Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7. Технология воспитательной работы




Сущность технологического подхода к воспитанию и организации воспитательной работы. Понятие технологии воспитательной работы. Понятие воспитывающей деятельности. Педагогические условия и методические требования к организации и осуществлению воспитывающей деятельности в разновозрастных группах учащихся. Современные воспитательные технологии.

Коллектив. Типы и структура ученических коллективов. Функции коллектива. Разновозрастные объединения и их воспитательный потенциал. Функции педагога в процессе формирования коллектива и управления им. Виды отношений в коллективе.

Структура и содержание групповой деятельности. Распределение ролей участников групповой деятельности. Использование стимулов в ходе организованной групповой деятельности.

Управление воспитательным процессом посредством управления коллективом и малыми группами.

Педагогические конфликты. Функции педагогических конфликтов. Их классификация. Причины возникновения. Технологии конструктивного решения педагогического конфликтов.

Тема 8. Диагностика результатов воспитательной работы

Целедостижение как критерий оценки эффективности воспитательной работы.

Количественная оценка. Методика сбора, обработки и интерпретации количественных показателей.

Качественная оценка. Методы качественной оценки результатов воспитательной работы.

Методики изучения воспитанности школьников и эффективности педагогических средств.

Условия применения различных методик в диагностике результатов воспитательной работы.

Диагностика и мониторинг процесса воспитания в образовательном учреждении. Цель и предмет мониторинга.

Диагностика личностного роста воспитанников.

Сущность и требования к аналитической деятельности. Виды и уровни ана­лиза. Стадии аналитической деятельности. Методика анализа форм воспитательной деятельности. Методика анализа воспитательной работы за учеб­ный год.

Анализ воспитательного мероприятия.

 

Тема 9. Воспитание в контексте модернизации образования

Актуальные проблемы воспитания и организации воспитательной работы в современных условиях.

Возрождение традиций национального воспитания. Своеобразие национального воспитания. Этнические воспитательные системы.

Воспитание культуры межнационального общения. Структурные компоненты культуры межнационального общения. Методика воспитания культуры межнационального общения. Толерантность как принцип и условие воспитания культуры межнационального общения.

Воспитание патриотизма и гражданственности.

Современное конфессиональное воспитание.

Особенности семейного воспитания в современных условиях.

Гендерное воспитание. Гендер и пол. Гендерные роли и функции. Эволюция гендерных ролей и функций.

Педагогические особенности формирования системы ценностей современного человека.

Педагогические условия формирования качеств современного человека, таких как позитивная образовательная самостоятельность, социальная и профессиональная компетентность, личная ответственность, коммуникативность, ассертивность и др. Развитие способности и навыка к индивидуальному выбору и планированию жизненного пути.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО предусмотрено использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: проектных методик, разборов конкретных педагогических ситуаций (кейс-технологии), учебных дискуссий и т.д.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий.

Наряду с активными и интерактивными технологиями достаточное внимание должно уделяться лекционным занятиям, составлению конспектов первоисточников, реферированию эссе и др. творческим работам.

Эти технологии в сочетании с самостоятельной работой студентов решают задачи формирования и развития профессиональных умений и навыков обучающихся, как основы профессиональной компетентности в сфере образования.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В ходе текущей аттестации оцениваются результаты освоения студентами дисциплины «Методика воспитательной работы». Для этого используются устные и письменные формы аттестации: тесты, терминологические диктанты, сравнительный анализ идей, позиций, концепций, предложенных в разных учебных пособиях, научных источниках, разными авторами, реферативные обзоры, конспектирование первоисточников, выступление с докладами и научными сообщениями, участие в олимпиаде по профессиональной педагогике.

Итоговая аттестация студентов по дисциплине «Методика воспитательной работы» предполагает зачет/ дифференцированный зачет, проводимый в традиционной форме по билетам (вопросам) или в форме тестирования, а может проводиться в форме подготовки и презентации творческого задания/ проекта.

Применение балльно-рейтинговой системы оценки достижений студента позволит оценить индивидуальную динамику формирования профессиональной компетентности бакалавра.

 

6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

Тема 1. Воспитательная работа как способ осуществления педагогической деятельности

1.Какие проблемы исследуются в теории и методике воспитательной работы?

2.Как изменилось содержание термина «воспитание» за время его существования?

3.Какое значение для воспитательной работы имеет связь воспитания с обучением?

4.В чем заключается социальная сущность воспитания?

5.Каковы цели и задачи воспитания в современных социально-экономических условиях?

6.Каковы движущие силы воспитания?

7.Какие направления воспитательной работы выделяются в теории и методике воспитания?

8.Каковы возможности и пределы воспитания как педагогического процесса?

Задания:

1.Укажите на распространенные недостатки в понимании термина «воспитание». Дайте современное определение этого термина.

2.Составьте терминологический словарь по теме «Воспитательная работа – одно из основных направлений деятельности образовательных учреждений».

Рекомендации студентам: при составлении словаря обращайтесь к

разным информационным источникам – словарям, учебникам, Интернету.

Требования к выполнению задания:

· словарь должен содержать не менее 20 терминов;

· соблюдение формальных требований к оформлению; соблюдение всех норм русского литературного языка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...