Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История, современное состояние и основные представители протестантского евангеликализма




Религиозная организация – духовная образовательная организация высшего образования «Белгородская Православная Духовная семинария (с миссионерской направленностью) православной религиозной организации Белгородской и Старооскольской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата»

 

 

Кафедра миссиологии

 

ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПРОТЕСТАНТСКОГО ЕВАНГЕЛИКАЛИЗМА

Выпускная квалификационная работа бакалавра,

обучающегося по направлению подготовки служителей и религиозного

персонала религиозных организаций,

профиль подготовки «Православное богословие»

очной формы обучения

Михнева Ильи Павловича

 

 

Научный руководитель:

к. филос. н. Дергалев С. М., протоиерей

 ________________________

 

 Рецензент:

к. богосл. Гоголюк Ю. Е., протоиерей

 ________________________

 

 

Белгород, 2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПРОТЕСТАНТСКОГО ЕВАНГЕЛИКАЛИЗМА 10

1. 1. История возникновения евангеликализма 10

1. 2. Основные представители протестантского евангеликализма 20

 

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОТЕСТАНТСКОГО ЕВАНГЕЛИКАЛИЗМА 26

2. 1. Евангеликализм в XX- XXI в 26

2. 2. Представители евангеликализма второй половины XX в. - начала XXI в 32

ГЛАВА 3. ПРАВОСЛАВНЫЙ АНАЛИЗ ПРОТЕСТАНТСКОГО ЕВАНГЕЛИКАЛИЗМА 39

3. 1. Вероучение протестантских евангеликалистов 39

3. 2. Анализ протестантского евангеликализма со стороны православной церкви 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56


 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования заключается в том, что протестантизм активно распространяется в России, в том числе это затрагивает и евангеликализм поэтому крайне важно знать для будущих миссионеров. С другой стороны данное движение имеет серьезный миссионерский потенциал знакомство, с которым может быть полезным православному миссионеру.

 На протяжении всего времени распространения христианской веры возникало огромное количество новых религиозных движений, развивающихся на христианском основании посредством ересей, реформ, расколов, конфликтов возникающих на фоне политических взаимоотношений между государствами или же из-за внутригосударственных волнений и что не маловажно, вследствие духовного поиска людей.

После распространения Христианской веры с последующим разделением её на три основных ветви таких как: православие, католичество и протестантство, духовный поиск людей не заканчивался. Новые религиозные образования активно развивались на протяжении всего времени существования Христианской веры, ведь человечество постоянно сталкивалось с религиозными кризисами. Некоторые течения христианского толка в своей богословской мысли отходили от изначальной веры, тем самым искажая вероучение. Постепенно количество течений становилось все больше и больше, ведь вместо разрешения проблем и несогласий традиционного христианства, человечество, обманывая себя, отходило от изначальной христианской веры, создавали свои религиозные течения, свою догматику и вероучения. В этом и заключается проблема новых религиозных течений, в число которых и входят протестантские евангеликалисты, начавшие свое развитие во время первого Великого пробуждения и со временем получившие огромное влияние на политическую сферу через своих последователей.

В протестантизме очень хорошо развита миссионерская практика. Миссионером в той или иной степени там является каждый верующий вне зависимости от уровня своих знаний. Важно знать принципы распространения данного вероучения, ведь скорость его распространения крайне велика. Со временем протестантский евангеликализм набрал огромное влияние не только в религиозных, но и в политических сферах США, Англии, Германии и Кореи.  Кроме того евангеликалисты присутствуют и в России с каждым годом увеличивая свою численность и возможно вскоре Русской Православной Церкви придется столкнуться с данным несомненно еретическим вероучением. Стоит отметить, что православная церковь крайне сильно отстает в миссионерском аспекте от протестантских церквей. Крайне важно знать историю возникновения, развития и методы распространения данного религиозного движения не только для защиты православной веры от постоянно нарастающей опасности, но как же для своевременного пресечения распространения данного направления в православной среде. Необходимо тщательное рассмотрение методов миссионерской деятельности с возможностью преобразования и дальнейшего использования их для пользы православной церкви.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Дмитрий Бинцаровский протестантский теолог в ходе своего исследования написал труд под названием «История современного богословия». В своем труде он изложил историю возникновения, современное состояние и вероучение нескольких христианский вероисповеданий. Большую часть книги занимает описание богословия протестантских церквей, но при этом имеется описание православного богословия и богословие католической церкви. Что немаловажно для нас в данной работе присутствует разбор вероучения протестантского евангеликализма, историю его основания и современное положение.

Слёзкин Л. Ю. в своем труде под названием «У истоков американской истории: Виргиния. Новый Плимут, 1606-1642» описывает историю колонизации Новой Америки, об образовании первых колоний и появлении первых колонистов. Данная работа основана на изучении первоисточников, архивных документов того времени. Достаточно интересно и информативно описано возникновение митрополии, и её развитие. Большое внимание уделяется зарождению буржуазии, зачатки которой были привезены с островов первые поселенцы. Автор сделал достаточно подробный анализ процессов, происходивших на территории Новой Англии.

Алексис де Токвиль знаменитый французский историк и литератор в своей книге под названием «Демократия в Америке» описывает внешний облик Северной Америки, происхождение переселенцев в частности англо-американцев и как их появление в последующем сказалось на положении Америки. Крайне подробно расписан общественный и государственный строи как на момент переселения, так и на момент его путешествия в Северную Америку. Торквиль притом описывает зарождение демократии в Америке, и к тому же влияние религии на её возникновение.

Джордж Миш Марсден американский историк в своей книге под названием «Понимание фундаментализма и евангелизма» производит анализ таких протестантских течений как евангеликализм и фундаментализм. Подробно разбирает понятия, связанные с данными деноминациями. Достаточно хорошо производится разбор истории зарождения данных течений, а также различия и схожести вероучений.

Галкина Елена Вячеславовна – кандидат исторических наук в своей статье под названием «Отличительные особенности американского протестантизма (30-е гг. XVII-XVIII вв. )», рассказала об особенностях Американского протестантизма, от периода начала миграции Англичан в Североамериканские колонии. Кроме того в данной статье описывается первое евангельское движение под названием Первое Великое Пробуждение, проходившее в период с 1720 года по 1760 год в Северной Америке.

Галкина Елена Вячеславовна в своей монографии под названием «Ранний американский протестантизм: истоки становление и многообразие форм» описывает историю основания протестантизма в Америке. Основное внимание в данной работе уделяется истории зарождения пуританства в Англии, с последующей миграцией данного течения в Северную Америку по причине несогласия с Англиканской церковью в отношении Католической церковью. В равной мере в монографии затрагивается вопрос Первого Великого Пробуждения.

Зубов Андрей в своей статье под названием «Религиозный фундаментализм как мировая тенденция XXI века» описывает возникновение религиозного фундаментализма, а также о том из-за чего данное религиозное течение приобрело не только христианскую направленность, но и его возникновение в среде иноверцев.

Хрулева Ирина Юрьевна, кандидат исторических наук доцент кафедры новой и новейшей истории Московского государственного университета имени В. М. Ломоносова в своей статье под названием «Теологическая полемика Джонатана Эдвардса и Джорджа Уаитфилда: расхождения в понимании сути «Великого Пробуждения» 1740-х годов в новой Англии» раскрывает проблему протекания евангелического движения в Северной Америке. Поднимается тема о его влиянии на социальную и политическую сферы. В данной статье достаточно ёмко и информативно описывается развитие пиетизма, методизма, и вместе с тем протестантской теологии в целом. Немаловажная роль уделяется полемики Джонатана Эдвардса и Джорджа Уаитфилда.

Конопатченков Алексей Вячеславович кандидат исторических наук в своей статье под названием «Основные процессы религиозной жизни в США во время Второго Великого Пробуждения в первой половине XIX века» описывает ситуацию в США в период великого духовного подъема, описывает проповедническую деятельность пасторов, преимущественно на больших площадях, соотношение деноминаций в данный период. Особенно подробно описывается образование новых сектантских движений.

Протоиерей Максим Козлов в своей книге под названием «Западное христианство. Взгляд с Востока» описывает основные вероучения Римо-католической церкви, основные заблуждения и производит православный анализ данного направления Христианской веры. Вместе с тем описывается история возникновения протестантизма, основные направления и вероучения опять же производя аналис со стороны православного вероучения.

Протоиерей Валентин Васечко в своей книге «Сравнительное богословие» перечисляет основные западные деноминации, историю их зарождения, период разделения Церквей. Подробно рассматривается история и вероучение Римо-католической церкви и производится разбор основных догматов. Примерно половина учебника посвящена истории возникновения реформатских церквей, разбор истории каждой их деноминаций и их вероучения. Вместе с тем присутствует православная критика данных вероучений.

Архимандрит Амвросий (Юрасов) в своей книге под названием «Православие и протестантизм» кратко описывает историю протестантизма, производит анализ основных вероучительных положений протестантизма. Крайне информативно рассказывается о протестантском восприятии таинств, о проблеме, связанной с почитанием православными Божией Матери, о почитании святых и их мощей и учение о храме как о доме Божием.

Объект исследования: сравнительное богословие

Предмет исследования: протестантский евангеликализм.

Цель работы – провести анализ протестантского евангеликализма со стороны православного вероучения.

Задачи:

- изучить историю возникновения протестантского евангеликализма;

- изучить основных представителей протестантского евангеликализма;

- изучить современное состояние протестантского евангеликализма;

- изучить основных представителей протестантского евангеликализма XX-XXI веков;

- изучить вероучение протестантского евангеликализма;

- проанализировать протестантский евангеликализм со стороны православного вероучения.

Теоретико-методологические основы исследования. В работе используются методы исторического анализа, сравнения, систематизации.

Научная новизна исследования. В данной научной работе описывается и предлагается разбор сходства и различия таких религиозных течений, как фундаментализм и евангеликализм. В работе описывается современное состояние вероучения данных течений. В ходе исследования были выявлены терминологические отличия в богословских системах данных религиозных течений находящихся в разных странах. Помимо вышесказанного еще были выявлены основные различия и описан примерный перечень деноминаций, относящихся или же зародившихся в евангеликалистической среде.

Теоретическая и научно-практическая значимость исследования. В данной работе раскрываются методы миссионерской деятельности протестантов евангеликов. Некоторые их методы вполне могут быть использованы православной церковью с некоторыми доработками. Результаты исследования могут быть применимы для преподавания таких предметов как «Миссиология», «История Западных вероисповеданий. Сравнительное богословие» и «Новейшая история Западных исповеданий».

Структура работы. Данная работа состоит из трех глав, каждая из которых разделена на два параграфа. Главы между собой тесно взаимосвязаны и каждая плавно вытекает из предыдущих глав. В первой главе основное внимание уделяется истории зарождения протестантского евангеликализма, его влияние на общее состояние общества и государства. Что немаловажно внимание уделяется основным представителям и основателям данного течения протестантского вероисповедания.

Вторая глава раскрывает современное состояние протестантского евангеликализма, ключевые изменения в составе деноминаций данного течения и новообразованным направлениям, вышедшим из объединения евангельских протестантов. Примерно пятьдесят процентов главы посвящено наиболее значимым представителям современного евангеликолизма.

Третья глава раскрывает вероучение протестантского евангеликализма и православную критику данного течения.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...