбирать точные выражения, когда я пишу. Так что я по возможности избегаю такой деятельности». Оборотная сторона открытости и доступности Денниса — это то, что порой ему случается выслушивать то, чего он предпочел бы не слышать. «Люди стремятся выговориться, облегчить душу, и если это твои коллеги, ты можешь почувствовать неловкость. Но вести себя так, чтобы люди не могли к тебе подступиться, все-таки хуже». Также у Денниса портится настроение, когда он хочет поступить так, как считает нужным, полезным для других, практичным, а это оказывается невозможным из-за существующих ограничений или каких-либо других проблем. «В работе мне нужно контролировать ситуацию и поступать правильно. Меня раздражает, когда я могу выполнить свою задачу только частично». Деннису также хочется, чтобы в его работе были периоды затишья. «Во время смены ты не можешь почувствовать себя свободным. Можно, конечно, съесть сэндвич, но если ты понадобишься кому-то, то должен откликнуться немедленно. Личного времени у тебя нет, не то что в конторе». Накопленное за день напряжение Деннис снимает в гимнастическом зале департамента полиции. «Сначала я сбрасываю напряжение, потом разговариваю с людьми, делающими то же самое. Это один из моих любимых способов выпускать пар». Деннис работает в полиции уже почти тринадцать лет. До этого он окончил колледж по специальности «управление», затем служил в армии, на протяжении восьми лет, оставаясь в запасе, работал механиком в мастерской, принадлежавшей его родственнику. Поначалу он любил эту работу. Выходные Деннис посвящал автомобильным гонкам. Но через несколько лет он стал тяготиться работой, которая не открывала перед ним широких перспектив и не давала гарантий на будущее. В то время у него появились друзья в городском полицейском управлении, которые уговорили его пройти необходимую подготовку и тестирование. Деннис последовал совету, после чего обратился в ряд полицейских участков и согласился перейти на службу в отряд охраны губернатора. Некоторое время эта служба устраивала Денниса, но затем он понял, что она исключает дальнейшее его развитие, и стал искать работу, связанную с большей ответственностью. Он вновь обратился в полицейские управления и получил назначение в город, в котором служит поныне. После десяти лет в патрульном подразделении он сделался инструктором; это произошло два с половиной года назад. Одно из достижений, составляющих гордость Денниса, состоит в том, что он выступил с инициативой отказа от револьверов и перехода личного состава на полуавтоматические пистолеты. «Я досконально изучил предмет и научил коллег пользоваться новым оружием. Я ясно сознавал, что этот шаг имеет большое значение. Чтобы в должной мере оценить перемены, потребовалось немалое время. Полуавтоматические пистолеты не только дали полиции возможность лучше защищать население; они придают полицейским уверенности в опасных ситуациях. Это серьезный шаг, и я горжусь тем, что способствовал его осуществлению». Нынешняя работа нравится Деннису, но он достаточно реалистично смотрит на вещи и понимает, что перемены в его жизни еще будут. Он решил сосредоточиться на подготовке к предстоящему в следующем году экзамену на чин сержанта и рассчитывает на повышение по службе. «Думаю, в работе мне свойственно аналитическое мышление. В принятии решений я умею видеть причины и следствия. Так, я знаю, что не хочу быть детективом, хотя кое-кто считает, что мне следует двигаться в этом направлении. Я обдумывал этот вариант и убедился в том, что минусы этой профессии перевешивают плюсы. Я сейчас яснее, чем раньше, вижу цели, которые преследую, и лучше умею сосредоточиваться на них. Я не допущу, чтобы работа мешала моей семейной жизни, не позволяла мне уделять достаточно внимания детям; ведь они становятся старше, и у нас все больше общих интересов». И еще Денниса теперь больше привлекает вклад более общего характера в работу департамента. «Мне хочется способствовать изменению философии, находящейся на вооружении департамента полиции. Нам необходимо больше ценить заслуги патрульных постовых, видеть таланты и находить им применение. Я думаю, перемены начались с приходом на командные посты молодого поколения, но я надеюсь также им поспособствовать. Мне интересно учиться чему-то новому и помогать учиться другим». Деннис считает, что готовность обращаться к коллегам за советом служит одним из источников его удовлетворения в работе — наряду с заботой о людях, энтузиазмом и желанием прилагать максимум усилий во имя достижения целей, в которые он верит. «Когда я работал механиком, то расспрашивал своих друзей из полиции, каково живется полицейскому и что я должен предпринять, чтобы поступить на эту службу. Я не стеснялся просить советов. И я к ним прислушивался. Обычно находится человек, готовый помочь тебе сориентироваться в интересующей тебя области. Он поможет тебе понять, какие качества играют на руку другим. Это позволяет поучиться на чужих ошибках и не совершать собственные!»
Почему работа Денниса удовлетворяет его
Задачи Денниса как полицейского — защищать население. Его личная философия сенсорика-рационала состоит в добросовестном исполнении обязанностей, таких, как служение интересам общества и обеспечение следования установленным правилам. Деннис работает в рамках жесткой структуры, где действует строгая иерархия, а приоритеты четко определены. Трудолюбие, верность установленным стратегиям и процедурам востребованы и приветствуются. Помимо этого, Деннис удовлетворен еще и тем, что работает в небольшом городе, жители которого получили одинаковое с ним воспитание, разделяют его взгляды и ценности. Одним словом, в работе его привлекает ощущение общности. Деннису нравится, что коллеги уважают его и ценят за хорошую работу. Экстравертируя этику (свою доминантную функцию), он, без сомнения, следует своим ценностям и этическим предписаниям. Человеческие контакты значимы для него, идет ли речь об обучении, консультировании или о помощи людям, столкнувшимся с проблемами личного характера. Деннис всегда готов откликнуться и дать совет. И он отдает предпочтение задачам, решение которых идет на пользу людям, например, таким задачам, как замена револьверов на полуавтоматические пистолеты. Деннис считал, что от этого выиграют как его коллеги, так и население. Интровертируемая сенсорика, вспомогательная функция Денниса, незаменима для него, поскольку во время несения патрульной службы ему необходимо постоянно быть начеку, в особенности по ночам и по выходным дням. Сенсорика помогает Деннису и при проведении учебных занятий по использованию противопожарного оборудования и обеспечению безопасности на дорогах. Здесь речь идет о практических навыках, а не об академических знаниях, приобретаемых в классной комнате. Помимо этого, Деннису нравится проводить исследования, собирать информацию об эффективности нового оружия и прочих аксессуаров, чтобы быть в состоянии проверить их способность действовать как в опасных ситуациях, так и в рамках повседневной практики полицейского. Доказательством развития интуиции, третьей функции Денниса, может служить его стремление к изменениям в полицейском управлении, в том числе концептуального характера. Деннис ищет новые подходы, обучает сотрудников новым технологиям и знакомит их с изменениями в законодательстве. И логика, четвертая функция Денниса, в последнее время оказывает большее влияние на его жизнь: он готовится к экзамену на звание сержанта, то есть к продвижению по службе, повышению статуса и росту влияния. Кроме того, он развивает свои аналитические способности, уделяет больше внимания причинам и следствиям. А в результате он приобретает способность принимать правильные, более обоснованные логически решения.
Путеводные нити
Хотя Кэрил, Робин и Деннис получили разное образование, приобрели различный опыт и нашли себя в различных сферах деятельности, в их биографиях имеются общие нити. Индивидуальные интересы, способности, ценности могут отличаться, но благодаря общим особенностям темперамента эти люди обладают одной иерархией психологических функций, и «миры» (внешний или внутренний), где эти функции используются, совпадают, поэтому мы можем представить вам некоторые наблюдения в отношении потребностей многих ESFJ. Перед вами перечень основных элементов успеха ESFJ. Поскольку все люди неповторимы (даже если они относятся к одному типу), этот список не может одинаково подходить для всех ESFJ. Важно то, что эти десять элементов — в разной степени и в индивидуальном для каждого человека порядке — определяют, что необходимо для успеха ESFJ. Ознакомившись со списком, вернитесь к нему еще раз и определите приоритеты, расположите элементы в соответствии со степенью их значимости для вас. При этом принимайте во внимание как прежний профессиональный опыт, так и обстоятельства, связанные с сегодняшней трудовой деятельностью. Определите наиболее и наименее благоприятные для вас факторы. Старайтесь искать мотивы,характерные не исключительно для одной вашей работы, а для нескольких ситуаций.
Для меня, как для ESFJ, профессиональный успех означает, что моя работа: 1. Позволяет мне устанавливать и поддерживать теплые, искренние отношения с людьми, совершающими реальные, практические шаги для улучшения качества жизни 2. Приносит практическую выгоду людям и оставляет мне время для обучения, овладения основами мастерства, что должно предшествовать действиям 3. Позволяет мне контролировать ситуацию при работе в большом коллективе, помогать людям гармонично сотрудничать на пути к общей цели 4. Ставит передо мной ясно очерченные цели, а мои достижения оцениваются в соответствии с установленными и четко сформулированными критериями 5. Проходит в обстановке сотрудничества, в отсутствие конфликтов и напряженности в отношениях с коллегами, начальством, клиентами, пациентами и т. п. 6. Позволяет мне принимать решения, использовать эффективные процедуры и следить за тем, чтобы все детали моих проектов исполнялись в соответствии с моими предначертаниями 7. Дает мне достаточно возможностей для взаимодействия с людьми, чтобы принимать значимое участие в процессе принятия решений 8. Позволяет мне самому организовывать процесс работы для себя и для окружающих так, чтобы все операции выполнялись максимально легко и эффективно 9. Проходит в дружественной атмосфере, где коллеги ценят мои достижения, а я ощущаю их одобрение и поддержку 10. Проходит в рамках устоявшейся структуры, где система приказов прозрачна и понятна и признаются существующие авторитеты
Профессии, популярные среди ESFJ
При перечислении профессий, популярных среди ESFJ, важно помнить, что в любых профессиях есть достигшие успеха представители всех типов. Здесь же мы называем профессии, которые могут оказаться особенно привлекательными для ESFJ, и поясняем, почему может произойти именно так. Безусловно, перечень этот не исчерпывающий, но в нем вы можете найти варианты, которые до сих пор не рассматривали. Все эти профессии открывают перед вами возможности делового успеха, причем спрос на некоторые из них в будущем должен расти. Основываясь на результатах различных исследований, мы выделяем курсивом те специальности, на которые ожидается наибольший спрос в ближайшие годы. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ — Ассистент врача общей практики, стоматолога — Логопед — Специалист по лечебной физкультуре — Семейный врач — Медицинская сестра — Стоматолог — Регистратор — Диетолог — Массажист — Оптик — Фармацевт — Отоларинголог — Ветеринар — Дипломированная медицинская сестра — Специалист по медицинскому обслуживанию на дому — Врач «скорой» помощи — Физиотерапевт — Социальный работник, специалист по обслуживанию на дому — Тренер по фитнесу — Работник хосписа — Врач, наблюдающий за организацией досуга пациентов — Специалист по лучевой болезни — Администратор лечебного учреждения — Хиропрактик — Специалист по коррекции — Специалист по гигиене полости рта — Специалист по оборудованию для диализа [Диализ — методика лечения отравлений, почечной недостаточности, комы и др. — Прим. перев. ] — Инструктор по аэробике Область здравоохранения привлекает ESFJ тем, что здесь они могут прямо помогать людям. В качестве врачей, медицинских сестер, других сотрудников лечебных учреждений ESFJ применяют полученные знания и навыки для облегчения состояния пациентов, для снятия боли и предотвращения травматизма. Для них характерно призвание к занятиям, требующим применения практических навыков. ESFJ привержены стандартным схемам. К тому же перечисленные профессии позволяют ESFJустанавливать и поддерживать прочные личные отношения с пациентами и коллегами. ОБРАЗОВАНИЕ — Преподаватель начальной школы — Преподаватель специальных дисциплин — Специалист по работе с детьми дошкольного возраста — Специалист по экономике домашнего хозяйства — Тренер по спорту — Преподаватель иностранного языка — Патронажная сестра — Директор религиозного учебного заведения — Директор школы Преподавательская деятельность ESFJ основывается на личном участии и примере. Им ближе работа с учащимися младшего возраста и с людьми, заинтересованными в специальной тематике, поскольку источник удовлетворения ESFJ черпают в том, чтобы помогать другим овладевать базовыми навыками. Непосредственная работа с детьми соответствует природной энергии ESFJ. Школа — это, как правило, в высокой степени упорядоченная структура, то есть среда, в которой многие ESFJ чувствуют себя комфортно. Большинство ESFJ тянутся к физической активности, им нравится делиться с людьми своими физическими навыками и умением работать в команде. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ — Социальный работник — Работник сферы коммунального хозяйства — Работник на общественных началах — Преподаватель основ религии — Консультант — Служитель церкви, священник, раввин — Консультант-ассистент для служащих — Консультант по воспитанию детей — Консультант по проблемам наркомании и т. п. — Социальный работник (дневные стационары для детей и престарелых) — Служащий юридической организации — Ассистент по юридическим вопросам — Судебный служащий — Судебный репортер — Проводник путешественников-экстремалов — Юридический работник (младший персонал) ESFJ часто тяготеют к работе на благо общества, поэтому охотно принимают участие в деятельности местных общественных организаций. Вследствие этого они нередко получают профессиональное удовлетворение на должностях, предполагающих выполнение обязанностей именно такого рода. Многие ESFJ бывают рады, когда свойственное им влечение к общественной работе, связанной с помощью людям и семьям, вознаграждается. Умение легко налаживать контакты и выступать перед аудиторией приносит немалую пользу многим ESFJ в их деятельности. Консультирование, религиозное образование, служение в церкви привлекают тех ESFJ, которые видят свое призвание в том, чтобы помогать людям в решении их особых, глубинных проблем. ESFJ, как правило, консервативны, привержены традициям; им нравится вносить свой вклад в деятельность давно существующих и респектабельных организаций. БИЗНЕС — Менеджер по пиар — Консультант и сотрудник отдела ссуд — Торговый представитель (область потребительских товаров) — Телемаркетер [Телемаркетер — человек, который продает товары или услуги посредством электронных сообщений. — Прим. перев. ] — Офис-менеджер — Владелец, сотрудник предприятия розничной торговли — Регистратор — Консультант менеджмента: трудовые ресурсы, профессиональная подготовка — Страховой агент (работа с семьями) — Консультант по вопросам кредитов — Специалист по торговому планированию — Специалист по обслуживанию клиентов — Менеджер службы оздоровления — Домовладелец, владелец гостиницы — Директор детского учреждения — Менеджер по управлению имуществом: торговые площади, жилье — Менеджер по отношениям с клиентами (технологии) — Адвокат (технологии) — Руководитель службы питания — Садовод, владелец оранжереи — Управляющий гостиницей, мотелем — Оценщик недвижимости Мир бизнеса открывает перед ESFJ возможность встречаться с множеством людей и активно работать ради достижения поставленных целей. Они любят работать в атмосфере круговорота дел, в местах, где функционирует много предприятий, иметь дело с покупателями, клиентами. ESFJ преуспевают на поприщах, связанных с личной заинтересованностью людей, например, в торговле недвижимостью или в индивидуальном банковском обслуживании, поскольку стремятся устанавливать хорошие человеческие отношения и готовы трудиться ради их поддержания. Сферы связей с общественностью и маркетинга требуют от специалиста коммуникабельности и приветливости, а эти черты характерны для большинства ESFJ. Кроме того, эти области требуют скрупулезного внимания ко всем деталям и высокой сосредоточенности. Здесь в большей степени востребованы организаторские способности ESFJ. Наконец, ESFJ часто добиваются успеха на ниве торговли — благодаря общительному характеру, находчивости, способности вникнуть в потребности другого человека. Как правило, они предпочитают производство материальных продуктов, а не область идей, концепций, сложных систем. Розничная торговля представляет для них интерес, так как она предполагает открытый контакт и возможность представить в выгодном свете свойства и преимущества конкретного товара. ТОРГОВЛЯ, УСЛУГИ — Бортпроводник — Представитель отдела обслуживания клиентов — Директор похоронного бюро — Парикмахер, косметолог — Владелец гостиницы, метрдотель — Поставщик продуктов питания — Сборщик пожертвований — Туристический агент — Специалист по экотуризму — Брокер, торговый агент в сфере недвижимости — Маркетолог: радио, телевидение, службы кабельного вещания — Переводчик (устный и письменный перевод) — Специалист по генеалогии — Поставщик медицинского оборудования — Продавец спортивного оборудования и потребительских товаров — Специальный страховой агент — Специалист по земельной аренде ESFJ часто тяготеют к работе в сфере обслуживания, и в первую очередь потому, что они склонны к непосредственным контактам с клиентами. Им нравится помогать людям, облегчая их страдания или делая их жизнь более приятной. Обязанности представителя отдела обслуживания клиентов — как раз для них. В трудные часы ESFJ проявляют такие качества, как твердость и надежность. Они приходят человеку на помощь и вникают во все обстоятельства. Работа в похоронном бюро требует незаурядной человеческой чуткости и участливости. Что касается более приятных занятий, то упомянем о том, что ESFJ привлекает разнообразие впечатлений, путешествия, личное общение; все это они находят в работе бортпроводника. Многие ESFJ — люди приветливые и обходительные, что помогает им в работе метрдотеля и поставщика продуктов для домашних праздников. Торговля их также привлекает и зачастую приносит успех, в особенности торговля материальными, конкретными товарами. Предпочтительнее для ESFJ такая работа, где они имеют возможность устанавливать и развивать долгосрочные отношения с клиентами. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО — Секретарь — Регистратор — Офис-менеджер — Бухгалтер — Машинистка Помимо коммуникабельности, качества, необходимого в канцелярской работе, многие ESFJ обладают сноровкой и проворством. Овладев каким-то навыком, ESFJ не утрачивают его впоследствии. Они умело управляются с рутинными задачами, им не изменяет аккуратность. Они уверенно обращаются с цифрами; эта способность необходима бухгалтеру. В критические моменты ESFJ показывают себя истинными членами команды, отлично взаимодействуют с коллегами. Изоляция ESFJ обычно не по душе.
Направление поиска работы
Знание индивидуальных плюсов и минусов вашего типа существенно облегчит вам выбор стратегии поиска работы. Все стороны этого процесса — исследование существующих вакансий, поиск потенциальных работодателей, контакты с ними, подготовка документов (резюме и пр.), договоренности о собеседованиях, сами собеседования, обсуждение финансовых условий, наконец, ваше согласие на работу — будут определяться тем, что подходит вашему типу. Умеете ли вы извлекать пользу из ваших активов и компенсировать вложения — вот в чем состоит разница между удачным и неудачным поиском работы. Разница типов может быть едва ощутимой, а может быть кардинальной. И именно легкие различия в предлагаемых нами советах существенны для понимания разницы между успехом и неуспехом в поисках работы. Хороший пример — налаживание контактов, то есть встречи и беседы с людьми как инструмент поиска работы. Для экстравертов налаживание контактов — процесс естественный, и им желательно использовать этот путь как можно шире. Между тем интровертам легче действовать точечным методом, общаясь, прежде всего, с людьми, которых они хорошо знают. Сенсорику свойственно контактировать с людьми определенного склада, тогда как интуит без труда расширяет круг контактов, включая в него людей, которые, казалось бы, должны находиться вне сферы его интересов. Контакты этиков, как и все у людей данной преференции, носят очень личный, теплый характер, а стиль логиков более бесстрастен. Рационалы задают меньше вопросов, которые в большей степени логически организованны, а иррационалы могут расспрашивать обо всем на свете целый день! Одна технология поиска — и множество способов ее применения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|