Ход выполнения экспериментальной работы
Цель констатирующего эксперимента: выявление зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности старших дошкольников. Эмпирическая база исследования: подготовительная к школе группа ДОУ № 11 г. Твери. Эксперимент проводился в период с декабря по март месяц 2006 г. В эксперименте участвовало 14 детей (10 мальчиков и 4 девочки) в возрасте 6-6,5 лет: Таблица 1 Контингент испытуемых
В эксперименте нами были использованы следующие четыре методики: Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. [2] (Приложение 1); Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина) (Приложение 2); Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей, разработанная Лаврентьевой Г.П.) [2] (Приложение 3); Проективная методика “Рисунок несуществующего животного” (автор Колосова С.Л.) [20] (Приложение 4). Краткое описание диагностик 1. Анкета для родителей Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. Инструкция. Родителям предлагается ответить на 20 вопросов-утверждений. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка). Шкала оценок результатов: Повышенный уровень агрессивности – 16-20 баллов Высокий уровень агрессивности — 11-15 баллов.
Средний уровень агрессивности — 6-10 баллов. Слабый уровень агрессивности —1-5 баллов. 2. Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина). Возраст испытуемых – 6-7 лет. Испытатель (психолог или воспитатель) в форме беседы проводит в индивидуальном режиме с каждым ребёнком четыре тестовых испытания на предмет его отношения к вопросам, связанным с проявлением агрессивности на телеэкране, что говорит и об его личной агрессивности (или предрасположенности к ней). Если вопрос или ответ не понятен ребёнку, испытатель повторяет их. Причём, ребёнок должен сам выбрать один из трёх готовых ответов какой-то один, либо придумать свой вариант ответа. За ответ на каждый вопрос испытуемый получает от 0 до 2 баллов – в зависимости от степени «приближения» ответа к высшему проявлению агрессивности. Балл 0 ставится при выборе ответов с литерой «а» (отсутствие агрессивности), 1 балл - том случае ребёнком выбирается ответ с литерой «б», соответствующий присутствию некоторой доля агрессивности (но весьма невысокой); 2 балла – в случае выбора ребёнком ответа с литерой «в» (соответствующего высокому уровню агрессивности). В случае, если ребёнок придумывает собственные варианты ответов, выставление за них баллы производится по той же стратегии, что и при выборе «готовых» ответов. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка). Шкала оценки результатов: Повышенный уровень агрессивности - 7-8 баллов. Высокий уровень агрессивности - 5-6 баллов. Средний уровень агрессивности - 3-4 баллов. Слабый уровень агрессивности - 0-2 баллов. 3. Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей Лаврентьевой Г.П.) Цель: выявить склонность к агрессивному поведению у детей старшего дошкольного возраста.
Оборудование: карта наблюдений, включающая 18 фрагментов - фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного (испытатель в течении учебного занятия в ДОУ наблюдает за ребёнком и фиксирует результаты по его окончании). Инструкция. В ответах следует лишь проставить «+» (что означает ДА, присутствуют); или «-» (что означает НЕТ, отсутствуют). Каждый «+» соответствует 1 баллу (ответ «-» соответствует 0 баллов). Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка). Шкала оценок результатов: Повышенный уровень агрессивности - 15 - 18 баллов Высокий уровень агрессивности - 10 – 14 баллов. Средний уровень агрессивности - 6 -9 баллов. Слабый уровень агрессивности - 0-5 баллов. 4. Методика “Рисунок несуществующего животного” (автор - Колосова С.Л.) Цель: оценить уровень агрессивного поведения ребенка. Инструкция: “Дети, придумайте и нарисуйте животное, которого в природе не существует, и которого Вы не видели ни в книжках, ни в мультфильмах. Вы его нарисуйте и назовите несуществующим именем!” Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой. Ручки и фломастеры использовать нельзя. Таблица 2 Симптомокомплексы теста для оценки агрессивности детей
На основании анализа каждого рисунка подсчитывается итоговая сумма балов и делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка). Шкала оценок результатов: Повышенный уровень агрессивности – 11-15 баллов
Высокий уровень агрессивности — 7-10 баллов. Средний уровень агрессивности —4-6 баллов. Слабый уровень агрессивности —0-3 баллов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|