Сравнительная оценка эффективности способов мобилизации финансовых ресурсов и расчет эффективности проекта
Для начала работы СТО необходимы финансовые вложения в сумме 71,8 тысяч долларов. Если ЗАО «Орелнефтепродукт» привлечет заемные средства, то доля его долга в структуре капитала увеличится, появится необходимость ежегодного обслуживания долга и при той же ставке налога на прибыль уменьшится величина чистой прибыли. Если ЗАО «Орелнефтепродукт» выберет внесение дополнительных взносов в уставный капитал, то доход на вклад, выплачиваемый из чистой прибыли уменьшат его объем, распределяемый между собственниками. Сравним возможные источники финансирования с позиции влияния каждого решения на показатель прибыли на 1 пай, а также оценив стоимость каждого источника. В таблице 19 представлены три варианта отчета о финансовых результатах предприятия: ― без учета дополнительных вложений (А); ― при привлечении заемного капитала – кредит под 18% годовых (Б); ― при дополнительном взносе в УК с доходом 15% (В);
Таблица 19 – Финансовые результаты при разных источниках финансирования, тыс. руб.
При сравнении всех вариантов финансирования наивысший показатель прибыли на акцию достигается при заимствовании в банке (0,3 руб.), то есть для третьего варианта. Определим стоимость привлечения банковского кредита.
Стоимость привлечения банковского кредита равна банковскому проценту. При оплате в конце срока кредитования в соответствии с годовой процентной ставкой (18%), при включении платежей в себестоимость продукции и освобождении от налога, стоимость кредита для ЗАО «Орелнефтепродукт» составит: 18*(1–0,24) = 16,72%. Однако условия оплаты за пользование заемными средствами могут быть иными. Так, если кредит предоставляется на условиях дисконта, то есть процентные платежи вычитаются сразу из суммы долга, то при ставке 18% ЗАО «Орелнефтепродукт» фактически будет распоряжаться в течение года лишь 82% предоставленной суммы кредита. Стоимость долга в этом случае с учетом налога будет равна: (18 / 82) *100* (1–0,24) = 19%. При осуществлении выплат поквартально стоимость долга для рассматриваемого нами предприятия составит: (18 / 50)*100 = 44%, и так как фактически распоряжаться всей суммой долга предприятие сможет только в течение первого квартала, а затем средства остающиеся в его распоряжении будут поэтапно сокращаться. Поэтому заемные средства по мере их сокращения будут обходиться ЗАО «Орелнефтепродукт» дороже. Таким образом, наиболее выгодные для данного предприятия условия кредитования при оплате кредита в конце срока. Однако для принятия окончательного решения о выборе источника финансирования недостаточно рассчитать возможную прибыль на акцию и стоимость капитала. Необходимо также учесть множество дополнительных факторов. Во-первых, следует принять во внимание не совсем устойчивое финансовое положение ЗАО «Орелнефтепродукт» и его возможное изменение после принятия решения об источнике финансирования проекта. Так если ЗАО «Орелнефтепродукт» выберет в качестве источника финансирования кредит, то в будущем оно, вероятно, будет ограничено в привлечении дополнительных заемных средств. Кроме того, при выборе источника финансирования также необходимо учитывать, как этот выбор скажется на способности покрыть выплаты по процентам.
Во-вторых, увеличение доли заемного капитала в структуре капитала ЗАО «Орелнефтепродукт» приведет к увеличению риска неплатежеспособности и усилит зависимость доходов завода от изменения рыночных условий. Соответственно необходимо выбрать такой вариант финансирования, который бы наиболее подходил при учете всех факторов. Хотя, согласно расчетам, заемный капитал дешевле собственного, ЗАО «Орелнефтепродукт» не может профинансировать проект полностью за счет заемных средств, так как это окончательно подорвет его платежеспособность. Поэтому необходимо выбрать либо финансирование разработки и производства прибора КРС за счет собственных средств или смешанное финансирование. В таблице 13 приведены примеры различных вариантов финансирования и определено их влияние на показатели рентабельности собственного капитала.
Таблица 20 – Варианты финансирования, тыс. руб.
В варианте А, при финансировании полностью за счет собственных средств, ЗАО «Орелнефтепродукт» будет иметь наибольшую чистую прибыль, а в варианте В, при соотношении собственных и заемных средств 1 / 2, прибыль наименьшая, однако рентабельность капитала достигает наивысшего значения именно в варианте В. А рост рентабельности собственного капитала дает возможность предприятию выплачивать больше дохода на пай при той же норме прибыли. Таким образом, для рассматриваемого нами предприятия наиболее выгоден вариант В. Кроме прямых методов финансирования нововведений ЗАО «Орелнефтепродукт» может использовать и косвенные методы – это коммерческий кредит и лизинг.
Предприятие, покупая у поставщиков детали и другую продукцию, необходимую для обеспечения процесса ремонта, как правило, не рассчитывается по счетам немедленно, а имеет возможность получить рассрочку платежа в соответствии с условиями контракта. Так ЗАО «Орелнефтепродукт» при покупке литых дисков у ЗАО «Конвект» (Великий Новгород) может получить отросточку платежа на 60 дней, что позволит использовать кредиторскую задолженность в качестве источника финансирования оборотных средств. Надо заметить, что заводу предоставляются скидки в размере 10% за сокращение срока оплаты счетов по сравнению с установленным сроком до 15 дней. Можно сравнить потери, которые понесет ЗАО «Орелнефтепродукт» отказавшись от скидки, и выгоды, которые предприятие получит, используя оставшиеся на предприятии денежные средства в течение дополнительных 90 дней альтернативным образом. Пусть С – размер скидки (в долях), К – период между датой осуществления платежа и датой на которую предусмотрена скидка, r – годовая ставка альтернативного вложения, тогда стоимость скидки в пересчете на год составит: 365*С /К. Предприятию следует воспользоваться скидкой, если выгоды от альтернативного вложения денежных средств будут меньше потерь, которые предприятие может понести, отказываясь от скидки, то есть, если:
(365/К) * С * (1 – t) > r
В том случае, если потери, связанные с отказом от скидки будут ниже, то заводу будет благоразумнее отказаться от скидки. Для ЗАО «Орелнефтепродукт» годовая стоимость скидки составляет: (365/45) * 0,1 * (1 – 0,24) = 61%. Таким образом, предприятию будет выгодно воспользоваться скидкой, так как вряд ли при каком-то другом альтернативном вложении удастся получить доходность выше 61%. Скидка будет выгодна до тех пор, пока выполняется следующее неравенство:
С > (K*r)/(365*(1 – t)) C > (45*0,6)/((365*(1 – 0,24) C > 11,8%
Таким образом, ЗАО «Орелнефтепродукт» будет выгодно воспользоваться скидкой, если она превышает 11,8%. Но так как скидка составляет только 10%, то пользоваться ей в данном случае совершенно не выгодно.
Проведя все расчеты можно сделать вывод о том, что наиболее эффективным вариантом привлечения средств будет финансирование проекта за счет собственного капитала – 30% и за счет заемного капитала – 70%. При этом ЗАО «Орелнефтепродукт» должно активно использовать такие методы косвенного финансирования как коммерческий кредит. Выбрав такой путь финансирования, предприятие не только сможет открыть СТО и компенсировать затраты на введение ее в свое производство, но и получит существенный объем прибыли, которая повысит финансовую устойчивость и платежеспособность предприятия. В предпринимательской деятельности всегда существует опасность того, что цели, поставленные в плане, могут быть полностью или частично не достигнуты. Ни одно из вложений не является абсолютно безрисковым. Риск – это вероятность того, что доходы, которые будут получены от инвестиций, окажутся больше или меньше прогнозируемых. Из всего перечня рисков особое внимание уделяется финансово-экономическим, классификация и влияние которых отражены в таблице 7.
Таблица 7 – Финансово-экономические риски
Из данных видов риска наиболее значимыми для данного предприятия являются: во-первых, зависимость от поставщиков, поскольку вся деятельность направлена на взаимодействие непосредственно с одним поставщиком для обеспечения сквозного производства, тем самым значительно снижая издержки; во-вторых, снижение цен у конкурентов, поскольку это одно из основных конкурентных преимуществ данного предприятия наряду с высоким качеством продукции; и, наконец, также один из самых важных рисков – это рост цен на сырье и материалы, поскольку это также может повлиять либо на снижение прибыли, что в условиях расчета по кредиту крайне неблагоприятно, либо на рост цен, а это, в свою очередь, ведет к потере, опять же одного из основных конкурентных преимуществ.
Для расчета риска из-за потерь прибыли (падение рентабельности) использовались статистические методы. Аналитическим данными являлись показатели среднеотраслевой рентабельности за предшествующие пять лет. С тем, чтобы определить, насколько рискован запланированный проект, производятся расчеты в следующей последовательности: 1. Определяем средневзвешенную рентабельность через вероятности. Среднеотраслевая рентабельность составила за ряд лет – 0,2%, 0,1%, 0,1%, 0,9%, 1,7%. Планируемый уровень рентабельности – 36,29%. 2. Определяем средневзвешенную рентабельность ЗАО «Орелнефтепродукт»:
3. Далее определяем дисперсию, как сумму произведений всех квадратов разниц между средней и фактической их величиной на соответствующую величину вероятности данного события:
4. Находим стандартное отклонение = Это значит, что наиболее вероятное отклонение рентабельности продукции от ее средней величины составит ± 1,98%. Чтобы сократить вероятность наступления рисков на ЗАО «Орелнефтепродукт» необходимо проводить следующие мероприятия: 1. Активный маркетинг, который предполагает: изучение, завоевание новых рынков сбыта, изучение политики ценообразования, ассортимента; 2. Систематический контроль качества оказываемых услуг; 3. Перепрофилирование, то есть сокращение нерентабельных видов услуг и увеличение конкурентоспособных услуг. 4. Постоянная работа в области исследований и разработок. Для своевременного устранения рисковых ситуаций, необходимо постоянно совершенствовать мероприятия по их снижению. Для организации нового производства ЗАО «Орелнефтепродукт» необходимы капитальные вложения в сумме 6666000 рублей. Различают простые (статистические) и усложненные методы оценки, основанные на теории изменения стоимости денег во времени. Рассчитаем экономическую эффективность капитальных вложений с использованием простого метода. 1. Коэффициент общей экономической эффективности капитальных вложений:
(43)
где П – годовая прибыль; К – капитальные вложения. Планируемая прибыль предприятия от производства металлопластиковых ограждающих конструкций при 100% загрузке мощностей за год составит 4902516 рублей.
Срок окупаемости инвестиций составит:
(44)
Срок окупаемости инвестиций, рассчитанный простым методом составит 1 год 4 месяца. Оценка проектов усложненными методами основана на том, что потоки доходов и расходов по проекту несопоставимы. Для объективной оценки надо сравнивать затраты по проекту с доходами, приведенными к их текущей стоимости на момент осуществления затрат, исходя из уровня риска по оцениваемому проекту, то есть доходы должны быть продисконтированы. Расчет денежного потока сведем в таблицу 8.
Таблица 8 – Расчет денежного потока ЗАО «Орелнефтепродукт»
Рассчитаем срок окупаемости проекта с применением усложненного метода (таблица 9).
Таблица 9 – Срок окупаемости проекта производства металлопластиковых ограждающих конструкций 2006–2008 г.
Согласно расчетам, приведенным в таблице 9, проект окупится за 2 года и 3 месяца. Метод чистой текущей стоимости доходов позволяет классифицировать инвестиционные проекты и принимать решения на основе сравнения затрат с доходами по инвестиционному проекту, приведенными к текущей стоимости. Чистая текущая стоимость доходов равна:
, (45)
где ПД – суммарные приведенные расходы ПР – приведенные затраты по проекту Расчет чистой текущей стоимости доходов приведен в таблице 10.
Таблица 10 – Расчет чистой текущей стоимости доходов ЗАО «Орелнефтепродукт»
Таким образом, данные таблицы 10 свидетельствуют о том, что стоимость активов от реализации данного проекта возрастет на 1112882 руб. Ставка доходности (коэффициент рентабельности проекта) позволяет сравнить инвестиционные проекты, которые различаются по величине затрат и потокам доходов. Выбор оптимального проекта основан на оценки эффективности единиц затрат. Ставка доходности проекта рассчитывается двумя способами:
1. , (46)
2. , (47)
В первом случае коэффициент эффективности измеряется в процентах и показывает уровень чистого приведенного дохода на единицу затрат. Во втором случае показатель является индексом, отражающим соотношение положительных и отрицательных денежных потоков по проекту. Ставка доходности по проекту организации СТО: Ставка доходности проекта показывает величину прироста активов от реализации проекта на единицу инвестиций. В данном случае индекс доходности проекта больше 1. Таким образом, проект является экономически выгодным для ЗАО «Орелнефтепродукт», срок окупаемости составит 2 года 3 месяца, стоимость активов от реализации данного проекта возрастет на 1112882 руб. Соответственно проект производства необходимо принять, что позволит укрепить рыночную позицию и финансовую устойчивость предприятия.
Заключение
Основной идеей стратегического управления является идея органичного последовательного приспособления организации к изменяющейся обстановке внешней среды, идея целевого подхода к решению любых управленческих задач и организации системы управления в целом. Но чтобы уметь приспосабливаться к изменениям внешней среды и при этом всегда выдерживать курс на достижение поставленных целей, организация должна иметь стратегию. Для того, чтобы конкурировать в сложной и быстроизменяющейся сегодняшней обстановке, фирма должна определиться с теми, кто управляет разработкой стратегии – стратегическими менеджерами. Их задача – обеспечение деятельности всей организации по определенному направлению. Они отличаются от функциональных менеджеров, которые обеспечивают реализацию отдельных функций бизнеса (кадры, снабжение, производство, продажа, обслуживание клиентов, учет) и занимают уникальное положение в компании, управляя всей организацией в стратегическом смысле. Хорошая информированность предусматривает возможность принятия широкого диапазона управленческих решений на разных уровнях управления. Менеджеры должны создать сеть источников информации в различных частях организации, что даст им возможность оставаться в пределах оперативных реальностей. Они должны уметь распределять свое время и энергию среди различных дел, решений или проблем. Они должны знать, когда надо делегировать ответственность, а когда надо включаться в частное решение. Таким образом, в связи с активно меняющейся геополитической ситуацией и переходом от планово-социалистической, административно-командной экономики к рыночной, становится актуальным такое новое понятие в национальной экономике каковым является стратегическое управление. В отличие от России, где термин «стратегическое управление» появился только в 90-х годах, в международной практике он был сформулирован в начале 70-х годов с целью переноса центра внимания высшего руководства на внешнее окружение, для того, чтобы своевременно и правильно реагировать на происходящие в нем изменения. Обобщая результаты проведенного в работы исследования необходимо отметить следующие. ЗАО «Орелнефтепродукт» испытывает недостаток собственных средств, однако коэффициенты платежеспособности находятся в пределах нормативных, степень независимости предприятия находиться на достаточно высоком уровне. В общем, о данном предприятии можно говорить как о практически платежеспособно и финансово устойчивом. К возможностям ЗАО «Орелнефтепродукт», которые в дальнейшем будут способствовать развитию фирмы, относятся: улучшение уровня жизни, изменение рекламных технологий; развитие информационной отрасли и т.д. К угрозам, которые могут затормозить развитие предприятия, относятся: изменение покупательских предпочтений; изменение правил ввоза продукции; снижение уровня жизни населения; появление принципиально нового товара и т.д. Для оценки стратегической привлекательности портфеля ЗАО «Орелнефтепродукт» был проведен анализ по результатам которого сделаны выводы, о том, что на очень привлекательных рынках работают СХП 1, СХП 4, СХП 5, СХП 7; Слабую конкурентную позицию занимают СХП 3, СХП 2, СХП 1; В стадии зарождения и роста находятся СХП 6, СХП 4, СХП 1, СХП 5, СХП 7 в стадии зрелости и спада находятся СХП 8, СХП 9, СХП 10, СХП 3, СХП 2; Генераторами основных средств являются СХП 8, СХП 9, СХП 10, однако к ним можно отнести СХП 7 и СХП 3. Основными потребителями средств являются СХП 1, СХП 4, СХП 6, а также СХП 2 и СХП 5; Предприятие имеет в своем портфеле большее число СХП на стадии роста и развития, чем на стадии спада, поэтому необходимо соблюдать равенство доходов финансовых средств и расходов на инвестиции. Таким образом, по всем основным характеристикам суммарный стратегический портфель ЗАО «Орелнефтепродукт» является достаточно сбалансированным и его можно считать привлекательным для инвестиций, однако для увеличения доходности он требует некоторой диверсификации. Так как ЗАО «Орелнефтепродукт» работает на рынке с сильной конкуренцией, то для него наилучшей будет комбинированная стратегия, нацеленная на решение своих конкурентных преимуществ (в частности разработка рекламного бюджета) и предусматривающая более глубокое проникновение и географическое развитие рынка (совершенствование каналов распределения), с последующей вертикальной интеграцией вверх. Это можно сформулировать следующим образом: сначала минимизировать издержки и тем самым укрепить свою конкурентную позицию, при этом освоить продажу более широкого ассортимента сопутствующих товаров, затем выйти на новые рынки, заключив договора в регионах, затем закрепиться в них, а в дальнейшем стремиться к приобретению доли акций производящих предприятий. Тактический план будет выглядеть следующим образом: учитывая специфику товаров и основываясь на проведенном анализе, необходимо принять решение об установке автоматической линии розлива смазочных масел в мелкой расфасовке для автомобилей. Кроме этого необходимо сосредоточить основные усилия на прямом маркетинге, такой маркетинг не требует больших финансовых ресурсов, однако нуждается в хорошей координации работ, чему должно помочь внедрение в структуру предприятия отдела маркетинга. Расчеты показывают, что проект по внедрению автоматической линии является высокоэффективным и в праве претендовать на финансовую поддержку. Проект рекомендуется также другим потенциальным инвесторам для их участия в его полном и долевом финансировании. Список источников
1. Конституция Российской Федерации» (с изм. от 09.06.2002) (принята всенародным голосованием 12.12.1993) «Комментарии к Конституции Российской Федерации» под ред. Л.А. Окунькова. – М.: Издательство БЕК, 1996. 2. «Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 №51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) // «Российская газета», №238–239, 08.12.1994. 3. «Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 №14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) – // «Российская газета», №23, 06.02.1996, №24, 07.02.1996, №25, 08.02.1996, №27, 10.02.1996. 4. «Налоговый Кодекс Российской Федерации (Часть первая)» от 31.07.1998 №146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) // «Российская газета», №148–149, 06.08.1998. 5. «Налоговый Кодекс Российской Федерации (Часть вторая)» от 05.08.2000 №117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) – // «Собрание законодательства РФ», 07.08.2000, №32. 6. Закон РСФСР от 22.03.1991 №948–1 (ред. от 09.10.2003) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» – // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 18.04.1991, №16. 7. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 1999. 8. Багиев Г.Л., Тарасович В.М. Маркетинг. – М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1999. 9. Баркан Д.И. Маркетинг для всех. – М.: «Культ – информ – пресс», 1999. 10. Бизнес в России: Универсальный юридический справочник предпринимателя. Отв. ред. М.Ю. Тихомиров. – М.: «Инфра – М», 1996. 11. Все о маркетинге: Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. – М.: Азимут-центр, 1999. 12. Голубков Е.П. Маркетинг: выбор лучшего решения. – М.: Экономика, 2000. 13. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. – М.: Финпресс, 1999. 14. Гордон М. Снабжение и сбыт // Риск. – 1997, №3–4. 15. Дихтль Е., Хершген X. Практический маркетинг: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1999. 16. Дурович А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. – Минск: Финансы, учет, аудит, 1998. 17. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2000. 18. Зимина Н.В. Развитие концепции маркетинга на предприятиях // Маркетинг в России и за рубежом. – 2000, №6 19. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. 20. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер с англ./ Общ. Ред. Пеньковой Е.М. – М.: Прогресс, 1990. 21. Котлер Ф., Армстронг Г, Сондерс Д. Основы маркетинга: пер. с англ. – СПб: Издательский дом «Вильяме», 2000. 22. Кравченко Р.Г. Математическое моделирование экономических процессов – М.: «Колос», 1998. 23. Крылов И.В. Маркетинг. – М.: Центр, 1998. 24. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга. Европейская перспектива. – СПб.: Наука, 2000. 25. Маркетинг: Учебник / А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др.; Под ред. А.Н. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. 26. Маркетинг: Учебник / Под ред. Проф. Э.А. Уткина. – М.: Тандем: ЭКС-МОС, 1998. 27. Ноздрева Р.Б., Гречков В.Ю. Маркетинг: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. 28. Панкрухин А.П. Маркетинговые стратегии // Маркетинг в России и за рубежом. – 1999, №5. 29. Панкрухин А.П. Товарная политика и ее инструментарий // Маркетинг в России и за рубежом. – 1998, №6. 30. Попов Е.В. Сегментация рынка // Маркетинг в России и за рубежом. -1999, №2 31. Практикум по маркетингу / Леншин И. и др. – Орел: Труд, 1997. 32. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИП «Экоперспектива», 1997. 33. Тунеев М.М., Сухоруков В.Ф. Экономико-математические методы в организации и планировании производства: Учеб.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000. 34. Учет и анализ эффективности производства / под ред. Аксененко А.Ф., М: «Финансы и статистика», 2000. 35. Черчиль Г.А. Маркетинговые исследования. – СПб.: Питер, 2000. 36. Экономика сельского хозяйства / под ред. Добрынина В.А., М: Агропромиздат», 1990. 37. Яновский A.M. Как вывести на рынок новый товар // ЭКО. – 2002, №11. 38. Бабич А.М. Финансы / Учебник. М.: «Экономика», 2001. – 760 с. 39. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / М.: ИНФРА-М, 2000. – 215 с. 40. Волков О.Ф. Экономика предприятия / М.: ИНФРА-М, 1997. – 416 с. 41. Володин А.А. Управление финансами / Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004. – 504 с. 42. Горемыкин В.А. Бизнес-план: методика разработки / М.: «Ось-89», 2002. – 864 с. 43. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент / Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2004. – 415 с. 44. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Учебник. М.: ИНФРА-М, 2000. – 424 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|