Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вы можете помочь беспроцентным кредитом сроком на четыре – шесть месяцев в издании книг В.Лермонтова. 5 глава




— В том-то и дело, радость моя, что более всего и требуется для нас научиться любить тогда, когда мы никак не можем это сделать. Разве ты не знаешь, что человек, сколько ни старается от чего-то уйти, а оно его все равно настигает, как проклятие. Только это не проклятие, а благословение. Ибо нам даются эти камни преткновения не для того, чтобы мы о них спотыкались, падали и плакали, а для того, чтобы мы сумели использовать их как своеобразные трамплины и научились летать. То есть каждый раз, когда мы обо что-то ударяемся в жизни, падаем, означает, что именно здесь и таким способом Всевышний нас пытается научить летать. Ведь для того, чтобы полюбить то, что тебя огорчает, раздражает, вызывает неприятные чувства, нужно подняться над этим. Тогда оно не сможет нас трогать, не будет нас касаться, огорчать, обижать и мы более никогда не будем спотыкаться об эти препятствия — камни. Тот, кто летает, — не спотыкается.

— Можно ли сказать, что любовь — это умение летать, то есть видеть все: и себя, и весь мир, и всех людей с высоты?

— Подлинно так, Макарушка! Подлинная, божественная любовь — это полет. Учись любить, Макарушка, учись летать, учись парить тогда ты сможешь проявить это высокое чувство каждого, даже неприятели своего.

— Спасибо тебе, отче, за мудрость небесную. Хотелось бы узнать вот еще что. Между мужчиной и женщиной происходит много того, что омрачает их совместную жизнь, делает ее невыносимой. Причиной тому бывает и непонимание друг друга, и обиды, нанесенные друг другу, и измена, и многое другое. Почему это происходит и как преодолеть эти препятствия, чтобы мужчина и женщина жили в согласии и любви?

— Причиной всех бед, перечисленных тобою, является непонимание того, для чего объединяются мужчина и женщина. Именно в этом сокрыта суть всех разногласий, бед, скорбей семейной жизни. Мужчина и женщина — это два космоса, которые сближаются друг с другом для того, чтобы научить и обогатить друг друга, чтобы дать возможность другому, своей противоположности, своей половинке проявить свои скрытые таланты, которые человек не в силах реализовать самостоятельно. Вот в чем суть объединения двух половинок — чтобы каждая обрела в этом союзе свою целостность и завершенность. Люди же соединяются не для проявления своих потенциалов, не для реализации своих возможностей, а для возложения друг на друга обязанностей. С этой фундаментальной ошибки все беды и начинаются, это заблуждение становится камнем преткновения, о который спотыкаются супруги, которые становятся не союзниками в одном деле — эволюции, развитии в себе божественного начала, а противоборствующими сторонами. Вся их энергия растрачивается не на созидание каждым супругом самого себя с помощью другого, а на подавление друг друга. Каждый шаг к развитию противоположной стороной воспринимается как нарушение союза, нарушение своих обязанностей. Так вот скажу тебе, Макарушка, люди сходятся, сближаются кстати, и не только супруги, но и просто сотрудники, не для возложения друг на друга обязательств, а для того, чтобы помочь друг другу проявить себя в этом мире. Каждый человек — это особое семя, которое должно взойти и вырасти, и оно ищет того человека, те группы людей, общества, те обстоятельства, которые бы помогли ему вырасти и развиться. Но как только на это семя накладываются обязательства, с согласия семени ли, либо по принуждению, как семя начинает гибнуть, постепенно разлагается изнутри, ибо нет у него выхода наружу, к солнцу и небу. По сути весь мир, радость моя, живет не по принципу проявления возможностей, талантов, потенциалов, а по закону обязательств. Оттого люди в массе своей — подчиненные, рабы кого-то или чего-то, нежели свободные птицы. Поэтому мужчина должен смотреть на женщину, а женщина должна смотреть на мужчину с точки зрения как я могу ему, ей, помочь реализовать себя, а не что я могу от него, нее, взять. Как только вместо «дать» включается «взять», так любые взаимоотношения начинают гибнуть, разрушаться. Помощники, самые близкие и дорогие друг другу люди становятся врагами, хотя на самом деле любят друг друга и нужны друг другу, ибо сами небеса предназначили этих людей для сотрудничества и совместного восхождения к вершинам совершенства, счастья и любви. Ссоры, обиды, непонимание, измена — все это производные, следствие неверного фундамента взаимоотношений, когда в основании их лежат не возможности, а обязанности, долг. Я тебе больше того скажу, Макарушка, что человек вообще никому ничего не должен, а лишь только самому себе. Потому как на свет божий он приходит не для того, чтобы служить кому бы то ни было — Богу ли, людям, властям, хозяину, супругу, детям, родственникам, родителям, друзьям и так далее, а для того, чтобы расцветать, как полевой цветок, который растет, распускается, источает аромат и никому не служит, а всех лишь радует и услаждает. Так вот, радость моя, человек не хворост, который рождается, чтобы им топили печь, а цветок, который дает всему окружающему миру радость. Естественно, тому, кто эту радость желает принять.

Когда мы обижаемся, радость моя? — Когда человек поступает не так, как нам бы хотелось, как нам бы виделось, как он должен был бы действовать, исходя из нашего разумения его жизни. Мы наделили человека кодексом поведения, а он берет да и нарушает его. Весь людской мир взаимоотношений построен на порочности, то есть долге, обязанностях, законах. Все кому-нибудь и что-нибудь должны, замкнутый круг получается, много кругов, множество переплетений, как паутина, в которой как муха бьется человек, его живая душа, стремящаяся вырваться на волю и стать свободной. Даже любовь — великое чувство свободы, парения, полета имитируется в силу обязанностей, в силу долга, в силу необходимости выполнения законов, заповедей, то ли божьих, то ли человеческих, то ли еще каких.

Выйти из этого порочного круга, высвободиться из паутины обязательств, долга возможно лишь одним способом: начать думать, говорить и делать по душе своей, а не по уму. Нужно осязать, что чувствует твое сердце в данный момент, и жить, действовать, творить согласно его повелению, даже если это будет вопреки разуму. А то, что это так будет, можно не сомневаться, ибо разум всегда стремится сохранить и удержать свою власть. Жить по душе своей, Макарушка, слышать, как бьется свое собственное сердце, как в нем струится ручеек вечной юности, высвобождать его из себя наружу, освежая им свои мысли, дела, поступки — вот путь к преображению, стезя к тому, чтобы в конце концов ручеек превратился в речушку, затем в полноводную реку, а потом уже и сделался океаном любви, который волнуется и спешит в мир, чтобы все вокруг наполнить своей влагой — животворящей, созидающей, преображающей энергией Любви и Нежности. Ум всегда стремится взять, душа жаждет отдать. Потому мир, построенный на уме, то есть на безжалостном потреблении, рано или поздно начинает трещать по швам и разрушаться, как это происходит сейчас. Отношения человека с природой, животным миром, космосом, Вселенной, а прежде всего с себе подобными должны быть преображены и воссозданы на основах духа. Чувства обиды, недовольства, измены, обмана, предательства, радость моя, немедленно уходят и исчезают, когда человек начинает жить душой, ведь душу невозможно обмануть, предать, унизить, как нельзя ударить небо, порезать воду, обидеть камень. Сама вечность присутствует в человеке, как ее можно подвергнуть земным переживаниям? Именно ум, который всех обязывает, все расставляет, всех наделяет, каждому советует, каждого напутствует, от всех требует, и создает основы для негативных переживаний.

И потому людям вновь и вновь дается испытывать обиды, поражения, предательства, измены доколе не будет достигнут предел, когда человек скажет себе: «Довольно, что-то здесь не так. Нужно наконец остановиться и задуматься, как выйти из этого замкнутого круга». Сама боль более всего заставляет человека, вынуждает его подняться к более высоким основам мироздания, где нет места ни боли, ни слезам, ни горечи.

— Но ведь, отче, душа то более всего страдает и обижается. Именно в душе мы несем все обиды, скорби, измены, предательства. Не даром говорят: плюнуть в душу. Сколько плевков мы получаем за свою жизнь. Не счесть!

— Подлинные чувства нельзя очернить, истинную любовь невозможно унизить, настоящую искренность нельзя предать, душу в ее божественной чистоте нельзя омрачить. Дело в том, что там, где находится душа, не светит солнце, а все заволочено тяжелой, темной массой мыслей, условностей, пониманий и есть много чего еще, что заковывает душу в латы, замуровывает ее в панцирь, о который как раз и ударяет жизнь своими острыми углами, напоминая о том, что нужно раскрыться, убрать все наслоения, выбросить весь хлам, тогда это уже будет не панцирь, а просто небо, просто солнце, просто ветер. Плюнь в небо, радость моя, и плевок вернется к тебе, не достигнув своей цели, ибо цели нет. Плевать-то не на что и не во что, а коли есть, так получай удары—уроки. Уроки того, что нужно делать, где нужно работать над собой, чтобы обрести прозрачность и чистоту души. Когда люди будут жить и строить свои отношения не на основах ума, а на основах чистой, открытой, искренней, детской души, — не будет места ни обидам, ни предательству, ни изменам, наступит время, когда все вокруг станет помогать тебе возрастать, эволюционировать, подниматься выше к небесам, божественным истинам, высшей Любви.

— Поведай, отче, должно ли супругам быть в близости только лишь для зачатия ребенка?

— Все, что создано Богом, совершенно и имеет свое значение. Так и интимная близость дана Богом как подарок людям. В физическом единении двух половинок мужчина и женщина должны восходить к вершинам совершенства, блаженства и благодати. Близость — это чудо, которым надобно уметь распоряжаться и пользоваться для духовного и физического роста.

— Однако многие религии запрещают близость, напротив, подавление этих влечений считается благодетелью.

— Еще раз поведаю тебе, Макарушка, все, что создал Господь, все есть благо, просто нужно уметь распоряжаться так, чтобы благо не оборачивалось злом. Религии, подавляя сексуальную сторону человека, способствовали возникновению многих противоестественных форм сексуальности. А на самом деле сексуальная энергия — эта самая мощная земная, жизненная сила, именно она помогает духовной энергии воплощаться здесь на земле. Потому не нужно убивать жизнь в себе, то есть сексуальность, а необходимо научиться пользоваться плодами радости и счастья, которые подарил Бог человеку.

— Ты говорил, отче Нектарий, что город любви надобно строить на вершине горы, ближе к небу и солнцу. Как же такой город сотворить там, где нет гор?

— Везде, Макарушка, есть места особой духовной силы, где энергия как бы бьет из земли и доходит до небес. И на равнине, и в пустыне, и там, где всегда лежит снег. Потому везде можно найти место и для сказочной страны детства, и для города любви.

 

Величайшее заблуждение в мире

Глава 8

 

— Я верю, старче, что такие детские царства будут созидаться на земле, была бы только на то Божья воля.

— Что ты, Макарушка, Божья воля?! — забеспокоился и несколько опечалился небесный посланник. — Бог создал этот мир для человека и отдал этот мир полностью в распоряжение, владение человеку. Только человек творит в этом мире и никто более. Никто! Когда говорят Божья воля — то безумно заблуждаются или намеренно вводят в заблуждение других, ибо нет Божьей воли, а есть лишь воля человека. Понимаешь, Макарушка, я ведь раньше, в земной жизни, так же думал, что нужно надеяться на Бога, а теперь я знаю, что надобно полагаться на самого себя. И это потому, что Бог по великой Своей любви и милости создал человека, как сотворца Себе в полном смысле. Если бы Бог управлял миром, то где же свобода человека? В чем проявляется возможность свободно жить, творить, действовать человеку, когда им управляют свыше? Нет, Макарушка, человеку Богом дана жизнь такая, в которой он сам созидает свою реальность, своими мыслями, поступками, действиями, делами. Бог не посылает человеку то, что происходит с ним, человек получает то, что сам создает. Богословская доктрина об управлении Богом миром, о том, что Бог постоянно вмешивается в судьбы людей, события, историю, непрерывно следит, чтобы все шло так, как Он хочет, по Его указке, по Его плану, в соответствии с Его замыслами, — величайшее заблуждение в мире! Отсюда выходит, что всегда и все можно свалить на Бога и тем самым представить себя немощным, а свои усилия и в конечном итоге свою жизнь соделать бессмысленной. Зачем что-то делать, усердствовать, когда Бог все Сам управит? К чему работать над собой и совершенствовать себя, если все зависит не от усилий человека, а от усилий Бога? Для чего нести ответственность за все, что происходит в твое жизни, если за все несет ответственность Бог? Пусть Он за все и отвечает, ведь на ВСЕ воля Божья. Куда же человеку со своей волей податься, где ему тогда место для свободы, если повсюду только управление божественное, тотальное, вездепроникающее. Если так, то человек не может распорядиться по своему выбору, по своему усмотрению и атомом, не говоря уже о большем. Нет, Макарушка, человек творит свой мир, и все, что его окружает, что он имеет, что он видит — результат выбора человека. Человек не получает готовую реальность, он творит ее сам, а потом в нее входит. Когда люди это поймут, тогда мир изменится, преобразится, осветлится и превратится в большой, непреходящий праздник. Людям нужно уяснить, что их жизнь зависит только от них и никого более, и потому всю ответственность за все, что происходит с человеком, нужно возлагать на самого себя, а не на судьбу, на Бога, на расположение звезд и на еще Бог весть кого или что. Сегодня с нами происходит то, что мы создали вчера, завтра будет то, что мы сотворили сегодня. Развеять иллюзию ответственности Бога за все происходящее в нашей жизни — величайшая задача в мире. Утвердить, возложить полную ответственность человека за свою жизнь на самого себя — величайшее благо в мире, трамплин в новую, счастливую жизнь, полную радости и благодати, света и гармонии.

— А как же катаклизмы, стихийные бедствия, Страшный суд, который ожидает человечество?

— Ох, радость моя, какой ты непонятливый! Люди сами делают «погоду» на земле, своими мыслями, поступками, которые соединяются в единый энергетический поток, сгусток сил и производят и бедствия, и катаклизмы. Страшный суд, то есть гибель планеты, люди могут сами себе устроить. Сколько уже раз дела человеческие ставили мир на край гибели? Сколько преступлений совершено людьми, их мыслями, поступками, деяниями, и все валить на Бога? Нет, Макарушка, пора жизнь свою людям взять в свои руки, вернее она и находится в их руках, однако нет знания об этом, а это должен каждый знать.

— Видимо, такое мировоззрение выгодно кому-то, а точнее религиям.

— Истинно так, Макарушка. Поскольку отдать человеку его жизнь в его полное собственное владение — это значит потерять человека, утратить управление им, лишиться самой «дорогой» вещи в мире — власти над человеком. А на самом деле вернуть человеку его жизнь в полное его распоряжение — величайшее благо в мире. Богословие же построено так, чтобы держать человека в зависимости от неба, от Бога, а ключи к Богу есть только у «приближенных» к его величеству Господу. Как повернут «приближенные», так и будет, как скажут «приближенные», так вещает сам Бог. Вот тебе и неволя, так и превращается жизнь человеческая из праздника, свободы творчества, созидания в тупое рабство, которое закончится воздаянием только на том свете. А на этом свете нужно служить «приближенным», потому как Бог жаждет такого служения. А уж «приближенные» всегда «знают», что хочет Бог. Но ведь Богу, Макарушка, ничего не нужно, никаких наших подарков, никакого служения и поклонения, у Него и так все есть. Странен Бог, которому что-либо потребно, тогда это не Бог, а нечто иное, тот, кому чего-то не хватает, чего-то не достает. Ущербный Бог получается, несчастный, жалкий. Тем более не нужны Богу рабы, ибо человек создан по образу и подобию Божьему, и если мы должны были быть Его рабами, значит Бог настолько несовершенен, что ему нужны невольники.

Нет, радость моя, не для рабства создал Бог человека, а для того, чтобы человек разделил с Богом праздник бытия, испытал радость от возможности творить, строить, созидать, изменять по своему усмотрению мир, выбирать свою жизнь. Мир дан человеку для творчества, чтобы человек в нем имел возможность почувствовать, ощутить себя в полном смысле Богом и не только мысленно. Чтобы на практике, на опыте человек смог испытать в деятельности свою божественность. Бог сотворил мир, чтобы человек мог быть в нем Богом. Человек в этом мире Бог. Человеку, радость моя, даровано величайшее чудо — создавать, творить реальность, в которой ему жить. Чтобы понимать это, чтобы познать себя как Бога, человеку нужно слушать не «приближенных» Господа, а голос своей души, в которой и говорит Бог. Человеку не нужны «приближенные», потому что когда человек спрашивает, Бог неизменно отвечает каждому человеку, подсказывает, поддерживает, но не заставляет, не принуждает, а лишь всегда предлагает одно и то же: из всех возможностей выбора избрать божественное, из всех вероятных путей жизни предпочесть путь любви, совершенства, гармонии. Сколько раз мы слышали голос Бога, принимали Его советы, которые шли из души, но сколько раз мы поступали не по душе, не по-Божьи, а по-своему, то есть по уму, согласно его логике. И что же нас Бог за это наказывал? Нет. Будто говорил, ну что ж, выбрал ты жить по уму — живи, твое право, его никто у тебя не отнимет, не заберет. Посмотри, Макарушка, многие грешники живут и процветают, а Бог будто не видит и не наказывает, как Он должен был бы сделать, если бы Он вторгался в жизнь и непрерывно наводил свои порядки. А нет вмешательства, Бог наблюдает, понимает, но не вмешивается, в силу того, что и грешить у человека есть право, есть возможность выбрать худшее для себя. И в чем же наказание, спросишь ты, какое возмездие все-таки придумал Бог грешникам? А никакого, радость моя, от Бога кары нет. Бог не наказывает! Мир так устроен, что наказание есть в самом грехе, ибо сам грех — есть удаление от Бога, от Его благодати, от радости и праздника. Например, наступила весна, все вокруг поет, благоухает, танцует и веселится, а ты своими плохими поступками запрятал себя в подвал, заключил себя в склеп, замуровал себя камеру и не видишь, и не слышишь всей этой радости и веселья. Никто тебя не наказывал, ты сам выбрал такой путь, ты сам лишил себя праздника. Какое еще надобно тебе наказание? Наказание и есть удаление от Бога, то есть отделение себя от любви, праздника, танца, веселья.

— Значит, отче, я могу сделать свою жизнь такой, какой захочу. Но ведь не всегда происходит то, что я задумывал, а случается что-то другое, к чему, как мне кажется, я отношения не имею.

— Ко всему, что с тобой происходит, ты имеешь отношение, радость моя. Чтобы тебе было понятно, вот что скажу тебе. Можно жить от души, а можно от ума. Как понимаешь, первое — это когда мы живем в соответствии со своим божественным Я, второе — когда мы живем в соответствии с желаниями своей материальной природы. Путь души и путь ума. Когда человек живет умом, то он четко знает, чего хочет, следует согласно умственным планам и получает от жизни то, что держит в уме. При этом очень легко проконтролировать все события, какие происходят с человеком, потому как человек знает свои мысли. Когда же человек следует путем души, то с человеком происходят события, которые нужны душе, надобны ей, чтобы совершенствоваться, восходить в переживаниях любви от малой к большей, от слабого света к более сильному, от одних озарений к более высшим озарениям, откровениям, состояниям. Уму нужны мирские блага, душе необходимы божественные, небесные переживания. Душа всегда стремится к любви, ум стремится к удовольствиям. И мы видим, что в этом мире тот, кто действительно хочет удовольствий, — получает их. Те же, кто следует путем души, подвергается различным испытаниям, тревогам, трудностям. Почему, спросишь ты? Да потому, что только через трудности растет и раскрывается душа, как семя, она прорастает сквозь слой земли, камня, чтобы выйти наружу, на поверхность, увидеть свет и потянуться к небу и солнцу. Оттого жизнь человека, следующего путем души, как бы непредсказуема, сложна, запутана, нелогична с первого взгляда. И это естественно, поскольку ум понять не может, что происходит с жизнью, зачем наваливаются все эти испытания, когда должны приходить только удовольствия. И посмотри, Макарушка, тот, кто действительно жаждет земных удовольствий, кто настойчиво следует путем стяжание мирских благ, — получает их в такой мере, в какой он желал, в соответствии с приложенными усилиями, совершенными действиями. И если человек получил денег, мирских удовольствий меньше, то именно столько и запрограммировал его ум. В жизни, проходящей под знаком ума, никто не получает ни меньше, ни больше, а лишь в строгом соответствии с приложенными стараниями.

Точно так же и с теми людьми, которые следуют путем души. Они получают испытаний, событий, приключений столько и таких, какие надобны душе, чтобы она пережила соответствующие состояния для своего расширения, совершенствования, эволюции. Ты, Макарушка, как и многие люди России, следуешь путем души, хотя ты можешь и не осознавать это. Ты можешь и не давать себе отчет в том, что душа руководит твоею жизнью. Ведь твой ум что-то и предполагает, желает, рассчитывает, расставляет, планирует, но корабль твоей жизни все-таки плывет под флагом души, а не рассудка. А это значит, что с тобой происходит не то, что задумал и рассчитал ум, а то, что душа избрала для себя, для своей эволюции. Поэтому тебе может казаться, что твоя жизнь катится сама по себе, не следуя никаким законам, кроме закона неопределенности и спонтанности. Да только это не так. Если ты сядешь, задумаешься, погрузишься в то, что происходило в твоей душе, да потом вспомнишь о событиях своей жизни, то поймешь, что все события в твоей жизни следовали в строгом соответствии с побуждениями твоей души, позывами твоего сердца. Именно твоя душа, сердце и создавали необходимые ситуации, обстоятельства, события, чтобы пройти через них и приобрести опыт более высокого сознания, более высоких чувств.

— Отчего же душе и сердцу для их расширения, для того, чтобы познать большую, нежели прежде, любовь, надобны испытания? Ведь те, кто следуют путем души, как я понимаю, подвергаются большим испытаниям, нежели те, кто плывут по жизни под флагом ума?

— Отвечу тебе, радость моя, словами Христа. Помнишь, когда он говорит о том, что нужно любить врагов своих, потому что если вы будете любить любящих вас, какая оттого польза. Именно в испытаниях рождается еще большая любовь. То есть для того, чтобы нам пробудить в себе свет, надобно, чтобы мы вошли в большую тьму, то есть в такие обстоятельства, в которых труднее всего проявить свои божественные качества. Ну вот представь себе, что ты живешь в радости, покое и благодати, все вокруг любят тебя, и все вокруг мир да благодать. Будешь ли ты расти, совершенствоваться в любви? Точнее, сможешь ли ты в этой благодатной обстановке пробудить в себе большие духовные качества?

— Нет, наверное, старче. Потому как вот такой покой, такая обстановка, которую ты описал, скорее убаюкает душу, усыпит сердце.

— Вот видишь, радость моя, ты сам ответил на свой вопрос. Для того чтобы подняться к вершинам духа, нужно опуститься на дно ущелья, где царит антидух, то есть тьма, уныние, скорбь. Только тогда, когда ты станешь выбираться из тьмы к свету, и будет происходить рост твоей души, сердце начнет расширяться и раскрываться, как бутон розы весеннею порой. Научиться видеть, осязать свет в кромешной темноте — вот сила души, любить в аду — вот сила сердца.

— Получается, что те, кто следуют под флагом души, постоянно опускаются, а затем поднимаются. То есть намерениями души, следующей по дороге совершенствования, создаются обстоятельства, когда человек как бы удаляется от Бога и благодати, а потом человек своими усилиями должен возвратить потерянную радость и свет?

— Истинно так, Макарушка. Только с каждым разом спуск все ниже, а подъем все выше. И потому с каждым разом надобно все больше прилагать сил, чтобы выкарабкиваться наверх.

— Вот оно что! — воскликнул Макарий. — А я-то думаю, что же такое, как только человек становится на духовный путь, то его словно в шторм на море: то вверх, то вниз.

— Ты прав, радость моя. Но бывает и так. Смотришь в мир, а там человек, который вроде бы умом стремится к обладанию мирскими благами, да ничего у него не выходит, будто на месте топчется. Тут же рядом такой же человек, у которого все благополучно да ладно так, что будто деньги сами ему в карманы текут. О таких говорят: «Вот баловень судьбы, все у него получается, за что ни возьмется». В то время как у первого человека, как он ни бьется, ничего такого не выходит, будто какая-то невидимая стена, сила не пускает к нему ни успех, ни деньги, ни славу. А все дело в том, что в неудачнике, как он видится с точки зрения мира, преобладает путь души и сердца, нежели ума. Потому, хотя его ум и стремится к обладанию мирскими благами, да душа не пускает, ибо она в этом человеке доминирует, она и руководит жизнью этого человека. И запомни, Макарушка, что в пути души нет случайностей, нет того, чтобы не сослужило пользу человеку, не было бы благом для его духовного совершенствования. И только кажется, что вот так и так было бы лучше, но опять-таки это суждение ума о пути души, а на самом деле душа удивительно точно знает что ей нужно и для чего ей эти препятствия, испытания. Нет в этом пути пустых, никчемных, ненужных, вредных и пагубных моментов — ВСЕ на пользу духовной эволюции, все на ее благо и даже то, что кажется приносит вред.

— Но ведь и ошибок много допускаем в жизни, потом ругаем себя, что нужно было не так поступить, а по-другому, да исправить ничего уже невозможно, как невозможно укусить локоть, хотя он и близок.

— Что ты, Макарушка, — взволновался Нектарий. — Нет никаких ошибок, радость моя, а есть лишь путь. И вовсе это не ошибки, а благословения, поскольку сама душа избрала приобретение такого опыта, чтобы через него познать что-то новое, открыть для себя нечто более широкое, светлое, божественное. И если бы была дана возможность человеку снова прожить жизнь, то эти ошибки, падения, разочарования, крушения повторились бы вновь, в силу того, что душа все равно бы призвала и ошибки, и разочарования, и падения, ввиду того, что ей это нужно для собственного совершенствования.

— Что же означает, старче, когда говорят отдаться на волю Божью? Из этого следует, что нельзя полагаться на Божью волю, потому как человек сам управляет своей жизнью и потому нужно рассчитывать на свою, человеческую?

— В истинном смысле полагаться на Божью волю означает, что человек сознательно следует по пути души. Тогда человек каждый свой поступок, действие и даже саму мысль отдает под полную власть своей души, а значит, под управление Богу, который живет в сердце человека. Отдаться воле Бога, живущего в твоем сердце, — высшая ступень духовного пути. Именно к этому и нужно стремиться — слышать голос Бога в душе своей и следовать ему в жизни. Ум, конечно, всегда пытается заглушить, подавить этот слабый и нежный ручеек, текущий из центра мира, и потому надобно научиться подчинять рассудок побуждениям Бога в сердце. Тогда будет понятно, что и как делать, как проживать эту жизнь.

— Получается, что многие люди, не давая себе отчет, неосознанно проживают жизнь под флагом души, а необходимо придти к пониманию, под каким флагом ты живешь, и тогда путь души из неосознанного станет сознательным?

— Подлинно так, Макарушка. Жить, отдавшись на волю Божью в своем сердце — сознательное следование по пути души, поэтому это и является высшей ступенью духовности, когда ум знает, что он теперь на втором месте, а душа на первом. И отныне человек начинает поступать по велению сердца даже в том случае, когда это кажется абсурдным, ненормальным, противоестественным. Впрочем, радость моя, все, что желает душа, все, к чему она стремится, для ума считается ненормальным. Потому ум всегда борется с душой. И когда слабая, нежная, тонкая душа побеждает ум, означает, что человек встал на сознательный путь души.

— Чего же хочет душа, каков ее последний рубеж, к которому она стремится в своем совершенствовании?

— Постарайся понять меня, Макарушка, хотя тебе, может быть, это будет трудно. Душа человеческая совершенна, в ней живет Бог, и потому она не может быть несовершенной. Такими Бог создал людей. И когда мы говорим о продвижении по пути совершенствования, то по сути это означает не само собственно совершенствование, а продвижение в познании себя, в открытии в себе Бога, божественного начала. Поэтому и говорил Христос, что ищите прежде всего Царство Божие, которое внутри вас есть, а все остальное приложится. То есть по сути мы не совершенствуемся, ибо мы уже совершенны, мы поднимаемся к вершине понимания того, что мы совершенны. И главным признаком этого понимания, осознания своего совершенства будет то, что сердце само запоет от счастья и радости, от избытка любви и света. Тогда сердце начинает вокруг себя источать свет и любовь. Представь, что в сердце каждого человека находится маленькое солнышко, но его свет едва пробивается сквозь тучи незнания, сквозь облака забытья. И вот мы начинаем вспоминать о своей божественности, мы идем путем души, и всякий пережитый опыт, всякое и хорошее, и плохое обстоятельство, встреченные на пути, раздвигают облака, разгоняют тучи. И божественное солнышко в сердце с каждым разом начинает светить все сильнее и ярче. И всякий раз, когда мы заходим в тупик, погружаемся в отчаяние (а на самом деле душа заводит нас в обстоятельства, требующие пробуждения в нас больших сил, чтобы научиться сильнее разгонять тучи и облака), так мы и действительно обретаем те великие силы, которые делают небо нашей души все чище, просторнее. И тогда все больше радости и любви мы ощущаем в своем сердце, все больше божественности пробуждается в нашем сердце. Мы уже совершенны, Макарушка, но нужно прилагать усилия, чтобы вспомнить, осознать это.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...