Этап закрепления и совершенствования техники
Двигательного действия (цель, задачи, средства и методы). Цель данного этапа – двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его практического применения. Основными задачами являются: • добиться слитности и автоматизма выполнения действия; • довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники; • совершенствовать изучаемое действие в соединениях с другими двигательными действиями; • обеспечить вариативное использование действия в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
На этом этапе обеспечивается необходимая степень стабильности и вариативности навыка, надежности, экономичности техники действия, достигается соответствие между техническими характеристиками действия и уровнем развития двигательных качеств, что гарантирует результативность действия. При этом контроль за выполнением отдельных элементов действия выводится из сферы активного внимания, действия автоматизируется. Комплекс средств и методов, используемых на данном этапе обучения, в основном остается тем же, что и на II этапе. Но меняется их соотношение и роль. Повышается вариативность действий и их интенсивность.
С этой целью рекомендуется использовать игры и соревнования на основе разучиваемого действия. Многократное повторение действия стимулирует развитие двигательных способностей. Для повышения эффективности этого процесса используют специальные методические приемы, способствующие повышению яркости проявления физических качеств, в частности, выполнение действий: • с дополнительным отягощением, чередующихся с выполнением без отягощения;
• в состоянии утомления, создаваемого предшествующими упражнениями; • в состоянии эмоционального возбуждения, вызванного игрой или соревнованиями. Идеомоторные упражнения используются как средства настройки на выполнение действия. Рекомендуется внимание концентрировать лишь на самых главных или недостаточно освоенных элементах, а также на качестве решения двигательной задачи. На этом этапе активно применяется метод сопряженного воздействия, смысл которого заключатся в том, что выполнение действий совпадает с повышенными требованиями к проявлению физических качеств, например, к силе, быстроте, выносливости и гибкости Большинство разучиваемых действий входит в состав более сложных, поэтому обучение не прекращается и после доведения выполнения действия до уровня навыка. Техника освоенного действия продолжает совершенствоваться при его выполнении в сочетании с другими элементами более сложных действий.
Предпосылки обучения двигательным умениям и навыкам. До обучения двигательному действию необходимо установить готовность обучаемого к его освоению. Готовность определяется при помощи специальных тестов, которые оценивают: 1. Степень развития физических качеств, или физическую подготовленность. 2. Наличие двигательного опыта упражнений с положительным переносом, или координационную подготовленность. 3. Психологическую подготовленность к выполнению данного действия. В случае готовности учащегося к освоению нового двигательного действия, составляют комплекс подводящих упражнений с положительным переносом умений и навыков. При многократном повторении комбинаций упражнений, если это возможно, сначала они выполняются в медленном темпе с фиксацией фаз, после выполняются медленно и плавно без фиксации, затем постепенно темп увеличивают до необходимого уровня.
При выполнении сложнокоординационных упражнений в одной комбинации, вначале отрабатывают каждое отдельное упражнение, а затем их соединяют в необходимых сочетаниях.
При обучении двигательным действиям необходимо следовать принципам: 1) доступности к выполнению упражнения (физическая и психологическая подготовленность, достаточный опыт координации движений); 2) индивидуализации — особенности психологического типа личности, скорость усвоения образа и принятия решения; 3) систематичности решения новых обучающих задач; 4) постепенного повышения уровня трудности выполняемых двигательных действий; 5) высокой мотивацией к обучению. Оптимальные системы обучения новым двигательным действиям разработаны во многих видах спорта в виде программ обучения технике движений. Последовательное выполнение учебно-подготовительных заданий, составленных в соответствии с такими программами, позволяет обеспечить положительный перенос, быстрое и правильное усвоение техники движений. Алгоритм создания общего представления о технике двигательного Действия.
Для создания образа двигательного действия используют методы наглядности: многократный просмотр видеокольцовки упражнения, рисунков, схем, кинограмм движений. Создание правильного первоначального образа двигательного действия является важной составляющей обучения, так как неправильно созданный модельный образ будет копироваться обучающимся. При просмотре модели двигательного действия, обучающийся копирует его в виде идеомоторных движений (мышечных напряжений, невидимых внешне, и сопереживания спортсмену, выполняющему движение). Если двигательное действие не сложнокоординационно, и спортсмен готов его выполнить, делается первая попытка, после чего, если необходимо, делаются замечания о недостатках, которые устраняются в следующем повторении. При освоении сложных по координации движений проводится показ выполнения в облегченных условиях, со страховым поясом, проводкой движения тренером. Выполнение упражнения в облегченных условиях. Следующим шагом обучения является выполнение упражнения в стандартных условиях до появления устойчивого умения, а затем в усложненных условиях и присутствии помех до выработки навыка.
При обучении комплексу сложно координационных упражнений (комплекс вольных гимнастических упражнений, упражнений на гимнастических снарядах), сначала обучают отдельным упражнениям, а затем отрабатывают их связку, переход от одного движения к другому. При соединении отдельно освоенных упражнений комплекса наиболее важным является сохранение ритма, когда переход от одного к другому движению выполняется без пауз, слитно и естественно. Для освоения техники движений используют специальные тренажеры и устройства, которые задают амплитуду, темп и мощность в различных фазах движения. Освоение двигательного действия на тренажере продолжается до выработки устойчивого рефлекса, затем оно воспроизводится в реальных условиях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|