Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Их отличительные признаки и перенос.




ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ – это такая степень владения двига­тельным действием, при котором управление движениями происходит при активной роли мышления.

Умение выполнять новое двигательное действие возникает на ос­нове следующих предпосылок: минимума основных знаний о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности, при творческом мышлении в процессе управле­ния движениями.

Сущность двигательного умения заключается в том, что для него характерно постоянное совершенствование способа выполнения дейст­вия при осмысленном подходе в процессе управления движениями.

Характерными признаками двигательного умения являются:

⇒ Управление движениями происходит неавтоматизировано.

⇒ Сознание ученика загружено контролем каждого движения.

⇒ Невысокая быстрота выполнения действия.

⇒ Действие выполняется неэкономно, при значительной степени утомления.

⇒ Относительная расчлененность движений.

⇒ Нестабильность действия.

⇒ Неточное запоминание действия.

Роль двигательных умений в физическом воспитании может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необхо­димо добиться совершенного владения техникой двигательного дейст­вия. В других случаях двигательные умения вырабатываются без после­дующего перехода в навыки.

Важно то, что чем больше багаж умений у занимающегося, тем легче происходит выполнение нового движения. В этом заключается их дидактическое значение. Необходимо дать понятие экстраполяции.

ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ – психофизиологический механизм построе­ния новых движений на базе ранее приобретенного опыта.

В процессе многократного повторения двигательного действия входящие в него операции становятся все более привычными, коорди­национные механизмы автоматизируются (не требуют специально на­правленного на них внимания), и двигательное умение переходит в на­вык.

 

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК – это такая степень владения действия, при которой управление движениями происходит автоматизировано.

Характерные признаки навыка:

⇒ Автоматизированное управление движениями. Сознание ос­вобождается от необходимого контроля за деталями движений, что, вопервых, облегчает функционирование высших механизмов управления движениями, а во-вторых, позволяет переключить внимание и мышле­ние на результат и условия действия.Автоматизированное управление движениями при навыке не озна­чает их неосознанность. Человек осуществляет действия всегда созна­тельно; это – поведенческие акты. Если бы ребенок не приобрел навыка в письме, то его внимание было бы сосредоточено всегда на графиче­ском изображении букв и он бы не смог воспринимать содержание на­писанного. Точно так же футболист не задумывается над тем, как при ударе по мячу поставить опорную ногу, сделать замах и выполнить удар.


⇒ Слитность движений, т.е. объединение ряда элементарных движений в единое целое. Проявляется в легкости, взаимосвязанности и устойчивости двигательного действия. С образованием совершенного навыка связаны специализированные восприятия движений и окру­жающей среды (чувство воды в плавании, льда – в фигурном катании и т.д.).

⇒ Устойчивость. Характеризуется способностью сохранять эффективность действия при различных неблагоприятных условиях: не­обычном психологическом состоянии (волнение, страх), сниженных фи­зических возможностях (утомление, недомогание), неблагоприятных внешних условиях (метеорологические).

⇒ Прочность запоминания. Ценность представляет только в тех случаях, когда техника действия не подлежит дальнейшему изменению (оздоровительный бег, катание на коньках, велосипеде). Но при необхо­димости разрушить прочные навыки нерациональных движений и пре­образовать их в соответствии с требованиями целесообразной техники, преподавателям, тренерам и самим ученикам приходится сталкиваться с чрезвычайными трудностями.

Таким образом, в процессе обучения двигательному действию из­меняется характер управления движениями. В результате повышается уровень владения двигательным действием. Первым (начальным) уров­нем овладения действием является двигательное умение, вторым - дви­гательный навык. Процесс совершенствования навыка бесконечен. Его основная задача – научить ученика свободно владеть навыками в любых условиях. Схематично различия между умением и навыком и переход умения в навык можно представить следующим образом:

 

Система упражнений по коррекции и уточнению движения

 

 

Устойчивость (надежность исполнения)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...