Составление процессуальных документов
При составлении процессуальных документов необходимо учитывать следующее: в уголовно-процессуальном законодательстве содержатся требования, которым должны отвечать процессуальные акты предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовным делам: законность, обоснованность и мотивированность. Общим положением методики составления процессуальных документов является изучение и уяснение содержания и необходимых составных элементов соответствующего документа. Вначале изучаются требования закона к содержанию подготавливаемого акта, затем выясняются рекомендации по поводу составления этого акта в учебной, научной и иной специальной юридической литературе (монографии, учебники, учебные пособия, образцы процессуальных актов, всевозможные ведомственные указания и обзоры, судебная и следственная практика и т.п.). При этом обращается внимание на обеспечение законности при составлении соответствующего процессуального акта, рациональность и простоту, но не упрощенчество, при изложении содержания необходимого следственного документа. При подготовке любого процессуального документа необходимо строго соблюдать общепризнанное положение о том, чтобы содержание процессуального акта соответствовало морали и нравственности. Каждый процессуальный документ, его содержание должны соответствовать законам логики и психологии. Одним из принципов составления процессуальных актов является обеспечение законности процессуального документа. Законность процессуального акта предполагает точное соблюдение норм уголовно-процессуального права, регламентирующего форму и содержание соответствующего документа, полное соответствие нормам уголовного и гражданского права, применяемым при составлении данного акта. Документ должен быть законным как по содержанию, так и по форме.
Кроме этого, каждый процессуальный акт должен быть обоснованным. Обоснованным процессуальный акт будет только тогда, когда выводы, содержащееся в процессуальном акте, подтверждены собранными по делу доказательствами, учитывают все данные о личности подозреваемого или обвиняемого, подсудимого при принятии решений или производстве следственных или судебных действий. Следователь, дознаватель, судья или должностное лицо органа дознания при составлении процессуальных документов должны всегда исходить из принципа равенства всех граждан перед законом и судом, учитывая их права и законные интересы. Большинство процессуальных актов должны быть еще и мотивированными. Мотивированность процессуального акта является выражением его законности и обоснованности. В мотивировочной части процессуального акта излагаются основания и мотивы принимаемого решения. Приведение доводов и аргументов, обосновывающих принимаемое следователем, дознавателем, судьей или должностным лицом органа дознания решение, повышает убедительность следственного или судебного документа и делает его процессуально безупречным. Наличие в процессуальном акте соответствующих мотивов дает возможность проверить правильность решения, принятого следователем, дознавателем, судьей или должностным лицом органа дознания. Процессуальный акт предварительного расследования и судебного разбирательства будет законным, обоснованным и мотивированным только тогда, когда фиксируемое в нем процессуальное действие (решение) вызывалось необходимостью, производилось (принималось) при наличии условий, предусмотренных УПК, и убедительно аргументировано соответствующими доводами.
В юридической литературе и практике выработаны научно обоснованные рекомендации по качественному и оптимальному составлению процессуальных актов. Так, например, твердо устоялась и нашла даже закрепление в законе типичная структура постановления: вводная, описательная и резолютивная части. Каждый процессуальный документ должен быть логичным. Логичность процессуального акта предполагает отсутствие внутренних противоречий между отдельным частями документа, между собранными по делу доказательствами и сделанными следователем выводами, между установленными обстоятельствами и решением, принятым по делу. Логичность процессуального акта повышает его убедительность и способствует более полной мотивированности. Важным качеством каждого процессуального документа является его определенность. Определенность процессуального акта означает ясность всего содержания документа, четкость изложения содержания текста, однозначность понимания всех суждений, высказываемых в документе, исключение двусмысленного толкования. Повышению определенности и четкости процессуального документа способствует и метод изложения фактических обстоятельств дела. Рекомендуется хронологический метод изложения, когда обстоятельства преступления описываются в той же последовательности, как они были установлены в процессе следствия. Процессуальный документ по своему содержанию должен быть достаточно полным. Полнота процессуального акта предполагает его законченность и исчерпывающую насыщенность документа всеми необходимыми реквизитами, предусмотренными в законе. Однако недопустимы в процессуальных документах излишнее многословие и длинноты. Краткость, четкость и полнота процессуального акта повышают его убедительность. Курсовые работы Написание курсовой работы является дополнительной формой контроля за освоением слушателями учебного материала по особенной части уголовного процесса, проверки уровня знаний, умений и навыков самостоятельной работы слушателя, в которой подводятся итоги его научно-исследовательской деятельности, дается анализ изученных нормативных актов и литературы, отражается позиция автора по спорным вопросам темы.
Курсовая работа является самостоятельным исследованием по избранной теме, которая должна быть актуальной и соответствовать состоянию и перспективам развития науки уголовного процесса и практики правоприменения в сфере уголовного судопроизводства. Тема курсовой работы должна быть основана на изучении необходимого нормативного материала, учебной и научной литературы. Данный вид работы (курсовая работа) представляет собой систематизированное, достаточно полное и логическое изложение соответствующей проблемы дисциплины «Уголовно-процессуальное право» на основе определенного перечня библиографических источников, анализа уголовно-процессуальной деятельности. Структура курсовой работы раскрывает требования к построению ее содержания. Во введении (3-4 страницы) студент отражает актуальность и значимость темы, ее обоснование, формулирует цель и задачи, объект и предмет курсовой работы и производит краткий анализ литературы, посвященной теме. Объем основной содержательной части составляет 25-28 страниц. Она состоит из глав, которые могут делиться на параграфы, а параграфы, в свою очередь, – на пункты. Название глав не должно полностью совпадать с названием курсовой работы (в противном случае наличие других глав становится излишним), а название параграфов дублировать название главы. В ней студент раскрывает сущность и содержание вопросов темы на основе самостоятельного изучения литературы и материалов практических подразделений ОВД, современные подходы к их решению, изложенные в современной научной литературе, формулирует выводы по каждому из изложенных вопросов. Кроме того, при изложении теоретической части необходимо использовать научный аппарат: ссылаться на позиции тех процессуалистов, которые работали по данной теме, указывая в сносках конкретные источники (фамилию, инициалы автора, название монографии или статьи, издательство, город и год издания и страницу, на которой то или иное мнение изложено). Значительную помощь в раскрытии содержания данной части работы окажут публикации в юридических журналах, где отражается как позиция ученых, так и практических работников. В этом случае необходимо указать наименование журнала, год издания, его номер и страницу.
Таким образом, при указании ссылок на цитируемые положения используемой литературы и статистических данных необходимо руководствоваться правилами ГОСТа Р 7.0.5–2008 «Библиографическая ссылка». Заключение (2-3 страницы) раскрывает актуальность полученных знаний для практической деятельности, оно должно содержать выводы автора по изученной проблеме и конкретные предложения о совершенствовании закона и практики его применения. Работа завершается списком использованной литературы – перечнем законодательных актов и научных источников (монографий, учебников, статей из периодических изданий) с указанием выходных данных по ГОСТу 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание»
Подготовка к экзамену должна начинаться заранее. Материал по вопросам изучается с помощью конспектов лекций, рекомендованной литературы. В обязательном порядке следует изучать позиции высших судов, знать тенденции судебной практики. По возникающим вопросам следует консультироваться с преподавателем. На зачете проверяются не только знания, но и умения, навыки. Поэтому следует быть готовым продемонстрировать умения применять теоретические знания на конкретных ситуациях, примерах. На зачете следует быть готовым обосновывать собственную позицию. Зачет проводится в форме собеседования. Использование на зачете текстов нормативных правовых актов, прочих источников не допускается.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|