Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Средства общения (вербальные) или словесные и невербальные или несловесные.




       Коммуниканты – это люди, участники общения. Число коммуникантов может быть различным, но психологи считают, что наиболее комфортное количество общающихся – три-пять человек. Большое количество коммуникантов обычно разбивается на группы. Отдельным случаем специалисты считают так называемую «внутреннюю речь». Известно, что речь разделяется на внутреннюю и внешнюю.

       Предмет общения – это явление (объект, субъект, проблема, процесс и т.д.), которое следует обсудить, понять, рассмотреть; принять  необходимые в отношение его решения.

       Третий компонент – вербальные и невербальные средства общения. Если все три компонента наличествуют, функционируют точно и правильно, общение бывает результативным и эффективным.

       3. Общение выполняет несколько функций, основными являются:

1) коммуникативная, состоящая в обмене необходимой информацией;

2) интерактивная,  заключающаяся в организации взаимодействия, то есть определении вида деятельности, распределении обязанностей и контроля за их выполнением, во влиянии на настроение, поведение, убеждения партнера по общению;

3) перцептивная (от латинского «perceptio» –восприятие), реализующаяся в установлении взаимопонимания в процессе деятельности. Заметим, однако, что в процессе общения, как правило, реализуется не одна, а несколько функций одновременно.

       В зависимости от вида используемых возможностей в процессе коммуникации выделяют вербальное (словесное) общение, то есть реализующееся за счет средств данного языка, и  невербальное (несловесное), возникающее в условиях дефицита либо полного отсутствия общих языковых средств.

       Различные специалисты по-разному оценивают количество вербальной и невербальной передаваемой информации в общем объеме.         Например, А. Мейерабиан считает, что 7% информации передается словами, 38% – интонацией и тембром голоса, 55% – невербальными средствами. Профессор Бердвисел эти объемы оценивает иначе: около 35% информации в беседе передается словесно, более 65%– невербально. По мнению иных исследователей, около двух третьих всего объема человеческого общения составляет именно речевое. Вероятно, при оценке этих параметров следует исходить из объективных составляющих (о каком языке идет речь) и субъективных (психо-эмоциональный тип личности говорящего). В любом случае мысль А. де Сент-Экзюпери, о том, что «есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком» по-прежнему актуальна.

       4. Вербальное или словесное общение, будучи ведущим благодаря проявлению своей орудийно-знаковой сущности, является одним из важнейших механизмов социализации индивида. Будучи процессом социальным, общение (или коммуникация) служит формированию не только индивида, но и общества в целом. Этому способствует связующая функция, характерная для процессов общения.

      Явление коммуникации изучают культурология, социология, политология, психология, лингвистика, религия. Значительный объём наблюдений накоплен и обобщён лингвистикой, с точки, зрения которой выделяют следующие виды общения: деловое и бытовое, контактное и дистантное, непосредственное или опосредованное (например, по телефону), устное или письменное, диалогическое или монологическое, межличностное или массовое.

          При любом виде общения индивиды должны не только владеть общим языком, они должны знать и учитывать определенные принципы и правила ведения разговора, позволяющие координировать и собственно действия, и высказывания в ходе его. Различными проблемами теории общения занимались такие учёные, как Дж.Остин, Дж.Р.Сёрль, П.Грайс, Г.Сакс и др. Ими были сформулированы основные принципы речевой коммуникации: принцип последовательности, принцип предпочитаемой структуры, принцип кооперации, принцип вежливости и др.

        Рассмотрим их подробнее. Принцип последовательности заключается в том, что ответная реакция на реакцию инициативную должна быть соответствующей, ожидаемой. Например, если первая реплика вопрос, то вторая - ответ; на приветствие ответом является приветствие, а просьба предусматривает принятие её или отклонение. Принципу предпочитаемой структуры свойственны некоторые характерные особенности речевых конструкций, сопровождающих ответные реплики. Исследователи отмечают, что ответное согласие обычно формулируется быстро, точно, лаконично;

 несогласие же, напротив, высказывается многословно, с паузами, с аргументацией, доводами. Принцип кооперации, являющийся, по мнению      П. Грайса, основой речевой коммуникации предполагает наличие у партнёров желания к сотрудничеству. В работе "Логика и речевое общение" автор выделяет наиболее конкретные постулаты, соблюдение которых в общем и целом соответствует выполнению этого принципа. Это: - Твоё высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется. - Твоё высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется. - Старайся, чтобы высказывание было истинным. - Не говори того, что ты считаешь ложным. - Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований. - Не отклоняйся от темы. - Выражайся ясно. - Избегай непонятных выражений. - Избегай неоднозначности. - Будь краток (избегай ненужного многословия). - Будь организован.

. Ещё один важный принцип коммуникации описал Дж. Н. Лич - принцип вежливости. Этот принцип реализуется в наличии некоторой совокупности максим (правил). Это максима такта, максима великодушия, максима одобрения, максима скромности.

    Реализация максимы такта предполагает, что в процессе общения не будут затрагиваться темы, которые являются потенциально опасными или неприятными для коммуникантов (например, вопросы частной жизни, изменений во внешности, каких-либо принципиальных индивидуальных предпочтений и под).

      Если говорить о максиме великодушия, следует отметить, что она предусматривает отсутствие/наличие позиции доминирования кого-либо из собеседников в процессе коммуникации. Например, предположение должно быть сформулировано так, чтобы была возможность его отклонить, просьба не должна обременяться обещаниями компенсации, вообще нельзя связывать собеседника клятвами, обещаниями, осознанием заведомо невыполнимого долга. Условия коммуникации должны быть комфортными.

        Максима одобрения. Эта максима вполне сопоставима с истинами типа "Не судите, да не судимы будете". Реализация этой максимы предполагает позитивную оценку других, позитивное восприятие собеседников и возможна лишь при условии одинакового отношения коммуникантов  к миру. Образно выражаясь, коммуниканты, участвующие в процессе общения, должны смотреть в одну сторону. Если картина мира, её восприятие беседующими не совпадают, то коммуникация становится затруднительной и выстраивание собственной коммуникативной стратегии каждым из участников усложняется.

        Максима скромности. Эта максима предполагает возможность объективной самооценки, поскольку завышенные или сильно заниженные самооценки могут отрицательно повлиять на установление контакта.

        Максима согласия, которая предполагает отказ от конфликтной ситуации во имя решения более серьёзной задачи, а именно – сохранения предмета взаимодействия, «снятие конфликта» путем взаимной коррекции коммуникативных тактик собеседников.

        Максима симпатии. Эта максима предусматривает доброжелательное отношение участников коммуникации друг к другу. Участие, неравнодушие, определенная заинтересованность в собеседнике создают благоприятный фон для перспективного предметного разговора.

          Разумеется, учёт сформулированных максим очень важен в процессе речевой коммуникации, но они не имеют абсолютного значения и использование на практике одной максимы может привести к игнорированию другой, да и сами по себе они не обеспечивают успешной коммуникации всегда. Но в то же время нельзя не согласиться, что использование их помогает воспитать в себе определённую речевую дисциплину, готовность вступить в речевой акт, а следовательно, и более успешно организовать речевое общение.

          Учёные утверждают, что для эффективной речевой коммуникации принципиально важным является не только использование вышеперечисленных максим. Даже правильный выбор говорящими необходимых языковых форм не гарантирует ожидаемого эффекта. Так что же необходимо учитывать при организации речевой коммуникации? Каковы условия, способствующие эффективному обмену информацией и осуществлению коммуникативной цели? Специалисты считают, что кроме вышеуказанного важны потребность в общении, коммуникативная заинтересованность; настроенность на мир собеседника, близость мировоззрения говорящего и слушающего; умение слушателя проникнуть в замысел (намерение) говорящего. Необходимо также учитывать внешние обстоятельства (присутствие посторонних, физическое состояние собеседника), знание норм этикета речевого общения в разных сферах и др. Немаловажным является и создание позитивного коммуникационного климата. По данным зарубежных учёных, количество передаваемой информации, её точность увеличивается в атмосфере доверия и открытости между участниками общения.

  Одним из необходимых условий эффективной речевой коммуникации является умение слушать. Это умение важно не только для слушающего, но и для говорящего. Умение слушать – редкая и ценная способность. Мы ведь понимаем, что слушать и слышать – разные понятия. Понятие слушания в процессе диалога предполагает не просто физическую способность слышать, но и умение сосредоточиться на предмете обсуждения, вникнуть в проблему, проявить при этом выдержку, «выключить» излишнюю горячность, эмоциональность, особенно в случае внутреннего несогласия с точкой зрения собеседника. Не случайно  ведь модной  стала фраза-аргумент: «Услышь меня!» С точки зрения психологов, слушание - это тяжёлый труд, но в то же время и неоценимый дар, которым можно одарить другого.

     При организации речевой коммуникации следует помнить  и о двух важных законах:  

1.Суть не в том, что сообщает отправитель, а в том, что понимает получатель.

2. Если получатель неправильно толкует сообщение отправителя, то вину несет отправитель, т.е. ответственность за точную коммуникацию лежит на отправителе.

       Барьеры непонимания нередко возникают в связи с особенностями восприятия речевых средств. Серьёзным препятствием при информационных обменах являются ошибки, связанные с неточностью словоупотребления, неправильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. При подготовке сообщения следует особое внимание уделять выбору слова, помня о значении слова, о его многозначности, сочетаемости с другими словами, эмоционально – экспрессивной окраске, стилистической характеристике, сфере употребления, грамматической оформленности. Большое отрицательное влияние на восприятие получаемого сообщения оказывает явление «иллюзии понятности». «Иллюзия понятности» возникает в случае частого употребления чаще всего заимствованной лексики. Это в основном общественно-политическая и экономическая лексика, которая часто звучит в различных передачах на радио и телевидении. Услышав якобы знакомое слово, человек не задумывается о его значении, не вникает в суть понятия, у слушателя создается впечатление, некая иллюзия понимания услышанного. Практика показывает, что это не всегда так.  Отсюда ещё одна рекомендация: работать над увеличением своего активного словаря, расширять его, активизировать новую лексику.

Психологи считают, что в процессе речевой коммуникации на собеседника оказывается две формы психологического воздействия: убеждение (воздействие логическими доводами) и внушение (эмоциональное воздействие). Безусловно, и с точки зрения лингвиста фактор убеждающего воздействия является решающим, кроме того, иногда собеседнику приходится переубеждать своего партнера по коммуникации, что не всегда удается. Приведем в качестве примера беседу князя Болконского с сыном Андреем в романе «Война и мир». Разговор шёл о войне, Бонапарте, генералах, государственных людях. Л.Н.Толстой подчёркивал, что собеседники, будучи убеждены в своём понимании ситуации, нисколько не уступали друг другу:

 Старый князь, казалось, был убежден не только в том, что все теперешние деятели были мальчишки, не смыслившие и азбуки военного и государственного дела, и что Бонапарте был ничтожный французишка, имевший успех только потому, что уже не было Потёмкиных и Суворовых противопоставить ему; но он был убежден даже, что никаких политических затруднений не было в Европе, не было и войны, а была какая-то кукольная комедия, в которую играли нынешние люди, притворяясь, что делают дело.

… И князь начал разбирать все ошибки, которые, по его понятиям, делал Бонапарте во всех своих войнах и даже в государственных делах. Сын не возражал, но видно было, что какие бы доводы ему ни представляли, он так же мало способен был изменить своё мнение, как и старый князь.

       Итак, в процессе информационного обмена собеседники пытаются оказать на оппонента убеждающее воздействие, наиболее эффективными методами, которого является формирование убеждения при помощи разных видов аргументов. Аргументация считается достигшей цели, если слушатель: а) воспринял, б) понял, в) принял предлагаемую мысль. При этом заметим, что доказывание и убеждение – это разные процессы, но тесно связанные друг с другом. Доказывать означает устанавливать истинность сформулированного тезиса, а убеждать – это создавать впечатление, вселять уверенность, что истинность тезиса доказана, делать слушателей единомышленниками. Но в практике речевого общения нередки случаи, когда говорящий точно и логически правильно доказывает предложенный тезис, но не убеждает оппонентов, так как доказательство сложно для них и не воспринимается. С другой стороны, иногда более убедительными выглядят рассуждения, основанные не на логике, доказательстве, а на предрассудках, на неосведомленности людей в различных вопросах, вере в авторитеты и т.д. Другими словами, можно доказать какое-то положение, но не убедить в его истинности, и, наоборот, убедить, но не доказать.

Итак, процесс коммуникации считается результативным, если коммуниканты (собеседники) поняли друг друга, их сообщения были восприняты. Для того, чтобы ваше сообщение в процессе коммуникации было воспринято, необходимо точно подбирать слова, грамматически и логически правильно оформлять речь, помнить и использовать главные принципы, постулаты и максимы, подбирать сильные и убедительные доводы. Это очень непросто. Многое зависит от хорошего знания предмета, от общей эрудиции человека, его находчивости, быстроты реакции, от выдержки и самообладания, от понимания сложившейся ситуации. Важно подобрать именно те  единственно правильные слова, которые окажут воздействие на слушателей в данной ситуации.

    5. При условии отсутствия общих языковых средств люди избирают иные, невербальные (то есть несловесные) средства общения: мимику, жесты и т.д. Эти средства естественны, появились значительно раньше звуковой речи, являются инструментом, данным человеку природой, но тем не менее стали активно исследоваться лишь во 2-й половине ХХ века. Учёные обнаружили и зафиксировали почти миллион невербальных сигналов, например, только с помощью рук человек может передать 700000 сигналов.

Невербальные средства общения подразделяются на несколько групп: кинесические, просодические, экстралингвистические, такесические, пространственная организация и др. Рассмотрим их подробнее.

       1. Кинесические (оптико-кинетические) – это те средства, которые человек «расшифровывает» на расстоянии: мимика, жест, пантомимика, поза и др. Слово кинесический происходит от греческого слова Kinetis – движение. Мимикой (от греч. мimikos – подражающий) обычно называют движение мышц лица. Наиболее выразительными и информативными считаются рот и губы. Хотя в отражении мимически передаваемых чувств участвуют все части и элементы лица. Например, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, иногда (особенно у детей и стариков) слегка приоткрытый рот говорят об испытываемом удивлении. По выражению потухших глаз, опущенным уголкам губ мы «считываем» печаль, наполняющую всё существо нашего собеседника. Итак, наша мимика - это очень выразительный компонент нашего Я. Если мы хотим, чтобы лицо не выдало наше эмоциональное состояние, необходимо научиться управлять им. Сделать это нелегко, поскольку мимика явление биологическое. Жестикуляция – одно из очень важных кинесических средств. Обычно, говоря о жестикуляции, имеют в виду движение рук или кистей рук. Существует и другое объяснение понятия жест - это любое движение человека, производимое телом, руками, ногами, головой с целью поддержать произнесённое словами, усилить значение, сделать более экспрессивным и т.д. Жесты в зависимости от их предназначения классифицируют следующим образом: коммуникативные (заменяющие вербальную речь); описательные (являющиеся своеобразным иллюстративным материалом к вербальной речи, более того, они и понятны только в этом случае); эмоциональные (отражающие состояние человека, нередко закрепленные в устойчивых словосочетания, например, «стукнуть кулаком по столу» – гнев и под.); демонстрирующие отношение к людям, событиям, ситуациям, ритмические (связанные с ритмикой речи. Это могут быть, например: движения ребром ладони вверх вниз).  Известно, что вербальному языку учат, а язык жестов воспринимается и закрепляется посредством общения в соответствующем социуме естественно. Поэтому неслучайно определение жеста, особенно жеста-символа, как явления национально ориентированного. Такой жест, как правило, связан с абстрактным понятием приветствия, прощания, уважения; призыв к молчанию; демонстрация восторга, восхищения, удовольствия и под. Безусловно, жесты оживляют речь, помогают информационному обмену, но использовать их следует очень осторожно, поскольку не все жесты и не всегда способствуют наилучшему восприятию речи. Механические, неконтролируемые жесты производят неблагоприятное впечатление на слушателя. Например, если выступающий непроизвольно теребит какую-то деталь одежды, поглаживает свои волосы и т.д., он создаёт впечатление неуверенности, излишнего волнения, а это отвлекает слушателей от главного – содержания выступления.

   2. Просодические (от греч. рroscidia – ударение, припев) и экстралингвистические средства – это характеристики звукового потока, использующиеся для создания ритмической, интонационной, мелодической организации речи: высота и громкость тона, тембр голоса, сила звучания, темп, ударение, паузы. Индивидуальные просодические особенности речи человек получает от природы, но при необходимости все эти характеристики можно скорректировать. Тесно связаны с просодическими экстралингвистические средства. Слово экстралингвистический происходит от латинских слов еxtra – вне, сверх; и lingua –язык и означает включение в речь различных психофизиологических проявлений. Это вздохи, покашливание  не связанное с недомоганием), смех, плач и пр. Эти средства можно назвать квазиречевыми добавками. Они очень важны, поскольку регулируют поток речи, являясь при этом неким способом экономии языковых средств общения. Просодические и экстралингвистические средства дополняют, вообще сопровождают речевые высказывания, выражая эмоциональное состояние собеседников и придавая общению определенную смысловую окраску.

   3. Такесические (от лат. тaktus - прикосновение, ощущение) средства общения - это динамические прикосновения в форме рукопожатий; похлопываний по плечу, колену, спине; поцелуи; прикосновения телом. Использование этих средств обусловлено национальной традицией, полом, возрастом, степенью знакомства, социальным статусом. Эти средства общения являются весьма экспрессивными, поэтому их следует использовать очень осторожно. Наиболее распространенным и нейтральным такесическим средством общения является рукопожатие. В деловых отношениях оно используется и как приветствие, и как символ состоявшегося соглашения, знак доверия и уважения к партнёру. Все остальные элементы этой группы применяются весьма ограниченно.

4.Очень важным в общении является организация межличностного пространства, время коммуникации, тональность беседы. Традиционно выделяют несколько размеров дистанций между говорящими: иногда 3, иногда 4. Рассмотрим их. Расстояние при общении людей близких, между которыми существуют доверительные отношения, составляет от 0 до 0,5 м и называется интимным. Межличностное расстояние, характерное для беседы друзей, составляет от 0,5 м до 1,2 м. Для неформального социального и делового общения допустимым считается расстояние от 1,2 м до 3,7 м. Причём, чем более официальны отношения между партнёрами, тем больше расстояние между ними при деловом контакте. При выступлениях перед аудиторией дистанция должна быть 3,7 м и более.

     5. Необходимым условием эффективной коммуникации является зрительный контакт между собеседниками. Известно, что в процессе общения коммуниканты смотрят друг другу в глаза около 10 секунд. После этого направление взгляда изменяется. Обычно рекомендуется направлять взгляд на воображаемый треугольник на лбу собеседника и не опускать ниже его глаз. Контроль за выражением глаз собеседника очень важен, поскольку именно по глазам мы «считываем», какова реакция нашего партнёра. Именно исходя из знания о роли глаз в осуществляемом информационном обмене, рекомендуется встречаться взглядом с собеседником не менее 60 – 70 % общего времени контакта. Если собеседник глаза отводит, если  «глаза у него бегают», то слова такого человека вызывают недоверие. У разных народов, как известно, существуют различные нормы этикета. У японцев, например, относительно визуального контакта существуют такие правила этикета: нижестоящий не может смотреть в глаза вышестоящему. Это дерзко, неуважительно. Но при этом во время беседы, глядя в пол, они подтверждают своё внимание к предмету разговора и собеседнику, кивая головой и говоря «хай», что означает да! 

       Итак, человек, взаимодействуя в различных коммуникативных сферах с другими членами общества, вступает в речевое общение, используя различные его виды. Следует помнить, что успешность такой коммуникации зависит и от выбора языковых средств, и от знания особенностей невербальных средств общения и умения их использовать. Важным в этом смысле является также и реализация некоторых экстралингвистических факторов, а именно: необходимость человека в общении и даже некая зависимость от него; соблюдение выработанных человечеством постулатов и максим; близость мировоззрения собеседников; умение слушать и желание быть выслушанным и др.

       Вопросы

1. Что представляет собой речевое общение? речевая деятельность? Каковы функции речевого общения?

2. Каковы особенности вербального общения? Какие организационные принципы речевой коммуникации выделяют ученые?

3. Что понимается под невербальными средствами общения? В чем состоит их важность для успешной коммуникации?

       

         

 

 

Упражнения и задания

Упражнение 1. Вспомните основные постулаты (аксиомы) и максимы (правила), ответьте на вопросы, выбрав правильный ответ.

Вопрос 1. Принцип вежливости, состоит из нескольких максим (правил). Укажите максиму, не входящую в этот принцип.

 А. максима релевантности.

 Б.максима согласия.

 В. максима великодушия.

 Г. максима скромности

 

Вопрос 2. Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите максиму, не входящую в этот принцип.

А. максима такта.

Б. максима согласия.

В. максима симпатии.

Г. максима качества

 

Вопрос 3. Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите, какая это максима: это максима границ личной сферы. В идеале любой коммуникативный акт предусматривает определенную дистанцию. Не следует затрагивать тем, потенциально опасных (частная жизнь, индивидуальные предпочтения и пр.).

 

А. максима симпатии.

Б. максима такта.

В. максима великодушия.

Г. максима одобрения.

 

Вопрос 4. Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите, какая это максима: Успешный коммуникативный акт не должен быть дискомфортным для участников общения. Не следует связывать партнера обещанием или клятвой.

А. максима согласия.

Б. максима великодушия.

В. максима одобрения.

Г. максима скромности.

 

Вопрос 5. Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите, какая это максима: это максима неприятия похвал в собственный адрес. Одним из условий успешного коммуникативного акта является реалистическая самооценка.

 

А. максима согласия.

Б. максима великодушия.

В. максима одобрения.

Г. максима скромности.

 

Упражнение 2. Прочитайте десять заповедей оптимального речевого общения, способствующего легко и красиво выражать свои мыс­ли, непринужденно и гармонично вести диалог. Выразите свое отношение к изложенным заповедям. Удостоверьтесь, знаете ли вы их, используете ли их в своем общении.

1. Изъясняться правильным языком, соответствующим об­щепринятым языковым нормам.

2. Принимать во внимание сферы общения (коллеги, кон­ференция, телестудия и т.д.). Недопустимо в разных сферах говорить одним стилем. Избегать однообразия в речи.

3. Не быть многословным. Конкретно формулировать свои предложения, делая доступной для всех их конструктив­ность, новизну.

4. Изъясняться понятным, красочным языком. Ясность — главное достоинство речи, по Аристотелю.

5. Уметь выслушать оппонента. Менеджер, не способный слушать других, ограничен в своих возможностях эф­фективно работать над собственным речевым имиджем.

6. Доказательно и четко выражать свои мысли.

7. Быть сдержанным в жестах.

8. Уважать мнение оппонента. Присоединяясь к мнению других, не повторяться, желательно мотивировать свое речевое действие.

9. Удерживать внимание слушателя, не злоупотреблять па­узами в речи.

10. Использовать эмоциональные средства воздействия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...