ПО ТЕМЕ: «костная система»
Стр 1 из 5Следующая ⇒ ПРАКТИКУМ По предмету «Анатомия и физиология человека» Для студентов II курса по специальности «Фармация» Ульяновск – 2010 г. Авторы: Л.А. Завершинская преподаватель анатомии и физиологии, высшей категории Т.А. Захарова преподаватель анатомии и физиологии, высшей категории Рецензент: Терягова Лариса Егоровна- врач I квалификационной категории, заведующая рентгенологическим отделением МУЗ Центральная клиническая часть (МУЗ УКМСИ)
Практикум разработан в соответствии с программой ФГОС дисциплины ОП. 02«Анатомия и физиология человека» по специальности 060301 «Фармация»
На основе материалов практикума студенты выполняют задания и приобретают навыки базового уровня образования. В практикуме используются задания для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, активизирующие мыслительную деятельность, воспитывающие у студентов устойчивый познавательный интерес, а также умение осмысливать и применять имеющиеся знания во время выполнения заданий. Практикум призван содействовать формированию элементов общих и профессиональных компетенций в области анатомии и физиологии человека: ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. ОК 12. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
ПК 1.7. Оказывать первую медицинскую помощь. ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 ПО ТЕМЕ: «Гистологическое строение тканей»
ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ: 4 часа ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: 1. Научиться различать и определять месторасположение основных видов тканей в организме человека;
Универсальность знания данной темы для будущих специалистов заключается в необходимости понимания анатомического строения, сущности физиологических процессов, протекающих в органах, системах органов, состоящих из тканей. При патологических состояниях происходит нарушение функционирования органов, при этом фармацевты должны знать механизм действия лекарственных веществ.
Для выполнения практической работы студент должен знать: 1. Значение изучения предмета для фармацевта; 2. Системный и органный уровни строения организма; 3. Основы анатомической терминологии. 4. Строение, местоположение, функции различных видов тканей (эпителиальной, мышечной, соединительной, нервной), их развитие и регенерацию.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
1. Научиться определять месторасположение, виды, строение, функции эпителиальной, мышечной, соединительной, нервной ткани, используя микротаблицы. 2. Определить виды тканей по «немым» рисункам 3. Зарисовать виды тканей 4. Записать заболевания и воспалительные процессы всех видов тканей
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
1. Заполнить таблицу:
(выполняется при подготовке к практическому занятию) 2. Составить тестовый опрос по теме «Ткани» 3. Составить кроссворд по теме «Ткани»
ПРИМЕЧАНИЕ: Запищите в тетрадь полученные умения по теме. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 ПО ТЕМЕ: «костная система»
ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ: 4 часа ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: 1. Научиться обоснованно определять, называть и демонстрировать на скелете, муляжах, таблицах и на себе местоположение костей, основные части костей их анатомические образования с функциональной оценкой.
Приобретенные знания по данной теме крайне необходимы медицинскому работнику, так как движение играет огромную роль в жизни человека и служит одной из главных приспособительных реакций к окружающей среде. Скелет формирует костный каркас тела, обеспечивая защиту и поддержку жизненно важны органов, в частности расположенных в черепе и области малого таза. При различных травмах и нарушениях функций движения, надо как можно раньше оказать пострадавшему первую помощь и учесть механизм действия лекарственных препаратов.
Для выполнения практических работ студент должен знать: 1. Скелет, его определение и функции; 2. Строение кости, как органа; 3. Химический состав костей; 4. Рост костей в длину и толщину; 5. Классификация костей; 6. Виды соединения костей; 7. Функциональную анатомию отдельных частей скелета; 8. Изменение скелета под влиянием физической нагрузки, факторов внешней и внутренней среды.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
1. Определить и продемонстрировать на скелете и муляжах строение и анатомические образования черепа. 2. Определить и продемонстрировать на скелете и муляжах строение и анатомические образования позвонков и позвоночника в целом. 3. Определить и продемонстрировать на скелете строение и анатомические образования грудной клетки. 4. Определить и продемонстрировать на скелете и муляжах строение и анатомические образования верхних и нижних конечностей 5. Зарисовать 1 и 2 шейные позвонки и грудной позвонок. 6. Записать изгибы позвоночника. 7. Повторить и записать кости мозгового черепа и кости лицевого черепа, отметить воздухоносные кости. 8. Составить таблицу строения верхних и нижних конечностей.
9. Зарисовать и обозначить тазовую кость. 10. Зарисовать схему сустава. 11. Записать заболевания и воспалительные процессы костной системы. 12. Сравните свой рост с возможным по формуле: Рост мальчиков = (рост отца + рост матери)/2*1,08 Рост девочек = ((рост отца*0,92)+рост матери)/2 13. Рассчитать степень сутуловатости путем вычисления плечевого показателя ПП = (ширина плеч/плечевая дуга)*100% ПП более 85% - осанка хорошая ПП в пределах 80% - осанка удовлетворительная ПП менее 80% - осанка сутуловатая 14. Измерение ромба Мошкова (определение сколиоза) Работа в парах. На спине отмечают 4 точки: 1– проекция остистого отростка 7 шейного позвонка 2,3 – нижние углы лопаток 4 – остистый отросток 5 поясничного позвонка Затем измеряют стороны ромба(расстояние между этими точками). При разнице 0,5 и более возможен сколиоз.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: 1. Составить схему «Скелет человека» (выполняется при подготовке к практическому занятию) 2. Рассчитать индексы Пинье, Кетле, Эрисмана. индекс Пинье = рост – (масса тела + окружность груди в фазе выдоха) Рост и окружность груди берутся для расчётов в сантиметрах, а масса тела – в килограммах. На основании значений вычисленного показателя Пинье проводят определение типа телосложения в соответствии со следующей классификацией: Показатель Пинье Тип телосложения менее 10 крепкое телосложение 10 – 20 хорошее телосложение 21 – 25 среднее телосложение 26 – 35 слабое телосложение 36 и больше очень слабое телосложение 3. Определить свой тип телосложения - по обхвату запястья Большим и указательным пальцами правой руки обхватите запястье левой, в самом тонком месте, где выступает косточка. а) Обхватили легко, даже с перебором - астеник. б) Обхватили тютелька в тютельку, даже напрячься пришлось - нормостеник. в) Обхват не получился, как ни старались, - гиперстеник. - по углу, образуемому нижними ребрами (в том месте, где они сходятся к грудине) У нормостеников этот угол равен примерно 90 градусов, у гиперстеников он больше 90 градусов, у астеников меньше 90 градусов.
4. Определение наличия плоскостопия Ход работы: испытуемый встает мокрыми босыми ногами на лист чистой бумаги. Получившийся отпечаток обводится карандашом или закрашивается краской (фломастером). Далее проводятся следующие измерения: 1) определяется с помощью линейки ширина плюсневой части отпечатка ноги в сантиметрах(Р); 2) определяется ширина отпечатка стопы в ее средней части (К). Форма отчетности: сделайте расчет по формуле: К/Р*100%. Сравните полученные результаты со среднестатистическими. Сделайте вывод. Оценка полученных результатов: если полученное процентное соотношение не будет превышать 33%, то стопа имеет правильную форму, плоскостопия нет. 5. Разработать рекомендации по профилактике нарушения осанки, плоскостопия, остеопороза.
ПРИМЕЧАНИЕ: Запишите в тетрадь полученные умения по теме.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|