Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Уровни и формы знаний юридической науки (2 часа)




ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

Учебно-методические материалы по освоению дисциплины

(Планы семинарских (практических) занятий)

 

 

Курс 1

Семестр 1

Форма обучения очная, заочная

Срок освоения ООП по форме обучения 2 года

Квалификация выпускника магистр

 

 

Воронеж 2016


Составители: Малиновская Н.В., к.ю.н., доцент кафедры теории и истории права и государства ЦФ ФГБОУ ВО «РГУП»

______________ «____» ___________ 2016 г.

 

Палеха Р.Р., к.ю.н., доцент, доцент кафедры теории и истории права и государства ЦФ ФГБОУ ВО «РГУП»

______________ «____» ___________ 2016 г.

 

Сырых В.М., д.ю.н., профессор, профессор кафедры теории права, государства и судебной власти ФГБОУ ВО «РГУП»

______________ «____» ___________ 2016 г.

 

 

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»).

 

 

Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры теории и истории права и государства ЦФ ФГБОУ ВО «РГУП», протокол № __ от «____» __________2016 г.

 

 

Заведующий кафедрой теории и истории права и государства ЦФ ФГБОУ ВО «РГУП» к.ю.н., доцент Канищев В.П.

_______________ «____» _________ 2016 г.

 

 

Учебно-методический комплекс одобрен учебно-методическим советом ЦФ ФГБОУ ВО «РГУП», протокол № __ от «____» ___________ 2016 г.

 

© ЦФ ФГБОУВО «РГУП», 2016.

© Малиновская Н.В., Палеха Р.Р., Сырых В.М, 2016.

Тема 1. Понятие и критерии юридической науки.

Состав юридической науки (2 часа)

Семинарское занятие

Цели занятия:

- сформировать у магистранта осознание социальной значимости своей будущей профессии, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- сформировать у магистранта способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень (ОК-3);

- сформировать у магистранта способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

- магистрант должен знать критерии юридической науки;

- магистрант должен уметь выделять элементы состава юридической науки и давать им характеристику.

 

Оценочные средства,
используемые при проведении семинарского занятия

Опрос

Вопросы для подготовки к опросу:

1. Понятие юридической науки как знания, деятельности и социокультурного института.

2. Критерии научных знаний о праве.

3. Структура юридической науки.

Критерии оценки опроса: точность и полнота ответа; правильность ответа; владение основными понятиями по теме; грамотное изложение материала; аргументированность ответа.

Индивидуальные задания:

1. Охарактеризуйте юридическую науку как систему эмпирических и теоретических знаний о праве, закономерностях его становления, развития и функционирования.

2. Проанализируйте юридическую науку как деятельность и социокультурный институт.

3. Определите критерии научного знания и раскройте их значение: рациональность, новизна, достоверность, истинность, логическая непротиворечивость.

 

Доклады

Тематика для подготовки докладов:

 

 

1. Состав юридической науки.

2. Эмпирическая база юридических исследований.

3. Теория как ядро юридической науки.

 

Доклад подготавливается магистрантом в письменной форме, на семинарском занятии осуществляется его устная презентация. Доклад должен логически связно и последовательно отражать заявленную тематику. При его выполнении необходимо использовать, в первую очередь монографии и научные статьи по исследуемой проблеме. Литература, на основе которой выполнен доклад, указывается на последней странице его письменного варианта. Письменный объем доклада должен быть выполнен шрифтом Times New Roman 14 размера полуторного интервала. Поля страницы: верхнее и нижнее - 2 см, левое - 1,5 см, правое - 2, 5 см. На титульном листе должна быть указана тема доклада, а также сведения о лице, его подготовившем (Ф.И.О., курс, группа, форма обучения). Письменный вариант доклада не должен превышать 10 страниц. Устная презентация доклада не должна превышать 7-10 минут. Презентация осуществляется с использованием письменного варианта, однако должна отражать владение магистрантом излагаемой информацией.

После презентации доклада аудитория задает вопросы докладчику по исследованной им проблематике. Общее время, отводимое для ответов на вопросы, не должно превышать 5-7 минут.

 

Критерии оценки доклада: полнота проведенного исследования; логическая стройность изложения материала; количество использованной литературы и ее соответствие исследуемой теме; владение магистрантом изложенным в докладе материалом и проблемой в целом; способность аргументированно отвечать на задаваемые аудиторией вопросы.

 

 

Список рекомендуемой литературы по теме:

Основная:

1. Сырых В.М. История и методология юридической науки: учебник. / В.М. Сырых. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. – 464 с.

2. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). / 6-е изд. / Д.А.Керимов – М.: Изд-во СГУ, 2011. – 520 с.

 

Дополнительная:

1. Протасов В.Н. Некоторые вопросы правовой метатеории / В.Н.Протасов // Государство и право. – 2009. – № 11. – С. 85-89.

2. Пугинский Б.И. Методологические вопросы правоведения / Б.И. Пугинский // Правоведение. –2010. – № 1. – С. 6-19.

3. Рузавин Г.И. Методология научного познания: учеб. пособие / Г.И. Рузавин.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 287 с.

4. Спиридонов Л.И. Размышления о состоянии современной юридической науки (отрывки из занятий с аспирантами по теории права) / Л.И. Спиридонов // История государства и права. – 2009. – № 24. – С. 16-21.

Тема 2. Предмет и объект юридической науки (2 часа)

Практическое занятие

(интерактивное занятие в форме научной дискуссии)

Цели занятия:

- сформировать у магистранта осознание социальной значимости своей будущей профессии, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- сформировать у магистранта способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень (ОК-3);

- сформировать у магистранта способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

- активизировать мыслительную деятельность магистрантов для наиболее качественного усвоения изученного материала и формирования навыка публичных выступлений с представлением собственной позиции по обсуждаемым проблемам.

 

Оценочные средства,
используемые при проведении семинарского занятия

Опрос

Вопросы для подготовки к опросу:

1. Соотношение предмета и объекта юридической науки.

2. Закономерности функционирования и развития права – основа предмета юридической науки.

3. Комплексный характер предмета юридической науки.

4. Объект юридической науки: понятие и состав.

5. Соотношение юридической науки с экономическими, политическими и иными социальными науками.

6. Значение юридической науки для политико-правовой практики, правотворчества и реализации права.

Критерии оценки опроса: точность и полнота ответа; правильность ответа; владение основными понятиями по теме; грамотное изложение материала; аргументированность ответа.

Научная дискуссия

Проблемы, выносимые на обсуждение:

1. Соотношение предмета и объекта юридической науки.

2. Закономерности функционирования и развития права – основа предмета юридической науки.

3. Комплексный характер предмета юридической науки.

 

Преподавателем определяется одна или несколько тем научной дискуссии. Студенты разделяются на группы (количество участников определяется индивидуально с учетом количества тем дискуссии), каждая из которых отстаивает особенную (либо противоположную) позицию по обсуждаемой проблеме. Студенты в каждой группе самостоятельно определяют одного или двух выступающих, которые кратко (в течение 5-7 минут) обосновывают позицию по обсуждаемой проблеме). Каждой из групп поочередно предоставляется возможность высказаться, после чего участники групп по очереди задают вопросы друг другу. Задача участников групп: максимально аргументированно обосновать правильность своей позиции по обсуждаемой проблеме. В конце дискуссии подводятся итоги, в рамках которых студенты - участники соответствующих групп - отмечают, какие аргументы соперников показались им наиболее убедительными. Общий итог подводит преподаватель, оценивая результаты дискуссии и выводя (по возможности) компромиссную позицию по обсуждаемой проблеме.

Критерии оценки научной дискуссии: общая активность группы; умение донести до аудитории и грамотно аргументировать отстаиваемую позицию; умение ставить проблемные вопросы по теме дискуссии и давать ответы на них; научность языка дискуссии, владение специальной терминологией; корректность поведения в споре.

 

Список рекомендуемой литературы по теме:

Основная:

1. Сырых В.М. История и методология юридической науки: учебник. / В.М. Сырых. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. – 464 с.

2. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). / 6-е изд. / Д.А.Керимов – М.: Изд-во СГУ, 2011. – 520 с.

 

Дополнительная:

1. Пугинский Б.И. Методологические вопросы правоведения / Б.И. Пугинский // Правоведение. –2010. – № 1. – С. 6-19.

2. Рузавин Г.И. Методология научного познания: учеб. пособие / Г.И. Рузавин.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 287 с.

3. Спиридонов Л.И. Размышления о состоянии современной юридической науки (отрывки из занятий с аспирантами по теории права) / Л.И. Спиридонов // История государства и права. – 2009. – № 24. – С. 16-21.

Тема 3. Уровни и формы знаний юридической науки (2 часа)

Практическое занятие

(интерактивное занятие в форме «круглого стола»)

Цели занятия:

- сформировать у магистранта осознание социальной значимости своей будущей профессии, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- сформировать у магистранта способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень (ОК-3);

- сформировать у магистранта способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

- активизировать мыслительную деятельность магистрантов для наиболее качественного усвоения изученного материала и формирования навыка публичных выступлений с представлением собственной позиции по обсуждаемым проблемам.

Оценочные средства,
используемые при проведении семинарского занятия

Опрос

Вопросы для подготовки к опросу:

 

1. Понятие эмпирического и теоретического уровней юридической науки.

2. Формы знаний эмпирического уровня юридической науки.

3. Формы знаний теоретического уровня юридической науки.

4. Форма знаний метатеоретического уровня юридической науки.

5. Соотношение эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней познания.

Критерии оценки опроса: точность и полнота ответа; правильность ответа; владение основными понятиями по теме; грамотное изложение материала; аргументированность ответа.

 

«Круглый стол»

 

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Правовая метатеория.

2. Эмпирический и теоретический компоненты юридической науки: проблемы соотношения.

3. Современная юридическая наука: основные методологические тенденции развития.

4. Классика, неклассика, постнеклассика: значение для методологии юриспруденции.

 

Каждый из вопросов, выносимых на обсуждение, готовится индивидуально одним студентом. Остальные студенты готовят все вопросы «круглого стола» в целом. В процессе «круглого стола» последовательно обсуждаются вынесенные на него вопросы. Студент, подготавливавший индивидуальный вопрос, делает по нему краткое сообщение длительностью не более 5-7 минут, после чего остальные студенты и преподаватель задают ему вопросы и участвуют в совместной дискуссии. В процессе «круглого стола» его участники задают вопросы не только участникам, подготовившим индивидуальные сообщения, но и друг другу, преподавателю, высказывают собственное мнение по обсуждаемому вопросу, активно участвуют в дискуссии.

Критерии оценки «круглого стола»: активность участника; объем информации, которой владеет участник; умение ставить проблемные вопросы и давать ответы на них; навыки самостоятельной оценки политико-правовой проблематики; научность языка дискуссии, владение специальной терминологией; корректность поведения в споре.

 

Список рекомендуемой литературы по теме:

Основная:

1. Сырых В.М. История и методология юридической науки: учебник. / В.М. Сырых. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. – 464 с.

2. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). / 6-е изд. / Д.А.Керимов – М.: Изд-во СГУ, 2011. – 520 с.

 

Дополнительная:

1. Пугинский Б.И. Методологические вопросы правоведения / Б.И. Пугинский // Правоведение. –2010. – № 1. – С. 6-19.

2. Рузавин Г.И. Методология научного познания: учеб. пособие / Г.И. Рузавин.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 287 с.

3. Спиридонов Л.И. Размышления о состоянии современной юридической науки (отрывки из занятий с аспирантами по теории права) / Л.И. Спиридонов // История государства и права. – 2009. – № 24. – С. 16-21.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...