Параграф 18. Санкт-Петербург – один из ведущих промышленных городов России, Европы в конце Х1Х – начале ХХ вв.
Что необходимо для организации собственного дела? 188… год. По Варшавской железной дороге к Петербургу движется поезд. В нем едет Господин N… Умный, энергичный и образованный человек, с хорошим образованием, получивший в наследство прекрасную усадьбу, он надеется открыть в столице собственное дело. Вот показались заводские трубы, из которых стелется по небу серый дым, потянулись заборы, заводские корпуса. Поезд приближается к Обводному каналу, к Варшавскому вокзалу. Прошло несколько недель. Молодой человек убедился: пореформенный Петербург - город благодатный для предпринимателей. На окраинах столицы продаются участки земли, на которых можно построить завод. В городе постоянно прибывают освободившиеся от крепостничества крестьяне. Они ищут работу и готовы на любой заработок. В Петербурге можно найти квалифицированных рабочих и высокопрофессиональных инженеров. Сырье для производства сюда доставляют либо по воде, либо по железной дороге. Для строительства завода, найма рабочих, покупки сырья требуются деньги, которые можно взять в одном из петербургских банков. Однако господин N понял, что для заведения собственного дела у него не хватает опыта. Ему надо освоить все премудрости предпринимательской деятельности: знать законы, разбираться в финансах, в организации производства и продажи…. Чем казенные петербургские предприятия отличались от частных? Господин N тщательно обдумывал, на каком предприятии ему можно будет набраться предпринимательского опыта. Можно пойти работать на один из казенных заводов (завод принадлежавший государству). В Петербурге много таких заводов, принадлежавших государству. Это, в основном, предприятия тяжелой промышленности, на которых производят станки, паровые двигатели, паровозы, рельсы, много военной продукции: оружие, и, конечно, корабли, в том числе бронированные… Однако, человек желающему завести собственное предприятие, интереснее поработать на частном предприятии, которых в Петербурге очень много. Среди них большинство предприятий легкой промышленности: текстильной, пищевой, химической и др. Оказывается, что при производстве их продукции можно использовать дешевый труд, и она активно раскупается. Такое предприятие быстрее приносит прибыль. Правда, некоторые предприниматели рисковали и вкладывали деньги в производство станков, кораблей. В этом случае они любыми средствами стремились получить заказ на военную или иную продукцию от государства. Вообще любой государственный (казенный) заказ, когда государство оплачивало его, устранял опасность разориться.
Какие известные предприятия были в Петербурге? Господин N собрал сведения о некоторых, самых известных в Петербурге и России предприятиях. Прочитайте их. На какое предприятие вы посоветовали бы обратиться господину N 1. «За Нарвской заставой…» Текст 1. В 1868 году «Казенный чугунолитейный завод» на восьмой версте Петергофского шоссе был выкуплен из казны инженером Н.И.Путиловым (поэтому завод стал называться Путиловским,современное название – ОАО «Кировский завод»). На заводе стали выпускать железнодорожные рельсы, затем наладили производство товарных вагонов, позже паровозов. После запуска, совершенных по тем временам, мартеновской печи и строительства сталепрокатной мастерской, на заводе приступили к выполнению государственных заказов: созданию военных кораблей-миноносцев, башенных орудийных установок для броненосцев флота России. Среди самых лучших образцов военной техники самая скорострельная в мире полевая пушка и самый быстроходный в мире миноносец «Новик »
Текст 2. В районе Тентелевой деревни в 1875 году доктор химии, инженер-технолог В.В.Шнейдер создал Товарищество «Тентелевский химический завод» (современное название ОАО «Красный химик»). На заводе была собственная лаборатория, в которой разработали различные краски, в том числе и краски для покрытия подводной части морских судов. На предприятии добывали кислоты: соляную, азотную и другие. Главным покупателем серной кислоты был Охтинский пороховой завод. Всего Тентелевский химический завод изготавливал более 40 видов различных химических продуктов. Многие из них получили награды на престижных выставках в России и за рубежом. За Невской заставой Текст 3. На этой петербургской окраине выросло много предприятий. Среди них немало было частных текстильных фабрик. Купец Яков Паль, немец по происхождению, несколько лет торговал сукном. Решив расширить дело, он основал свою фабрику по производству ситца. Поначалу она состояла из одной деревянной постройки. Яков Паль был и рабочим, и продавцом: вместе с женой продавал товар с ручной телеги. Но постепенно фабрика Паля стала одним из крупнейших предприятий столицы. Когда Яков Паль ушел из жизни, предприятие возглавил его сын Карл Яковлевич. При нем на фабрике работало более 2000 рабочих. Текст 4. На правом берегу Невы находилась суконная и одеяльная фабрика Торнтона, названная по имени ее владельца. Англичанин Джеймс Торнтон пригласил мастеров из Англии, оттуда же поставлялось сырье и новейшее оборудование. Сукна фабрики славились на всю Россию. В Гостином дворе Торнтон имел собственный магазин. В 1866 году Джеймс Торнтон и его сыновья Джон и Чарльз учреждают Товарищество на паях для производства шерстяной ткани и пряжи «Товарищество шерстяных изделий «Торнтон» («Невская мануфактура»). К концу XIX века фабрика становится крупнейшей в России. Здесь производят байковые одеяла, пледы, белые и цветные фланели, дамские платки. В 1882 году Товарищество шерстяных изделий «Торнтон» награждено правом изображать государственный герб на своих изделиях. Текст 5. В 1857 году два золотопромышленника Семянников П.Ф. и Полетика В.А. на месте небольшого механического завода основали новое предприятие. Оно получило название «Невский литейный и механический завод Семянникова и Полетики» (в наши дни «Невский завод») .
Текст 6. В 1863 года Товарищество (горный инженер П.М.Обухов, заводчик Н.И.Путилов, купец 1-й гильдии С.Г.Кудрявцев) и Морское министерство заключили Контракт о строительстве завода в селе Александровском. Император Александр II повелел передать земли бывшей Императорской Александровской мануфактуры. После поражения в Крымской войне власти принимают решение о перевооружении армии и флота стальными орудиями. Завод строился быстро, оснащался по последнему слову техники и науки. Не прошло и года, как в присутствии императора Александра II была отлита первая болванка для пушки. На заводе работали высокопрофессиональные сталевары, кузнецы, оружейники, которых П.М.Обухов привез с Уральских металлургических заводов. Инженеры и техники использовали самые передовые достижения науки. Завод, который называли Обуховским сталелитейным и орудийным заводом в честь инженера-металлурга П.М.Обухова, 1886 года был передан в казну. Однако он остался существовать на коммерческой основе (т.е. существовать на собственные средства, полученные за изготовленную продукцию). Это давало возможность начальнику завода не жалеть средств на установку новейшего оборудования, постройку новых мастерских и расширения старых, на командировку лучших инженеров и техников за границу для изучения новейших способов выплавки стали; производства орудий; новых конструкций машин и станков. На заводе основали промышленную первую в России оптико-механическую мастерскую. Она выпускала прицелы, бинокли, водомеры, стереотрубы и другие оптические приборы. В свой 50-летний юбилей, завод считался одним из крупнейших орудийных и сталелитейных предприятий не только России, но и Европы, став главным конкурентом немецкой фирмы Крупа и английской Армстронга. За этот период на заводе было изготовлено более 90% вооружения для ВМФ и более 50% для сухопутной армии.
3. Московская застава Текст 7. В 1874 году предприниматель Федор Карлович Ретштке, немец из Саксонии, основал на Забалканском проспекте завод по изготовлению ящиков для перевозки почты в вагонах первой в России Царскосельской железной дороги. В тоже время на соседнем участке англичанин Джордж Смит построил столярно-механический завод, где делали дубовый паркет, ящики, катушки. Завод был небольшим, работала одна паровая машина, и коммерческие дела не пошли. Завод купил Ретштке. Предприятие расширялось, стали изготавливать кабриолеты, понтонные мосты, полевые кухни, военные обозы по заказам военного ведомства. В конце XIX века завод был реконструирован, назван «Товарищество Санкт-Петербургскоговагоностроительного завода » (ЗАО «Вагонмаш»), и приступил к строительству 14- и 16-метровых вагонов 3-го и 4-го классов для армии. Текст 8. Для «Товарищества С.-Петербургского механического производства обуви» на Забалканском проспекте были построены четырехэтажные корпуса, кожевенный завод. Выпускало товарищество легкую, элегантную обувь, освоило и производство сандалий, которые называли «скороходами». К 1915 году фабрика стала ежегодно выпускать более двух миллионов пар обуви. Вскоре появилось новое название «Товарищество Санкт-Петербургского производства обуви «Скороход». В 14 городах, в том числе и за границей, в фирменных магазинах фабрики можно было купить обувь, сделанную в Петербурге. Текст 9. В начале XX века Акционерное общество русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске» приобрело и перестроило котельный завод, расположенный около Путиловской товарной железнодорожной ветки. В 1912 года завод получил название «Завод динамо-машин «Сименс-Шукерт» (ОАО «Силовые машины»). Здесь выпускали электрические машины для нефтяной промышленности, металлургических предприятий, железнодорожного транспорта, с 1907 трансформаторы. Производство создавалось с прицелом на будущее развитие: была обустроена большая токарная мастерская с мощным грузоподъемным краном; работало более 200 электрических станков; штампы и сложные приспособления конструировались в собственном техническом бюро. Наивысшего развития завод достиг в 1914. После начала Первой мировой войны немецкое руководство покинуло завод, и он перешел в собственность государства. В годы войны завод оставался единственным поставщиком электрических машин и трансформаторов в России.
Текст 10. Предприимчивый ярославский крестьянин Алексей Жуков, освободившийся от крепостной зависимости, обосновался в Петербурге. Начав с небольшой лавки, он создает Торговый дом, известный в деловых кругах города. В 1865 году Жуков приобретает земельный участок на берегу Лиговского канала, где строит маленький свечной заводик. Дело ставится на широкую ногу: строятся кирпичные корпуса, оборудуются цеха. К работе привлекаются известные русские химики, в том числе и Дмитрий Менделеев, организовавший здесь собственную лабораторию. Вскоре зарегистрирован Мыловаренный завод (ЗАО «Аист»). «Мраморное мыло» с изображением маленького жука-скарабея (Герб Жукова) стало известным и популярным во всей России.Мыло Жукова поставлялось и императорскому двору, и на нужды русской армии. На нижегородской выставке 1896 года завод получил право ставить на своей продукции клеймо - двуглавого орла - наивысший знак качества того времени. V. На Выборгской стороне Текст 11. В 1859 году Л.И. Нобель, швед по национальности, арендовал у купцов И. и Т. Ишервудов небольшую механическую мастерскую на Выборгской стороне. 1 октября 1862 года он выкупил эту мастерскую и на ее основе создал «Механический завод "Людвиг Нобель» («Русский дизель» ). Продукция завода была разнообразной. Завод выполнял военные заказы по производству винтовок, снарядов, мин. Впервые в российской промышленности именно здесь были созданы станки для нарезки стволов винтовок. С 1879 года наладили производство паровых машин. Совместно с «Товариществом нефтяного производства "Братья Нобель» начали выпуск уникального оборудования для добычи, хранения, транспортировки и переработки нефти – насосы, цистерны, нефтепроводы, металлические емкости, разработаны проекты речных и морских танкеров. «Нобелевский керосин», более высокого качества и более дешевый, чем американский керосин, приобрел в стране огромную популярность. На «Механическом заводе «Людвиг Нобель» разработан и изготовлен дизельный двигатель на сырой нефти. В 1899 году впервые в мировой практике начато серийное производство таких дизелей, получивших официальное, признанное во всем мире наименование «русский дизель» за уникальность конструкции и технологию изготовления. В 1903 году на заводе были изготовлены судовые дизельные установки. В 1904 году такая установка была смонтирована на первом теплоходе "Сармат". В 1908 году здесь же создана установка для первой в мире дизельной подводной лодки "Минога". Уже в 1900-1910-е годы "Механический завод "Людвиг Нобель" стал мировым лидером по производству дизельных двигателей. В 1912 году на всех флотах мира было 16 судов с дизельными установками мощностью свыше 600 лошадиных сил. Из них 14 судов - с дизельными установками "Механического завода "Людвиг Нобель". Текст 12. В 1889 Году Я. М. Айваз основал кустарную мастерскую по изготовлению папиросных гильз. На её базе было создано машиностроительное акционерное общество «Айваз», в составе которого в 1913 году появилось отделение осветительных электрических ламп «Светлана». В 1914 году изготовлена первая в России электрическая лампа накаливания с товарным знаком «Светлана». Начинается освоение серийного выпуска этой продукции. Завод в то время был одним из передовых предприятий города по уровню технического оснащения. (по легенде названо по имени дочери владельца предприятия, или вариант - это аббревиатура СВЕТовые ЛАмпы НАкаливания). Текст 13. Прибалтийский механик Федор Гош в 1857 году купил на берегу Невы земельный участок и построил на нем мастерские по изготовлению железных и медных непаянных труб. В 1863 году завод перешел к купцу второй гильдии Карлу Розенкранцу (ОАО «Красный выборжец»). Под его руководством предприятие было оснащено новейшим оборудованием и работало по самым современным технологиям. В 1897 году здесь, впервые в России, создана электролизная установка для получения рафинированной меди. В 1912-м на предприятии запустили производство труб из красной меди, и завод стал снабжать всю Россию цельнотянутыми трубами. Текст 14. В 1900 году в новые корпуса, выстроенные на Большом Сампсониевском проспекте, переехала телефонная фабрика-мастерская шведского предпринимателя и изобретателя Ларса Магнуса Эриксона. Она производила ежегодно 60 тысяч телефонных аппаратов и несколько сотен коммутаторов, оборудовала центральные телефонные станции в Москве, Киеве, Риге и других городах. Фирма ревниво охраняла секреты производства, и все важные детали телефонной техники доставлялись из Стокгольма. Во времена русско-японской войны на фабрике был налажен выпуск первой военной продукции: полевые станции с фоническим вызовом и форпостные телефоны, а сама шведская фабрика 1 января 1905 года была перерегистрирована в общество шведских и русских предпринимателей под названием «Русское акционерное общество Л.М.Эриксон и Кo» (ОАО «Красная заря») (из 2 тысяч акций шведским компаньонам принадлежало 1830). Долгие годы директором фабрики был русский инженер Л.И.Шпергазе, выпускник Императорского Электротехнического института. В связи с началом Первой мировой войны в 1914 года правление общества приостановило частные заказы и перешло к изготовлению военной аппаратуры: фабрика поставила армии около 100 тыс. военно-полевых телефонных аппаратов и большое количество полевых коммутаторов. На фабрике появились военно-морской и технический отделы, которые занимались научно-инженерными изысканиями. В 1915 году телефонно-телеграфное производство на фабрике стало одним из крупнейших производств в Петербурге. Большая часть акций теперь принадлежала русским предпринимателям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|