Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примеры ситуационных задач




1. Кассир Дулевич подозревалась в том, что путем подделки подписей в ведомостях на выдачу стипендии студентам института она присваивала государственные деньги.

При расследовании получены данные, согласно которым подозреваемая подделывала подписи как левой, так и правой рукой.

 Чтобы проверить эти данные, оперуполномоченный в присутствии понятых предложил Дулевич расписаться на чистом листе бумаги от имени пятерых студентов сначала правой, затем левой рукой, что кассир и выполнила.

 Производство указанного действия оформлено протоколом следственного эксперимента, а образцы подписей представлены эксперту – криминалисту для проведения почерковедческой экспертизы.

1. Соблюдены ли процессуальные правила производства следственных действий?

2. Каковы могут быть последствия тех или иных процессуальных нарушений в рассматриваемом случае?

 

2. По уголовному делу о заведомо ложном сообщении о готовящемся взрыве в помещении университета в период экзамена, следователь собрал достаточные доказательства и вынес постановление о привлечении в качестве обвиняемого студента Карпова.

 Однако, последний на допрос не явился и скрылся от следствия. Поскольку принятыми мерами розыска установить его местонахождение и предъявить ему обвинение не удалось, следователь приостановил расследование по делу в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

Правильное ли решение принял следователь? Обоснуйте ответ.

 

Примеры заданий для составления процессуальных документов

 

1. Граждане Самохвалов и Катаров обвинялись в умышленном причинении смерти гражданину Феклистову группой лиц по предварительному сговору. Свою вину они не признали. В ходе судебного заседания государственный обвинитель отказался от поддержания обвинения в отношении подсудимых, указав, что в деле отсутствуют достаточные доказательства вины подсудимых. На основании отказа государственного обвинителя от дальнейшего поддержания обвинения, суд принял решение о прекращении уголовного дела по обвинению Самохвалова и Катарова за непричастностью к событию преступления на основании п.1 ч.1 ст.27 УПК РФ

Оцените принятое судом решение о прекращении уголовного дела.

Составьте постановление суда

 

2. Игнатьев В.В. 1995 г.р. в период времени с 18 час до 18 час. 30 мин. находился на ул. Добролюбова Нижегородского р-на г. Н.Новгорода около магазина «Радеж». Он увидел, что из магазина вышла девушка, разговаривающая по мобильному телефону. Разбиравшийся в стоимости мобильных телефонов Игнатьев, понял, что данная модель приобретена не менее чем за 20 тыс. рублей. Тогда Игнатьев решил завладеть телефоном для того, чтобы подарить своей знакомой, у которой скоро должен быть день рождения. Он догнал потерпевшую, выхватил мобильный телефон и побежал в сторону ул. Сергиевской. Потерпевшая (Краева) стала звать на помощь. Оказавшийся недалеко наряд полиции задержал Игнатьева.

Составьте постановление о привлечении в качестве обвиняемого по данной фабуле, в соответствии с требованиями ст. 73, 171 УПК РФ.

 

Текущий контроль успеваемости студентов по дисциплине включает контрольный опрос, проверку и обсуждение результатов анализа и обобщения судебной практики, проверку решения ситуационных задач, тестирование (для всех форм обучения), и контрольную работу (для заочной формы обучения). Судебные акты для обобщения и анализа подбираются с использованием справочно-правовых систем («Консультант Плюс», «Гарант»), официальных сайтов арбитражных судов и Верховного Суда Российской Федерации.

Все средства текущего контроля успеваемости студентов всех форм обучения проводятся в соответствии с Положениями «О рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся», утв. Приказом РГУП от 23.03.2017 № 89, и «О бальной системе оценки знаний обучающихся по очно-заочной и заочной форме обучения», утв. Приказом РГУП от 23.03.2017 № 88.

Контрольная работа студентами заочной формы обучения выполняется в письменной форме в системе электронного обучения Femida. Контрольная работа содержит теоретический вопрос и задачу, оценивается «зачтено» либо «незачтено». Успешное выполнение контрольной работы является условием допуска студента заочной формы обучения к сдаче экзамена по дисциплине.

Контрольная работа нацелена на тщательную проработку и усвоение студентом актуальных вопросов уголовного судопроизводства.

Выполнение студентом контрольной работы и проверка их преподавателем преследует следующие цели:

1) осуществление контроля за самостоятельной работой студента;

2) научить студента: применять на практике нормы уголовно-процессуального права; свободно оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать и решать юридические проблемы в сфере уголовного судопроизводства; применять полученные теоретические знания при разрешении конкретной правовой ситуации; делать подробный обоснованный вывод;

3) выработать у студента умение правильно, логично, последовательно, аргументированно и кратко излагать свои мысли в письменном виде;

4) результат проверки преподавателем контрольной работы позволяет студенту: определить степень усвоения им соответствующих разделов курса и выявить имеющиеся у него пробелы в полученных знаниях; закрепить, углубить и уточнить полученную из соответствующих источников правовую информацию; сформулировать вопросы, которые оказались непонятными или слабо усвоенными, и получить соответствующую помощь у преподавателя.

Контрольная работа должна содержать титульный лист с указанием варианта задания, текст заданий, иметь постраничную сквозную нумерацию. Студенту предлагается дать письменный ответ на одно задание. Ответ должен представлять собой концентрированный результат самостоятельного, творческого осмысления законодательства, литературы и позиций высших судов по предложенной правовой ситуации. Ответы требуют решения не только материально-правовых вопросов, но и процессуальных (знать подсудность и подведомственность соответствующего спора).

 

Критерии оценки контрольной работы[1]:

Критерии Баллы
Контрольная работа выполнена по соответствующему варианту, выполнена самостоятельно, с использованием действующих нормативных правовых актов, ответы даны на все поставленные вопросы, ответы на вопросы развернутые, аргументированные, формирующие соответствующие компетенции Зачтено
Контрольная работа не выполнена, выполнена по не соответствующему варианту, либо выполнена несамостоятельно, либо с использованием утративших силу нормативных правовых актов, либо ответы не даны или даны не на все поставленные вопросы, либо ответы на вопросы односложные, неаргументированные. Не зачтено

 

Пример задания для контрольной работы:

 Руководитель управления следственного комитета Спасского района г. Энска, возвращаясь домой, подвергся разбой­ному нападению неизвестных граждан.

На следующий день он написал письменное заявление о данном факте и вынес указание о возбуждении уголовного дела и направлении его на расследование в управление следственного комитета Спасского района г. Энска, поручив про­изводство расследования по данному делу следователю следственного комитета Спасского района г.Энска.

 Оцените законность и обоснованность действий и решений руководителя управления следственного комитета; возможный порядок движения данного уголовного дела.

 

Курсовая работа

Написание курсовой работы является дополнительной формой контроля за освоением студентами учебного материала по общей и особенной части уголовного процесса, проверки уровня знаний, умений и навыков самостоятельной работы студента, в которой подводятся итоги его научно-исследовательской деятельности, дается анализ изученных нормативных актов и литературы, отражается позиция автора по спорным вопросам темы.

Курсовая работа является самостоятельным исследованием по избранной теме, которая должна быть актуальной и соответствовать состоянию и перспективам развития науки уголовного процесса и практики правоприменения в сфере уголовного судопроизводства. Тема курсовой работы должна быть основана на изучении необходимого нормативного материала, учебной и научной литературы.

 

Критерии оценки курсовой работы[2]

Требования к результатам написания и зашиты курсовой работы Оценка баллы
Работа выполнена самостоятельно, автор проявил творческий подход к теме исследования. Работа выполнена с использованием новейшего научного и практического материала, судебных решений. Автор разобрался в теме исследования на высоком уровне, проявив глубину анализа темы. В работе решены все задачи, поставленные автором. Автор проявил юридическую грамотность, логичность в изложении материала. Владеет терминологическим и понятийным аппаратом на высоком уровне. Автор сделал самостоятельные выводы и предложения по темеисследования. Работа оформлена в соответствии с предъявляемыми требованиями. Умение аргументировано доложить и защитить результаты исследования.   отлично От 80 до 100
Работа выполнена самостоятельно, автор проявил элементы творческого подхода к теме исследования. Работа выполнена с использованием нового научного и практического материала, судебных решений. Автор в целом разобрался в теме исследования, глубина анализа проявлена на среднем уровне. В работе автором частично решены все задачи. Автор проявил юридическую грамотность, логичность в изложении материала. Автор владеет терминологическим и понятийным аппаратом. Автор сделал самостоятельные выводы и предложения по теме исследования. Результаты исследования достаточно полно изложены при защите   хорошо От 59 до 79
Работа выполнена самостоятельно, однако автор без проявлений творческого подхода к теме исследования. Работа выполнена с частичным использованием нового научного и практического материала, судебных решений. Автор частично разобрался в теме исследования, глубина анализа не проявлена. В работе автором частично решены отдельные задачи исследования. Автор проявил отдельные элементы юридической грамотности, логичности в изложении материала. Автор частично владеет терминологическим и понятийным аппаратом. Автор не сделал самостоятельные выводы и предложения по теме исследования. Работа оформлена в соответствии с предъявляемыми требованиями. При защите автор не достаточно полно аргументирует свою позицию удовлетворительно от 37 до 58
Работа выполнена не самостоятельно. Работа выполнена на основе устаревшего научного и практического материала, судебных решений. Автор не разобрался в теме исследования. В работе автором не решены задачи исследования. Автор не проявил юридической грамотности, логичности в изложении материала. Автор не владеет терминологическим и понятийным аппаратом. Автор не сделал самостоятельные выводы и предложения по теме исследования. Оформление работы не соответствует предъявляемым требованиям. При защите не может изложить результаты исследования неудовлетворительно 36 баллов и менее

 

 

Тематика курсовых работ:

1. Цель уголовного процесса, задачи уголовного судопроизводства: понятие и соотношение.

2. Уголовно-процессуальные функции. Проблемы разделения процессуальных функций.

3. Уголовно-процессуальная форма: значение, проблемы единства и дифференциации.

4. Сущностные проблемы принципов уголовного судопроизводства. Система принципов уголовного процесса: классификация, доктрина.

5. Презумпция невиновности и ее место в правовой системе.

6. Состязательность в уголовном процессе: основные проблемы.

7. Обеспечение законных интересов личности в уголовном процессе. Проблемы защиты и защитника.

8. Участники уголовного судопроизводства: понятие, признаки, группы. Основные проблемы в реализации процессуального статуса участника процесса.

9. Обеспечение прав лица, потерпевшего от преступления: доктрина, тенденции в развитии законодательства.

10. Доказывание в уголовном процессе: проблемы и содержание.

11. Теория познания как основа теории доказательств. Особенности уголовно-процессуального доказывания как разновидности познавательной деятельности.

12. Истина в уголовном судопроизводстве и гарантии ее установления.

13. Понятие доказательств в уголовном процессе: проблемы нормы и практики. Свойства доказательств: проблемы допустимости доказательств.

14. Предмет и пределы доказывания в уголовном судопроизводстве: проблемы нормы и практики.

15. Проблемные вопросы оценки доказательств в следственной и судебной практике.

16. Допустимость показаний потерпевшего: основные проблемы.

17. Проблемы свидетельствования.

18. Способы собирания доказательств. Участие в собирании доказательств подозреваемого, обвиняемого, защитника, потерпевшего.

19. Проблемы уголовно-процессуального задержания. Проблемы уголовно-процессуального задержания.

20. Заключение под стражу: гарантии законности и обоснованности. Судебный контроль за законностью и обоснованностью заключения под стражу и содержания под стражей.

21. Возбуждение уголовного дела: проблемы защиты прав граждан на данной стадии.

22. Сущность и задачи предварительного расследования. Дифференциация форм расследования.

23. Общие условия производства предварительного расследования.

24. Подследственность: актуальные проблемы нормативного регулирования и практики. Полномочия следователя и проблемы его процессуальной самостоятельности.

25. Система следственных действий: проблемы и классификация. Судебный контроль за законностью и обоснованностью производства следственных действий: проблемы нормативного регулирования и практической реализации.

26. Сущность, значение, проблемы института привлечения в качестве обвиняемого.

27. Проблемные аспекты приостановления и прекращения уголовных дел в стадии предварительного расследования

28. Развитие суда присяжных в России

29. Производство в суде первой инстанции: современные проблемы.

30.  Приговор и проблемы его законности, обоснованности, справедливости.

31. Проблемы реализации судебного штрафа в уголовном судопроизводстве.

32. Современные проблемы производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

33.  Проблемы производства о применении принудительных мер медицинского характера

34. Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств как стадия уголовного судопроизводства

35. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц

36. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства

 

Промежуточная аттестация

 

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме экзамена, примерные вопросы к экзамену включены в рабочую программу дисциплины.

Подготовка к экзамену должна начинаться заранее. Материал по вопросам изучается с помощью конспектов лекций, рекомендованной литературы. В обязательном порядке следует изучать позиции высших судов, знать тенденции судебной практики. По возникающим вопросам следует консультироваться с преподавателем. На экзамене проверяются не только знания, но и умения, навыки. Поэтому следует быть готовым продемонстрировать умения применять теоретические знания на конкретных ситуациях, примерах. На экзамене следует быть готовым обосновывать собственную позицию.

Экзамен проводится в форме собеседования. Использование на экзамене текстов нормативных правовых актов, прочих источников не допускается.

 

Вопросы для экзамена

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...