Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этап начального разучивания техники двигательного действия




(цель, задачи, средства и методы).

В процессе обучения двигательным действиям выделяют три эта­па, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики:

⇒ этап начального разучивания;

⇒ этап углубленного разучивания;

⇒ этап закрепления и дальнейшего совершенствования.

 

Этап начального разучивания.

Целью этого этапа является фор­мирование умения выполнять основу техники двигательного действия. Основными задачами данного этапа являются:

• сформировать смысловые и зрительные представления о двига­тельном действии и способе его выполнения;

• создать двигательные представления по основным опорным точ­кам (элементам действий);

• воссоздать предшествующий опыт выполнения действий, близ­ких по технике вновь изучаемому;

• разучить звенья основы техники, не освоенные ранее, предупре­дить возникновение грубых ошибок;

• добиться выполнения основы техники двигательного действия в целом.

Решение этих задач решается поочередно.

Представления о техни­ке у обучаемых формируется в результате объяснения упражнения пре­подавателем, восприятия показываемых движений, просмотра нагляд­ных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения движений. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение техники действия.

Практическое обучение, как правило, начинают с попыток выполнения главного звена техники. Для этого двигательное действие как бы расчленяют, что существенно упрощает его выполнение. В дальнейшем также относительно изолированно осваивают другие звенья и по мере формирования умения их соединяют в целостное двигательное действие, т.е. при обучении используют расчлененно-конструктивный метод.

Чем выше физическая подготовленность обучающихся и чем боль­шим фондом двигательных умений и навыков они уже владеют, тем быстрее идет обучение даже самых сложных двигательный действий. В данном случае можно воспользоваться целостно-конструктивным мето­дом.

Выбор метода обучения на этапе начального разучивания обу­словлен сложностью осваиваемого двигательного действия, а также фи­зической подготовленностью обучающего.

Если для выполнения разучиваемого действия обучающий недос­таточно физически развит, применяют подготовительные упражнения, стимулирующие развитие физических качеств, необходимых для вы­полнения данного действия. Если разучиваемое действие не находит для себя опорных элементов в сформированном ранее двигательном фонде, то их приходится создавать с помощью подводящих упражнений – двигательных действий, опирающихся на двигательный опыт и имеющих нечто общее с разучиваемым действием.

Освоение действия на первом этапе обучения может протекать с появлением ошибок (лишние движения, искаженная амплитуда, нару­шение ритма), причинами которых является: недостаточное представле­ние действий, слабое развитие двигательных способностей, боязнь, со­стояние утомления и пр.

Продолжительность этапа начального разучивания двигательного действия зависит от: степени сложности изучаемого действия, уровня подготовленности занимающегося, их индивидуальных особенностей а также возможности использовать положительный эффект переноса на­выков.

Этап начального разучивания можно считать законченным, когда обучающийся способен выполнить двигательное действие без грубых ошибок, искажающих смысл осваиваемого способа решения двигатель­ной задачи.

 

 

Этап углубленного разучивания техники двигательного действия

(цель, задачи, средства и методы).

Целью данного этапа является формирование умения выполнять двигательное действие в объеме на­меченных технических требований.

Основные задачи этапа:

• уточнить действие во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники;

• добиться слитного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик;

• устранить мелкие ошибки, особенно в основном звене техники.

Данные задачи могут решаться параллельно, т.е. одновременно.

Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от пра­вильного и оптимального подбора методов, приемов, средств обучения. Наряду с применением тех же средств и методов, что и на I этапе обу­чения все большее значение приобретает практическое выполнение действия методом целостного упражнения. Расчленение действия ста­новится лишь вспомогательным приемом.

Не утрачивает своего значения и методы передачи информации. Но объяснения, инструкции, замечания детализируются. С появлением собственных мышечных ощущений, связанных с выполнением действия становится возможным применение метода идеомоторного упражнения, заключающегося в мысленном представлении выполнения действия, воспроизведения в сознании последовательности его элементов и собст­венных усилий и ощущений. Сочетание этого метода с реальным вы­полнением играет большую роль в уточнении представлений о дейст­вии.

С появление слитности в движениях, внимание занимающихся должно постепенно переключается на овладение рациональным ритмом целостного действия и на более обобщенную форму сознательного кон­троля за качеством выполнения двигательного действия в целом.

На данном этапе используется комплекс разнообразных средств:

• физические упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого действия;

• подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению действия путем его целостной имитации либо частичного воспроизве­дения в упрощенной форме. Например, ученик выполняет с трех шагов разбег и осуществляет отталкивание как в прыжках в высоту, но вместо преодоления планки стремится дотянуться маховой ногой до подвешен­ного предмета.

Формы выполнения действия становятся разнообразнее. Если на I этапе выполнения действия происходило в исключительно стандартных условиях и разучивался лишь основной вариант действия, то на II этапе обучения по мере стабилизации техники возможно введение дополни­тельных внешних раздражителей и новых элементов в осваиваемый ва­риант действия.

Длительность этапа углубленного разучивания зависит от объема технических требований, намеченных к обучению, и от предыдущего двигательного опыта занимающихся. На этом этапе целесообразно по­степенно увеличивать количество повторений разучиваемого упражне­ния в течение занятия и обучение планировать в первой половине ос­новной части занятия, когда еще не наступило значительное утомление.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...