Направления в информатизации
Стр 1 из 4Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информатизация – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации. Все эти операции осуществляются на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения, они способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников. Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ. Это и создание единого информационного образовательного пространства ДОУ; и использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность; и активное использование сети Интернет в образовании. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность, быть для ребёнка проводником в мир новых технологий, формировать основы информационной культуры его личности.
Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации. Я уверена, что в дошкольном учреждении использование ИКТ позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей. Актуальность проблемы заключается в здоровье детей и реальном ухудшение их физического, психического, нравственного и духовного состояния. Особенно это ощущают те, кто работает с ними, то есть мы, педагоги. Но с другой стороны все мы несем историческую ответственность за здоровье будущих поколений и только все вместе можем изменить ситуацию. Начиная работать по данной проблеме, мною была изучена методическая литература по физическому воспитанию дошкольников. Были использованы, такие источники как Глазырина Л.Д., Матвеев А.П., Т.Г. Хухлаева Т.Г., Ефименко Н.Н., Ю.К. Бабанский и др. А так же рассмотрены основные задачи, средства и пути решения, которые предлагаются разработчиками методических пособий по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.
Цель исследования: Выявить особенности применения ИКТ в ДОУ. Предмет исследования: Особенности применения ИКТ в ДОУ. Объект исследования: Занятия в ДОУ.
Задачи: · Возможности информатизации ДОУ как средство повышения эффективности воспитания и образования; · Возможности информатизации ДОУ как средство повышения эффективности деятельности воспитателей, руководителей ДОУ; · Проблемы информатизации ДОУ. Гипотеза: Применение ИКТ в ДОУ, повышает эффективность воспитательной и образовательной деятельности. Методы исследования: Анализ продуктов деятельности, беседа, наблюдение.
Теоретические основы информационных технологий ИКТ Основы информатизации ДОУ
Если мы описываем процесс информатизации ДОУ формально это можно представить как последовательность переходов образовательного учреждения из одного состояния в другое. Этот переход, как правило, требует от педагогов специальных усилий, которые должны быть, так или иначе организованы: это могут быть разовые мероприятия или целая программа работы [21]. Информатизация ДОУ-процесс его развития. Для ее оценки нам необходимо определить, в какой степени новое состояние ДОУ отличается от своего предыдущего состояния. На основании вышеизложенного выше положения, можно предложить модель, основанную на нескольких предположениях: · Процесс информатизации ДОУ имеет дискретный характер: образовательные учреждения как перейти из одного состояния в другое. · Информатизация ДОУ развивается неравномерно наряду с учебными заведениями, где этот процесс только начинается, есть ДОУ, где информация привела к желанной трансформации в образовательном процессе и в управлении ДОУ. Мы можем предположить, что в реальности существуют устойчивые (в сегодняшних условиях) состояния информатизации ДОУ из многих возможных. · В пространстве состояний информатизации существуют группы как в государстве, которые находятся в этих состояниях, решают те же или схожие задачи, сталкиваются с похожими проблемами, используют аналогичные решения. · Деградация образовательных учреждений социально запрещено. В процессе информатизации ДОУ может оставаться в том же состоянии или перейти к новому. В новых условиях, результаты должны быть не хуже предыдущих. · При разработке программы информатизации работники ДОУ стремится так изменить ресурсы, условия и правила поведения участников процесса, чтобы улучшить их "качество образования" и потом привезти ДОУ в новое состояние.
Информатизация ДОУ-прежнему определяется слишком узко: на переднем плане существуют проблемы оснащения компьютерной техникой и подключение к Интернету, и содержание использования этих средств не уделяется должного внимания [12]. Техническая поддержка, безусловно, необходимым, но не достаточным основанием для процесса информатизации. Информатизация ДОУ можно построить единое информационное образовательное пространство только на основе разработки четкой концепции, определяющей приоритеты, определяя приоритетные цели информатизации и средства их достижения, учитывая специфику конкретного ДОУ. В публикациях, посвященных информатизации ДОУ, различают как минимум три основные задачи информатизации ДОУ: • Повышение эффективности образования. • Развитие информационной культуры. • Развитие управления ДОУ с использованием информационных технологий [1]. Первая цель предполагает, что информатизация ДОУ должна привести к более эффективному выполнению социального образовательного заказа. Вторая задача предполагает развитие общих навыков использования информационных технологий, как преподавателями и студентами для повышения их производительности. Третья цель предполагает развитие управления ДОУ в современных условиях; развитие информационных технологий в профессиональной деятельности учителя. Наиболее важные задачи информатизации ДОУ являются: • Повышение качества образования; • Совершенствование научно-методической литературы; • Совершенствование управления образовательным процессом; • Информационная интеграция с вышестоящими органами управления внешней средой [23]. Процесс информатизации ДОУ носит поэтапный (многоуровневый) характер, его цели и задачи в значительной степени определяется конкретной реализации. Таким образом, на первом этапе, главной задачей должны быть вовлечены в процесс информатизации всех участников образовательного процесса.
Желательно опираться на уже широко распространенных подходов к информатизации образовательных учреждений, учитывать ситуацию в сфере информатизации ДОУ, информационные потребности и степень психологической готовности к информатизации учебно-воспитательного процесса. На сегодняшний день распространены два основных подхода к проведению информатизации ДОУ. Первый - Информатизация ДОУ предприятия: ДОУ рассматривается как многофункциональное учреждение, значительная часть которых построена по законам обычной деятельности предприятия. В этом случае первая автоматизированная финансово-хозяйственной деятельности: бухгалтерского учета, технического учета, учета персонала. Такой подход не способствует созданию полноценной информационно-образовательное пространство, и оно применимо только в тех учреждениях, где существует основа для информатизации административной работы (например, есть своя Бухгалтерия). Другой подход к информатизации учебно-воспитательного процесса, где формирование единого информационного пространства ДОУ посредством информатизации обучения. Полное создание единого информационного пространства ДОУ требует сочетание различных подходов к осуществлению информатизации с обязательным конкретным ДОУ [10]. Процесс информатизации в ДОУ включает в себя ряд показателей: • Готовность и способность педагогов эффективно работать в новой информационной среде и изменяющихся организационных условиях (педагогическая ИКТ-компетентность работников образования); • Изменения в классе организованности участников образовательного процесса (изменение регламентов, процедур, ДОУ); • Изменения в методах и организационных формах работы, детей, отдельных преподавателей и мастеров производственного обучения коллектив ДОУ в целом (распространение ИКТ методов и организационных форм учебной работы) [7].
Направления в информатизации
В настоящее время рассматриваются следующие основные направления информатизации ДОУ: · Информатизация как техническое оснащение ДОУ. · Информатизация ДОУ, так как внедрение новых информационных технологий в образовании и обучении. · Информатизация управленческой деятельности ДОУ [3]. Одним из направлений информатизации образования Информатизация как техническое оснащение ДОУ. Несколько лет назад, когда процесс информатизации только начинался, он рассматривался как процесс оснащения ДОУ средствами новых информационных технологий (компьютеры, интернет и др.) Наличие оборудования выглядит как признак благополучия в ДОУ, его администрация, педагогический коллектив и учащиеся.
С одной стороны, это верно: без появления в образовательном учреждении технологической инфраструктуры не стоит говорить об ее информатизации. Однако, сами по себе, показатели технического оснащения лишь косвенно свидетельствуют о развитии процессов информатизации. Практика показала, что не всегда сильная техническая база также может быть использована в учебном процессе, и сосредоточена на организационных вопросах, ведение автоматизированного документооборота. Существенным фактором компьютеризации является понимание руководителей учреждений, учителей, родителей, тот факт, что компьютер и Интернет это инструменты, которые дают эффект только если они вписаны в интерьер ДОУ как средства [13]. Современные средства информационных технологий в последние десятилетия сделали возможным, реальным и удобным сбор различных видов информации об окружающем мире. Коллекции цифровых изображений в мире, дошкольного возраста происходит с помощью цифровой камеры. Постепенно он приобретает навыки в области ИКТ фотографировать параллельно с ИКТ-компетентности, отраженного в точном выборе объекта для съемки, подбор образа в соответствии с заданной целью, выбор названия для изображений и папок, где изображения формируются. Ребенок получает предметную компетентность в области грамотности и речевого развития, выраженную в правильности написания названий папок, умение строить сюжет в фотографии Цифровой микроскоп - микроскоп, снабженный устройством преобразования изображения в цифровые сигналы для ввода в компьютер. В компьютере могут быть исправлены и изменения изображения, например, перемещения микроорганизмов, развивающиеся фотографии и фильмы могут быть установлены в презентации и т. д. Сканер является необходимым инструментом цифрового образовательного процесса. Это позволяет свободно использовать существующие нецифровые источники информации, в том числе тонкая работа самих детей, они нашли картину, и т. д. Цифровой проектор является мощным средством прямого, личного общения практически в любой деятельности. Даже дошкольники способны успешно применять его, смонтировать в результате чего последовательность фотографий или видео-фрагментов в презентацию и потом, рассказывая слушателям в группе о том, что они видят на экране. Интерактивные доски позволяют учителю включить экранную презентацию, записи, пометки и др. непосредственно в речь, выберите обхода блокировки на экране, отдельных объектов и многое другое. Использование принтеров и копировальных аппаратов с компьютером не вызывает сомнений. Однако, в ДОУ имеет свою специфику. Одним из аспектов этой специфики заключается в том, что многие ДОУ не может позволить себе бесконтрольное распечатку, из-за стоимости материалов. Необходимым условием реализации всех этих направлений является обеспечение соответствующей материально-технической базой: · Установка и техническое обслуживание компьютерного оборудования и программного обеспечения в классах и группах. · Обеспечение технических условий для доступа в Интернет. Следующей областью, в которой представлена информация ДОУ использование ИКТ в управлении. Вы знаете, если менеджер заинтересован в применении современных образовательных технологий, в ДОУ они будут использоваться [15]. Сферы информатизации управления ДОУ достаточно разнообразны: · Паспорт учреждения (Общие сведения о школе, материально-техническое и методическое обеспечение, формирование отчета ДОУ и др.); · Персонал (ведение личных дел, учет перемещения сотрудников, введение книги приказов по кадрам, тарификация); · Учащиеся и их родители (ведение личных дел сотрудников, учет посещаемости, контроль, образование и обучение, психолого-педагогическое сопровождение и др.); · Расписание занятий (автоматизированное составление вариантов расписания занятий с возможностью выбора оптимального); · Библиотека (Библиотечный Фонд, учет и спрос, ведение электронных каталогов библиотеки); · Медицинский кабинет (введение медицинской документации детей, медицинское сопровождение); · Учет (учет финансовых инструментов, введение финансовой и статистической отчетности) [11]. Одна из самых основных направления информатизации ДОУ является изменение форм и методов учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях. Использование современных информационных в качестве средства обучения и управления учебно-воспитательным процессом показывает недостатки традиционной школьной практики. Особенности принятия информационных технологий, таких как копирование, хранение, воспроизведение, и решение было когда-то описал алгоритм, компьютер берет на себя, оставляя за человеком выбор цели, анализ, проектирование, задача организации социальных условий его получения и использования полученных результатов. Информационный менеджмент и управление, основанное на квалифицированном использовании, является актуальным для администрации ДОУ, педагогов и детей. Понимание смыслов деятельности, осознанный поиск информации, постановка целей и задач, организация контактов, бизнес-процессов, расчет возможности и риски - условия развития ДОУ и, вместе с тем, выражение качества современного образования [8]. Использование микроэлектроники для автоматического сбора, преобразования, хранения, поиска и передачи на расстояние информации любого рода становится необходимой частью народной культуры, социализация, качество жизни. Информационно-коммуникационные средства предоставляют новые возможности для накопления и передачи соответствующих методологических знаний. Эффективным механизмом повышения доступности качественного образования является внедрение современных информационных образовательных технологий, в том числе использование новейших электронных образовательных ресурсов. В последние годы мы сотрудничаем по информатизации и компьютеризации ДОУ. Создание федеральных образовательных порталов, ДОУ оснащены компьютерами. Многие образовательные учреждения имеют доступ к Интернету. Все больше и больше учителей осваивают навыки пользователя компьютера и Интернета, проходят курсы по применению новых информационных технологий в учебном процессе и воспитательной деятельности [9]. Информатизация образования - процесс обеспечения образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Более высокий уровень информационной культуры человека представляет информационная компетентность - компьютерная грамотность и возможность поиска, использования и оценки информации, знаний, технологий, компьютерных коммуникаций, способность изучать и использовать возможности информационных технологий для решения проблем. Основные направления использования новых информационных технологий в образовательный процесс являются: · Направление используемое для изложения нового материала. В этом направлении могут быть использованы в качестве демонстрационно-энциклопедические программы, компьютерные презентации. · Направление, целью которого является проведение экспериментальных работ с использованием компьютерных технологий. · Направление консолидации материала. Это использование различных студенческих программ и лабораторных работ. · Направление которое используется для инспекции и проверки. Оно включает в себя тестирование, оценку и мониторинг программ [4].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|