Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ПО ТЕМЕ: «костная система»




ПРАКТИКУМ

По предмету «Анатомия и физиология человека»

Для студентов II курса по специальности «Фармация»

Ульяновск – 2010 г.


Авторы:

Л.А. Завершинская преподаватель анатомии и физиологии, высшей категории

Т.А. Захарова преподаватель анатомии и физиологии, высшей категории

Рецензент:

Терягова Лариса Егоровна- врач I квалификационной категории, заведующая рентгенологическим отделением МУЗ Центральная клиническая часть (МУЗ УКМСИ)

 

 

Практикум разработан в соответствии с программой ФГОС дисциплины

ОП. 02«Анатомия и физиология человека» по специальности 060301 «Фармация»

 

 

На основе материалов практикума студенты выполняют задания и приобретают навыки базового уровня образования. В практикуме используются задания для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, активизирующие мыслительную деятельность, воспитывающие у студентов устойчивый познавательный интерес, а также умение осмысливать и применять имеющиеся знания во время выполнения заданий.

Практикум призван содействовать формированию элементов общих и профессиональных компетенций в области анатомии и физиологии человека:

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

ПК 1.7. Оказывать первую медицинскую помощь.

ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

 

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

ПО ТЕМЕ: «Гистологическое строение тканей»

 

ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ: 4 часа

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Научиться различать и определять месторасположение основных видов тканей в организме человека;

 

Универсальность знания данной темы для будущих специалистов заключается в необходимости понимания анатомического строения, сущности физиологических процессов, протекающих в органах, системах органов, состоящих из тканей. При патологических состояниях происходит нарушение функционирования органов, при этом фармацевты должны знать механизм действия лекарственных веществ.

 

Для выполнения практической работы студент должен знать:

1. Значение изучения предмета для фармацевта;

2. Системный и органный уровни строения организма;

3. Основы анатомической терминологии.

4. Строение, местоположение, функции различных видов тканей (эпителиальной, мышечной, соединительной, нервной), их развитие и регенерацию.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

 

1. Научиться определять месторасположение, виды, строение, функции эпителиальной, мышечной, соединительной, нервной ткани, используя микротаблицы.

2. Определить виды тканей по «немым» рисункам

3. Зарисовать виды тканей

4. Записать заболевания и воспалительные процессы всех видов тканей

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

 

1. Заполнить таблицу:

Вид ткани Месторасположение Функции

(выполняется при подготовке к практическому занятию)

2. Составить тестовый опрос по теме «Ткани»

3. Составить кроссворд по теме «Ткани»

 

 

ПРИМЕЧАНИЕ: Запищите в тетрадь полученные умения по теме.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

ПО ТЕМЕ: «костная система»

 

ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ: 4 часа

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

1. Научиться обоснованно определять, называть и демонстрировать на скелете, муляжах, таблицах и на себе местоположение костей, основные части костей их анатомические образования с функциональной оценкой.

 

Приобретенные знания по данной теме крайне необходимы медицинскому работнику, так как движение играет огромную роль в жизни человека и служит одной из главных приспособительных реакций к окружающей среде. Скелет формирует костный каркас тела, обеспечивая защиту и поддержку жизненно важны органов, в частности расположенных в черепе и области малого таза. При различных травмах и нарушениях функций движения, надо как можно раньше оказать пострадавшему первую помощь и учесть механизм действия лекарственных препаратов.

 

Для выполнения практических работ студент должен знать:

1. Скелет, его определение и функции;

2. Строение кости, как органа;

3. Химический состав костей;

4. Рост костей в длину и толщину;

5. Классификация костей;

6. Виды соединения костей;

7. Функциональную анатомию отдельных частей скелета;

8. Изменение скелета под влиянием физической нагрузки, факторов внешней и внутренней среды.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

 

1. Определить и продемонстрировать на скелете и муляжах строение и анатомические образования черепа.

2. Определить и продемонстрировать на скелете и муляжах строение и анатомические образования позвонков и позвоночника в целом.

3. Определить и продемонстрировать на скелете строение и анатомические образования грудной клетки.

4. Определить и продемонстрировать на скелете и муляжах строение и анатомические образования верхних и нижних конечностей

5. Зарисовать 1 и 2 шейные позвонки и грудной позвонок.

6. Записать изгибы позвоночника.

7. Повторить и записать кости мозгового черепа и кости лицевого черепа, отметить воздухоносные кости.

8. Составить таблицу строения верхних и нижних конечностей.

 

Конечности Пояс Свободная конечность Суставы
Верхняя конечность.      
Нижняя конечность.      

 

9. Зарисовать и обозначить тазовую кость.

10. Зарисовать схему сустава.

11. Записать заболевания и воспалительные процессы костной системы.

12. Сравните свой рост с возможным по формуле:

Рост мальчиков = (рост отца + рост матери)/2*1,08

Рост девочек = ((рост отца*0,92)+рост матери)/2

13. Рассчитать степень сутуловатости путем вычисления плечевого показателя

ПП = (ширина плеч/плечевая дуга)*100%

ПП более 85% - осанка хорошая

ПП в пределах 80% - осанка удовлетворительная

ПП менее 80% - осанка сутуловатая

14. Измерение ромба Мошкова (определение сколиоза)

Работа в парах. На спине отмечают 4 точки:

1– проекция остистого отростка 7 шейного позвонка

2,3 – нижние углы лопаток

4 – остистый отросток 5 поясничного позвонка

Затем измеряют стороны ромба(расстояние между этими точками).

При разнице 0,5 и более возможен сколиоз.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Составить схему «Скелет человека» (выполняется при подготовке к практическому занятию)

2. Рассчитать индексы Пинье, Кетле, Эрисмана.

индекс Пинье = рост – (масса тела + окружность груди в фазе выдоха)

Рост и окружность груди берутся для расчётов в сантиметрах, а масса тела – в килограммах. На основании значений вычисленного показателя Пинье проводят определение типа телосложения в соответствии со следующей классификацией:

Показатель Пинье Тип телосложения

менее 10 крепкое телосложение

10 – 20 хорошее телосложение

21 – 25 среднее телосложение

26 – 35 слабое телосложение

36 и больше очень слабое телосложение

3. Определить свой тип телосложения

- по обхвату запястья

Большим и указательным пальцами правой руки обхватите запястье левой, в самом тонком месте, где выступает косточка.

а) Обхватили легко, даже с перебором - астеник.

б) Обхватили тютелька в тютельку, даже напрячься пришлось - нормостеник.

в) Обхват не получился, как ни старались, - гиперстеник.

- по углу, образуемому нижними ребрами (в том месте, где они сходятся к грудине)

У нормостеников этот угол равен примерно 90 градусов, у гиперстеников он больше 90 градусов, у астеников меньше 90 градусов.

4. Определение наличия плоскостопия

Ход работы: испытуемый встает мокрыми босыми ногами на лист чистой бумаги. Получившийся отпечаток обводится карандашом или закрашивается краской (фломастером). Далее проводятся следующие измерения:

1) определяется с помощью линейки ширина плюсневой части отпечатка ноги в сантиметрах(Р);

2) определяется ширина отпечатка стопы в ее средней части (К).

Форма отчетности: сделайте расчет по формуле: К/Р*100%.

Сравните полученные результаты со среднестатистическими. Сделайте вывод.

Оценка полученных результатов: если полученное процентное соотношение не будет превышать 33%, то стопа имеет правильную форму, плоскостопия нет.

5. Разработать рекомендации по профилактике нарушения осанки, плоскостопия, остеопороза.

 

ПРИМЕЧАНИЕ: Запишите в тетрадь полученные умения по теме.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...