Тема 4. Философские основания юридической науки (2 часа)
Практическое занятие (интерактивное занятие в форме научной дискуссии) Цели занятия: - сформировать у магистранта осознание социальной значимости своей будущей профессии, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); - сформировать у магистранта способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень (ОК-3); - сформировать у магистранта способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11); - активизировать мыслительную деятельность магистрантов для наиболее качественного усвоения изученного материала и формирования навыка публичных выступлений с представлением собственной позиции по обсуждаемым проблемам. Оценочные средства, Опрос Вопросы для подготовки к опросу: 1. Философия как основание юридической науки. 2. Взаимодействие философии и юридической науки. Мировоззренческая, онтологическая, гносеологическая, логико-методологическая функция философии. 3. Философское мировоззрение юристов. 4. Философия как основа методологии научного познания. 5. Теория государства и права как отрасль юридической науки, исследующая особенности использования философских знаний в юридической науке. 6. Философия и метатеоретические исследования юридической науки. Критерии оценки опроса: точность и полнота ответа; правильность ответа; владение основными понятиями по теме; грамотное изложение материала; аргументированность ответа. Научная дискуссия Проблемы, выносимые на обсуждение: 1. Философия как основание юридической науки.
2. Философское мировоззрение юристов. 3. Философия права и ее значение для юридической науки.
Преподавателем определяется одна или несколько тем научной дискуссии. Студенты разделяются на группы (количество участников определяется индивидуально с учетом количества тем дискуссии), каждая из которых отстаивает особенную (либо противоположную) позицию по обсуждаемой проблеме. Студенты в каждой группе самостоятельно определяют одного или двух выступающих, которые кратко (в течение 5-7 минут) обосновывают позицию по обсуждаемой проблеме). Каждой из групп поочередно предоставляется возможность высказаться, после чего участники групп по очереди задают вопросы друг другу. Задача участников групп: максимально аргументированно обосновать правильность своей позиции по обсуждаемой проблеме. В конце дискуссии подводятся итоги, в рамках которых студенты - участники соответствующих групп - отмечают, какие аргументы соперников показались им наиболее убедительными. Общий итог подводит преподаватель, оценивая результаты дискуссии и выводя (по возможности) компромиссную позицию по обсуждаемой проблеме. Критерии оценки научной дискуссии: общая активность группы; умение донести до аудитории и грамотно аргументировать отстаиваемую позицию; умение ставить проблемные вопросы по теме дискуссии и давать ответы на них; научность языка дискуссии, владение специальной терминологией; корректность поведения в споре.
Список рекомендуемой литературы по теме: Основная: 1. Сырых В.М. История и методология юридической науки: учебник. / В.М. Сырых. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. – 464 с. 2. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). / 6-е изд. / Д.А.Керимов – М.: Изд-во СГУ, 2011. – 520 с.
Дополнительная: 1. Жуков В.Н. Философское познание государства и права / В.Н.Жуков // Государство и право. – 2010. – № 6. – С. 31-40.
2.Протасов В.Н. Некоторые вопросы правовой метатеории / В.Н.Протасов // Государство и право. – 2009. – № 11. – С. 85-89. 3. Пугинский Б.И. Методологические вопросы правоведения / Б.И. Пугинский // Правоведение. –2010. – № 1. – С. 6-19. 4. Рузавин Г.И. Методология научного познания: учеб. пособие / Г.И. Рузавин.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 287 с. 5. Спиридонов Л.И. Размышления о состоянии современной юридической науки (отрывки из занятий с аспирантами по теории права) / Л.И. Спиридонов // История государства и права. – 2009. – № 24. – С. 16-21. Тема 5. Метод юридической науки (2 часа) Практическое занятие (интерактивное занятие в форме «круглого стола») Цели занятия: - сформировать у магистранта осознание социальной значимости своей будущей профессии, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); - сформировать у магистранта способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень (ОК-3); - сформировать у магистранта способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11); - активизировать мыслительную деятельность магистрантов для наиболее качественного усвоения изученного материала и формирования навыка публичных выступлений с представлением собственной позиции по обсуждаемым проблемам.
Оценочные средства, Опрос Вопросы для подготовки к опросу: 1. Понятие научного метода и его роль в получении достоверных объективных знаний. 2. Соотношение методов правовых исследований и теоретико-понятийного аппарата юридической науки. 3. Виды методов научного познания. Философский метод как основа методологии юридической науки. Общие философские (логические) методы научного познания. Специальные методы, применяемые в познании социальных правовых явлений. Частнонаучные методы познания права. 4. Общие принципы научного познания: объективность, всесторонность, системность, конкретно-исторический подход. 5. Метод общей теории права и методы отраслевых юридических наук. 6. Иерархическая связь общих, специальных и частных методов, применяемых в познании предмета отдельных юридических наук.
7. Состав методов отдельных социальных правовых исследований. Критерии оценки опроса: точность и полнота ответа; правильность ответа; владение основными понятиями по теме; грамотное изложение материала; аргументированность ответа. «Круглый стол»
Вопросы, выносимые на обсуждение: 1. Философские методы и их значение для юридической науки. 2. Общетеоретическая и отраслевая методология. 3. Догматический метод и его значение для юридической науки. 4. Схоластический метод и его значение для юридической науки. 5. Иррациональный компонент в юридической науке.
Каждый из вопросов, выносимых на обсуждение, готовится индивидуально одним студентом. Остальные студенты готовят все вопросы «круглого стола» в целом. В процессе «круглого стола» последовательно обсуждаются вынесенные на него вопросы. Студент, подготавливавший индивидуальный вопрос, делает по нему краткое сообщение длительностью не более 5-7 минут, после чего остальные студенты и преподаватель задают ему вопросы и участвуют в совместной дискуссии. В процессе «круглого стола» его участники задают вопросы не только участникам, подготовившим индивидуальные сообщения, но и друг другу, преподавателю, высказывают собственное мнение по обсуждаемому вопросу, активно участвуют в дискуссии. Критерии оценки «круглого стола»: активность участника; объем информации, которой владеет участник; умение ставить проблемные вопросы и давать ответы на них; навыки самостоятельной оценки политико-правовой проблематики; научность языка дискуссии, владение специальной терминологией; корректность поведения в споре. Список рекомендуемой литературы по теме: Основная: 1. Сырых В.М. История и методология юридической науки: учебник. / В.М. Сырых. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. – 464 с. 2. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). / 6-е изд. / Д.А.Керимов – М.: Изд-во СГУ, 2011. – 520 с.
Дополнительная: 1. Мальцев Г.В. Право и «смена вех» в научной методологии / Г.В.Мальцев // История государства и права. – 2009. – № 22. – С. 44-47.
2. Павлов А.В. Методологические проблемы современного гуманитарного познания [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. В. Павлов. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 325 с. – Режим доступа: http://www.znanium.com. – ЭБС «Znanium.com», по паролю. 3. Павлов А.В. Логика и методология науки: Современное гуманитарное познание и его перспективы [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.В. Павлов; Министерство образования и науки РФ. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 344 с. – Режим доступа: http://znanium.com. – ЭБС «Znanium.com», по паролю. 4. Поппер К. Логика научного исследования: пер. с англ. / К.Поппер.- М.: АСТ. – 2010. – 448 с. 5. Протасов В.Н. Некоторые вопросы правовой метатеории / В.Н.Протасов // Государство и право. – 2009. – № 11. – С. 85-89. 6. Пугинский Б.И. Методологические вопросы правоведения / Б.И. Пугинский // Правоведение. –2010. – № 1. – С. 6-19. 7. Рузавин Г.И. Методология научного познания: учеб. пособие / Г.И. Рузавин.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 287 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|