Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Толерантности к эмоциональному стрессу.




 

Регулирование психической напряженности:

Для достижения высоких спортивных результатов большое значение имеет комплекс психических качеств, который в совокупности обеспечивает способность спортсменов к регулированию психической напряженности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности.

С этими качествами связана способность спортсменов к предельной мобилизации возможностей функциональных систем, к предельному использованию энергетических ресурсов организма,

быстрому переходу от относительно пассивных состояний к периодам предельной мобилизации функциональных ресурсов и наоборот.

Психическую напряженность в процессе тренировки можно регулировать с помощью применения

условной градации средств и методов тренировки

1 Соревновательные бои в ответственных соревнованиях 7-10

2 Тренировочные бои на результат и соревновательные бои в подводящих соревнованиях 6-8

3 Учебные бои, взаимные упражнения нанеобусловленные окончания действий,

индивидуальные уроки у тренера,спортивные игры 4-6

4 Взаимные упражнения с партнером на заранее обусловленные действия 3-4

5 Упражнения, применяемые всамостоятельной работе над техникой

(на подсобных снарядах, у зеркала,имитация боевых действий, бои с тенью),

в утренней зарядке-разминке,при направленной работе поповышению физических качеств и т.п. 1-3

 

Аналогичная градация психической напряженности средств и способов подготовки спортсменов может применяться и в других видах спорта.

Учет и планирование психической нагрузки спортсменов в различных структурных образованиях тренировочного процесса - занятиях, микроциклах, периодах осуществляется путем определения объема упражнений, требующих различной психической напряженности спортсменов и выведения на этой основе среднего балла психической напряженности.

 

Совершенствование толерантности к эмоциональному стрессу:

Резистентность организма возрастает при стрессовых воздействиях, требующих повышения энергозатрат, усиления координации деятельности систем обеспечения, преобладания процессов возбуждения над процессами торможения, т.е. всех тех неспецифических механизмов синдрома поисковой активности,

которые определяют всякую активную деятельность, обусловленную целью, мотивом, индивидуальными особенностями личности и жизненным опытом человека.

Задача психической подготовки спортсменов в этом направлении заключается в выработке толерантности к эмоциональному стрессу, вызываемому соревновательной напряженностью. С этой целью в тренировочном процессе следует использовать воздействия стрессового характера, соответствующие сложным и

неожиданным ситуациям, создавшимся в условиях соревнований, и избирательно влиять на усиление той или иной мотивационной альтернативы соревновательной деятельности.

В психической подготовке спортсменов в тренировочных условиях могут применяться следующие воздействия стрессового характера: сбивающие факторы, факторы затруднения деятельности анализаторов, лимита и дефицита пространства и времени действий, ограничения или искажения информации,

выполнения действий на фоне утомления.

Сбивающие факторы

Решение двигательных задач на фоне внезапных различных световых и

звуковых эффектов, музыкального сопровождения, неадекватного по ритму

выполняемым движениям, отвлеченных вопросов и др.

Затруднение деятельности ведущих анализаторов.

Выполнение приемов и действий с ограничением зрительной и кинестетической информации о параметрах выполняемых движений: использование перчаток (метания, баскетбол, гандбол и т.д.), очков с ограничением центрального или периферического зрения (кикбоксинг, спортивные игры), действия на непривычном покрытии и др.

Лимит и дефицит пространства и времени.

Выполнение тренировочных заданий на уменьшенных спортивных площадках (волейбол, хоккей, теннис и), ограничение поля боя (фехтование), ковра и ринга (кикбоксинг, борьба);

ограничение или укорочение времени на выполнение тех или иных действий и др.

Ограничение или искажение информации

Для успешной деятельности в условиях спортивного поединка спортсмен должен постоянно воспринимать и перерабатывать информацию о технико-тактических замыслах и действиях соперника, эффективности своих действий и действий партнеров по команде, адекватности временных и пространственных

взаимодействий и т.д.

Ограничение или искажение указанной информации применением специальных методических приемов (встречи с незнакомыми соперниками, их частая смена, неадекватность действия партнеров и др.) вызывает

информационный дефицит, который и обеспечивает создание стрессовой ситуации.

Утомление

Совершенствование техники и тактики действий на фоне преодолеваемого или явного утомления (физического или эмоционального).

 

 

Управление стартовыми состояниями.

 

 

Управление стартовым состоянием

Рост спортивных результатов, увеличение конкуренции, рост престижности спортивного результата и ответственности спортсмена за него увеличивают напряжение психического состояния спортсменов в соревнованиях.

Уровень психической напряженности спортсмена при этом определяется балансом процессов

возбуждения и торможения.

По степени преимущественного проявления этих процессов можно различать четыре состояния соревновательной готовности спортсмена:

1) недостаточное возбуждение;

2) оптимальное возбуждение;

3) перевозбуждение;

4) торможение вследствие перевозбуждения.

 

Состояние недостаточного возбуждения проявляется в некоторой вялости, недостаточной сосредоточенности, невозможности спортсмена сконцентрировать внимание на предстоящем поединке. Внешне спортсмен спокоен даже безразличен. Доброжелателен к окружающим, даже к противникам. Однако он неспособен максимально реализовать в соревнованиях свои функциональные возможности, его действия часто характеризуются несвоевременностью и неадекватностью.

Такое состояние бывает у молодых спортсменов, которые не ставят перед собой целей достижения наивысшего результата.

Даже квалифицированные и опытные спортсмены (при недостаточной подготовленности) иногда снижают уровень своих притязаний, что также может привести к недостаточному психическому возбуждению.

При повторении такого состояния вырабатывается своеобразный рефлекс на обстановку, который впоследствии очень трудно преодолеть.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...