1.2. Основные представители протестантского евангеликализма
Истоки протестантского евангеликализма связаны с Джонатанам Эдвардсом[18], американским конгрегационалистом - проповедником. Эдвардс до сих пор считается самым великим и результативным Американским проповедником и богословом[19]. Он настаивал на возвращении американцев к образу жизни первых поселенцев и возобновлению быта пуритан. Пастор Джонатан проповедовал в период Великого пробуждения, движения охватившего континентальную Европу и британские острова в восемнадцатом веке. Джонатан Эдвардс родился 5 октября 1703 года в семье рабовладельца Тимоти Эдвардса министра Восточного Виндзора. Отец Джона занимался обучением юношей наукам, он же и подготовил своего сына к поступлению в университет. В его воспитании принимали участие сестры и его мать Эстер Стоддард дочь проповедника Соломона Стоддарда. Он получил хорошее образование и уже с тринадцати лет посещал Йельский университет. В 1717 году Джон познакомился с Джоном Локком, который оказал на него сильное влияние, а труды Исаака Ньютона привили сильнейшую тягу и любовь к естественным наукам. Эдвардс являлся противником арминианской доктрины, которая утверждала о способности человека сопротивляться действию божественной благодати, и был приверженцем идей о всеобщем внушении ужаса перед Богом. В то время многие американские проповедники начали замечать, что наука все сильнее и сильнее подталкивала юные умы к деизму и начали бить тревогу. Огромная любовь Джонатана к естественным наукам на удивление не привела его к деизму, но оказала диаметрально противоположный эффект. После получения Йельского диплома Джонатан Эдвардс посвятил все свое внимание изучению теологии, и углублял свое познание природы бытия как естественного откровения. Стоит упомянуть то, что Эдвардс считал молитву на свежем воздухе самой лучшей и в подтверждении своих слов часто молился в лесу. Вследствие того, что само Джонатан являлся кальвинистом и придерживался пуританских взглядов на мир – это оказало огромное влияние на его образ жизни. Эдвардс соблюдал строгую диету, старался не тратить время попусту, вел трезвую жизнь. Его расписание было крайне загружено, как пример можно привести его занятия науками, суммарное время которых было равно примерно тринадцати часом в сутки. Его неисчерпаемая тяга к знаниям принесла ему популярность как ученого проповедника, теолога, философа и сделала одним из лидеров Возрождения. Его церковь в городе Норхемптон штата Массачусетс стара одним из первых очагов пробуждения. Хотя результативность Первого Великого Возрождения не была достаточно высокой, Джонатан Эдвартс видел в нем огромный потенциал для изменения жизни общества.
Одним из основателей евангеликализма можно считать Джорджа Уайтфилда[20], протестантского проповедника-методиста. Уаитфилд родился 27 декабря 1714 года. Чтобы получить образование ему пришлось поступить в Оксфорд в качестве слуги, так как гостиничный бизнес его отца пришел в упадок, и соответственно денег на образование седьмого ребенка не было. Джордж Уайтфилд является одним из основателей «Святого клуба» в Оксфорде[21]. С ранней молодости Джордж посвятил семя познанию христианства. Свое обращение к Богу, Джордж Уаитфилд связывает с произведением «Жизнь Бога в душе человека». Вскоре он был рукоположен в дьяконы Глостерским епископом. Некоторое время Уайтфилд путешествовал по Американским колониям и проповедовал на свежем воздухе, Проповедь в общественных местах тоже имела место быть. Пиком его путешествия стала Новая Англия проповедь в которой длилась примерно в течении месяца, собравшая приблизительно около восьми тысяч слушателей. Во время очередного своего путешествия Уайтфилд встретил Джонатана Уэсли доведя того до слез своей горячей проповедью. Поездка получилась запоминающейся, в ходе свое путешествия Джордж окончательно утвердился в вере и отверг доктрину искупления, вскоре Уаитфилд стал президентом первого методистского объединения, но вскоре покинул должность. В 1739 году Джордж вернулся в Англию ради исполнения своей идеи, пришедшей ему на ум вовремя своего путешествия, открытия сиротского приюта, для чего и принялся усиленно искать средства, и уже в марте 1740 года началось строительство. После начала строительства пастор снова совершил поездку в Северную Америку[22], где проповедовал практически каждый день, путешествую из колонии в колонию. Уаитфилд придерживался кальвинистского богословия и свято верил в исключительную волю Бога в деле спасения. Так как Англиканской церковью Джорджу Уаитфилду не была предоставлена кафедра, проповедовал он в парках и полях. Огромная харизма, громкий голос и зажигательные проповеди не слишком контрастировали с его невеликим ростом и не особо приятной внешностью, но напротив сильнее притягивали слушателей, воспринимавших все это как особую Божью милость. Так продолжалось на протяжении двух лет и уже в 1742 году Уаитфилд возвращается в Англию.
Также одним из видных протестантских богословов является Чарльз Финней. Он родился 29 августа, в 1792 году в Соединенных Штатах Америки, в штате Коннектикут, в городе Варрен. Перед юным Чарльзом никогда не было примера христианской жизни, так как мальчик рос в сугубо неверующей семье. Сам Чарльз достаточно долго не слышал Евангельской вести даже когда учился в школе в Нью-Йорке. Уже в шестнадцать лет Чарльз считаться хорошо образованным юношей и даже сам вел некоторые уроки. Примерно в это же время будущий богослов заинтересовался музыкой чему и посвятил четыре года своей жизни став достаточно известным виолончелистом. В двадцать лет Финней узнает о то что в его родном городе открывается колледж, в котором тот и хотел продолжить свое образование и стать юристом, и уже через два года открыл свою юридическую фирму.
Первое знакомства Чарльза с церковью произошло именно благодаря двум его увлечениям: музыке и юриспруденции. Именно благодаря своей славе как музыканту его контору посетил Джордж Гэйл пресвитерианский пастор и предложил ему возглавить церковный хор, что честно говоря, Чарльза достаточно сильно заинтересовало. Юриспруденция же стала первым путеводителем Чарльза Финне по христианству, ведь изучая юридические трактаты, Чарльз достаточно часто сталкивался со ссылками на Священное Писание. Примерно в это же время им была в первый раз прочитана Библия. Не получивший в своем детстве абсолютно никакого духовного образования Чарльз все чаще и чаще начал задумываться над исправлением этой ситуации, ведь слушая проповедь, все сильнее и сильнее он понимал, что является грешником. Дав обещание Богу, что отдаст ему все свое сердце, Чарльз начинает свою проповедническую деятельность, являя собой, наглядный пример протестантского миссионерского принципа, который заключается в том, что всякий протестант миссионер и не важно священник это или же мирянин. В этом ему очень сильно помогала юридическая практика, ведь благодаря ей Чарльз развил отличные коммуникативные навыки, главным его принципом являлась простота. Чарльз Финне – это пример крайне результативного миссионера. Путешествуя от селения к селению, он собирал и обращал в веру толпы соискателей, на его проповеди приходили люди различных профессий, из разных слоев населения бросив свои дела и заботы[23]. В 1875 году Чарльз умер от сердечного приступа, но до последнего он посвятил себя проповеди Евангелия. Стоит отметить, что Гилберт Теннент - пиетистский протестантский евангелист сыграл одну из важнейших ролей в деле зароджения евангеликализма в Колониальной Америке[24]. Родился Гилберт в графстве Арма в ирландской семье. Школьного образования он не получил и поэтому учился у своего отца. После эмиграции в Америку он поступил в основанный его отцом колледж и там обучился на пресвитерианского священника. После своего обучения посвятил себя пасторскому делу и являлся одним из лидеров пробуждения наряду с такими великими проповедниками как Эдвардс и Уаилдфилд. Будучи уже священником Теннент успел поучаствовать в военных действиях против коренных американцев и даже получил прозвище «Боевой пастор».
Немаловажную роль в развитии евангеликализма сыграл и отец Гилберта Теннента Уильям Теннент[25]. Теннент старший родился в Шотландии в 1673 году и в 1695 году закончил Эдинбургский университет. После чего был рукоположен пресвитером в Ирландскую церковь. В 1718 году он мигрировал в колониальную Америку, Пенсельвания. В 1727 году им была основано религиозное учебное заведение Лог-колледж. Многие из его учеников внесли огромный вклад в движение Великого Пробуждения. В данном учебном заведении свое образование получали дети фермеров и бедняков, что очень сильно не понравилось местному правительству, ведь со стороны вельмож, получивших свое образование в Европе, они не годились не то что для обучения, но тем более для пасторского служения. Таким образом, на основании исследования, проведенного в первой главе, можно сделать следующие выводы. Евангеликализм начал зарождаться во время Первого Великого пробуждения и включал в себя множество религиозных направлений протестантского вероисповедания, учения которых заложили основу евангеликализма и продолжал свое развитие уже во втором Пробуждении. Исходя из данной информации, становится ясно, что основателями протестантского евангеликализма являлись авторитетные теологи, и богословы своего времени. Джонатан Эдвардс, Джордж Уаитфилд, Гилберт Теннент, Уильям Теннент и Чарльз Финней проделали огромную работу для заложения прочного основания нового религиозного объединения либеральных протестантских деноминаций, но, к сожалению, так и не выявив четких догматических постановлений для его закрепления. Авторитет людей не долго может являться скрепляющей величиной в протестантской церкви и со смертью основателей положение евангеликалистов сильно пошатнулось.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|