Какие заведения способствовали просвещению петербуржцев?
Образование, научные открытия меняли мировоззрение многих петербуржцев: инженеров, врачей, студентов… Технические изобретения – электричество и самолет, телефон и автомобиль, кинематограф и фотография…, пробуждали даже у необразованных горожан удивление, любопытство, желание их устройство. В столице утверждались старые традиции просвещения горожан: открывались публичные библиотеки в разных частях города, работали прежние и создавались новые общедоступные музеи. За короткий период в городе открылось более 30 музеев, причем один из них, музей Суворова, был создан на общественные деньги. Вспомните! Какие музеи были открыты в ХVIII - первой половине Х1Х в. параграф 6. Какие музеи мог посетить петербуржец в начале ХХ в.? Рассмотрите иллюстрации. Все музеи работают и сегодня. В каких из них вы были? Здания музеев: Артиллерийский музей, пакгаузы: Зоологический и почвоведения,,железнодорожного транспорта, Новый Эрмитаж, музей при училище Штиглица, кунсткамера, музей Этнографии, музей связи Прочитайте текст. Как по вашему, менялось ли представление петербуржцев об окружающем мире благодаря посещению музеев? Обоснуйте свой ответ. В палеонтологическом музее перед петербуржцем открывалась история формирования животного и растительного мира Земли, а в геологическом – происхождение полезных ископаемых. О зависимости урожая от почв горожанин узнавал в музее почвоведения. Все эти знания расширяли представление человека об окружающем мире, его происхождении и развитии, о Природе. Прикоснуться к прошлому, к ушедшему Времени, можно было в Эрмитаже, Артиллерийском музее и музее Суворова. И еще впервые открылся Музей Старого Петербурга, экспонаты которого рассказывали о прошлом города.
Многое о Человеке могли рассказать петербургские музеи. Экспозиция музея антропологии и этнографии объясняли происхождение человека и человеческих рас, знакомили с особенностями быта народов Австралии, Америки, Азии, Африки… В Этнографическом отдела Русского музея посетителей знакомили с жизнью многочисленных народов России. У петербуржцев расширялись представления о многообразии народов мира и России. О гениальности человеческого разума свидетельствовали технические достижения, с которыми петербуржец мог познакомиться в музее сообщения (ныне Центральный музей железнодорожного транспорта) или в телеграфный музей (Центральный музей связи). Безграничные творческие возможности Человека раскрывались в художественных музеях: Эрмитаже, Русском музее Александра III, Музее декративно-прикладного искусства при Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штилица, Музее музыкальных инструментов. В столице появились и новые формы просвещения горожан. Впервые Петербург начали рассматривать как город-музей, достойный изучения. Историки, искусствоведы разрабатывали и проводили экскурсии. Многие известные ученые выступали с публичными лекциями. Чаще всего они выступали в институтах и Народных домах. Народные дома появились в Петербурге в 80-е годы Х1Х в. Их строили на рабочих окраинах, на средства Городской Думы, земств, и на частные пожертвования. Они были главными центрами просвещения рабочих, ремесленников. В каждом таком доме имелись лекционные залы, библиотека с читальней и чайная. В Народных домах иногда открывались воскресные школы для детей и взрослых, создавались кружки, устраивались концерты. Илл. Бывший Народный дом Паниной. В настоящее время Дом культуры железнодорожников. Тамбовская ул., 63/10. Одним из самых известных был Народный дом графини Паниной. В его главном корпусе выступал Общедоступный театр П.П. Гайдебурова, работали обсерватория, сберегательная касса, юридическая консультация. Рядом был Музей наглядных пособий.
Еще одной формой просвещения петербуржцев было издание научно-популярных журналов, энциклопедических справочников, рассчитанных на широкий круг читателей. Илл. Выяснить, сохранился ли дом, в котором располагалось издательство. В Петербурге издательство находилось в Прачечном переулке, д. 6. Особой популярностью пользовался, вышедший в свет «Энциклопедический словарь» в 86 томах. Его подготовили в издательстве «Брокгауз – Ефрон», основанном Лейпцигской издательской фирмой Ф.А. Брокгауза. В создании Энциклопедического словаря участвовали многие крупные ученые и деятели культуры. ГОЛОСА ИЗ ПРОШЛОГО Прочитайте текст. Ваше мнение, к какому слою общества относился Никита, к какому – Андрей? По окончанию учебных заведений одинаковые ли возможности у обоих подростков? -А где вы учитесь, Никита? – спросил Андрей. -Матушка очень хотела, чтобы я в коммерческое училище пошел - купцом стал. Но я в реальное училище поступил, - ответил Никита.- Закончу его – и технологический институт пойду. На инженера выучусь и денег много буду зарабатывать. -А где вы учитесь? – поинтересовался Никита -В гимназии Мая - ответил Андрей. -О! Это же лучшая частная гимназия. Расскажите о ней. -Каждое утро у нас начинается с парада. На переменах игры разные. Можно даже бороться, но не до драки. Мы в поход ходим. Девиз учителей нашей гимназии: «Сперва любить, потом учить». А еще нас наказывают. В каждом классе есть журнал «Кондуит», куда записывают замечания. Если ты провинился, то директор тебе утром не подаст руки. -А что он со всеми за руку здоровается? -Непременно. -А что вы изучаете? -Русский язык, литературу, историю, биологию, географию, немецкую литературу, немецкий язык, гимнастику, гигиену, танцы, столярное дело, физику, химию, и древнегреческий и латынь. А еще у нас обучение на двух языках: на русском и немецком. -Вот это, да! - воскликнул Никита.
2. В конце Х1Х в. в районе Старой и Новой деревни была открыта единственная школа. Она стала одним из главных ориентиров в этой части Петербурга. Улица получила название Школьной. Есть ли в вашем районе улица, получившая название по учебному заведению, расположенному на ней? Каким источником информации вы будете пользоваться?
3. Выпускники многих гимназий впоследствии стали выдающимися деятелями науки и культуры, гордостью России, СССР. Среди воспитанников гимназий – Бенуа А.Н., Рерих Н.К., Серов В.А., Бруни Н.А., Качалов Н.Н. В Первой гимназии (современный адрес: На Ивановской улице) учился Вернадский В.И. Во Второй гимназии (современный адрес Большая Мещанская улица ) учился Майков А.Н., Лансере Е.Е., Брянцев А.А., в Третьей гимназии (современный адресна Гагаринской улице) обучались Маршак С.Я., Писарев Д.И. В том случае, если вы учитесь в школе, которая имеет давнюю историю, выясните, кто из знаменитых людей обучался в ней. 4. На углу Московского проспекта и 3-ей Роты находился Институт гражданских инженеров, в котором обучали профессии архитектора-строителя. В этом учебном заведении преподавали и обучались талантливые архитекторы. Так, профессор профессор Л. Шишко, создал проекты, по которым был построен ряд зданий учебных заведений. Лучшее из них - здание Второй гимназии (1912-1913г). Илл. Вторая гимназия. Совр. Адрес: Казанская улица, д. Выпускник Института гражданских инженеров А.И. Заозерский принял участие в постройке зданий «Бассейного кооператива» на улице Некрасова, 58-60. Вспомните, в чем уникальность этого сооружения? Илл. Здание
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|