Тема 9. История российской юридической науки (2 часа)
Практическое занятие (интерактивное занятие в форме презентации с использованием компьютерных технологий) Цели занятия: - сформировать у магистранта осознание социальной значимости своей будущей профессии, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); - сформировать у магистранта способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень (ОК-3); - сформировать у магистранта способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11); - активизировать мыслительную деятельность магистрантов для наиболее качественного усвоения изученного материала и формирования навыка публичных выступлений с представлением собственной позиции по обсуждаемым проблемам.
Оценочные средства, Опрос Вопросы для подготовки к опросу:
1. Основные периоды истории российской юридической науки. 2. Особенности становления российской юридической науки. Роль монастырей в формировании и развитии научных знаний о российском законодательстве и политической власти. 3. Академический период развития российской юридической науки. Роль зарубежных правоведов в становлении российской юридической науки и юридического образования. 4. Университетский период развития российской юридической науки. Роль М.М. Сперанского в развитии юридической науки и юридического образования. 5. «Золотой век» российского правоведения. 6. Советская юридическая наука. 7. Современный этап развития российской юридической науки. Критерии оценки опроса: точность и полнота ответа; правильность ответа; владение основными понятиями по теме; грамотное изложение материала; аргументированность ответа.
Презентации с использованием компьютерных технологий Тематика презентаций:
Методические рекомендации по подготовке презентаций: 1) На одну презентацию отводится 7-10 минут. 2) Изложение презентационного материала должно быть логически выстроено, содержать поступательные логические переходы между излагаемой информацией. 3) Презентация предполагает изложение, в том числе, дополнительной (факультативной) информации по теме, касающейся биографических, конкретно-исторических данных, а потому должна сочетать логическую стройность и четкость с повествовательным характером изложения. Критерии оценки выполнения творческого задания с использованием мультимедиа средств: раскрытие выбранной темы; идея сформирована ясно, грамотно изложена и структурирована; слайды представлены в логической последовательности; эстетическое оформление презентации; умелое использование эффектов анимации. Список рекомендуемой литературы по теме: Основная: 1. Сырых В.М. История и методология юридической науки: учебник. / В.М. Сырых. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. – 464 с. 2. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). / 6-е изд. / Д.А.Керимов – М.: Изд-во СГУ, 2011. – 520 с.
Дополнительная: 1. Бельская Е.Ю. История и философия науки (Философия науки) [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.Ю. Бельская, Н.П. Волкова, М.А. Иванов; под ред. Ю.В. Крянева, Л.Е. Моториной. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2007. – 335 с. – Режим доступа: http://www.znanium.com. – ЭБС «Znanium.com», по паролю. 2. Спиридонов Л.И. Размышления о состоянии современной юридической науки (отрывки из занятий с аспирантами по теории права) / Л.И. Спиридонов // История государства и права. – 2009. – № 24. – С. 16-21.
3. Стандарты научности и homo juridicus в свете философии права: материалы пятых и шестых философ.-правовых чтений памяти академика В.С.Нерсесянца /отв. ред. В.Г.Графский. - М.: Норма, 2011. – 224 с.
Тема 10. Понятие, структура и виды юридических научных исследований (2 часа) Практическое занятие (интерактивное занятие в форме научной дискуссии) Цели занятия: - сформировать у магистранта осознание социальной значимости своей будущей профессии, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); - сформировать у магистранта способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень (ОК-3); - сформировать у магистранта способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11); - активизировать мыслительную деятельность магистрантов для наиболее качественного усвоения изученного материала и формирования навыка публичных выступлений с представлением собственной позиции по обсуждаемым проблемам. Оценочные средства, Опрос Вопросы для подготовки к опросу: 1. Правовое исследование как форма развития юридической науки. 2. Структура юридического исследования. Тема исследования и её актуальность. Объект и предмет исследования. Цель и задачи исследования. Методы исследования. Эмпирическая база исследования. Логика и результаты исследования. 3. Виды юридических научных исследований. Догматические (формально-юридические); сравнительно-правовые; конкретные социально-правовые; историко-правовые; теоретико-правовые; прогностические. 4. Значение многообразия видов исследований в познании объекта и предмета юридической науки.
Критерии оценки опроса: точность и полнота ответа; правильность ответа; владение основными понятиями по теме; грамотное изложение материала; аргументированность ответа. Научная дискуссия Проблемы, выносимые на обсуждение:
1. Структура юридического исследования.
Преподавателем определяется одна или несколько тем научной дискуссии. Студенты разделяются на группы (количество участников определяется индивидуально с учетом количества тем дискуссии), каждая из которых отстаивает особенную (либо противоположную) позицию по обсуждаемой проблеме. Студенты в каждой группе самостоятельно определяют одного или двух выступающих, которые кратко (в течение 5-7 минут) обосновывают позицию по обсуждаемой проблеме). Каждой из групп поочередно предоставляется возможность высказаться, после чего участники групп по очереди задают вопросы друг другу. Задача участников групп: максимально аргументированно обосновать правильность своей позиции по обсуждаемой проблеме. В конце дискуссии подводятся итоги, в рамках которых студенты - участники соответствующих групп - отмечают, какие аргументы соперников показались им наиболее убедительными. Общий итог подводит преподаватель, оценивая результаты дискуссии и выводя (по возможности) компромиссную позицию по обсуждаемой проблеме. Критерии оценки научной дискуссии: общая активность группы; умение донести до аудитории и грамотно аргументировать отстаиваемую позицию; умение ставить проблемные вопросы по теме дискуссии и давать ответы на них; научность языка дискуссии, владение специальной терминологией; корректность поведения в споре.
Список рекомендуемой литературы по теме: Основная: 1. Сырых В.М. История и методология юридической науки: учебник. / В.М. Сырых. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. – 464 с. 2. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). / 6-е изд. / Д.А.Керимов – М.: Изд-во СГУ, 2011. – 520 с.
Дополнительная: 1. Поппер К. Логика научного исследования: пер. с англ. / К.Поппер.- М.: АСТ. – 2010. – 448 с. 2. Пугинский Б.И. Методологические вопросы правоведения / Б.И. Пугинский // Правоведение. –2010. – № 1. – С. 6-19. 2. Рузавин Г.И. Методология научного познания: учеб. пособие / Г.И. Рузавин.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 287 с. 3. Спиридонов Л.И. Размышления о состоянии современной юридической науки (отрывки из занятий с аспирантами по теории права) / Л.И. Спиридонов // История государства и права. – 2009. – № 24. – С. 16-21.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|