Восемь стадий развития по Эриксону
Все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов. 1. Доверие или недоверие.
Позновательные процессы. Психические познавательные процессы представляют собой последовательное отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира: 1. Ощущение - процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений объективной действительности, непосредственно воздействующих на его органы чувств. В зависимости от свойств и качеств отражаемой объективной реальности выделяются следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные (тактильные), двигательные, ощущения положения тела в пространстве, ощущения координации движений, вибрационные, болевые, температурные и органические. Особенности: а) адаптация - приспособление органов ощущений к силе действующих раздражителей. б) сенсибилизация – повышение чувствительности анализаторов. в) зависимость силы ощущений от силы раздражителя. При этом если сила раздражителя увеличивается в геометрической прогрессии, то сила ощущений - только в арифметической; г) явление контраста - различное ощущение одного и того же раздражителя в зависимости от опыта или одновременного действия другого раздражителя. д) последовательные образы - продолжение ощущений после прекращения действия раздражителя.
2.Восприятие - процесс целостного отражения в сознании человека предметов и явлений объективного мира, воздействующих в данный момент времени на его органы чувств. Виды восприятий: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные, двигательные, координационные и др.. Особенности: активность (восприятие объективной действительности в результате взаимодействия с ней), постоянство (непрерывность процесса восприятия), апперцепция (зависимость восприятия от опыта и личностных качеств человека). Осн. характеристики: предметность (полнота формирования конкретного предмета или явления), осмысленность (восприятие предметов и явлений с учетом их смысла для человека), целостность (дополнение сознанием отсутствующих деталей объективного мира), избирательность (восприятие только нужных предметов и явлений). Информация, поступающая в сознание человека на основе восприятия объективного мира, далее фиксируется памятью. 3.Память - процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком того, что он воспринимал, о чем думал и что переживал. Запоминание- это запечатление в сознании человека информации, поступающей через органы ощущений. Оно может быть механическим или смысловым (логическим), преднамеренным (произвольным) или не преднамеренным (непроизвольным). Сохранение- это дальнейшее осмысливание материала и овладение им. В ходе этого процесса устанавливаются связи с ранее запомнившимся, выделяется главное, осуществляется систематизация. Противоположный сохранению процесс – забывание. Воспроизведение- восстановление в сознании человека запомнившейся информации. Характеристики: объем (количество хранящейся информации), быстрота и точность запоминания, длительность хранения информации, время для воспроизведения (припоминания). 4.Представления - процесс создания в сознании человека воспринимавшихся ранее предметов и явлений объективного мира, информация о которых хранится в его памяти
Сигнальная функция. Благодаря ей любые представления сигнализируют о конкретных явлениях воспринимавшейся ранее действительности. Регулирующая функция. Благодаря ей актуализируется именно та информация, которая нужна в данный момент времени путем отбора инфы о предмете/явлении с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Надстроечная функция представлений проявляется в ориентации деятельности организма человека на определенные параметры отражения воздействий окружающего мира. Характеристики: содержание, объем, соответствие действительности, действенность, яркость, отчетливость, конкретность, обобщенность, активность (способность в необходимый момент сформировать в сознании нужные образы). 5.Воображение - изменение и преобразование человеком своих представлений с использованием соответствующих мыслительных процессов. Виды воображения: произвольное (активное) воображение, проявляющееся на основе волевых усилий человека, и непроизвольное (пассивное) воображение, возникающее вне волевых усилий и зачастую носящее признаки фантазий. К числу видов воображения относят также и мечту - создание образа чего-то желанного для человека. Характеристики аналогичны представлениям и отличаются от них лишь по связи создаваемых образов с объективной реальностью. 6.Внимание - избирательная направленность сознания на конкретные предметы или явления объективного мира или субъективные процессы. Без него немыслима никакая психическая деятельность. Виды внимания: непроизвольное (сила воздействующего раздражителя или его новизна сосредоточивают сознание именно на его восприятии), произвольное (возникает в соответствии с поставленной целью и заранее избранным объектом) и послепроизвольное (вначале возникает как произвольное, а затем под воздействием положительной мотивации человека к объекту переходит в непроизвольное). В зависимости от преобладающего в конкретный момент времени вида психической познавательной деятельности также проявляются слуховое, зрительное и т.д. внимание. Характеристики: -устойчивость - время, в течение которого человек способен сосредоточить сознание на конкретной психической деятельности; -концентрация - степень сосредоточенности сознания на том или ином виде психической деятельности; - объем- количество объектов, которые человек одинаково четко воспринимает одновременно; -распределение - возможность человека выполнять одинаково эффективно различные виды психической деятельности; -переключение- способность произвольно переходить от восприятия одного объекта или психической деятельности на другой.
7.Мышление рассматривается как опосредованное отражение в сознании человека глубоких и существенных связей и отношений между предметами и явления объективного мира. Особенности: опосредованный характер, опирается на уже имеющиеся у человека знания законов природы, общества тд. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение и систематизация (классификация). Формами мышления выступают понятие, суждение (рассуждение) и умозаключение, а способами – индукция и дедукция Четыре основных вида мышления: наглядно-действенное (мышление, непосредственно включенное в деятельность человека), образное (мышление с использованием зрительных, слуховых и других образов). Не менее значимыми видами являются также творческое (выделение и обобщение в мышлении наиболее важных и существенных характеристик объективной действ) и отвлеченное (использование отвлеченных понятий, которые образно не представляются) мышление. Характеристики: продуктивность (объем и качество), мобильность (время), скорость, самостоятельность, целеустремленность, последовательность, глубина, широта и гибкость (способность уйти от стандартных решений). 8.Речь - процесс отражения объективной реальности в виде языковых или иных символов, используемых в мышлении, и их последующего звукового или письменного воспроизведения. Следовательно, речь, как психический процесс, выполняет две основные функции - обозначения (в мышлении) и общения (при обмене информацией). Два вида речи: знаковая (образная), использующая знаки и образы предметов и явлений объективного мира, и словесно-логическая, реализующая в мыслительных операциях логические рассуждения с использованием слов, обозначающих те или иные предметы и явления. При этом считается, что продуктивность знаковой речи в мышлении во много раз превосходит словесно-логическую. Характеристики: содержанию (направленностью выражаемых в ней мыслей) и последовательности (логичности использования в ней словесных и образных обозначений предметов и явлений объективного и субъективного мира).
Л. С. Выготский: выделял натуральные, природные функции (они непроизвольны) и психические, присущие только человеку. Для приспособления к жизни общества человеку необходимо овладение социально-культурным опытом. Специфика человеческой психики и поведения состоит в том, что они опосредованы культурно-историческим опытом. В естественно протекающие психические процессы и поведенческие функции вклиниваются элементы общественно-исторического опыта, тем самым преобразуя их. Они становятся высшими психическими функциями. Естественная форма поведения преобразуется в культурную. Основные свойства ВПФ: 1)социальны по существу, не нужны отдельному человеку, разделены между людьми (функция слова). 2)опосредованы по характеру. Людей соединяют речевые знаки. ВПФ появляется дважды: на уровне внешних средств и как внутренний процесс. 3)произвольны по процессу формирования (произвольность - результат опосредованности, освоения средств). 4)системны по своему строению (созданы на основе нескольких натуральных функций; ВПФ взаимосвязаны, не возникают по отдельности). Структура Высшие психические функции являются специфически человеческим приобретением. Тем не менее, они могут быть разложены на составляющие их естественные процессы. А --> Б При натуральном запоминании образуется простая ассоциативная связь между двумя точками. Такова память животных. Это своеобразное запечатление, отпечаток информации. А --> X --> Б Человеческая память имеет принципиально иное строение. Как видно из схемы, между элементами А и Б вместо одной простой ассоциативной или рефлекторной связи возникают две другие: АХ и БХ. В конечном итоге это приводит к тому же результату, но другим путём. Необходимость использования такого «обходного пути» возникла в процессе филогенеза, когда естественные формы запоминания стали непригодны для решения задач, вставших перед человеком. При этом Выготский указывал на то, что не существует таких культурных приёмов поведения, которые было бы невозможно полностью разложить на составляющие его естественные процессы. Таким образом, специфически человеческой является именно структура психических процессов. Развитие На развитие влияют 2 фактора: Биологический. Для развития человеческой психики необходим мозг человека, обладающий наибольшей пластичностью. Биологическое развитие является только условием для культурного развития, потому, что структура этого процесса задаётся извне. Cоциальный. Развитие человеческой психики невозможно без наличия культурной среды, в которой ребёнок усваивает специфические психические приём Интериоризация («вращивание внутрь») - переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, плане сознания. При этом они подвергаются специфической трансформации – обобщаются, вербализуются, сокращаются и становятся способными к дальнейшему развитию, которое Чтобы управлять своими психическими функциями, нужно их осознавать. Если нет представленности в психике, то нужен процесс экстериоризации, процесс создания внешних средств. Биологическая обратная связь - прием управления натуральными функциями (пример с научением управлять биоритмами мозга). Культура создает особые формы поведения, она видоизменяет деятельность психических функций, надстраивает новые этажи в развивающейся системе поведения человека. Культура ничего не создает, она только видоизменяет природные данные сообразно с целями человека. ВПФ происходят от естественных природных функций. В процессе культурного развития у ребенка происходит замещение одних функций другими, прокладывание обходных путей. Основу культурных форм поведения составляет опосредованная деятельность, использование внешних знаков в качестве средства дальнейшего развития поведения. Стадии развития ВПФ: · Интрапсихическая · Интерпсихическая Между ними – процесс интериоризации. Совместная предметная деятельность необходима для присвоения культурно-исторического опыта. В процессе присвоения (внешняя, опосредованная деятельность) возникает качественно новая – внутренняя деятельность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|