Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Знакомство с искусством гжельской росписи.




– Сейчас я расскажу вам зимнюю сказку, а вы мне в этом поможете. Мы с детства очень любим русские народные сказки. А какими словами они обычно начинаются? (Жили-были.)

– Нашу с вами сказку я тоже хочу начать этими словами. Жили-были в деревеньке Гжель, что под Москвой, добрые трудолюбивые люди.

Весной землю пахали, хлеб сеяли, осенью собирали урожай. В трудах и заботах неторопливо текла жизнь. Вот и зима уже на пороге, доброму и заботливому хозяину передышка в нелёгких трудах. Затихает бурная хлопотливая жизнь на полях, да и сама природа будто засыпает.

Показ репродукций картин русских художников.

– Почему зиму очень часто называют волшебницей?

– Как по волшебству, изменяется всё в природе, земля покрывается пушистым белым покрывалом, деревья наряжаются в сверкающие серебристыми блёстками накидки или тёплые меховые шубы.

– Какие стихи русских поэтов о зиме вам вспоминаются? (А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зимнее утро».)

– Замерло всё в природе, заснуло до весны, но гжельские умельцы не привыкли сидеть без дела: берут они припасённую с лета глину, замешивают глиняное тесто (а глина в тех краях «тонкая», белая) и начинают лепить посуду – чашки да чайники, блюда да бокалы, кувшины да крынки. Выходят из-под рук мастеров и диковинные фигурки птиц да зверей, детишкам на потеху, забавы ради. Потом сажают мастера свои поделки в жаркую печь, чтобы закалились на огне, стали прочными, звонкими.

– За делами – заботами незаметно опускается на землю тихий синий зимний вечер. Послушайте стихотворение В. Фетисова «Зимний вечер».

Вечер зимний в небе синем

Звёзды синие зажёг.

Ветви сыплют синий иней

На подсиненный снежок.

За ветвями дом синеет,

Крытый синей ватою.

Тени ходят по стене

Сеткой синеватою.

Красит синькою мороз

В окнах незабудки,

И зевает синий пёс

Возле синей будки.

– Может, потому, что снега вокруг такие ослепительно белые, а вечерние тени гжельские такие синие, да морозные узоры на окнах голубые, а небо над деревенькой ясное лазоревое, и выбрали гжельские мастера для росписи своей посуды синюю краску на белоснежном фоне. А так как долгой зимою мы всё же о весне мечтаем, мастера-художники морозными узорами весенние сказочные цветы рисовали.

Краски у гжельских мастеров с секретом: невзрачный серый порошок (кобальт называется), и узор на посуде серый, почти чёрный. А как покроют готовые поделки глазурью для блеска да ещё раз в печь для закалки поставят – так и заиграют они волшебными синими да голубыми красками.

– Вот какие чудесные произведения у гжельских мастеров получались. Рассмотрите гжельскую роспись.

И пошла слава о чудесных цветах Гжели по всему свету. Роскошным подарком считаются изделия гжельских мастеров. Секреты мастерства передаются из поколения в поколение вот уже более 650 лет.

– Давайте поучимся у настоящих гжельских мастеров. Основные элементы гжельской росписи – «широкая и узкая полоса», «точка», «волна», «кустик», «лепесток», «сетка», «листок».

Показ на демонстрационном листе, прикреплённом к доске.

– Особый приём, отличающий гжельскую роспись, – «растяжение» цвета, от тёмно-синего до бледно-голубого. Выполняется этот приём «всей кистью» за счёт неравномерного набора краски на кисть, на кончике – большее количество, к основанию – минимальное.

Гжельские мастера применяют сухую краску в порошке. Работая акварелью или гуашью, «растяжение» цвета можно получить, нанеся равномерно окрашенный мазок синей краски и затем убрав сухой чистой кистью лишнюю краску с одной стороны широкого мазка.

– Попробуйте выполнить на листе бумаги элементы росписи, поупражняйтесь в выполнении «растяжения» цвета.

– На столе разложены шаблоны гжельской посуды. Выберите любой понравившийся образец, придумайте свой узор и распишите его в технике гжельской росписи.

Рефлексия.

– С творчеством народных мастеров какого промысла мы сегодня познакомились?

– Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи?
(Используется только синяя краска на белом фоне, особые элементы росписи, приём «растяжения» цвета.)

– Почему работы гжельских мастеров напоминают нам о зиме? (Белая, как снег, посуда, синие и голубые «морозные» узоры.)

– Что запомнилось на занятии? Понравилось? Не понравилось?

– Что вы можете сказать о своих работах? Всё ли удалось, почему?

МАРТ

Неделя.

Занятие 1
ОПАСНОСТИ ВОКРУГ НАС.
ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА Я. ТАЙЦА «ПОЕЗД»

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цели: познакомить детей с причинами возникновения пожара и их последствиями; повторить темы «Берегись автомобиля» и «Домашние опасности»; формировать элементарные представления о разных жанрах художественной литературы (рассказ, сказка); умение понимать содержание рассказа, впервые прочитанного на занятии; умение пересказывать рассказ совместно с воспитателем; упражнять в подборе орудий труда для людей разных профессий; закрепить в речи названия профессий; воспитывать умение быть внимательным при выполнении задания.

Целевые ориентиры дошкольного образования: умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшой рассказ; соблюдает общепринятые нормы поведения на улице и в детском саду; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом в процессе музыкально-игрового творчества – «Зонтики» (муз. и сл. М. Ногиновой).

Материалы и оборудование: карточки «Дорожные знаки», «Это опасно», карточки с номерами служб спасения; картинки с изображением дождливой погоды; зонтики; иллюстрации к рассказу; карточки с изображением людей разных профессий и их орудий труда (повар: половник, кастрюля; продавец: весы, калькулятор; кондуктор: сумка, билеты; шофёр: машина, руль; машинист: паровоз, панель управления или рация).

Содержание
организованной деятельности детей

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...