Примеры ситуационных задач
1. Кассир Дулевич подозревалась в том, что путем подделки подписей в ведомостях на выдачу стипендии студентам института она присваивала государственные деньги. При расследовании получены данные, согласно которым подозреваемая подделывала подписи как левой, так и правой рукой. Чтобы проверить эти данные, оперуполномоченный в присутствии понятых предложил Дулевич расписаться на чистом листе бумаги от имени пятерых студентов сначала правой, затем левой рукой, что кассир и выполнила. Производство указанного действия оформлено протоколом следственного эксперимента, а образцы подписей представлены эксперту – криминалисту для проведения почерковедческой экспертизы. 1. Соблюдены ли процессуальные правила производства следственных действий? 2. Каковы могут быть последствия тех или иных процессуальных нарушений в рассматриваемом случае?
2. По уголовному делу о заведомо ложном сообщении о готовящемся взрыве в помещении университета в период экзамена, следователь собрал достаточные доказательства и вынес постановление о привлечении в качестве обвиняемого студента Карпова. Однако, последний на допрос не явился и скрылся от следствия. Поскольку принятыми мерами розыска установить его местонахождение и предъявить ему обвинение не удалось, следователь приостановил расследование по делу в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Правильное ли решение принял следователь? Обоснуйте ответ.
Примеры заданий для составления процессуальных документов
1. Граждане Самохвалов и Катаров обвинялись в умышленном причинении смерти гражданину Феклистову группой лиц по предварительному сговору. Свою вину они не признали. В ходе судебного заседания государственный обвинитель отказался от поддержания обвинения в отношении подсудимых, указав, что в деле отсутствуют достаточные доказательства вины подсудимых. На основании отказа государственного обвинителя от дальнейшего поддержания обвинения, суд принял решение о прекращении уголовного дела по обвинению Самохвалова и Катарова за непричастностью к событию преступления на основании п.1 ч.1 ст.27 УПК РФ
Оцените принятое судом решение о прекращении уголовного дела. Составьте постановление суда
2. Игнатьев В.В. 1995 г.р. в период времени с 18 час до 18 час. 30 мин. находился на ул. Добролюбова Нижегородского р-на г. Н.Новгорода около магазина «Радеж». Он увидел, что из магазина вышла девушка, разговаривающая по мобильному телефону. Разбиравшийся в стоимости мобильных телефонов Игнатьев, понял, что данная модель приобретена не менее чем за 20 тыс. рублей. Тогда Игнатьев решил завладеть телефоном для того, чтобы подарить своей знакомой, у которой скоро должен быть день рождения. Он догнал потерпевшую, выхватил мобильный телефон и побежал в сторону ул. Сергиевской. Потерпевшая (Краева) стала звать на помощь. Оказавшийся недалеко наряд полиции задержал Игнатьева. Составьте постановление о привлечении в качестве обвиняемого по данной фабуле, в соответствии с требованиями ст. 73, 171 УПК РФ.
Текущий контроль успеваемости студентов по дисциплине включает контрольный опрос, проверку и обсуждение результатов анализа и обобщения судебной практики, проверку решения ситуационных задач, тестирование (для всех форм обучения), и контрольную работу (для заочной формы обучения). Судебные акты для обобщения и анализа подбираются с использованием справочно-правовых систем («Консультант Плюс», «Гарант»), официальных сайтов арбитражных судов и Верховного Суда Российской Федерации.
Все средства текущего контроля успеваемости студентов всех форм обучения проводятся в соответствии с Положениями «О рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся», утв. Приказом РГУП от 23.03.2017 № 89, и «О бальной системе оценки знаний обучающихся по очно-заочной и заочной форме обучения», утв. Приказом РГУП от 23.03.2017 № 88. Контрольная работа студентами заочной формы обучения выполняется в письменной форме в системе электронного обучения Femida. Контрольная работа содержит теоретический вопрос и задачу, оценивается «зачтено» либо «незачтено». Успешное выполнение контрольной работы является условием допуска студента заочной формы обучения к сдаче экзамена по дисциплине. Контрольная работа нацелена на тщательную проработку и усвоение студентом актуальных вопросов уголовного судопроизводства. Выполнение студентом контрольной работы и проверка их преподавателем преследует следующие цели: 1) осуществление контроля за самостоятельной работой студента; 2) научить студента: применять на практике нормы уголовно-процессуального права; свободно оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать и решать юридические проблемы в сфере уголовного судопроизводства; применять полученные теоретические знания при разрешении конкретной правовой ситуации; делать подробный обоснованный вывод; 3) выработать у студента умение правильно, логично, последовательно, аргументированно и кратко излагать свои мысли в письменном виде; 4) результат проверки преподавателем контрольной работы позволяет студенту: определить степень усвоения им соответствующих разделов курса и выявить имеющиеся у него пробелы в полученных знаниях; закрепить, углубить и уточнить полученную из соответствующих источников правовую информацию; сформулировать вопросы, которые оказались непонятными или слабо усвоенными, и получить соответствующую помощь у преподавателя. Контрольная работа должна содержать титульный лист с указанием варианта задания, текст заданий, иметь постраничную сквозную нумерацию. Студенту предлагается дать письменный ответ на одно задание. Ответ должен представлять собой концентрированный результат самостоятельного, творческого осмысления законодательства, литературы и позиций высших судов по предложенной правовой ситуации. Ответы требуют решения не только материально-правовых вопросов, но и процессуальных (знать подсудность и подведомственность соответствующего спора).
Критерии оценки контрольной работы[1]:
Пример задания для контрольной работы: Руководитель управления следственного комитета Спасского района г. Энска, возвращаясь домой, подвергся разбойному нападению неизвестных граждан. На следующий день он написал письменное заявление о данном факте и вынес указание о возбуждении уголовного дела и направлении его на расследование в управление следственного комитета Спасского района г. Энска, поручив производство расследования по данному делу следователю следственного комитета Спасского района г.Энска. Оцените законность и обоснованность действий и решений руководителя управления следственного комитета; возможный порядок движения данного уголовного дела.
Курсовая работа Написание курсовой работы является дополнительной формой контроля за освоением студентами учебного материала по общей и особенной части уголовного процесса, проверки уровня знаний, умений и навыков самостоятельной работы студента, в которой подводятся итоги его научно-исследовательской деятельности, дается анализ изученных нормативных актов и литературы, отражается позиция автора по спорным вопросам темы.
Курсовая работа является самостоятельным исследованием по избранной теме, которая должна быть актуальной и соответствовать состоянию и перспективам развития науки уголовного процесса и практики правоприменения в сфере уголовного судопроизводства. Тема курсовой работы должна быть основана на изучении необходимого нормативного материала, учебной и научной литературы.
Критерии оценки курсовой работы[2]
Тематика курсовых работ: 1. Цель уголовного процесса, задачи уголовного судопроизводства: понятие и соотношение. 2. Уголовно-процессуальные функции. Проблемы разделения процессуальных функций. 3. Уголовно-процессуальная форма: значение, проблемы единства и дифференциации. 4. Сущностные проблемы принципов уголовного судопроизводства. Система принципов уголовного процесса: классификация, доктрина. 5. Презумпция невиновности и ее место в правовой системе. 6. Состязательность в уголовном процессе: основные проблемы. 7. Обеспечение законных интересов личности в уголовном процессе. Проблемы защиты и защитника. 8. Участники уголовного судопроизводства: понятие, признаки, группы. Основные проблемы в реализации процессуального статуса участника процесса. 9. Обеспечение прав лица, потерпевшего от преступления: доктрина, тенденции в развитии законодательства. 10. Доказывание в уголовном процессе: проблемы и содержание. 11. Теория познания как основа теории доказательств. Особенности уголовно-процессуального доказывания как разновидности познавательной деятельности. 12. Истина в уголовном судопроизводстве и гарантии ее установления. 13. Понятие доказательств в уголовном процессе: проблемы нормы и практики. Свойства доказательств: проблемы допустимости доказательств. 14. Предмет и пределы доказывания в уголовном судопроизводстве: проблемы нормы и практики. 15. Проблемные вопросы оценки доказательств в следственной и судебной практике. 16. Допустимость показаний потерпевшего: основные проблемы. 17. Проблемы свидетельствования. 18. Способы собирания доказательств. Участие в собирании доказательств подозреваемого, обвиняемого, защитника, потерпевшего. 19. Проблемы уголовно-процессуального задержания. Проблемы уголовно-процессуального задержания. 20. Заключение под стражу: гарантии законности и обоснованности. Судебный контроль за законностью и обоснованностью заключения под стражу и содержания под стражей. 21. Возбуждение уголовного дела: проблемы защиты прав граждан на данной стадии. 22. Сущность и задачи предварительного расследования. Дифференциация форм расследования. 23. Общие условия производства предварительного расследования. 24. Подследственность: актуальные проблемы нормативного регулирования и практики. Полномочия следователя и проблемы его процессуальной самостоятельности. 25. Система следственных действий: проблемы и классификация. Судебный контроль за законностью и обоснованностью производства следственных действий: проблемы нормативного регулирования и практической реализации. 26. Сущность, значение, проблемы института привлечения в качестве обвиняемого. 27. Проблемные аспекты приостановления и прекращения уголовных дел в стадии предварительного расследования 28. Развитие суда присяжных в России 29. Производство в суде первой инстанции: современные проблемы. 30. Приговор и проблемы его законности, обоснованности, справедливости. 31. Проблемы реализации судебного штрафа в уголовном судопроизводстве. 32. Современные проблемы производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. 33. Проблемы производства о применении принудительных мер медицинского характера 34. Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств как стадия уголовного судопроизводства 35. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц 36. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме экзамена, примерные вопросы к экзамену включены в рабочую программу дисциплины. Подготовка к экзамену должна начинаться заранее. Материал по вопросам изучается с помощью конспектов лекций, рекомендованной литературы. В обязательном порядке следует изучать позиции высших судов, знать тенденции судебной практики. По возникающим вопросам следует консультироваться с преподавателем. На экзамене проверяются не только знания, но и умения, навыки. Поэтому следует быть готовым продемонстрировать умения применять теоретические знания на конкретных ситуациях, примерах. На экзамене следует быть готовым обосновывать собственную позицию. Экзамен проводится в форме собеседования. Использование на экзамене текстов нормативных правовых актов, прочих источников не допускается.
Вопросы для экзамена
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|