Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации для родителей

(ПРИМЕЧАНИЕ: знакомство с данными рекомендациями наиболее целесообразно делать на тематическом родительском собрании, в форме беседы или занятия родительского лектория)

Несмотря на демократизацию жизни в нашей стране (которую многие интерпретируют как вседозволенность), на свободу выбора, в том числе и ребёнка, родителям необходимо помнить и неукоснительно выполнять следующие ТРЕБОВАНИЯ.

1. В отсутствии цензуры как таковой (как политико–нравственной системы) каждый человек, тем не менее, а в особенности родители, должен руководствоваться адекватными нормами в отношении воспитания ребёнка, формирования его как личности и как гражданина.

Согласно социальным нормам («правила, в соответствии с которыми в данном обществе строятся взаимоотношения и поведение людей») любые социальные явления, воздействующие на личность как элемент общества, должны отвечать прежде всего идеалам гуманизма: справедливости, долгу, чести, добродетели и пр.

К сожалению, ни на государственном, ни на семейном уровне не регламентировано, сколько и что смотреть ребёнку по телевизору. В связи с этим вступают в силу нормы моральные («одна из наиболее простых форм нравственного требования; выступает в двояком виде – как элемент моральных отношений и как форма морального сознания»), которые составляют основу педагогической культуры родителя, систему его воспитательных ценностей, которая в идеале и должна составлять ядро гуманизма.

Социальный опыт (в т.ч. научные исследования, посвящённые «телезависимости» детей и подростков, мнения выдающихся педагогов и психологов, медиков и юристов и пр.) подсказывает, что:

а) Продолжительность пребывания ребёнка-дошкольника у телевизора должна находиться в чёткой взаимосвязи с его эмоциональным складом, интеллектуальными возможностями, физическими данными и т.п. Большинство учёных (медики, педагоги, психологи) определяют верхний порог утомляемости дошкольника в этом аспекте как два часа. В случае перегрузки психическое и даже физическое здоровье ребёнка находится под прямой угрозой к негативному (а порой и необратимому!) развитию. Поэтому нужно ограничивать телепросмотр для малышей под разными предлогами (этического или же физиологического свойства).

б) Основными методами регуляции процесса визуализации телепрограмм для ребёнка-дошкольника могут быть:

беседы с воспитателями ДОУ и детскими психологами (о пользе и вреде тех или иных передач, подражания тем или иным героям и пр.);

личные и общественные примеры (с показом прежде всего позитивных и негативных моментов, прекрасного и безобразного, доброго и злого и пр.);

игры (желательно т.н. дидактические, т.е. одновременно развивающего и воспитывающего характера);

образовательные программы (в т.ч. и телевизионные, и компьютерные).

2. Постепенно ребёнок должен овладевать необходимыми знаниями, связанными с телевидением на уровне привычек (причем, привычек хороших, сообразных адекватному восприятию действительности и виртуального мира, познаваемого через экран телевизора или монитора компьютера, что иногда равнозначно). В этой связи, Вам необходимо повышать свой культурный уровень. Для решения этой непростой проблемы целесообразно самим тщательным образом просматривать телепрограммы и выбирать из них те, которые доступны Вашим детям как в плане интеллектуальном, так и эмоциональном. Но с тем расчётом, что после просмотра каждого конкретного телематериала сознание и психика ребёнка подвергается некоторой трансформации (преображению). Вопрос лишь в том, в какую сторону будет направлена эта информация. Например, в случае «передозировки» программ, связанных со сценами насилия, жестокости и агрессивности, эта трансформация будет носить явно негативный характер. Необходимо постоянно помнить, что в неокрепшей личности ребёнка некоторые процессы, увы, необратимы.

3. Очень важно добиться взаимопонимания и согласия с Вашим ребёнком в отношении конкретных установок (что смотреть, когда смотреть, сколько смотреть) между отдельными членами Вашей семьи (чтобы не получилась, образно говоря, схема «лебедь, рак и щука»). Ребёнку очень важно видеть цель воспитания через поведение самих взрослых и в первую очередь ближайшего окружения (мама, папа).

В любом случае ребёнок соизмеряет свои наблюдения, мнения, идеи со взрослыми людьми (подражание). Таким образом, через подражание развивается и самостоятельные элементы в личности и психике ребёнка, что ведёт, в конечном счёте, к его собственной «продукции», к положительным эмоциям и образам, а в итоге - и смыслу жизни.

4. Отцу или матери необходимо периодически знакомиться не только с беллетристикой (т.е. литературным изданиям т.н. бытового уровня) по проблеме агрессивного воздействия масс-медиа на самосознание ребёнка, но и следить за новинками научной литературы. В частности, этого можно добиться через постоянные тесные контакты с воспитателем, достаточно эрудированным в данной области (консультации, родительские собрания, презентации и пр.), а также через постоянное посещение специальных занятий, консультаций и лекториев, проводимых ДОУ.

Список литературы

Аверин В.А. Психология детей и подростков. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. — 520 с.

Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2004 – 336 с.

Айхорн А. Трудный подросток. - М.: Академия, 2001. — 336 с.

Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений. – М.: Просвещение, 1999.- 202 с.

Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. — М.: Владос, 2001. — 512 с.

Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. - М.: SVR-Аргус, 1994. - 96 с.

Бондаренко Е.А. Экскурсия в мир экрана. Учебное пособие для среднего и старшего школьного возраста. - М.: SVR-Аргус, 1994. - 64 с.

Бориснев С.В. Социология коммуникации. - М., 2003.

Буданцев Ю.П. Социология массовой коммуникации.- М., 1995.

Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 1997. — 336 с.

Бюттер К. Жить с агрессивными детьми. — М.: Просвещение, 1997. — 122 с.

Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей. - М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1989. - 116 с.

Воспитательные функции средств массовой коммуникации: Сб.научн.тр./Отв.ред. В.С. Хелемендик, Л.С. Школьник. – М.:изд. АПНСССР, 1990. – 90 с.

Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Проф.Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2004. – 255 с.

Дроздов О. Ю. Агрессивное телевидение: социально – психологический анализ феномена // СоцИс. - №8/2001. - 62-68 с.

Дроздов О. Ю. Массовая коммуникация как фактор агрессивного поведения // Вестник Харьковского университета. Серия «Психология». №483/2000. - с.51

Детская психология / В.С. Мухина.-2 изд.-М.: Апрель Пресс: ЭКСМО ПРЕСС, 2000.-352с.

Интернет в гуманитарном образовании/ Под. ред. Е.С.Полат. – М.: Владос, 2001. – 272 с.

Киященко Н.И. Современные концепции эстетического воспитания. – М.: ИФРАН, 1998, - 204 с.

Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер, 2004, - 224 с.

Лалаянц И. Энергия агрессивности.// Семья и школа. — №6/1995. — С.20-21.

Левитов Н.Д. Психические состояния агрессии // Вопросы психологии - №6/1967. – с.18-21

Лешли Дж. Как работать с маленькими детьми. – М.:Педагогика., 1991. – С. 25-37.

Лоренц К. Агрессия (так называемое “зло”). — М.: Арко, 1994. —269 с.

Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997, 617с.

Медиаобразование/Под ред. Л.С. Зазнобиной.- М.: МИПКРО, 1996.- 80 с.

Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. - СПб, 1996. – 196 с.

Можгинский Ю.Б. Агрессия: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб.: Питер, 1999. – 204 с.

Мудрик А.В. Социальная педагогика:Учеб.для студ.пед.вузов / Под ред.В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с.

Музрукова Т.Г., Нечаева И.В. Краткий словарь иностранных слов.-М.: Рус.яз., 1995.395с.

Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. – М.: Аванти плюс, 2004. – 428 с.

Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации. – СПб.: Питер, 2005. – 288 с.

Новикова А.А. Медиаобразование в России и Европе в контексте глобализации. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. – 168 с.

Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 2004. — 687 с.

Овчарова Р.В. Технологии практического психолога. Учебное пособие для студентов Вузов и практических работников. – М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001. – 448 с.

Паренс Г. Агрессия наших детей. — М.: Юнити, 1997. — 125 с.

Паренти М. Media. – М.:Юнити, 1992.- 120 с.

Проблемы медиапсихологии/Сост. Е.Е.Пронина. – М., 2002.

Психология человеческой агрессивности./ Под ред.К.В. Сельченок. — М., 1999. — 656 с.

Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль.// Вопросы психологии. — №5/6/1992. — С.35-40.

Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии.// Вопросы психологии. — № 1/1991. — С. 81-88.

Сила телевидения. Обзор семинара // ПОЛИС.- № 6/1994 - с. 20-26

Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. — М.: Академия, 2001. — 336 с.

Усов Ю.Н. Основы экранной культуры. - М.: Новая школа, 1993. - 90 с.

Усов Ю.Н. Рекомендации по использованию киноискусства в учебно-воспитательном процессе. – SvR – Аргус, 1995. – 223 с.

Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. – М., 1996.

Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. – М.: Аспект Пресс, 2002. - 238 с.

Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. – СПб.: Питер. 2004. - 397 с.

Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1991. – 455 с.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1990. – 446 с.

Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск.:Литера., 1996. – 296 с.

Хилько Н.Ф. Социокультурные аспекты экранного медиатворчества. – М.: Изд-во Российского ин-та культурологии, 2004. – 96 с.

Цехместренко Т. А. У теленяньки дитя без друга // Психология. №2/2006. – с.27-28

Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. - М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1990. - 66 с.

Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М.: Социальные отношения. Перспектива, 2003. – 248 с.

Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации. – М.: Социальные отношения, 2003.

Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. – М.: Мысль, 1973. – 213 с.

Шкондин М.В. Средства массовой информации: системные характеристики. – М., 1995.

Приложение 1

Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. в 1992 г. [2]

ИНСТРУКЦИЯ: «Уважаемые родители, пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, касающихся поведения Вашего ребенка!»

Временами кажется, что в него вселился злой дух.

Да__________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

4.Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

6.Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

7. Он не прочь подразнить животных.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

8. Переспорить его трудно.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

12. Часто не по возрасту ворчлив.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

16. Легко ссорится, вступает в драку.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

Да_________________________________________________________

Нет________________________________________________________

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________

Приложение 2

Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»

(авторская разработка В.Д. Пурина)

УТВЕРЖДЕНИЯ:

Тебе предложили на выбор посмотреть по телевизору:

а) Мультфильм «Вини Пух в гостях у кролика»;

б) Мультфильм «Человек – Паук»;

в) Мультфильм «Дикая семейка Торнберри»;

г) свой вариант.

2) Какую взрослую передачу по телевизору ты смотришь с большим удовольствием:

а) «В мире животных»;

б) «Пусть говорят»;

в) «Криминальная хроника»;

г) свой вариант.

3) В каком телевизионном фильме ты хотел бы сняться:

а) «Приключения Электроника»;

б) «Менты»;

в) «Мортал Комбат смертельная битва»;

г) свой вариант.

4) Если бы ты был главным режиссёром про что бы ты придумал детскую передачу:

а) про дружбу между людьми;

б) про драки между людьми;

в) детский боевик;

г) свой вариант.

Приложение 3

Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей, разработанная Лаврентьевой Г.П.) [2]

Фрагменты:

Рассерженный «впадает в бешенство».

Держится в дали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет или в чем то подозревается.

Ведет себя подобно «настороженному животному».

Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны педагога.

Рассказывает фантастические, вымышленные истории с элементами насилия.

В ответ на приветствие выражает злость или подозрительность.

Портит общественную и личную собственность.

Негативно относится к замечаниям.

Раз или два был замечен в воровстве сладостей, ценных предметов.

«Дикий взгляд». Смотрит исподлобья.

Очень непослушен, не соблюдает дисциплины.

Кричит, угрожает, оскорбляет.

Ведет себя непристойно.

«Играет героя», особенно когда ему делают замечание.

Подражает хулиганским проделкам других.

Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.

Пристает к более слабым.

18. Дерется не соответствующим образом

Приложение 4

Методика “Рисунок несуществующего животного”

(автор Колосова С.Л.) [20]

Интерпретация методики

Положение рисунка на листе: норма — рисунок расположен по центру листа. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа — высокая самооценка, недовольство своим положением в социуме, недостаточное признание со стороны окружающих, претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению. Положение рисунка в нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры – голова: голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности. Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия. Нередко боязнь перед активным действием и нерешительность. Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего - эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств — уши, рот, глаза. Деталь "уши" — заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ — большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный — легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессивность, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Глаза: это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно - демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих. На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья — тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда — постамент): рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии). Части, поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, “самораспространение” с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа — крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты: выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры: анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, “запачкивание” контурной линии; с опасением, подозрительностью — если выставлены щиты, “заслоны”, линия удвоена. Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы “защиты”, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия: оценивается количество изображенных деталей —только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае — экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, “возит карандашом по бумаге”, не нажимая на него). Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, “островки” из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, “запачкивание”, отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему “Я”, представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего. Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности “очеловечивания” животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п. Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело “животного” — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного —рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму "готового", существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается “готовая” существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, “бегекот”, “мухожер” и т.п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием (“ратолетиус” и т.п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления (“лялие”, “лиошана”, “гратекер” и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными. Наблюдаются иронически-юмористические названия (“риночурка”, “пузыренд” и т.п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы (“тру-тру”, “лю-лю”, “кус-кус” и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями (“аберосинотиклирон”, “гулобарниклета-миешиния” и т.п.).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...