Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Философские основания юридической науки (2 часа)




Практическое занятие

(интерактивное занятие в форме научной дискуссии)

Цели занятия:

- сформировать у магистранта осознание социальной значимости своей будущей профессии, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- сформировать у магистранта способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень (ОК-3);

- сформировать у магистранта способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

- активизировать мыслительную деятельность магистрантов для наиболее качественного усвоения изученного материала и формирования навыка публичных выступлений с представлением собственной позиции по обсуждаемым проблемам.

Оценочные средства,
используемые при проведении семинарского занятия

Опрос

Вопросы для подготовки к опросу:

1. Философия как основание юридической науки.

2. Взаимодействие философии и юридической науки. Мировоззренческая, онтологическая, гносеологическая, логико-методологическая функция философии.

3. Философское мировоззрение юристов.

4. Философия как основа методологии научного познания.

5. Теория государства и права как отрасль юридической науки, исследующая особенности использования философских знаний в юридической науке.

6. Философия и метатеоретические исследования юридической науки.

Критерии оценки опроса: точность и полнота ответа; правильность ответа; владение основными понятиями по теме; грамотное изложение материала; аргументированность ответа.

Научная дискуссия

Проблемы, выносимые на обсуждение:

1. Философия как основание юридической науки.

2. Философское мировоззрение юристов.

3. Философия права и ее значение для юридической науки.

 

Преподавателем определяется одна или несколько тем научной дискуссии. Студенты разделяются на группы (количество участников определяется индивидуально с учетом количества тем дискуссии), каждая из которых отстаивает особенную (либо противоположную) позицию по обсуждаемой проблеме. Студенты в каждой группе самостоятельно определяют одного или двух выступающих, которые кратко (в течение 5-7 минут) обосновывают позицию по обсуждаемой проблеме). Каждой из групп поочередно предоставляется возможность высказаться, после чего участники групп по очереди задают вопросы друг другу. Задача участников групп: максимально аргументированно обосновать правильность своей позиции по обсуждаемой проблеме. В конце дискуссии подводятся итоги, в рамках которых студенты - участники соответствующих групп - отмечают, какие аргументы соперников показались им наиболее убедительными. Общий итог подводит преподаватель, оценивая результаты дискуссии и выводя (по возможности) компромиссную позицию по обсуждаемой проблеме.

Критерии оценки научной дискуссии: общая активность группы; умение донести до аудитории и грамотно аргументировать отстаиваемую позицию; умение ставить проблемные вопросы по теме дискуссии и давать ответы на них; научность языка дискуссии, владение специальной терминологией; корректность поведения в споре.

 

Список рекомендуемой литературы по теме:

Основная:

1. Сырых В.М. История и методология юридической науки: учебник. / В.М. Сырых. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. – 464 с.

2. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). / 6-е изд. / Д.А.Керимов – М.: Изд-во СГУ, 2011. – 520 с.

 

Дополнительная:

1. Жуков В.Н. Философское познание государства и права / В.Н.Жуков // Государство и право. – 2010. – № 6. – С. 31-40.

2.Протасов В.Н. Некоторые вопросы правовой метатеории / В.Н.Протасов // Государство и право. – 2009. – № 11. – С. 85-89.

3. Пугинский Б.И. Методологические вопросы правоведения / Б.И. Пугинский // Правоведение. –2010. – № 1. – С. 6-19.

4. Рузавин Г.И. Методология научного познания: учеб. пособие / Г.И. Рузавин.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 287 с.

5. Спиридонов Л.И. Размышления о состоянии современной юридической науки (отрывки из занятий с аспирантами по теории права) / Л.И. Спиридонов // История государства и права. – 2009. – № 24. – С. 16-21.

Тема 5. Метод юридической науки (2 часа)

Практическое занятие

(интерактивное занятие в форме «круглого стола»)

Цели занятия:

- сформировать у магистранта осознание социальной значимости своей будущей профессии, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- сформировать у магистранта способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень (ОК-3);

- сформировать у магистранта способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

- активизировать мыслительную деятельность магистрантов для наиболее качественного усвоения изученного материала и формирования навыка публичных выступлений с представлением собственной позиции по обсуждаемым проблемам.

 

Оценочные средства,
используемые при проведении семинарского занятия

Опрос

Вопросы для подготовки к опросу:

1. Понятие научного метода и его роль в получении достоверных объективных знаний.

2. Соотношение методов правовых исследований и теоретико-понятийного аппарата юридической науки.

3. Виды методов научного познания. Философский метод как основа методологии юридической науки. Общие философские (логические) методы научного познания. Специальные методы, применяемые в познании социальных правовых явлений. Частнонаучные методы познания права.

4. Общие принципы научного познания: объективность, всесторонность, системность, конкретно-исторический подход.

5. Метод общей теории права и методы отраслевых юридических наук.

6. Иерархическая связь общих, специальных и частных методов, применяемых в познании предмета отдельных юридических наук.

7. Состав методов отдельных социальных правовых исследований.

Критерии оценки опроса: точность и полнота ответа; правильность ответа; владение основными понятиями по теме; грамотное изложение материала; аргументированность ответа.

«Круглый стол»

 

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Философские методы и их значение для юридической науки.

2. Общетеоретическая и отраслевая методология.

3. Догматический метод и его значение для юридической науки.

4. Схоластический метод и его значение для юридической науки.

5. Иррациональный компонент в юридической науке.

 

Каждый из вопросов, выносимых на обсуждение, готовится индивидуально одним студентом. Остальные студенты готовят все вопросы «круглого стола» в целом. В процессе «круглого стола» последовательно обсуждаются вынесенные на него вопросы. Студент, подготавливавший индивидуальный вопрос, делает по нему краткое сообщение длительностью не более 5-7 минут, после чего остальные студенты и преподаватель задают ему вопросы и участвуют в совместной дискуссии. В процессе «круглого стола» его участники задают вопросы не только участникам, подготовившим индивидуальные сообщения, но и друг другу, преподавателю, высказывают собственное мнение по обсуждаемому вопросу, активно участвуют в дискуссии.

Критерии оценки «круглого стола»: активность участника; объем информации, которой владеет участник; умение ставить проблемные вопросы и давать ответы на них; навыки самостоятельной оценки политико-правовой проблематики; научность языка дискуссии, владение специальной терминологией; корректность поведения в споре.

Список рекомендуемой литературы по теме:

Основная:

1. Сырых В.М. История и методология юридической науки: учебник. / В.М. Сырых. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. – 464 с.

2. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). / 6-е изд. / Д.А.Керимов – М.: Изд-во СГУ, 2011. – 520 с.

 

Дополнительная:

1. Мальцев Г.В. Право и «смена вех» в научной методологии / Г.В.Мальцев // История государства и права. – 2009. – № 22. – С. 44-47.

2. Павлов А.В. Методологические проблемы современного гуманитарного познания [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. В. Павлов. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 325 с. – Режим доступа: http://www.znanium.com. – ЭБС «Znanium.com», по паролю.

3. Павлов А.В. Логика и методология науки: Современное гуманитарное познание и его перспективы [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.В. Павлов; Министерство образования и науки РФ. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 344 с. – Режим доступа: http://znanium.com. – ЭБС «Znanium.com», по паролю.

4. Поппер К. Логика научного исследования: пер. с англ. / К.Поппер.- М.: АСТ. – 2010. – 448 с.

5. Протасов В.Н. Некоторые вопросы правовой метатеории / В.Н.Протасов // Государство и право. – 2009. – № 11. – С. 85-89.

6. Пугинский Б.И. Методологические вопросы правоведения / Б.И. Пугинский // Правоведение. –2010. – № 1. – С. 6-19.

7. Рузавин Г.И. Методология научного познания: учеб. пособие / Г.И. Рузавин.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 287 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...