Глава I. Детская агрессивность: генез и онтогенез
Влияние средств массовой информации на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста Дипломная работа Выполнила: студентка 43 группы ОЗО Храповицкая Эльвира Тверской государственный университет, Педагогический факультет Тверь 2006 Введение Информационный бум охватил все слои общества, включая и дошкольников. Жить в современном обществе, игнорируя такие явления, как телевидение, газеты, журналы, кино, радио, Интернет невозможно. Однако семейное воспитание зачастую уделяет недостаточно внимания тому, что ребенок смотрит по телевизору, слушает в наушниках, в какие компьютерные игры играет, каких литературных и киногероев обожает. Или – почему именно то, а не другое. Гораздо чаще в этой сфере ребёнок предоставлен сам себе, детское самосознание несформированно, поэтому дети как самые впечатлительные и неискушенные зрители подвергаются наибольшему воздействию со стороны визуальных СМИ (*средства массовой информации). Ценностные установки ребенка еще не достаточно сформированы для адекватной оценки происходящего на экране. Нередко явные агрессивные действия главного экранного героя (грабежи, драки, убийства, поджоги и т.п.) оказываются как бы «незначительными» на фоне его побед и «признания» окружающих. В результате грань между добром и злом для того, кто сидит у экрана (в нашем случае это ребёнок-дошкольник) стирается. Вся последующая продукция с использованием подобных персонажей закрепляет в ребенке устойчивое представление, которое впоследствии бывает весьма сложно исправить, поменять. Большинство детей в считанные секунды могут скопировать повадки и манеру поведения любимого киногероя или ведущего какой-нибудь популярной телепередачи, пропеть рекламную рифмовку, рассказать, что именно они узнали из средств массовой информации. Но, к сожалению, почерпнутые ими знания могут включать всякого рода негативную информацию. В наши дни для её получения детям достаточно только вставить кассету в видеомагнитофон, открыть журнал, или просто нажать кнопку…
Пагубное воздействие агрессивных тенденций на детей в первую очередь ощущают их родители. Порою именно родители нуждаются в поддержке, испытывая беспомощность в борьбе с идеями насилия, которые свободно транслируются через средства массовой информации. Как сделать так, чтобы в этой непростой ситуации не замутить сознание ребёнка, не сломать его психику, не испортить его физическое здоровье? Эти и аналогичные проблемы послужили началом для выбора темы нашего исследования, интегративного по своей сути, актуальность которого бесспорна. Цель исследования: выявление зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности старших дошкольников. Объект исследования: средства массовой информации как фактор развития детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: проявление уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста в зависимости от влияния различных средств массовой информации (на примере телеинформации). Задачи исследования: Провести теоретический анализ сущности и типологии детской агрессивности; Рассмотреть классификацию средств массовой информации и представить её характерологический анализ; Подобрать диагностический инструментарий; Провести экспериментальные исследования по теме исследования; Проанализировать взаимосвязи проявления уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста в зависимости от телеинформации; Разработать рекомендации для родителей и воспитателей ДОУ.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в современных социоусловиях проявление уровня агрессивности ребёнка-дошкольника во многом зависит от воспринимаемой им массовой информации (в частности, телеинформации). Методы исследования: теоретический анализ, наблюдение, опрос, анкетирование и др. Практическая новизна исследования. Впервые в рамках дипломных курсовых проектов на кафедре дошкольной педагогики и психологии ТвГУ поднимается проблема «телезависимости» дошкольников. Настоящее исследование может стать основанием для дальнейших научных разработках (особенно в плане диагностики уровня агрессивности дошкольников). Структура работы: дипломный проект состоит из введения, тезауруса, трёх глав, выводов, заключения, рекомендаций, списка литературы и приложений. База исследования: подготовительная группа ДОУ №11 г. Твери. Тезаурус Агрессия - это мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки-нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающее у них депрессию, психодискомфорт, неуютность, напряженность, страх, боязнь, состояние подавленности, аномальное психопереживание (Современный словарь по психологии./Под ред. В.В. Юрчука) [В.В.Юрчук; 34] Агрессивность – это поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред. (Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 2004.) Адекватность восприятия (лат. adequaticus – приравненный, соответствующий) - “Это идеал, эталон совершенного восприятия данного произведения, основывающийся на опыте всей художественной культуры» [В.В.Медушевский. О содержании понятия «адекватное восприятие» // Восприятие музыки. – М., 1980. – С142]. Адекватный (от лат. adequatos – приравненный, равный) – соответствующий, верное, точное; в теории познания – верное воспроизведение в мышлении связей и отношений объективного мира (Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров. – М.: «БРЭ», 1998. – С.18) Воспитание – это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. (Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 2004.)
Восприятие – это психический процесс, представляющий собой отражение в сознании человека предметов и явлений материального мира в виде зрительных, слуховых, осязательных и других образов. (В.С. Мухина,??????) Гипотеза – (греч. - «основание, предположение») – в психологии компонент процесса мышления, направляющий поиск решения задачи посредством предположительного дополнения субъективно недостающей информации, без которой результат решения не может быть получен. (Б.Г. Мещерикова, В.П. Зинченко,???????????) Диагностирование [от греч. diagnosis - распознавание] - это «деятельность по установлению и изучению признаков, характеризующих состояние каких-либо систем, для предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушения нормального режима их работы» (Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителй общеобразовательных учреждений. Автор-составитель: В.А.Мижериков – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1995, С.119). Духовная потребность – культурная потребность, свойственная только человеку. В культурных потребностях выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры. При разном экономическом и общественном строе в зависимости от воспитания и усвоения свойственных данному строю форм поведения человека приобретает различные культурные потребности. (В.С. Мухина,??????) Жанр – (фр. «род»), исторически складывающийся тип художественного произведения, объединяющий достаточно обширную группу явлений того или иного вида искусства на основании устойчивых общих черт. (А.А. Мелик – Пашаев,???????????) Информация - (от лат. information – разъяснение, изложение) – 1) сообщение, сведение о чём-либо…; 2) сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи… (Музрукова Т.Г., Нечаева И.В. Краткий словарь иностранных слов. – М.: «Русская мысль», 1995. – С133-134). Классификация – различные формы (способы) логического группирования. (Б.Г. Мещерикова, В.П. Зинченко,???????????)
Концепция – система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения (Ф.А.Кузин,???????????). Личность – понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность. (Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 2004.). Массовая культура – один из видов деятельности, по созданию произведений, зрелищных представлений, предметов, пользующихся массовым, главным образом, коммерческим, спросом, а также сами такие произведения, представления, предметы. (Музрукова Т.Г., Нечаева И.В. Краткий словарь иностранных слов: ок. 5000 слов.- М.: Рус.яз., 1995.395 с.) Методика – 1) совокупность, методов, приёмов, целесообразного проведения какой-либо работы; 2) отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения какому-либо учебному предмету (Т.Г.Музрукова,?????????????). Норма – «предписание, образец поведения или действия, маре заключения о чём-либо и мера оценки… Норма выражает то, что существует или должно существовать во всех без исключения случаях» [8, с.307: П.С.Гуревич]. Выделяют три основных вида нормы: 1) статистические, характеризующие статистическое большинство описываемых объектов; 2) физиологические, характеризующие по избираемым параметрам процессы и состояния здорового организма; 3) индивидуальные. (Б.Г. Мещерикова, В.П. Зинченко,???????????) Норма моральная – «одна из наиболее простых форм нравственного требования; выступает в двояком виде – как элемент моральных отношений и как форма морального сознания» (Словарь по этике / Под ред. И.С.Кона. – М., 1981. - С.211). Онтогенез – процесс индивидуального развития организма или личности (Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 2004) Норма социальная – «правило, в соответствии с которым в данном обществе строятся взаимоотношения и поведение людей» (Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. – Ч.2. – М., 2003. – С.70). Патологическое состояние - устойчивое отклонение от нормы, имеющее отрицательное для организма биологическое значение (нарушение гомеостаза) и проявляющееся клинико-психопатологической симптоматикой и социальной дезадаптацией (Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. – М., 1995. - С.294). Проблема – крупное обобщённое множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований (Ф.А.Кузин,?????????????). Развитие – естественное становление духовных, физических, нравственных и других качеств личности под воздействием самых различных факторов (А.С.Белкин,?????????????).
Семья – основанная на браке, кровном или ином родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственности и взаимопомощью (В.В.Давыдов,???????????). Телевидение - (от греч. «вдаль», «далеко» и «видение»), 1) собирательное название ряда областей науки и техники, связанных с передачей изображения и звука на расстоянии; 2) средства массовой аудиовизуальной коммуникации; 3) вид искусства (А.А. Мелик – Пашаев,???????????) Тест (от англ. test – испытание, проба) - это «стандартизированное задание, предназначенное для измерения в сопоставимых величинах индивидуально-психологических свойств личности, а также ЗУНов; один из методов психодиагностики» (В.В.Давыдов,??????????????). Тревога – «эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности» (Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1991). Тревожность – 1) «… Переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи. Субъективно ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, чувство беспомощности и неопределённости» (В.В.Давыдов); 2) «Склонность к внешнему немотивированному беспокойству» (С.А.Козлова, Т.А.Куликова Дошкольная педагогика). Уровень тревожности – характер, качественное состояние, степень выраженности тревожности, переживаемые личностью в данный момент времени (в данном возрасте, в данных условиях и т.п.).?????????????? Феномен - (от греч. «являющееся») 1) необычный, исключительный факт, явление; 2) философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании (в противоположность ноумену, постигаемому разумом). (В.М. Кареев,????????????????) Эксперимент – исследование в специально созданных и управляемых условиях в целях проверки…гипотезы о причинно-следственных связях (В.П.Анисимов,?????????????????). Глава I. Детская агрессивность: генез и онтогенез
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|