Виды стратегий и особенности их реализации
Стратегическое управление представляет процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Он включает постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют организации добиваться поставленных задач. Выделяют два основных конечных продукта стратегического управления. Один из них – потенциал организации, который обеспечивает достижение целей в будущем. [8, стр. 11] Другим конечным продуктом стратегического управления является внутренняя структура и организационные изменения, обеспечивающие чувствительность организации к переменам во внешней среде. B предпринимательской организации это предполагает наличие способности своевременно обнаружить и правильно истолковать внешние изменения, а также руководить ответными адекватными действиями, которые предполагают наличие стратегических возможностей для разработки, испытаний и внедрения новых товаров и услуг, технологий, организационных изменений. Потенциал организации и стратегические возможности определяются ее архитектоникой и качеством персонала. Архитектонику организации составляют: - технология, производственное оборудование, сооружения, их мощности и возможности; - оборудование, его возможности и мощности по переработке и» передаче информации; - уровень организации производства; - структура власти, распределение должностных функций и полномочий принимать решения; - организационные задачи отдельных групп и лиц; - внутренние коммуникации и процедуры; - организационная культура, нормы и ценности, которые лежат в основе организационного поведения.
Качество персонала определяется: - отношением к изменениям; - профессиональной квалификацией и мастерством в проектировании, анализе рынка и т.п.; - умением решать проблемы, относящиеся к стратегической деятельности; - умением решать вопросы, относящиеся к проведению организационных изменений; - мотивацией участия в стратегической деятельности и способностью преодолевать сопротивление. Таким образом, деятельность по стратегическому управлению направлена на обеспечение стратегической позиции, которая должна обеспечить длительную жизнеспособность организации в изменяющихся условиях. В коммерческой организации руководитель, занимающийся стратегическими проблемами, обеспечивает постоянный потенциал прибыльности. Его задачи состоят в том, чтобы выявить необходимость и провести стратегические изменения в организации; создать организационную архитектонику, способствующую стратегическим изменениям; подобрать и воспитать кадры, способные провести стратегические изменения в жизнь. В отличие от стратегического оперативное управление занимается использованием существующей стратегической позиции организации с целью достижения ее целей. В коммерческой организации руководитель, занимающийся оперативными вопросами, должен превратить потенциал организации в реальную прибыль. Его задачи включают определение общих оперативных задач, мотивацию, координацию и контроль как руководителей, так и исполнителей в рамках организации. Как стратегическое, так и оперативное управление для нормального функционирования предполагают создание и поддержание определенной организационной архитектоники, подбора и воспитания кадров. Однако эти элементы различны для двух типов управления. Стратегическая архитектоника нацелена на изменения, является гибкой и не имеет жестких структур. Оперативная архитектоника устойчива к изменениям, нацелена на эффективность. Если руководитель, осуществляющий стратегическое управление, стремится к изменениям, склонен идти на риск, имеет навыки управления освоением новых направлений, то руководитель, осуществляющий оперативное управление, выступает против изменений, не склонен к риску, компетентен в анализе, координации и контроле сложной деятельности.
Обобщим основные моменты изложенного выше. Система управления коммерческой организацией включает два взаимодополняющих вида управленческой деятельности – стратегическое управление, связанное с развитием будущего потенциала организации, и оперативное управление, реализующее существующий потенциал в прибыль. Стратегическое управление требует предпринимательского организационного поведения, а оперативное управление функционирует на базе приростного поведения. В последнее время организации в большей степени испытывают нужду в одновременном использовании обоих типов, поведения, для чего им необходимо создавать такую структуру своей архитектоники, которая бы позволила успешно развивать и предпринимательский, и приростный стили организационного поведения [14, стр. 196]. Среди объектов стратегического управления выделяют три группы: организации, стратегические хозяйственные подразделения (СХП) и функциональные зоны организации. В качестве объекта стратегического управления организация рассматривается как открытая комплексная социально-экономическая система, представляющая совокупность структурных подразделений (стратегических хозяйственных подразделений). Стратегическое хозяйственное подразделение – это направление или ряд смежных направлений деятельности организации, самостоятельное рыночно ориентированное хозяйственное подразделение, которое может выступать полноценным конкурентом на своем сегменте рынка, имеет свой круг поставщиков, потребителей и конкурентов. Оно возглавляется директором, который несет полную ответственность за стратегическое развитие и текущую деятельность СХП. Функциональная зона организации – это сфера деятельности, организационно представленная функциональными структурными подразделениями, которые специализируются на выполнении определенных функций и обеспечивают эффективную деятельность как отдельных СХП, так и организации в целом.
В настоящее время выделяются два направления развития стратегического управления. Первое – назовем его «регулярное стратегическое управление» – является дальнейшим логическим развитием стратегического планирования и состоит из двух взаимодополняющих подсистем: подсистемы анализа и планирования стратегии и подсистемы реализации стратегии. По существу суть этого направления – управление стратегическими возможностями организации. Это направление получило наибольшее распространение в силу того, что более глубоко и полно разработано. Второе направление развития стратегического управления называют «стратегическим управлением в реальном масштабе времени» и связывают, как правило, с решением неожиданно возникающих стратегических задач. Оно развивается в тех отраслях, где изменения во внешнем окружении происходят с такой частотой и порой так непредсказуемы, что требуют немедленной адекватной реакции и организации просто не остается времени на пересмотр своей стратегии. По существу организация вынуждена одновременно параллельно заниматься уточнением стратегии и решением возникших стратегических задач. Эта система стратегического управления находится в стадии становления. Термином «стратегические решения» обозначаются решения, которые имеют кардинальное значение для функционирования бизнеса и влекут за собой (при условии их реализации) долговременные и неотвратимые последствия. Таким образом, в качестве отличительного признака стратегичности решений используются две характеристики – необратимость и долгосрочность последствий. Это означает, что реализация стратегических решений меняет потенциал предприятия, и возврат к предыдущему состоянию объекта управления если и возможен, то требует больших затрат времени, ресурсов или усилий. Очевидно, решения такого рода принимаются рано или поздно на любом предприятии, даже там, где не используется само понятие стратегии. Недостаток такой ситуации в том, что, не отличая стратегические решения от тактических и оперативных, руководители предприятия не уделяют подготовке и анализу стратегических решений того внимания, которого они заслуживают [31, стр. 12].
Для стратегических решений характерно, что их принятие осуществляется путем выбора из дискретного множества известных заранее вариантов. В практике работы предприятий к таким решениям традиционно относились планы серьезных реконструкций, расширения или ликвидации производств, коренное изменение профиля или специализации предприятия. В последние годы в связи с процессами приватизации к стратегическим прибавились решения по виду и принадлежности прав собственности на имущество и продукцию самого предприятия. Таким образом, стратегические решения существовали всегда, хотя необходимость их подготовки и принятия на уровне предприятия в условиях централизованного управления была ограниченной. Какие же решения относятся к стратегическим? Для ответа на этот вопрос можно следующим образом классифицировать процессы, из которых складывается деятельность предприятия. Разнообразные технико-экономические, финансовые, социальные и другие процессы, протекающие на предприятии, можно разделить на три группы [37, стр. 8]: – процессы использования имеющегося потенциала для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг («производство»); – процессы создания, наращивания и модернизации потенциала предприятия («воспроизводство»); – процессы, обеспечивающие создание и развитие самой воспроизводственной базы предприятия («воспроизводство воспроизводства»). Пользуясь этой классификацией, можно соответствующим образом структуризовать и решения, принимаемые на уровне руководства предприятия. Решения, касающиеся использования имеющегося потенциала производственной базы, целесообразно относить к тактическим (рис. 1). Наиболее важные решения, касающиеся процессов формирования (создания, пополнения, изменения) потенциала, можно отнести к стратегическим. Наконец, решения, которые определяют потенциал для развития воспроизводственной базы, можно было бы назвать суперстратегическими. Решения второго и третьего типов (стратегические и суперстратегические) будем объединять общим термином «стратегические решения». Хотелось бы подчеркнуть важность решений третьего типа. Зачастую считается, что самое главное для предприятия – правильно распорядиться имеющимися ресурсами для производства пользующейся спросом продукции. Однако еще большее значение для жизни предприятия в целом имеет система и механизм принятия решений. Именно от этих составляющих предприятия зависит, какие средства будут выделены на развитие, будут ли выплачиваться дивиденды (что существенно влияет на позицию предприятия на фондовом рынке) и т.п.
Рисунок 1 – Основные процессы производства и воспроизводства и классификация решений по управлению предприятием
Стратегические решения (в широком смысле этого слова) лежат в основе стратегии предприятия. Сама же стратегия предприятия тем самым должна представлять собой как бы каркас, на котором базируются конкретные задания, решения по отдельным вопросам функционирования предприятия. Теперь определим более точно понятие стратегии предприятия. Существует три подхода к его определению. Первый основан на структуризации целевого пространства (сферы) предприятия – представлениях тех или иных лиц, заинтересованных в деятельности предприятия, о желательном состоянии, результатах и эволюции предприятия. В числе этих лиц могут быть представители менеджмента, работники, акционеры, инвесторы, покупатели продукции, поставщики и т.д. В зависимости от степени детальности или, наоборот, обобщенности этих представлений в целевом пространстве различаются пять уровней описания: миссия, стратегия, цели, задачи и действия (последний элемент является как бы пограничным между целевой и поведенческой сферой). Миссия (деловое кредо, «философия») предприятия – совокупность общих установок и принципов, определяющих предназначение и роль предприятия в обществе, взаимоотношения с другими социально-экономическими субъектами. Стратегия – совокупность взаимосвязанных решений, определяющих приоритетные направления ресурсов и усилий предприятия по реализации его миссии. Цели – описание конечных и промежуточных состояний предприятия в ходе реализации стратегии. Задачи – конкретизация целей предприятия применительно к различным направлениям его деятельности. Действия – мероприятия, с помощью которых реализуются поставленные задачи. Миссия предприятия (бизнеса) обычно представляет собой достаточно лаконичную и вместе с тем весьма емкую формулировку, как бы вбирающую в себя представления предприятия (бизнесмена) об окружающей среде, собственных возможностях и притязаниях и предназначении предприятия (бизнеса). Пример миссии компании «Мацусита электрик продактс компани»: «Быть хорошим членом промышленного сообщества; улучшать социальную жизнь людей; производить в изобилии дешевые, «как вода», электробытовые приборы» [35, стр. 66]. Понятно, что для формулировки миссии компании необходимо учесть и переработать значительный объем информации как о внешней, так и о внутренней среде фирмы, в том числе о степени стабильности политической среды, ориентации государства на поддержку развития промышленности; о налоговых режимах; о динамике уровня трансакционных издержек в отрасли и др. Несмотря на общность формулировки миссии, она не является инвариантом и может изменяться по мере эволюции самой фирмы или условий ее функционирования (включая макроэкономические и социальные условия). Однако процесс выработки новой миссии должен проходить под патронажем и контролем как высшего руководства фирмы, так и представителей всех заинтересованных в деятельности предприятия лиц, так как это влечет и изменение всех остальных элементов целевого пространства. Таким образом, структуризация целевой сферы здесь выполнена в виде иерархической системы, в которой каждый последующий уровень следует рассматривать как определенное уточнение предыдущего. В свою очередь, более высокий уровень предстает как синтез одного или нескольких более низких. Существенно, что при таком подходе стратегия рассматривается как органическое единство целей и средств их реализации. Отметим, что цели вынесены на более низкий уровень обобщения, поскольку формулировка цели должна обладать достаточной степенью конкретности, для того чтобы можно было говорить о степени реализации той или иной цели. В частности, для этого желательно, чтобы описание цели включало в себя некоторые значения показателей, измеряемых в более или менее содержательных шкалах – количественной, разностной или шкале отношений. Исходя из этих посылок, цепочка типовых элементов целевой сферы выглядит так: «миссия – стратегия – цели – задачи». Вместе с тем известно и несколько иное представление структуры целевого пространства, в котором стратегия и цели меняются местами: «миссия – цели – стратегия – задачи». Здесь стратегия рассматривается преимущественно как способ реализации целей. При таком подходе, однако, цели теряют свою определенность, а их связь с миссией в значительной степени теряется или является результатом произвольного выбора. Для стратегии как комплексного описания предприятия, в свою очередь, место между «целями» и «задачами» представляется узковатым. Поэтому первая иерархия кажется более логичной. Второй подход к определению понятия стратегии основан на синтезе стратегии на базе отдельных стратегических решений. Именно стратегия определяется как целостная совокупность взаимоувязанных стратегических решений, достаточная для описания ключевых направлений деятельности предприятия. Связь стратегии с миссией здесь не подчеркивается, а основное внимание уделяется полноте и непротиворечивости системы стратегических решений. Наконец, третий подход представлен различными комбинированными вариантами. В конечном итоге при любом подходе, реализованном с достаточной последовательностью, содержание стратегии должно быть одним и тем же. Достоинства первого подхода связаны с априорной «встроенностью» стратегии в систему целевого пространства, достоинства второго – в более тесной связи стратегии с реализующими ее решениями. Необходимо отметить, что «стратегические» последствия могут иметь весьма различные решения, касающиеся номенклатуры и объемов производства, отношений с поставщиками и потребителями, социального развития, оплаты труда и других сфер деятельности предприятия. Принятие нестратегических, оперативных решений без опоры на стратегические установки лишает оперативные решения обоснованности и последовательности. Это и привело многих руководителей предприятий (прежде всего в США в начале 70-х годов) к необходимости вычленения стратегического планирования как отдельной сферы управленческой деятельности. Целью и результатом стратегического планирования является формирование стратегии предприятия – системы взаимосогласованных стратегических решений по основным направлениям деятельности и развития предприятия, определяющих его внутреннее и внешнее поведение. С понятиями «стратегия» и «стратегические решения» тесно связано понятие «потенциал» предприятия. В каждый данный момент предприятие имеет вполне определенный социально-экономический потенциал. В самом общем смысле его можно охарактеризовать как совокупность находящихся в распоряжении предприятия «стратегических» ресурсов, имеющих определяющее значение для возможностей и границ функционирования предприятия в тех или иных условиях. Здесь необходимы два уточнения. Во-первых, к стратегическим следует относить те виды ресурсов, объемы и структура которых могут быть существенно изменены лишь путем принятия и реализации соответствующих стратегических решений. Во-вторых, для более детальной формулировки определения потенциала необходимо специфицировать условия, в которых будет протекать деятельность предприятия. Если речь идет, скажем, о работе в условиях кризиса платежей, то в качестве стратегических выступают такие ресурсы, как финансовые или другие ликвидные активы, налаженные надежные кредитные линии и т.п. Если рассматривается деятельность предприятия в условиях энергетического кризиса, в качестве стратегических ресурсов фигурируют другие виды ценностей. В нормальных условиях в качестве составляющих потенциала следует рассматривать ресурсы, обеспечивающие достижение предприятием конкурентных преимуществ: отработанная технология, прогрессивное оборудование, интеллектуальные ресурсы, патенты и т.д. По существу именно такая ситуация описывается в теории «пяти сил конкуренции» М. Портера. Потенциал предприятия не является постоянной величиной. Так же, как и другие элементы производства, он подвержен изменениям. Однако по сравнению с другими характеристиками предприятия в нормальных условиях он проявляет более высокую степень устойчивости, демонстрирует замедленную и ослабленную реакцию на положительные воздействия. При этом разрушительные воздействия могут тем не менее иметь достаточно быстрый эффект. К примеру, стоит лишь на металлургическом предприятии остановить доменную печь, как его потенциал может резко упасть едва ли не до нуля. Так же замедленно действует наращивание потенциала и на текущие результаты деятельности предприятия; влияние потенциала как бы распределяется на протяжении длительного временного промежутка. Таким образом, потенциал предприятия (как, впрочем, и любой другой сложной системы, например реального человека) представляется несколько абстрактной категорией. Его границы расплывчаты, факторы не вполне определены, влияние на текущие процессы опосредовано. Но вместе с тем эта категория весьма конкретна, поскольку практически каждое решение может оказать на него (и через его посредство на всю последующую историю предприятия) либо некоторое положительное, либо серьезное отрицательное влияние [27, стр. 17]. Система управления предприятием, основанная на стратегическом планировании, дополненном механизмом согласования маркетинговых решений – тактических и оперативных – со стратегическими, а также механизмом корректировки и контроля за реализацией стратегии, призвана обеспечить конкурентоспособность предприятия в рыночной среде. В данном пункте приводится иерархический структурированный перечень видов и возможных вариантов стратегии предприятия, а также примерная методика последовательности этапов разработки стратегии предприятия. Этот перечень – своеобразная «стратегическая карта», использование которой в процессе бизнес-планирования и управления позволяет существенно облегчить формирование и сделать более обоснованным выбор комплексной стратегии предприятия. Верхний уровень, как уже говорилось, составляют восемь направлений (видов) стратегии: 1. Товарно-рыночная стратегия. 2. Ресурсно-рыночная стратегия. 3. Технологическая стратегия. 4. Интеграционная стратегия. 5. Финансово-инвестиционная стратегия. 6. Социальная стратегия. 7. Стратегия управления. 8. Стратегия реструктуризации. Следующие за верхним уровни «стратегического дерева» и стратегические варианты представлены ниже. 1. Товарно-рыночная стратегия Товарная стратегия Номенклатурная стратегия: выбор типа номенклатуры – Монономенклатурное производство – Доминантно-номенклатурное производство – Полисегментная номенклатура производства – Изменение номенклатурного типа предприятия Ассортиментная стратегия: выбор типа ассортимента – Широкоассортиментное производство – Узкоассортиментное производство – Среднеассортиментное производство – Изменение ассортиментного типа производства Стратегия обновления номенклатуры производства – Расширение (сокращение) номенклатуры за счет технологически близких к выпускаемым видов продукции – Расширение (сокращение) номенклатуры за счет близких по месту потребления к выпускаемым видов продукции – Расширение (сокращение) номенклатуры за счет продукции, получаемой с помощью дополнительной обработки выпускаемой продукции – Расширение (сокращение) номенклатуры за счет не связанных с производимыми видов продукции Стратегия масштабов производства – Расширение масштабов производства – Сокращение масштабов производства – Сохранение масштабов производства Стратегия качества продукции – Лидерство в качестве профильной продукции – Минимальное качество профильной продукции – Среднеотраслевой уровень качества профильной продукции Рыночная стратегия Стратегия выбора структуры рынка сбыта продукции – Моносегментный рынок сбыта – Доминантно-сегментный рынок сбыта – Полисегментный рынок сбыта – Смена типа структуры рынка сбыта продукции Стратегия рыночной экспансии – Расширение охватываемого сектора товарного рынка – Сокращение сектора рынка – Сохранение сектора рынка Стратегия рыночной конкуренции на товарном рынке – Концентрация усилий на завоевании потребителя – Концентрация усилий на рекламе продукции – Концентрация усилий на отношениях с конкурентами Стратегия ценообразования – Ценообразование на базе уровня издержек · Ценообразование на базе индивидуальных издержек на данную продукцию · Ценообразование на базе издержек производства – Ценообразование на базе уровня спроса · Ценовое лидерство · Ценообразование по принципу «гонки за лидером» · Минимизация цен · Компенсационное ценообразование 2. Ресурсно-рыночная стратегия Ресурсная стратегия Стратегия объема ресурсных запасов – Формирование долгосрочного запаса ресурсов – Формирование краткосрочного запаса ресурсов – Формирование среднесрочного запаса ресурсов Стратегия качества ресурсов – Лидирующее качество – Минимальное качество – Среднеотраслевое качество Стратегия на рынке ресурсов Стратегия выбора структуры поставщиков ресурсов – Моносегментный рынок поставщиков – Доминантно-сегментный рынок поставщиков – Полисегментный рынок поставщиков – Переход от одного типа рынка поставщиков к другому 3. Технологическая стратегия Стабильная технология производства профильной продукции как основа функционирования («технологический тип предприятия»). Отсутствие стабильной технологии («конъюнктурный тип»). Освоение технологии, соответствующей будущим запросам рынка при активной рыночной политике («маркетинговый тип»). Обновление технологии на базе собственных результатов НИОКР. Обновление технологии на базе заимствованных результатов НИОКР. Обновление технологии с учетов технологических разрывов 4. Интеграционная стратегия Стратегия вертикальной интеграции Консолидация (присоединение) Франчайзинг Группировка (обмен правами) Целевая пролонгация договоров о правах и поставках Стратегия горизонтальной интеграции Стратегия диагональной интеграции 5. Финансово-инвестиционная стратегия Стратегия привлечения внешних финансовых ресурсов Стратегия выбора структуры источников средств – Концентрация (уменьшение числа) источников внешних средств – Диверсификация источников внешних средств – Отказ от привлечения внешних финансовых средств Стратегия выбора сроков получения кредитов и займов – Концентрация во времени получения средств – Постепенное получение средств Стратегия возврата привлеченных средств – Концентрация во времени возврата средств – Постепенное возвращение полученных средств Стратегия инвестирования имеющихся средств – Стратегия активного участия в финансовых (фондовых) спекуляциях. Выбор типа портфеля ценных бумаг – Минимальное участие в финансовых (фондовых) спекуляциях – Использование средств для развития собственного производства – Самостоятельная реализация инвестиционных проектов – Создание консорциума для реализации инвестиционных проектов 6. Социальная стратегия Стратегия численности работников Полномасштабный коллектив Минимально необходимый коллектив Промежуточный размер коллектива Стратегия взаимозаменяемости работников Индивидуальная специализация работников Высокая степень взаимозаменяемости работников Внутригрупповая взаимозаменяемость работников Стратегия дифференциации работников Высокодифференцированный (по отношению руководства к работникам и оплате их труда) коллектив Однородный коллектив Частично дифференцированный коллектив Стратегия степени патернализма руководства по отношению к коллективу Максимальный патернализм Минимальный патернализм, полная обособленность руководства от коллектива Групповой или частичный патернализм Стратегия выбора социального типа коллектива Коллектив, в котором положение каждого работника определяется его отношениями с руководством (коллектив типа «стая») Временное сообщество людей, вынужденно связанных только функциональной общностью («автобус») Коллектив, связанный неформальными дружескими отношениями взаимопомощи, общности интересов («семья») Сообщество людей, лишенных индивидуальных функциональных отличий и направляемых лидером («стадо») Постоянное сообщество работников, положение которых определено индивидуальными функциональными обязанностями («улей») 7. Стратегия управления Тип управления Стратегический характер управления Тактический характер управления Оперативный характер управления Организационная структура Степень влияния факторов на организационную структуру – Структура, слабо зависящая от изменения внешних или внутренних факторов («механическая структура») – Структура, зависящая от изменения внешних или внутренних факторов («органическая структура») Принцип структуризации коллектива предприятия – Группировка работников по профессиональным знаниям и навыкам (профессиональная структура) – Группировка работников по функциональным признакам (функциональная структура) – Группировка работников по видам производимой продукции (предметная структура) – Группировка работников по технологическому признаку (технологическая структура) – Группировка работников по сегментам рынка потребления производимой продукции (потребительская структура) – Группировка работников по местонахождению (дивизиональная структура) – Группировка сотрудников по их участию в одном проекте (временная организационная структура) Управленческая структура Иерархическая структура подчинения на базе единоначалия (линейная структура управления) Иерархическая структура подчинения на базе единоначалия со специальными подразделениями для подготовки решений (линейно-штабная структура) Структура подчинения по функциональной иерархии (функциональная структура) Структура двойного линейного и функционального подчинения (линейно-функциональная структура) 8. Стратегия реструктуризации Организационно-технологическая реструктуризация Перегруппировка технологических операций по территориальному признаку Перегруппировка операций по составу преобразуемых ресурсов Перегруппировка операций по технологическому признаку Перегруппировка операций по продуктовому признаку Вторичная перегруппировка по горизонтальному признаку Вторичная перегруппировка по вертикальному признаку Смешанная перегруппировка Организационно-управленческая реструктуризация Перегруппировка функций управления по характеру их реализации (переход к функциональной структуре) Перегруппировка управленческих функций по продуктовому признаку (переход к дивизиональной структуре) Переход к смешанной группировке управленческих функций (переход к комбинированной структуре) Реструктуризация прав и ответственности подразделений Формирование группы нехозрасчетных подразделений, выполняющих задания руководства предприятия Формирование группы хозрасчетных и финансируемых за счет предприятия подразделений Формирование «центров финансовой ответственности» (самофинансируемых и самоуправляемых подразделений) Выделение подразделений (создание, привлечение) в качестве дочерних и зависимых предприятий Выделение подразделений (создание, привлечение) в качестве самостоятельных предприятий, связанных с данными интеграционными отношениями Реструктуризация активов Освобождение предприятия от неиспользуемых активов Реструктуризация коллектива Сохранение не полностью загруженного коллектива Автономность реструктуризации Самостоятельное осуществление предприятием реструктуризации Согласованное осуществление реструктуризации с группой предприятий данной отрасли Согласованное осуществление реструктуризации с группой предприятий-смежников Включение приведенных в данном перечне элементарных стратегических вариантов в целостную стратегию предприятия, разумеется, не может осуществляться произвольно. В конкретной социально-экономической ситуации можно говорить об оптимизации состава и выбора вариантов стратегии предприятия. На основе данного перечня для каждого конкретного бизнеса должна быть сформирована, обсуждена и принята своя, специфичная для этого бизнеса, комплексная стратегия, учитывающая как особенности отечественной макроэкономической ситуации, так и состояние отраслевого и регионального окружения предприятия, а также его внутренний потенциал. Вместе с тем формирование стратегии не может быть полностью поручено каким бы то ни было внешним консультантам, а должно вырабатываться руководством, коллективом, собственниками предприятия с помощью консультантов, их опыта, знаний, методических навыков и т.п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|